Конспект урока по русской дитературе

  С огромной любовью говорит писатель о маме, бабушке, дедушке, о том, какую огромную роль они сыграли в его жизни в сборнике рассказов «Последний поклон».   Повесть «Последний поклон»состоит из нескольких рассказов о жизни  будущего писателя. И в каждом рассказе встречаемся с чувством огромной благодарности к своей бабушке, которая была рядов со своим внуком в тяжелые годы детства.  Сегодня мы рассмотрим с вами только рассказ, который называется  «Последний поклон». С ранних лет Виктор Петров...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»

Кош-Агачский район

Республика Алтай








Урок-мастерская по русской литературе в 7 классе

«И живет в сердце вина…»

(по рассказу В.П. Астафьев «Последний поклон»)




Ажикенова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы.







2011

Цели: пробудить интерес к изучаемому произведению, развитие «таланта» читателя;

Активизировать эмоциональную сферу личности обучающихся;

Расширить представление о творчестве писателя, способствовать логическому

мышлению;

Развитие связной речи учащихся, умения рассуждать, отстаивать свою точку зрения;

Воспитание чувства долга, ответственности к родным и окружающим людям.

Тип урока: урок новых знаний

Средства обучения: тексты, портрет писателя, выставка книг, карточки с вопросами, фотоиллюстрации к произведению, творческие работы детей.

Межпредметные связи: история и литература

Методы и приемы: частично-поисковый, наглядный, словесный, практический

Форма работы: групповая.

Я отыщу твой крест смиренный под коим, меж чужих гробов,

Твой прах улегся изнуренный, т рудом и бременем годов.

Пред ним печальной головою склонюся; много вспомню я-

И умиленною мечтою душа разнежится моя!

А.С.Пушкин «На смерть няни».


Алгоритм работы.

  1. Вступление к уроку.

  2. Объединение в группы.

  3. Работа по тексту.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Творческая работа.

  6. Подведение итогов.


  1. Введение в тему. (слайд с фотографией писателя)

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось 7 лет. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реке свои лучшие дни, о которых напишет книги. Отец быстро завел другую семью, с ней не уживается юный писатель. С ранних лет Виктор Петрович столкнулся с голодом, холодом и нищетою. Большую роль в становление его характера сыграли бабушка Катерина Петровна и дед Илья.

С огромной любовью говорит писатель о маме, бабушке, дедушке, о том, какую огромную роль они сыграли в его жизни в сборнике рассказов «Последний поклон».

Повесть «Последний поклон»состоит из нескольких рассказов о жизни будущего писателя. И в каждом рассказе встречаемся с чувством огромной благодарности к своей бабушке, которая была рядов со своим внуком в тяжелые годы детства. Сегодня мы рассмотрим с вами только рассказ, который называется «Последний поклон». В этом рассказе заключается главная мысль всей повести, о которой мы будем говорить позже. Повесть эта автобиографичная. Как понимаете слова автобиография?

Итак, тема нашей мастерской «И живет в сердце вина…».

Я хочу пожелать вам плодотворной работы и надеюсь, что у вас все получится.

Вы уже знакомы с текстом. Давайте вспомним героев рассказа.

Виктор Петрович, бабушка Катерина Петровна, Федораниха.

-Расскажите, о каком времени идет повествование в рассказе? (слайд с военной фотографией писателя)

Индуктор. (слайд)

На доске слово семья. Семья-главная тема и главная проблема данной повести и рассказа.

Задание. Составить ассоциативный ряд к слову семья.

Социоконструкция. (слайд)

Чтение ассоциативного ряда. Учитель готовит свой ряд (дети, любовь, доверие, взаимоподдержка, взаимопомощь, долг.ответственность, радость…).

Социализация.

Чтение полученных слов.

Словарная работа.(слайд)

При чтении рассказа встречались непонятные слова, галифе, гимнастерка, беремя, самосад, ладан.

Работа со словарными словами.

Слово учителя.

Семья-самое главное в жизни человека.

-Какой должна быть семья?

-Расскажите о том, как вы поняли из данного рассказа об отношениях главного героя со своей бабушкой.

-Опишите состояние героя в момент, когда он пробирался к дому.

(использовать слова: враз сделалось боязно, неведомая сила пригвоздила меня, сжало горло, с трудом превозмогши себя, двинулся боязливо…)

Социоконструкция. (слайд с фотографией бабушки)

Задание: составить ассоциативный ряд к слову Катерина Петровна.

Учитель готовит свой ряд: помощь, доброта, любовь, старость, дряхлость…

Социализация. (слайд)

Чтение детьми ассоциативного ряда. Учитель читает свой ряд: любовь, забота, помощь, старость, дряхлость…

Сегодня мы говорим с вами об истории одного мальчика, на долю которого выпали трудности не только детства , но и проклятой войны. Без матери и отца рос наш герой, но внутренние духовные силы помогли ему выжить в тяжелейших условиях довоенного и военного времени.

