Самостоятельная работа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Самостоятельная работа по литературе



Самостоятельная работа по литературе

Учебное пособие

















Пояснительная записка

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования для учащихся, обучающихся на базе основной образовательной школы, базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература», направленного на реализацию обязательного минимума содержания литературного образования.

Практические работы, вошедшие в учебное пособие, нацелены на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литературном процессе, а также знания текстов, вопросов типизации героев, портретных и речевых характеристик и многого другого. Учебное пособие разработано для самостоятельной работы учащихся.

Практические занятия включают в себя объем литературы с19в. по 21в. . Всего в учебном пособии 11 практических работ.

Данное учебное пособие разработано в соответствии с программой учебной дисциплины «Литература», которая ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Литература - это творчество. Надеемся , что предложенное учебное пособие практических заданий по литературе, поможет студентам в решении многих проблем и даст новый толчок к развитию их творческого потенциала.









СОДЕРЖАНИЕ



Наименование тем

стр

1. Пояснительная записка

3

2. Практическое занятие: Перед грозой, в грозу и о «Грозе» по драме А. Н. Островского

5

3. Практическое занятие: Творческая работа по роману «Обломов» И.А.Гончарова

7

4. Практическое занятие: Загадка Е.Базарова по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

9

5. Практическое занятие: Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

10

6. Практическое занятие: «Мысль «семейная» в романе «Война и мир» Л.Толстого

12

7 Практическое занятие: Любовь в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна

14

8. Практическое занятие: Поэтическая гостиная «Красною кистью рябина зажглась…»

16

9. Практическое занятие : « Тема настоящей, верной, вечной любви» в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

19

10.Практическое занятие: Тема нравственности в произведениях Василия Шукшина.

21

Информационное обеспечение обучения

23















Практическое занятие №1

Перед грозой, в грозу и о «Грозе» по драме А.Н.Островского

1.Вспомните историю создания драмы «Гроза» А. Островского.

2.Кто из русских поэтов обращался к теме о грозе?

3.Подумайте о значении слова «гроза».

4.Какие значения слова «гроза» и понятия этого явления встречаются в пьесе.

5.Сделайте анализ действий в пьесе, где говорится о грозе.

6.Опишите возможные значения слова «гроза».

6.«Темное царство» в «Грозе» А. Н. Островского( составить конспект).

7.Где признаки «темного царства» (или - почему вы не соглашаетесь с критиком)? Перечислите свои аргументы.

8.Почему они такие? (Размышление о жителях города Калинова)

9. В сюжете драмы «Гроза»- гибель главной героини, а Н. А. Добролюбов писал, что в пьесе есть что- то «освежающее и ободряющее». Согласны ли вы с этим высказыванием.

10.Напишите развернутый письменный ответ на вопрос: «Кто виноват в гибели Катерины?»











Практическое занятие №2

Творческая работа по роману «Обломов» И.А.Гончарова

Эпиграф: Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить…

(П.А.Вяземский)

«Автор «Обломова» вместе с другими первоклассными представителями родного искусства есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией..» сказал об И.Гончарове критик А.В.Дружинин.

1.Как строится экспозиция романа «Обломов»? Почему она занимает у Гончарова столь большое место?

2.Каково состояние природы в Обломовке?

3.Какие художественные средства передают это состояние?

Установите связь между "мирным уголком" и характером, и образом жизни Обломова.

4.Какие черты контрастны в характерах Обломова и Штольца? Зачем этот контраст автору?

5.В чем главное противоречие отношений Обломова и Ольги Ильинской? Каким образом девушка пытается спасти Обломова?

6.Какой эпизод оказывается кульминацией любовной линии романа?

7.Чем привлекает Обломова Агафья Пшеницына? Чем эти отношения отличаются от отношений с Ольгой?

8.Различаются ли в романе Обломов и «обломовщина»?

9.Одна из наиболее знаменитых деталей в романе «Обломов»- это халат главного героя. Прочитайте стихотворение П.А.Вяземского «Жизнь наша в старости - изношенный халат…».

10.Сравните, чем халат в стихотворение отличается от халата Обломова, каковы отношения лирического героя стихотворения и героя романа к своим халатам.

