- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Систематизация курса русский язык с 1-4 класс ПНШ
Систематизация курса русский язык с 1-4 класс ПНШ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дарманчева М.Ф. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
19
Систематический курс русского языка. Содержательные единицы языка по классам.
Языковые единицы
1 класс
2класс
3класс
4класс
Раздел «Фонетика и графика»
-
различать звуки и буквы;
-
различать буквы и их основные звуковые значения;
-
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
-
делить слова на слоги, определять ударный слог;
-
способом обозначения твердых согласных с помощьюпользоваться гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
-
пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
-
пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
-
определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
-
соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
-
выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
-
различать звуки и буквы;
-
характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие /глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
-
зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
-
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
-
соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
-
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
-
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
-
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).
-
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
-
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).
-
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
-
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
-
правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
-
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
-
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Синтаксис»
-
различать предложение и слово;
-
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
-
различать предложение, словосочетание и слово;
-
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
-
определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
-
находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
-
задавать вопросы к разным членам предложения.
-
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
-
находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
-
задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
-
определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
-
определять однородные члены предложения;
-
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
-
различать второстепенные члены предложения - дополнение, обстоятельство, определение;
-
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
-
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
-
определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
-
правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
-
писать прописную букву в именах собственных;
-
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
-
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
-
писать словарные слова, определенные программой;
-
писать под диктовку текст объемом 18 - 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-
списывать небольшой текст по правилам списывания;
-
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
-
выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
-
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
-
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
-
различать на письме приставки и предлоги;
-
употреблять разделительные ь и ъ;
-
находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
-
определять орфограммы;
-
использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
-
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
-
писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
-
писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
-
писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
-
писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
-
писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
-
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
-
применять общее правило написания:
о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова,
безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
-
применять правила правописания:
безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки,
безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения,
суффиксов глаголов в прошедшем времени,
суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
-
использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
-
определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
-
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
-
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-
подбирать примеры с определенной орфограммой;
-
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
-
различать изменяемые и неизменяемые слова;
-
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-
находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
-
выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
-
выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
-
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
-
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
-
обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
-
разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
-
сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
-
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
-
обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
-
проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
-
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
▪ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
-
отличать прямое и переносное значения слова;
-
находить в тексте синонимы и антонимы;
-
отличать однокоренные слова от антонимов и синонимов.
-
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
-
подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
-
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
-
определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;
-
изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
-
изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
-
различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
-
различать на письме приставки и предлоги;
-
изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
-
различать названия падежей.
-
изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
-
изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени - по родам; в настоящем и будущем времени - по лицам.
-
определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
-
определять три типа склонения существительных;
-
определять названия падежей и способы их определения;
-
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
-
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-
находить в тексте такие части речи как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Содержательная линия «Развитие речи»
-
определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложениях;
-
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
-
грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
-
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
-
соблюдать орфоэпические нормы речи;
-
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
-
писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
-
определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
-
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
-
грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
-
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.).
-
работать со словарями;
-
соблюдать орфоэпические нормы речи;
-
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
-
писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
-
различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
-
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
-
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
-
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
-
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
-
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
-
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
-
писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
-
создавать тексты по предложенному заголовку;
-
подробно или выборочно пересказывать текст;
-
пересказывать текст от другого лица;
-
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
-
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).