- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе
Конспект урока по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Искандарова Е.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературное чтение
Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Тема урока: «Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цели и задачи уроков:
Образовательные: подвести к пониманию главной мысли сказки А.С. Пушкина: зависть является источником зла.
Развивающие: развивать читательскую компетентность, воображение, внимание к слову, самостоятельность мышления, умение анализировать, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать человечность, доброту.
Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Проект урока
№
Этап урока
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Оргмомент.
Целеполагание.
2 мин.
Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами уроков.
Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока.
2.
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками.
40 мин.
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
Объясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.
Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.
Выполняют задания по карточкам, дополнительные задания из учебника. Отмечают свои достижения на «карте успеха».
3.
Итоги урока. Рефлексия.
2 мин.
Подводит итоги, анализирует таблицу.
Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
6.
Домашнее задание.
1 мин.
Дает задание.
Учащиеся берут на дом карточки с разноуровневыми заданиями. Читают другие сказки Пушкина.
Ход 1 урока
I. Оргмомент. Целеполагание. Вступительное слово учителя. Мы начинаем изучать сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Тема нашего урока: Анализ сказки А.С. Пушкина.
Назовите известные литературные сказки Пушкина.
А. С. Пушкин создает свои сказки в первой половине 30-ых г. девятнадцатого века. «Сказка о попе и о работнике его Балде» была написана в Болдино осенью 1830 года. «Сказка о царе Салтане…» написана 29 августа 1831 года. «Сказка о рыбаке и рыбке» написана второй болдинской осенью 1833 года. «Сказка о мертвой царевне» закончена тоже в Болдино 4 ноября 1833года, «Сказка о золотом петушке» написана в 1834 году. В основе первых 4 сказок лежат записи Пушкина, в которых он излагает сюжеты народных сказок, услышанных им от Арины Родионовны.
Цель урока: на примере данной сказки показать особенности литературной сказки, учиться её анализировать, работать с текстом, делать выводы.
II. Cамостоятельная работа по разноуровневым карточкам
- А сейчас работаем по карточкам (приложение 1).
Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики. Ребята рассуждают по вопросам карточек, сначала анализируют вопросы уровня «А», затем уровня «В» и уровня «С». Ответы учащиеся подкрепляют текстом сказки.
III. Итоги урока. Рефлексия.
- Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
IY. Домашнее задание.
- Прочитать другие сказки А.С. Пушкина.
.
Уровень «3»
1.Дать определение литературной сказке. Чем она отличается от народной?
2. Любая сказка - это прежде всего столкновение добра со злом. Подчеркните в тексте сказки, кто является олицетворением зла, а кто добра.
3. Расскажите о царевиче Гвидоне Салтановиче.. Какими чертами поэт его наделяет? Его характер в разных сценах? (Подчеркнуть в тексте).
4. Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листочке.
Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце (Салтан)
5. Как поэт описывает царевну-лебедя? Прочитайте.
6. Расскажите о фантастических превращениях в сказке.(лебедь - девица, коршун - чародей, царевич - комар, чудный остров, ручная белочка с золотыми орешками поет песенки, хрустальный дом, князь Гвидон - муха, 33 богатыря , выходящие из морских вод, князь- шмель. Найдите подтверждение в тексте, прочитайте.
Уровень «А»
7. Цифра 3 волшебная, она характерна для многих сказок. Приведите примеры.
8. Назовите особенности языка сказки ( синонимы, сравнения, эпитеты, противопоставления)
Уровень «Б»
9. Сопоставьте эту сказку Пушкина и другие его сказки. Что заметили?
10. Чему учит сказка? (Учит справедливости , добру, правде)
11. Композиция - это построение произведения. Прочитайте зачин и концовку сказки.
Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста.
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?
В те поры война была
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)
Неведому зверушку
3. Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод … (что сделать?)
Тайно бросить в бездну вод
4. Какую песенку пела белка?
^ Во саду ли, в огороде
5.Разом пушки запалили,
В колокольнях зазвонили,
К морю сам идет Гвидон…
Кого он встречает?
^ Царя Салтана