Конспект Урок Описание картины

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Березинская СОШ







Разработка урока по русскому языку

в 5 классе.

Тема:

«Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Учитель: Каменева Галина Филипповна.


п. Березинский

2015 год

Цель урока:

•научить описывать неживую природу (натюрморт) по картине

• развивать навыки, необходимые для сочинения по картине (композиция,

цвет, свет)

• воспитывать любовь к природе и желание беречь и преумножать ее.

Ход урока:

  1. Создание эмоционального настроя путем знакомства с изображением цветов на фото.

  2. Сбор рабочих материалов по образцам прозы, поэзии.

  3. Игра - физкультминутка «Превращение из семени в цветок».

  4. Лексико-орфографическая работа.

  5. Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

  6. Рефлексия.

-Сегодня мы поговорим об одном из самых чудесных творений на земле - цветке, чтобы подготовиться к описанию картины

Постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров: поэтов, писателей, художников, композиторов.

1) -Что для вас связано со словом цветок? Запишите ассоциации на лист в графу «Ассоциации».

(смотри «Приложение №1»)

2) -Попробуйте отгадать название цветка, о котором говорится в загадке.

3) -Цветы всех покоряют своей красотой, но особенно любимы и нежны полевые цветы. Что вы можете сказать об этой красоте ?

( материалы записываем в графу «Полевые цветы».)

4) -А вот как описывается природа в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

(подчеркните определения, сравнения, которые подчеркивают красоту цветка)

(Смотри Приложение №2).

5) -Пожалуй, каждый поэт в своих стихах изображал цветы и их неповторимую красоту.

Давайте выберем рабочие материалы в образцах поэзии. Запишем в графу «Художественные тексты».

-Зачитайте, что у вас получилось.

6) -А теперь, используя все рабочие материалы, создайте маленькую зарисовку «Полевые цветы». Делаем это в 4 графе.

-Видите, ребята, какие полевые цветы нежные, прекрасные, но беззащитные, поэтому давайте прочтём стихотворение и посмотрим, что будет с природой, если мы будем относиться к ней небрежно.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

(Т.Собакина)

II - физкультминутка

-Чтобы немного отдохнуть, давайте поиграем в игру « Превращение из семени в цветок»

(физкультминутка)

-Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. (Звучит мелодия Скрябина «Этюд. Маргаритки»)

Сожмитесь в маленькое сухое семечко. Садовник бережно относится к семечкам, поливает их, (гладим по головкам) ухаживает за ними.

С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. ( Дети приподнимаются). У него раскрываются листочки (руки тянут вверх), растёт стебелёк

( вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаем пальчики).

И росток превращается в красивый цветок!

Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается соседям, кланяется им, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками. Но вот подул осенний ветер, цветок качается в разные стороны, борется с непогодой. Ветер срывает лепестки, пригибает цветок к земле. Пошёл снежок. Цветок опять превратился в семечко. Снег укутал его своей шубкой, ему тепло и спокойно.

- Скоро опять наступит весна, и он оживёт.

III. Новый материал.

- Ребята! На уроках изобразительного искусства вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода. - Цветы изображали на своих картинах известные художники. Они передавали неповторимую красоту.


  1. Лексико-орфографическая работа.

Композиция- соотношение и взаимное расположение частей, фигур на картине художника.

(На переднем плане, на заднем плане, справа, слева…)

Столешница - верхняя поверхность стола.

а) Как называются картины, на которых всё это изображено?

(Натюрморт - открываем это слово).

Натюрморт - мёртвая природа, изображение цветов, фруктов, предметов быта.

- Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мертвая природа».

Если видишь на картине

Розу, вазу на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт.

Предлагаю вашему вниманию картину Фёдора Петровича Толстого

« Цветы, фрукты, птица».

Толстой Фёдор Петрович (1783 - 1873) - русский художник. Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура, медали. Широко известны его натюрморты «Ягоды красной смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка».и др.

На картине « Цветы, фрукты, птица» изображены летние садовые цветы. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы. Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчёлы и бабочки. Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов. Кажется, что цветы вот - вот сорвали и поставили в вазу. Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. Слабые и беззащитные цветочки хочется напоить водой, чтобы они радовали глаз и создавали ощущение, что мы находимся в саду, где ветер заставляет двигаться все цветы и растительность, разнося чудесный запах. Если присмотреться, то опавшие лепестки цветов похожи на бабочку, пытавшуюся взлететь на цветок или севшую отдохнуть. Скромная стеклянная ваза с питьевой водой, на которой сидит молодая бабочка только что летавшая на воле. Рядом с вазой сидит птичка, которая оглядывается, словно прислушиваясь к посторонним звукам, как - будто готовившаяся к взлёту. Рассмотрев картину, мы видим необычайную красоту различных цветов на тёмном фоне, разнообразие красок цветов, растущих в садах. Мне очень понравилась эта картина. Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой. Их совместные интересы. Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе).

б) Обсуждение картины.

- Что изображено на картине?

(Стеклянный графин, скромные цветы, сочные аппетитные фрукты, нежные хрупкие цветы).

- Как эти предметы расположены на холсте?

(На переднем плане графин с цветами, вокруг расположены фрукты)

- Какие краски использовал художник, чтобы привлечь наше внимание к предметам?

(Светлый графин, нежно-розовые цветы, красные спелые яблоки, на солнечном фоне ярко выделяются бабочка, комар и яркая птичка)

- Почему рядом с цветами художник изобразил фрукты?

(Он хотел показать щедрость природы).

- Почему картина называется «Цветы, фрукты, птица»?

-Какую роль здесь выполняют птица и насекомые?

(Насекомые - это тоже часть природы, и они оживляют натюрморт).

-Какие цвета и оттенки преобладают в картине?

(Солнечные).

-Какое настроение вызывает этот натюрморт?

-Понравилась ли вам эта картина?

в) Орфографический диктант.

Беззащитные, аромат, лепестки, стеклянный графин, птичка, упругая сочность, хрупкий, взаимосвязь природы, виноград, смородина.

У вас сегодня был необычный урок - мы вернулись в лето, почувствовали аромат скромных полевых цветов, научились описывать цветы, изображенные на картине.

А теперь мне хотелось бы узнать ваше впечатление от урока.

6. Рефлексия «Солнышко».

На доске висит солнышко. Его лучинки - это косички с бантиком на конце, такие лучики есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует определенному настроению.

Оранжевый - радостное, восторженное настроение.

Синий - грустное настроение, усталость, желание отдохнуть.

Зелёный - активность.

Жёлтый - спокойствие, уверенность.

Чёрный - уныние, отрицание.

- Каждый из вас по-своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо ещё над собой поработать. Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку лучик своего настроения от нашего урока. Итак, оцените свою сегодняшнюю работу.

-Спасибо за урок!




7


© 2010-2022