- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10 класса
Рабочая программа по литературе 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тагандурдыева Г.Д. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
П.ЭНЕМ ТАХТАМУКАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
МБОУ-СОШ № 2 №____
«31» августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
учителя Косырихиной Бэллы Чишмайевны
составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы
под редакцией В.Я. Коровиной.
Основное общее образование, 10 класс( учебник Ю.В. Лебедева)
(базовый уровень)
(3 ч. х 34 нед. = 102 час.)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________С.С. Батмен
«28» __августа___2013 г.
РАССМОТРЕНО на МО Учебный план школы на 2013/14
русского языка, учебный год принят на
литературы и предметов педагогическом совете школы
гуманитарного цикла Протокол №1
Протокол №1 от 30 августа 2013 года № 1
от «26» августа 2013 г.
2013/14 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе
-
Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, утверждённого Приказом Минобразования РТ №1743/10 от 28 апреля 2010 г.
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
-
Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.)
Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями , но и показать их место в литературном процессе.
На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год). Рабочая программа составлена к учебнику литературы для 10 класса ( Лебедев Ю.В., Литература .10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2 ч.М.: Просвещение, 2008.)
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными
направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования
Так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX в, творчество Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя были изучены в 9-ом классе, что, впрочем, возможно при составлении авторских и рабочих программ.
Однако если по каким-то причинам творчество основоположников «золотого века» русской литературы не было изучено в 9 классе, что учитель вправе включить его в свою рабочую программу.
Поэтому в соответствии с изменениями (ориентация на Федеральный компонент государственного Стандарта общего образования), произошедшими в новой программе для 10 класса, включено 12 часов по литературе первой половины XIX века (лирика Пушкина, Лермонтова, повесть Гоголя).
Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе
К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:
Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
-
Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
-
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
-
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
-
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
-
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
-
Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
-
Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
-
Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
-
Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.
4. Приоритетные направления в преподавании предмета
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
-
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
-
репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими
заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
-
продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
-
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
-
исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом- музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен Знать \ понимать:
-
образную природу словесного искусства
-
содержание изученных литературных произведений
-
основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
-
основные теоретико-литературные понятия; уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
-
определять род и жанр произведения
-
сопоставлять литературные произведения
-
выявлять авторскую позицию
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
-
Литература XIX века (102часа.) Введение
(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века (12 часов) Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (4 час.)
А. С. Пушкин (2 часа.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»,
Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Углубление реализма в драматургии ( «Маленькие трагедии».)
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон»
Н. В. Гоголь (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть "Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой
Литература второй половины XIX века.
А. Н. Островский. (5 часов + 1 Р/Р)
Театр Островского и традиции русской классической драматургии.
«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.
Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.
А.Н.Островский в критике ( «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова.)
И. А. Гончаров (4час.)
Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.
«Обломов». Социальная и нравственная проблематика . Хорошее и дурное в характере. Смысл его жизни и смерти . Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.
Споры вокруг образа главного героя.
Роман «Обломов» в зеркале критики.
И.С.Тургенев. (7 часов + 1 Р/Р.)
Жизнь и творчество (обзор).Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.
«Записки охотника».
«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.
«Отцы и дети» - «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.
Н.Г.Чернышевский .( 3 час.)
Жизнь и творчество .Эстетические взгляды Чернышевского.
«Что делать?»
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 час.)
«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.
Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.
. Н. А. Некрасов. (9 час +1 р/.р..)
Жизнь и творчество (обзор).
Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.
«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.
Стихотворения : «Рыцарь на час» , «В дороге» ,« Поэт и гражданин» «Тройка» ,
« Мы с тобой бестолковые люди...» и другие .
Из литературы народов России.
К. Хетагуров .(1 час.).
Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор). Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость поэзии Хетагурова поэзии А. Н. Некрасова.
Ф. И. Тютчев ( Зчас.)
Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.
А. А. Фет (2 час + 1 Р/Р )
Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.
А. К. Толстой. (1 час)
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю . Влияние фольклора и романтической традиции.
Ф. М. Достоевский. (7 час. + 1 p.p.)
Жизнь и творчество (обзор) .Достоевский и «натуральная школа» .
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.
Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.
Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.
Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.
JL Н. Толстой . (12 час+ 1 p.p.)
Жизнь и творчество. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя .
Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.
«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.
Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.
Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.
«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.
Роман «Война и мир» и его читатели.