-Скажите смог ли он все вынести, если бы рядом не оказалось любящего человека, бабушки?

-Почему, увидев бабушку, он говорит, что буря пролетела над землей, что смешались и перепутались миллионы человеческих судеб…

-Что он хотел показать этими словами?

-Расскажите, как изменилась изба бабушки, каким стал огород, где когда-то так любила возиться Катерина Петровна?

-Виктор собирается обратиться к своей бабушке со словами: «Здравия желаю, товарищ генерал! Но вдруг подумал, глядя на бабушку: «Да какой уж тут генерал». Почему?

Социализация. Самостоятельная работа в группах.(слайд)

Карточка №1.

-Что вы узнали о военной жизни писателя. Расскажите, с какой просьбой и почему пришлось ему обратиться к бабушке.

-Почему при упоминании матери-покойницы у бабушки, как всегда, дрогнул голос?

Карточка №2.

-Как вы понимаете слова бабушки «жданье крепит…Ты уж, батюшка приедь похоронить-то меня…».

-Как понимаете слова Виктора «Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью…Случилось бы это теперь, я бы ползком добрался до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза и отдать ей последний поклон».

Карточка№3

-Что нового о жизни бабушке узнает писатель после её смерти.

- Как понимаете слова «Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна. Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею».

Социализация. (слайд)

Ответы детей на вопросы карточек.

Вопросы для всех групп.(слайд)

-Как понимаете выражение «И живет в сердце вина. Гнетущая,тихая, вечная.Виноватый я перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, выведать у людей подробности ее жизни?

- Почему рассказ заканчивается словами «Я знаю бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет и никогда ее не будет. И некому прощать».

-Почему рассказ, который мы сегодня изучаем, называется «Последний поклон»?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как понимаете слова эпиграфа, уместны ли они к нашему уроку?

Учитель: живой, любовью согретой и любовью одаривающей образ бабушки Катерины Петровны проходит через всю книгу Астафьева. Памятью о бабушке, любовью к ней, желанием загладить перед ней невольную вину были вызваны последние главы «Последнего поклона». По разным причинам, уважительным и неуважительным, мы иногда забываем исполнить последнюю волю именно тех, перед кем в неоплатном долгу. Потом пытаемся найти самые разные оправдания, но почему-то они не помогают и не успокаивают. М в этом произведении мы видим, что просьба самого близкого человека осталась неисполненной. И поэтому льются такие слова «И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная». Астафьев жил и в Перми, и в Вологде, но не ужился там. Затем перебрался все-таки в Сибирь. В родном селе поставил себе дом против бабушкиной избы, чтобы никогда не оставлять милую землю детства. (слайд с изображением дома и слайд с изображением могилы бабушки и писателя)

Социализация.Ранжирование слов: долг, честь, совесть, ответственность, забота. (слайд)

Расположите эти слова в порядке нарастания признака.

Беседа.

-Какие из этих понятий можно отнести к нашим главным героям и почему?

Социоконструкция. Задание. Написать письмо главным героям (выбор темы по желанию).(слайд)

«Я хочу сказать тебе, мой герой…»

« Дорогая, Катерина Петровна…»

Социализация.

Дети читают письма. Учитель читает свое написанное письмо.

Рефлексия.

-Какие моменты урока остались наиболее памятными?

-Что ценного взяли с урока?

Учитель: Ребята, берегите своих ближних, помните, сто самое главное в жизни - это чувствовать, что ты кому-то нужен и необходим. Делайте все возможное, чтобы ваши близкие не чувствовали себя обделенными вашим вниманием, берегите их. Спасибо всем за работу.













Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»

Кош-Агачский район

Республика Алтай








Урок по технологии Школы диалога культур по русской литературе в 6 классе

«Об ответственности, о долге, о лжи»

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)




Ажикенова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы.






2011

Цели: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем

рассказа «Конь с розовой гривой»;

Познакомить обучающихся с проблематикой, сюжетными особенностями рассказа;

Развитие логического и образного мышления, формирование диалогических

умений;

На примере поступка главного героя рассказа формировать активную жизненную

позицию, ответственность за содеянное, любовь к близким и родным людям.

Тип урока: урок новых знаний

Тип урока: урок-диалог, один учебный час с использованием компьютерных слайдов

Форма работы: групповая

Межпредметные связи: история и литература, изобразительное искусство и литература

Методы и приемы: частично-поисковый, наглядный, словесный, практический

Средства обучения: раздаточный материал, карточки для индивидуальных заданий, портрет писателя, текст рассказа, слайд-презентация, репродукция картины Ф Решетникова «Опять двойка».