Жизнь наша в старости - изношенный халат

Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;
В них отпрыски пера, которому в дни
Мы светлой радости иль облачной печали,
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.
На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.
В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.
Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом.

10. Каковы были оценки романа «Обломов» и его главного героя Н.А. Добролюбовым, В.С. Соловьевым, Н.О. Лосским, М.М. Пришвиным?

11.Какая оценка Обломова наиболее близка вам?

Творческая работа ( по выбору учащихся)

1.Критик А.А.Григорьев считал, что сердце автора «лежит гораздо больше к Обломову и Агафье, чем к Штольцу и к Ольге?» Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данное суждение, используя текст романа, а также факты из биографии И.А.Гончарова.

2.Напишите письмо Обломову, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.



Практическое занятие№3

Загадка Е.Базарова по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-х г., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения - «отцов» и «детей» - в полном смысле этого слова

1.Найти в романе внешность героя Е.Базарова (зачитать)

2.Нигилисты. В силу чего они действуют? У нигилистов есть принципы, есть убеждения. Какие?

3.Увлечение героя (зачитать из романа).

4.Отношение к дворянству, аристократии и её принципам.

5.Взгляды на народ.

6.Взгляды на искусство, политический строй России Е.Базарова (зачитать)

7.Любовь и дружба в жизни героя ( найти последнюю сцену свидания с Анной Сергеевной Одинцовой)

8. В чем трагизм Е.Базарова?

9. Работа групп со статьей Д.И.Писарева «Е.Базаров» ( каким представлен герой )

10.. Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите.

11.В чем не прав Е.Базаров? (доказать примерами из романа)

12. В чем смысл смерти героя?

13.Объясните слова И.С.Тургенева о своем герое.(уч. стр.82)

Подготовить развернутый ответ на тему

« Почему Е.Базарову жизнь отцов представляется «глухой?»



Практическое занятие №4

Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге, а напечатан в 1866 году. Он принёс всемирную славу писателю. Достоевского считают создателем социально - психологического романа. "Преступление и наказание" - сложное произведение. И до сих пор не прекращаются споры о сущности авторского замысла, об идейной направленности романа, о его центральном герое. Главным героем является Родион Раскольников.

1.Р.Раскольников. Его портрет, условия жизни

( ч.1.гл.1)

2.Характер героя (анализ эпизодов из романа).

3.Отношение к людям.

4.Социальные предпосылки преступления Раскольникова.

А).Собственная нищета и уязвленная гордость.

Б).Боль за поруганного человека ( семья Мармеладовых, уличные сцены.)

В). Письмо матери, бунт против Свидригайлова и Лужина.

Г). Стечение обстоятельств: разговор офицера и студента в трактире о старухе, разговор Лизаветы с мещанином и бабой.

5.Нравственно-психологические и философские истоки бунта героя (анализ эпизодов из романа).

6.В каких эпизодах романа раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова ( найти и зачитать).

8.Что, кроме самоубийства Свидригайлова, подтолкнуло Раскольникова к признанию в убийстве.

9.Какие внешние события выступили в роли «подсказки» для мятущейся души героя.

Вывод.

10.Этапы крушения теории. Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова всегда остается богаче и шире поработившей её бесчеловечной теории.

11.Причины крушения теории (анализ эпизодов из романа ).

12.Нравственный идеал Достоевского.

Вывод.

Творческая работа. Докажите на собственном анализе отобранных вами эпизодов романа субъективность и предвзятость порабощенного идеей взгляда Раскольникова на окружающую жизнь (задание выполняется письменно)













Практическое занятие №5

«Мысль «семейная» в романе «Война и мир» Л.Толстого

Эпиграф: Семья - один из шедевров природы

( Д.Сантаяна)

Родительский дом - это начало всех начал для каждого человека, родительский дом - это семья. Каждая семья имеет свои традиции, свои правила и нормы воспитания, об этом говорил еще великий классик Л.Н.Толстой. Но хотелось бы, чтобы каждая семья стремилась к нравственным нормам, к честности, порядочности, искренности, морали, и в таких семьях вырастут нравственные люди, люди - патриоты своего отечества и государства, люди, способные любить, доверять, т.е. жить настоящей жизнью. Толстой показывает разные семейные уклады и разные проявления людей в романе «Война и мир».

