- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Причастие
Урок по теме Причастие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прохоренко И.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Причастие как особая форма глагола
Цели: дать понятие о причастии; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.
Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.
Ход урока
Вводно-мотивационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Орфографическая диктовка.
Забираем, выстирать, постелить, выберу, вымирать, вымер, вытер.
Объяснить правописание слов, составить с 2 словами словосочетание ,сделать их морфологический разбор.
II. Объяснение темы «Причастие как часть речи»
Слово учителя о причастии как особой форме глагола.
III. Работа с учебником
1. Чтение §5 (с. 22).
2. Обсуждение вопросов.
Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.
Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.
- Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)
- Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во
втором - определение-причастие.
- В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)
- В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)
Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.
Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).
3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 47. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод -причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится.
2. Упражнение 48. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.
Дополнительный вопрос:
- Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.
3. Упражнение 50: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих,
4.ЗПР УПр 51,52
' Домашнее задание 1.§5
2. Упражнение 53.
3. Принести на урок любую свежую газету или журнал.