Ход урока

1.Слово учителя.

Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в сборник рассказов «Последний поклон», который Виктор Петрович посвятил своей маме, которой он так рано лишился, бабушке, дедушке, воспитывавших внука после смерти матери.. Это автобиографическая повесть, написанная в 1968 году, своеобразная летопись народной жизни, начиная с конца 20-х годов 20 века и до конца Отечественной войны. Рассказе «Конь с розовой гривой повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку.

2.Определение темы, постановка цели урока.

1- как проявляются качества характера героя рассказа?

-Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»?

-Какие проблемы поднимает автор в данном рассказе?

-Тема урока (слайд)

-Какие цели сегодня на урок мы с вами поставим исходя из темы нашего урока.

Создание первой диалогической пары сердце-разум.

Как данная пара соотносится с нашими героями: Витей и бабушкой Катериной Петровной?

  1. Историческая справка.

-Расскажите, о каком времени идет повествование в рассказе. Что об особенностях данного времени можно сказать?

Вывод:Виктор Петрович Астафьев рассказывает не только о трудностях довоенного времени, но и о трудностях воспитания в семье, где дети воспитываются без родителей. Астафьев решает свои общечеловеческие проблемы, чем конкретно-исторические.

3.Работа в режиме диалога (слайд).

-Анализ основных проблем в режиме диалогических пар.

Витя-----левонтьевские ребятишки

Дружба----предательство

Молодость -----безответственность

Обещание ---обман

Надежда---отчаяние

Семейное---личное

Радость ----слезы


  1. Работа по исследованию текста

Событие рассказа происходит жарким летом. Маленький мальчик отправляется собирать землянику и за это бабушка обещает ему купить пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного детства этот подарок просто великолепен. Но мальчик попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и заставляют это же сделать и Витю. Что и делает наш герой.

-Проследите за тем, как автор описывает летний день и состояние мальчиков.

-Из-за чего дерутся левонтьевские мальчишки?

-Опишите купание мальчиков в речке. Какие выразительные средства использует автор.

-Чем были для бабушки эти ягоды? Знал ли это Витя?

Сообщение: опишите душевное состояние Вити ночью, когда он не мог заснуть и утром, когда он притворялся, что спит. Какие мысли ему приходили в голову?

5 .Мини-исследование.

По предложенным вопросам предложите вопрос другой группе.

6.Работа по картине Ф.Решетникова «Опять двойка».

-Скажите, как изображенное на картине можно соотнести с темой нашего урока.

-Похоже ли состояние героя на картине на душевное состояние маленького Вити? Почему?

7.Индивидуальные задания (анализ образа главного героя по предложенной схеме) (слайд)

Композиция рассказа

Душевное состояние

Мечты

Дела

Описание окруж.мира

Завязка действия


Кульминация


Развязка


Каждый ученик выбирает себе свою траекторию, по которой будет работать.

8.Создание диалогической пары поступок-проступок (слайд)

-В чем заключается поступок ли проступок героя? Чем отличаются эти понятия?

9. Выделение «Ценности ответственности за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту» .

(обучающиеся выделяют свое понимание данной ценности)

10.Работа обучающихся в диалоговом окне «Диалог с Героем» (слайд)

-В чем смысл обмана, ведь мальчик знает, как любит его бабушка?

Гипотеза: Если бабушка все-таки покупает пряничного коня внуку, то значит она его простила или это что-то другое.

-Она поняла, что мальчик никогда бы ее не обманул, если бы не соседские мальчишки.

-Бабушка верит в доброту и порядочность внука

-Этим подарком она преподнесла хороший урок, чтобы он никогда не забывал эту историю

Ответ: такие люди, как бабушка, нужны не только свои внукам, но и другим людям. Ее жизнь-постоянная забота о близких людях, душевная щедрость и доброта Катерины Петровны помогают выживать в тяжелых условиях жизни не только ее семье, но и другим односельчанам. Вспоминаются слова Н.А.Некрасова:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру-

Заглохла б нива жизнь…

-Вынес ли наш герой из этого проступка урок жизни?

«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой».

-Попытайтесь встать на место героя рассказа. Как бы вы поступили?

-Предложите другое развитие сюжета.

1.Герой не соглашается на обман.

2.Бабушка не покупает пряничного коня.

3.Что-то другое.

11.Региональный компонент.

В предвоенные годы и у на в республике было тяжелое положение: голод, холод, многодетные семьи, нехватка продуктов питания, одежды. Выживали как могли, помогали друг другу.

12.Итог. Оценивание.

-Что ценного вынесли сегодняшнего урока? Какие приоритеты для себя расставили.

13.Домашнее задание

Написать сочинение «Вспоминается мне случай…»

© 2010-2022