1.Какие семьи представлены в романе? (Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие, Безуховы)

3.Какой художественный прием избирает Толстой для изображения этих семейных гнезд? ( сопоставление, схожесть)
3.На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.
4.Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?
5.Каковы взаимоотношения между детьми?
6.Какова общая атмосфера в семье?

7.Как проявляется авторская ирония в характеристике внутренне «застывших» людей вроде князя Василия и его детей? ( Докажите примерами из романа)

8.Укажите приемы, с помощью которых Толстой проникает в самую суть подобных характеров.

9. Что представляет собой семья графа Безухова.

Записать вывод.

1.Как представлена семья Болконских? ( работа с романом)

2.Какое воспитание дал старый князь своим детям Андрею и Марье?
3.Какие главные качества он заложил в характерах детей?
4.О чем болит душа старого князя Николая Андреевича?
5.Почему требовательный Николай Андреевич пользовался авторитетом у своих детей?

Идеал семьи -Ростовы ( работа с эпизодом в романе «Именины у Ростовых»)
1.Есть ли в семье дети?
2.Каковы взаимоотношения между взрослыми и детьми?
3.Соблюдают ли Ростовы светские условности?
4.Каковы принципы воспитания в семье?

1.В чем суть толстовской «мысли семейной» ?

2.Как противопоставлены в романе подлинно семейные отношения и семьи - имитации, являющие авторским антиидеалом?

3.Как представлена семейная тема в эпилоге романа

Записать вывод.











Практическое занятие №6

Любовь в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна

Любовь, любовь, - гласит преданье,

Союз души с душой родной.

(Ф.Тютчев)

Ф.Тютчев посвятил любви многие свои стихи, как и многие писатели и поэты. С не меньшим основанием можно И.Бунина и А. Куприна назвать певцом возвышенной любви. Сегодня мы будем путешествовать в волшебную страну любви, существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. И.Бунин и А. Куприн - мастера в изображении человеческих чувств, они умеет глубоко показать человеческие переживания, открыть душу человека любящего и страдающего. В их произведениях мы увидим любовь - прекрасное, облагораживающее чувство.

1.Каковы связи И.Бунина и А.Куприна с классической литературой?

2.Когда и за какие заслуги И.Бунин получил Нобелевскую премию. Как он воспринял эту награду?

3.Каким традициям А.П.Чехова и Л.Н.Толстого следовал А.И.Куприн?

4.Тема «маленького человека » в каком произведении А.И.Куприна ? Почему вы так считаете?

5.Почему И.А.Бунин, к этому времени создавший и «жизнь Арсеньева», и «Митину любовь»,и «Дело корнета Елагина», целую книгу рассказов о любви «Темные аллеи», в которую и вошел «Чистый понедельник»,выделял именно этот рассказ?

5.Как построен короткий рассказ «Легкое дыхание»? Почему Бунину важно было и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте - у надгробного памятника героине? Почему «теснота», сдавленность пространства повествования оказалась столь необходимой для воплощения главной темы рассказа?

6. Каким образом сюжет «Легкое дыхание» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого дыхания, вечное очарование героини?

7.В чем отличие «Чистого понедельника» И.А.Бунина от «Дворянского гнезда» И.С.Тургенева? Спасает ли человека монастырь от внутреннего разлада с миром или он на свой лад подавляет, нивелирует внутренний мир, свободу личности?

8. Что вы знаете о других произведениях А.И.Куприна- цикла «Поллеских рассказов», в который входила повесть «Олеся» («На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк»)?

9.Почему именно в повести «Олеся» все бытовые, этнографические подробности из жизни косной, забитой и странной в своем слепом рвении мужицкой массы словно утратили свою тяжесть, натуралистическую густоту?

10.Чем привлекает читателя Олеся?( найти в тексте и зачитать)

11.Почему же , несмотря на искренность чувств, все заканчивается расставанием героев?

12.Чем заканчивается повесть?

13. Почему так инфантильны, «немужественны», безвольны мужчины в мире Куприна? 14.Почему они словно ждут подарка от судьбы? Почему Олеся с ее близостью к природе, отвагой неведенья, сердечным разумом куда смелее и безогляднее героя в своей борьбе за счастье?

