Урок по теме Причастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Причастие как особая форма глагола

Цели: дать понятие о причастии; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

Вводно-мотивационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая диктовка.

Забираем, выстирать, постелить, выберу, вымирать, вымер, вытер.

Объяснить правописание слов, составить с 2 словами словосочетание ,сделать их морфологический разбор.

II. Объяснение темы «Причастие как часть речи»

Слово учителя о причастии как особой форме глагола.

III. Работа с учебником

1. Чтение §5 (с. 22).

2. Обсуждение вопросов.

Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.

Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.

- Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)

- Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во

втором - определение-причастие.

- В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)

- В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)

Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 47. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод -причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится.

2. Упражнение 48. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.

Дополнительный вопрос:

- Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.

3. Упражнение 50: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих,

4.ЗПР УПр 51,52

' Домашнее задание 1.§5

2. Упражнение 53.

3. Принести на урок любую свежую газету или журнал.



© 2010-2022