- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщающие слова при однородных членах предложения
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артюшкина В.А. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок в 8 классе «Б»
по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
Цель: повторить и закрепить ранее полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
Задачи: отработать навыки и умения находить обобщающие слова при однородных членах предложения; постановку знаков препинания при обобщающих словах; развить умения самостоятельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы; развитие устной и письменной речи; воспитать чувство любви к природе.
Тип: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.
I. Организационный момент.
II. Лингвистическая разминка.
III. Третий лишний.
IV. Тема урока.
V. Задания по группам.
1 группа. Составить предложения по схемам. Задания на «5», «4», «3».
2 группа. Подобрать подходящие слова к однокоренным членам предложения, расставляя знаки препинания. Задания на «4», «3».
3 группа. Тест. Задание на «3».
VI. Творческая работа по картине И.И. Шишкина «Рожь».
VII. Индивидуальная работа.
VIII. Тест.
IX. Итог урока.
Индивидуальное задание.
Работа с текстом.
В воздухе пахло снегом под н..гами мя..ко хрустел снег земля крыши дерев..я на бульварах все было мя..ко бело молодо и оттого д..ма выглядывали иначе чем вчера фонари г..рели ярче воздух был прозрачный экипажи стучали глуше и в душу вместе со свежим ле..ким морозным воздухом просилось чувство п..хожее на белый молодой пушистый снег. (А.П. Чехов «Припадок»)
Задания:
- Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, озаглавить текст. Определить тип и стиль речи. Какие художественные средства выразительности помогают нарисовать картину первого снега?
(Тип речи - описание с элементами повествования, стиль - художественный. Использованы эпитеты: молодой, белый, пушистый, первый снег; свежий, легкий морозный воздух - однородные и неоднородные определения; сравнение: «чувство, похожее на белый снег». Текст можно озаглавить «Первый снег», «Запах снега», «Снежный пейзаж»)
- Какое слово можно назвать ключевым? (Снег. В слове «снег» Чехов передает белизну первого снега, его первозданность, мы как бы ощущаем мягкий хруст его под ногами. вдыхаем свежий зимний воздух, пахнущий снегом)
- Объясните лексическое значение слов: бульвар, экипажи.
(Бульвар - широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной. Экипаж - легкая негрузовая рессорная повозка, коляска - по словарю Ожегова)
Индивидуальное задание.
- Из произведений А.С. Пушкина выписать предложения с однородными членами на тему: «Пушкин о зиме». Сделать схемы предложений с однородными предложениями.
Например.
а) Вот ветер, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима. («Евгений Онегин») (О, О) - сложное предложение, состоит из 2-х простых, в 1-м предложении однородные сказуемые, связанные перечислительной интонацией.
б) Зато зимы порой холодной езда приятна и легка. (О и О) - предложение с однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными и связанными одиночным союзом И.
в) То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. («Зимний вечер») (То О, то О) - предложение с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени, в изъявительном наклонении, в 3 лице, которые связаны разделительными повторяющимися союзами то-то. Это предложение осложнено сравнительными оборотами.
г) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит («зимняя дорога») (О, О) - предложение с однородными определениями, выраженными прилагательными.