Н. С. Лесков . (2 час.)
Жизнь и творчество ( обзор).
«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.
А. П. Чехов (11 час. + 1 p.p.)
Жизнь и творчество.
Рассказы : «Человек в футляре» ? «Ионыч», «Дом с мезонином», «студент», «дама с собачкой» и др.
«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Символические образы.
Сценическая жизнь пьесы.
Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Из зарубежной литературы.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои (обзор)
Мопассан (1 час.), Эдгар По (1 час.) Ибсен (1 час.), Рембо (1 час.).
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по литературе по данной
программе:
1 Учебно- методический комплекс:
-
Учебник « Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений». Автор Ю. В. Лебедев.., Просвещение, 2008 год в 2 частях,
-
И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова « Поурочные разработки по литературе, 10 класс» Москва, «Вако» 2009 г.
-
Журнал «Литература в школе». Приложение к журналу «Литература в школе».
-
С. П. Белокурова Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург «Паритет» 2007
-
Журнал «Литература в школе». Приложение к журналу «Литература в школе». 2.Электронные носители:
-
обучение сочинениям. Развитие речи 5-11 классы
-
Русская поэзия для детей. Времена года.
-
Энциклопедия классической музыки
-
Фильм Павла Лунгина. Дело о «Мёртвых душах»
-
Аудиокнига. А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Аудиотеатр. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
3. Справочная литература
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№
п/п
Тема урока
Тип / вид урока
Основные понятия
Учебные навыки
Дата по календарю
Фактическая дата
Примеча ние
предметные
общеучебные
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Комбинированный; лекция
Духовнонравств. искания человека, нравственный идеал, «праведничество», социальная несправедливость, свобода
2.09
беседа
Читательские предпочтения, созвучие литературы и жизни Различие родов и жанров литературы, взаимосвязь отдельных компонентов,
работа со справочной литературой, составление конспекта
2
Творчество писателей конца 18 начала 19 веков Языковая реформа Н. М. Карамзина. Романтический историзм Н. М. Карамзина.(обзорное знакомство)
Комбинированный; лекция
Сентиментализм, новые слова и понятия Карамзина
Составление тезисного плана
5.09
3
Русский романтизм. К.Н.Батюшков и В.А.Жуковский как родоначальники романтической школы Обзор творчества
Комбинированный;
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
Жанровое, идейно-тематическое своеобразие
Схематизация материала, сопоставительная хар-ка
7.09
4
Поэтические искания декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.
Работа с текстом
Поэзия декабристов
9.09
5
Своеобразие пушкинской эпохи. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина.. Историч. концепция пушкинского творчества .
лекция с элементами беседы Обобщение изученного ранее;
Гуманизм, лирика, романтизм, гедонизм, реализм, эпикурейство
Идейно-тематический анализ текста
Художественное иллюстрирование
12.09
6
Петербургская повесть А.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Проблема власти. Тема «маленького человека»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Тема «маленького человека», поэма, жанровые особенности
Жанрово-композиционный анализ текста
Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа
14.09
7
М.Ю.Лермонтов. Своеобраз. художеств. мира поэта, развитие в его тв-ве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в произведен. Писателя. «Молитва» Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова .
лабораторная работа с элементами беседы
Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова
Составление тезисного плана
Схематизация материала, составление плана-конспекта
16.09
8
М. Ю. Лермонтов «Демон» Образ Демона и Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова
Комбинированный; лабораторная раб.
Демонические мотивы
Идейно-тематич.анализ, выявление нравств.-филос. пробл.
Иллюстративный материал
19.09
9
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Сатира, драма, эпос, лирические отступления
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала
Опорные схемы и таблицы; иллюстративный материал
21.09
10
«Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Анализ эпизода, реальность, фантастика, повесть
Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста,
проблемное изложение материала
23.09
11
Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству писателей первой половины 19 века
Обобщение изученного, лабораторная раб.
Замысел, тема, идея, стиль автора
Создание творческой работы;
выявление частного и общего, идейно-тематический анализ
26.09
12-13
Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор)
лекция с элементами беседы
Классика, философия, тема, идея, проблематика
Составление плана-конспекта, схематизация материала,
идейно-композиционное своеобразие произведения
28.09
30.09
14
А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества .А. Н. Островский - создатель русского театра.