Запишите вывод.

14. Какова роль контрастного сопоставления грубого окружения княгини Веры и «громадного счастья» любви к ней Желткова?

15.Почему само присутствие этой любви и подаренный браслет с пятью гранатами порождает в героине « неожиданную» тревогу?

16.Чего страшится эта благополучная героиня? Почему Желтков все же решил уйти из жизни, словно ощутив тревогу Веры? ( найти в тексте и зачитать)

17. Какое значение для понимания рассказ имеет музыка Л.Бетховена, название сонаты которого стало эпиграфом? Почему в финале музыка соединяется со словами известной молитвы?

18..О ком Куприн писал: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…».

19.В чем сходство и различие героев А.И.Куприна в произведениях «Олеся» и «Гранатовый браслет»?

20. Что отличает тип «купринского героя» от «бунинского»?

Запишите вывод.

Практическое занятие №7

«Красною кистью рябина зажглась…»

Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением, как культуры «серебряного века», так и всей истории русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями.

1.Место рождения Марины Цветаевой

Красною кистью

Рябина зажглась.

(Подготовить анализ стихотворения)

2. «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра, родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догадливым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ер…» Могу сказать ,что я родилась не в жизнь, а в музыку»

Кто создан из камня ,кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

(Подготовить анализ стихотворения)

Вывод запишите.

3. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть - книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи ,теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.

4. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает:

«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы- польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Увеличенная фотография - темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

(Подготовить анализ стихотворения «Бабушке»:

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…

……………………………….

5. Стремительно и властно в жизни будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

6. Какие стихи посвятила Марина Цветаева А.С.Пушкину?

7. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычная сама по себе и делала необычными всех живущих с ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским . Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 начала 20 века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей кумиру - Александру Блоку:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке

( Подготовить анализ любого стихотворения, посвященного А.Блоку)

8.В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

Я с вызовом ношу его кольцо!

-Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

…………………………………………

Мне нравится, что вы больны не мной

Мне нравится, что я больна не вами

…………………………………………..

(Подготовить анализ стихотворения )

9. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой - ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «это было время расцвета Марининой красоты. Цветком ,поднятым над плечами, ее златоволосая голова, пушистая с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в творчестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее - во внутреннем»

Тихо плещется море,

Темно - синее небо, мерцающие звезды и стихи:

В огромном липовом саду -

Невинном и старинном-

10. Какова судьба поэтессы и ее родственников в эмиграции ?

11.Чем вам понравились стихи Марины Цветаевой?

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

………………………….

Подготовить реферат о жизни и творчестве поэт

Практическое занятие №8

« Тема настоящей, верной, вечной любви» в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"





"За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!"

М.А. Булгаков.

Имя Михаила Афанасьевича Булгакова известно всем, и его, несомненно, можно назвать классиком русской литературы. Роман «Мастер и Маргарита» можно назвать романом - завещанием, средоточием всего самого важного в жизни. Сегодня речь пойдет о любви, о мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты - явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики. (Евгений Онегин и Татьяна; Ленский и Ольга; Болконский и Ростова; Безухов и Ростова; Раскольников и С. Мармеладова и т.д).

Как построена система образов в романе?

Как трансформируется история доктора Фауста в судьбе булгаковской Маргариты?

Что оправдывает Маргариту, совершавшую прелюбодеяние, ставшую ведьмой, разгромившей квартиру Латунского, продавшую душу дьяволу?

Почему представитель Иешуа Левий Матвей просит Воланда позаботиться о её судьбе?

Кто же такая эта Маргарита?

Маргарита Николаевна испытывала потребность любить? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?

Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?

Запишите вывод.

В каком эпизоде впервые появляется Мастер?

Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер? Вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. (Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13). Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде )

С портретом какого писателя - классика схож портрет Мастера?

Как гоголевский мотив проявляется не только во внешности, но и во внутреннем мире Мастера?

Почему Мастер « не заслужил света, он заслужил покой» ?

Запишите вывод.

Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.

А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы. ( Анализ эпизода "Погром в квартире Латунского" зачитать).

Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.(анализ эпизода "Маргарита на балу у Воланда).

Запишите вывод.









