Разработка дидактического материала по русскому языку на тему Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Данная работа рассматривает пути и методы подготовки учащихся очно-заочных групп к выполнению тех заданий ЕГЭ, которые связаны с разделом «Лексика», кроме того, пополнение лексического запаса ученика поможет в выполнении ВТОРОЙ части экзамена и подготовке к итоговому сочинению. Работа предназначена как для учеников, так и для учителей.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данная работа рассматривает пути и методы подготовки учащихся очно-заочных групп к выполнению тех заданий ЕГЭ, которые связаны с разделом «Лексика», кроме того, пополнение лексического запаса ученика поможет в выполнении ВТОРОЙ части экзамена.

Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Словарная работа является одним из средств повышения общеязыковой и речевой культуры учащихся, формирования их мировоззренческой позиции. Кроме того, обширный словарный запас - залог успешной сдачи ЕГЭ. В связи с этим учителю необходимо как на уроках, так и на групповых и индивидуальных консультациях систематически работать над увеличением активного словаря учащихся.

В зависимости от цели словарной работы различаются словарно-орфоэпические, словарно-морфологические и словарно-семантические упражнения. В работе над словом необходимо учитывать одновременно все виды работы: и работу над значением слова, и над его произношением (а это понадобится к заданию №4 ЕГЭ), и его правописание, морфологическую принадлежность, сферу употребления.

Учителю при составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования необходимо помнить о том, что многие учащиеся очно-заочных групп имеют огромные пробелы в знаниях, умениях и навыках, их подготовленность крайне низкая, а словарный запас скуден, поэтому нужно включать задания на развитие лексического запаса. Пополнению лексического запаса помогут также целенаправленные уроки подготовки и проведения изложений и сочинений, осуществление межпредметных связей - главным образом с уроками литературы.

Приемы объяснения лексического значения слова подразделяются на три группы:

1.Приемы, основанные на применении наглядности (предмета, изображения, ТСО). Они используются при знакомстве с устаревшей лексикой (городовой, булава и т.д.), специальной, учебной лексикой(штатив, рейсшина), со словами из области искусства( гравюра, барельеф, постамент и т.д.).

2.Приемы, основанные на словесных объяснениях (логическое определение, описательное толкование слова, подбор синонимов и антонимов, морфологический и этимологический анализ слова). Логический прием является ведущим во всех толковых словарях. Такой вид лексической работы встречается учащимся в задании №3 ЕГЭ. Надо сказать, что многие допускают ошибки при выполнении этого задания, определяя неверно значение слова по словарной статье. Ориентируя ученика на правильное выполнение этого задания, нужно обратить его внимание на то, что словарная статья, каждый ее раздел, содержит примеры словосочетаний с предложенным для определения словом.

3.Приемы, с помощью которых учащиеся сами раскрывают смысл слова, используя контекст или подстрочные замечания. Например: значение слова барьер выясняется в контексте: Базаров провел носком сапога черту на земле.-Вот барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти?(И.С.Тургенев.)

Для лучшего усвоения слов необходимо сочетание двух и более приемов объяснения. При этом для объяснения берутся слова, трудные для учащихся в смысловом и понятийном отношениях, слова, актуальные с точки зрения языкового общения, их важности для расширения общей культуры учащихся.

Для обогащения речи учащихся книжной лексикой современного русского языка рекомендуется разбить слова на смысловые (тематические) группы.

Примерный перечень слов по тематическим группам:

1.Общественно-политическая лексика: аннексия, апартеид, абсолютизм, автократический, авторитарный, автономия, муниципалитет, мистификация, локаут, меморандум, оппозиция, ратификация, референдум, эмансипация.

2.Морально-этическая группа: альтруизм, аскетизм, демагогия, догматизм, иррационализм, принцип, этика.

3.Спортивная группа: биатлон, бобслей, баттерфляй, гроссмейстер, олимпиада, спартакиада, регби, форвард.

4.Лексика, относящаяся к сфере искусства: барокко, бенефис, монумент, постамент, скульптура, натюрморт, палитра, панно, режиссер, продюсер, сценарий, либретто, тенор, хореография, хормейстер.

5.Литературоведческие термины: беллетристика, баллада, гротеск, монография, сентиментализм, эпиграмма, эпос, элегия.

6.Военная терминология: бастион, блокада, канонада, фрегат, блиндаж, фельдъегерь.

При повторении частей речи удобнее пользоваться лексико-семантическими группами. Повторяя имя прилагательное, можно дать задание подобрать прилагательные, обозначающие свойства характера, качества людей, их особенности: добродетельный, беззаветный, корректный, компетентный, пунктуальный, чопорный, эрудированный; эмоционально-оценочную лексику: безмятежный, беспрецедентный, безапелляционный, декларативный, обаятельный, цельный, упоительный, чарующий, чудотворный, целомудренный.

Для обогащения лексического запаса учеников эффективны следующие задания:

1.Дать описательное определение словам: арбитр, реставрация, античный, альтруизм, эгоизм, гуманизм, аллегория, приверженец, преемник, регрессивный, привередливый, прельщать, формировать, коалиция, шедевр и др.

2. Чтобы закрепить правописание и помочь запомнить значение этих и других словарных слов, можно предложить ученикам словарные диктанты, но диктовать на сами слова, а их значение:

Например: судья спортивного состязания (рефери, арбитр) и т.д.

Внимание учащихся к лексической работе значительно усиливается, если оно связывается с подготовкой к сочинению. Для этого рекомендуется словарно-семантический диктант. Например, при подготовке к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»: полемика, антагонизм, материализм, философия, нигилист, демократ, разночинец, принцип, миросозерцание, мировоззрение, идеал, дворянин, аристократ, плебей, либерализм, сибарит, эмансипация, общественно-политический, противостояние, мораль, этический, крепостник.

В обогащении словарного запаса учеников необходима и работа с синонимами, антонимами, паронимами и фразеологизмами. Систематическая работа в данном направлении станет залогом успешной сдачи ЕГЭ и послужит формированию у учащихся определенного лексического багажа, который поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности.

© 2010-2022