Конспект урока по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Тема урока: «Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цели и задачи уроков:

Образовательные: подвести к пониманию главной мысли сказки А.С. Пушкина: зависть является источником зла.

Развивающие: развивать читательскую компетентность, воображение, внимание к слову, самостоятельность мышления, умение анализировать, сравнивать.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, воспитывать человечность, доброту.

Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).

Проект урока


Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент.
Целеполагание.

2 мин.

Помогает учащимся определить тему урока, знакомит с целями и задачами уроков.

Определяют тему урока, знакомятся с целями и задачами урока.

2.

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками.

40 мин.

Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
Объясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.

Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.
Выполняют задания по карточкам, дополнительные задания из учебника. Отмечают свои достижения на «карте успеха».

3.

Итоги урока. Рефлексия.

2 мин.

Подводит итоги, анализирует таблицу.

Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

6.

Домашнее задание.

1 мин.

Дает задание.

Учащиеся берут на дом карточки с разноуровневыми заданиями. Читают другие сказки Пушкина.

Ход 1 урока
I. Оргмомент. Целеполагание. Вступительное слово учителя. Мы начинаем изучать сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Тема нашего урока: Анализ сказки А.С. Пушкина.

Назовите известные литературные сказки Пушкина.
А. С. Пушкин создает свои сказки в первой половине 30-ых г. девятнадцатого века. «Сказка о попе и о работнике его Балде» была написана в Болдино осенью 1830 года. «Сказка о царе Салтане…» написана 29 августа 1831 года. «Сказка о рыбаке и рыбке» написана второй болдинской осенью 1833 года. «Сказка о мертвой царевне» закончена тоже в Болдино 4 ноября 1833года, «Сказка о золотом петушке» написана в 1834 году. В основе первых 4 сказок лежат записи Пушкина, в которых он излагает сюжеты народных сказок, услышанных им от Арины Родионовны.
Цель урока: на примере данной сказки показать особенности литературной сказки, учиться её анализировать, работать с текстом, делать выводы.

II. Cамостоятельная работа по разноуровневым карточкам
- А сейчас работаем по карточкам (приложение 1).
Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики. Ребята рассуждают по вопросам карточек, сначала анализируют вопросы уровня «А», затем уровня «В» и уровня «С». Ответы учащиеся подкрепляют текстом сказки.
III. Итоги урока. Рефлексия.
- Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
IY. Домашнее задание.
- Прочитать другие сказки А.С. Пушкина.
.
Уровень «3»
1.Дать определение литературной сказке. Чем она отличается от народной?
2. Любая сказка - это прежде всего столкновение добра со злом. Подчеркните в тексте сказки, кто является олицетворением зла, а кто добра.
3. Расскажите о царевиче Гвидоне Салтановиче.. Какими чертами поэт его наделяет? Его характер в разных сценах? (Подчеркнуть в тексте).
4. Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листочке.

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце (Салтан)

5. Как поэт описывает царевну-лебедя? Прочитайте.

6. Расскажите о фантастических превращениях в сказке.(лебедь - девица, коршун - чародей, царевич - комар, чудный остров, ручная белочка с золотыми орешками поет песенки, хрустальный дом, князь Гвидон - муха, 33 богатыря , выходящие из морских вод, князь- шмель. Найдите подтверждение в тексте, прочитайте.
Уровень «А»
7. Цифра 3 волшебная, она характерна для многих сказок. Приведите примеры.
8. Назовите особенности языка сказки ( синонимы, сравнения, эпитеты, противопоставления)
Уровень «Б»
9. Сопоставьте эту сказку Пушкина и другие его сказки. Что заметили?

10. Чему учит сказка? (Учит справедливости , добру, правде)

11. Композиция - это построение произведения. Прочитайте зачин и концовку сказки.

Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста.


1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была


2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)


Неведому зверушку


3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)


Тайно бросить в бездну вод


4. Какую песенку пела белка?


^ Во саду ли, в огороде


5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?


^ Царя Салтана




© 2010-2022