Практическое занятие №9

Тема нравственности в произведениях Василия Шукшина

Василий Макарович Шукшин остался в памяти современников и в литературе как писатель высоких нравственных принципов. В его рассказах , повестях, романах ведется разговор об истинных нравственных ценностях. В книгах Шукшина, которые критики называли бытовой прозой, можно найти искреннего и доброжелательного собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника. Обычные сельские жители мучаются в его рассказах вечными вопросами. Во многих своих произведениях Василий Шукшин говорит о вопросах нравственности. В сборнике «Сельские жители» Шукшин обратился к тем персонажам, которых очень хорошо знал по алтайской поре своей жизни. Именно благодаря Алтаю, своей малой родине, писатель научился ценить землю и труд человека на этой земле, понимать суровую прозу сельской жизни. Интерес к пестроте жизни и «маленькому человеку», соединение комического и драматического - отличительные особенности рассказов Шукшина.

(Задания учащимся даются заранее)

1 группа(Чтение и анализ рассказа «Гринька Малюгин»). В рассказе «Гринька Малюгин», повествующем о хорошем, добром парне, нет никаких высоких слов о героическом. Но именно в душе обыкновенного парня в необходимую минуту и просыпается героическое начало, «скрытое за внешней дурашливостью и простодушием». Он, рискуя жизнью, спас бензохранилище, избавив его от своего грузовика, охваченного пламенем. Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Думы» - о чудачествах шукшинских героев. Сюжетной связи между ними нет, но есть определенное родство характеров - все они немного странные. Писатель ищет и находит у них ту «чудинку», которая делает их такими неповторимыми среди многих других людей. Чудику резко противопоставлен его брат-приспособленец, ловкач, цепкий добытчик.

(Чтение и анализ отрывка рассказа "Чудик")

Запишите вывод.

2 группа (Чтение и анализ отрывка рассказа «Печки- лавочки) Рассказ «Печки- лавочки» повествует о поездке крестьянина Ивана Расторгуева с далекого Алтая в южный санаторий, истории, полной забавных приключений. Характер Ивана - самобытный, резкий, угловатый, задиристый, но и наивный. Иван активно вмешивается в жизнь, бурно реагирует на происходящее. Вот он взрывается при встрече с вагонным очкастым попутчиком и грозит пустить его пешком по шпалам; восхищается конструктором, а на самом деле жуликом; в профессоре подозревает бандита. Всякий раз стесняется своего деревенского происхождения, но и гордится, им. Колюч, ершист, но и душевен, открыт людям. Это один из тех шукшинских «чудиков», которые были описаны писателем во многих его рассказах.

3 группа (Чтение и анализ «Калины красной» ) В киноповести «Калина красная» Шукшин создал современный вариант притчи о блудном сыне. Егора Прокудина оторвало жизненным вихрем от родных, близких, друзей, он оказался в тюрьме, потом был освобожден из заключения, чтобы вернуться в родной дом, соединить свою жизнь с чудесной женщиной, «вступить на дымящую паром пашню». Душа у Егора ранимая, бурная, кровоточащая. Его внешняя бравада, даже грубость вдруг сменяется лирической нежностью при встрече с березами. Он не может «вписаться» в «круговерть мелькающих событий». Он жаждет чистоты и правды, он готов жить по совести, но «поток жизни» сбил его и «потянул в пропасть».(Чтение и анализ отрывка повести)

Творческая работа: Какие «вечные вопросы» решают шукшинские герои и как они связаны с вопросами , поставленными русской литературой 19 века(работа выполняется письменно)









Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. В.А. Чалмаев. С.А.Зинин. 11кл. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС». 2008г.

  2. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.

  3. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2005

  4. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2003.

  5. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

  6. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2002.

  7. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2003.

  8. Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2005.

  9. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2005.

  10. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2000

  11. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.

  12. История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.

  13. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.

Дополнительные источники

  1. Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.

  2. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

  3. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.

  4. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.

  5. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.

  6. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

  7. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

  8. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.

Интернет-ресурс

1.Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: edu.ru/

2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Режим доступа: window.edu.ru/

3.Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: fcior.edu.ru/

4.Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: openclass.ru/sub/

5.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: school-collection.edu.ru/

6.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: festival.1september.ru/…







© 2010-2022