Изучение нового; лекция
Драматургия, драма, трагедия, комедия
Схематизация материала, составление плана-конспекта
Конспектирование, словесное рисование
3.10
15
«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия.
беседа, лабораторная работа
«Домострой»; нарицательные образы Характеристика персонажа
Комментарий скрытой характеристики героев через говорящие имена и фамилии;
5.10
16
Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «тёмного царства»
лабораторная работа
Патриархальность, ремарка, резонёр, нравственность
Выявление нравственно-философской проблематики,
выбор жизненной позиции
7.10
17
Образ Катерины. Её душевная трагедия. Внутренний конфликт героини. Нравственная проблематика пьесы
лабораторная работа с элементами беседы
Грех, покаяние, возмездие, рок
Тема греха, возмездия и покаяния в литературе
Роль религиозности в духовном мире человека
10.10
18
Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг «Грозы». Н.А. Добролюбов, А.А.Григорьев
Комбинированный; лабораторная работа
Символика, литературная критика
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образа
12.10
Иллюстративный материал
Индивидуальный опрос
19-20
Р/Р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
контроль
«Смысл названия пьесы «Гроза», «Был ли иной путь у Катерины», «Быт и нравы героев пьесы «Гроза», и др.
14.10
17.10
19.10
21
И.А.Гончаров. Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика романа
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Трилогия, композиция, социально-нравственная проблематика; приём антитезы
Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста,
выборочный анализ, выявление частного и общего;
22
Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера главного героя. «Сон Обломова». Характеристика эпизода.
Комбинированный; лабораторная работа
Типичный герой, диалектика; характеристика эпизода
Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода
Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода
21.10
23
«Обломов» как роман о любви. Обломов и О. Ильинская. Авторская позиция и способы её выражения в тексте
Комбинированный; практикум, беседа
Образ Обл. в ряду вечных обр. (Дон Кихот, Гамлет)
Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образа
24.10
24
«Что такое обломовщина?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике
Комбинированный; семинар
Обломовщина
Аналитический пересказ текста,
работа со справ. литературой
26.10
25
И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Жанр записок, стиль писателя,
Аналитический пересказ текста,
Выборочный анализ, выявление частного и общего; конспект
28.10
26
«Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе.
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Жанр романа; западники и славянофилы, разночинцы
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего
Выявление нравственно-философской проблематики
31.10
27
Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Споры Базарова с Павлом Петровичем.
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Конфликт, идеологический конфликт
Анализ эпизодов повести
Сравнительная характеристика, схематизация материала
9.11
28
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.
Комбинированный; лабораторн. работа
Духовный конфликт, герой
Психологические портреты героев,
различие жизненных принципов
12.11
29
«Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала
Комбинированный; беседа
«вечные темы», философские вопросы
Выявление частного и общего,
идейно-тематический, нравственно-философский анализ
14.11
30
Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода.
Проблемное изложение.
Анализ эпизода, психологизм, пейзаж, портрет, интерьер
Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образа
16.11
31
Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа. Роман в русской критике.
Практикум, поисковый
Философская позиция героев романа и автора
Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов
Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов
18.11
32-33
Р/ Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Творческий, поисковый
«Е. Базаров и П. П. Кирсанов», «Бунтующее сердце», «Почему Базаровы нужны России?», «Проблемы «отцов» и «детей» в изображении Тургенева» и др.
21.11
23.11
34
Н. Г. Чернышевский. Строки жизни и творчества. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?».
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Жанровое своеобразие романа
Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов
25.11
35
Значение романа в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Новые люди. Старые люди.
Проблемное изложение.
Выборочный анализ текста
Идейно-тематический анализ текста, выявление частного и общего
28.11
36
Особенный человек-Рахметов. Четвёртый сон Веры Павловны.
беседа
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,
выявление частного и общего
30.11
37
Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике
Объяснительно иллюстративный
Философия, функции пейзажа, художественное своеобразие
Выборочный анализ текста Выразительное чтение текста
Идейно-тематический анализ текста, выявление частного и общего
2.12
38
Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании
поисковый
Жанр лирического фрагмента, мировоззрение
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,
выявление частного и общего
5.12
39
Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой»
Комбинированный; лабораторная работа
Ритмическое богатство стиха
Художественное своеобразие
Комплексный анализ стихотворения
7.12
40
А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека
Комбинированный; лекция с элементами беседы, лабораторная работа
Жизнеутверждающее начало, лирика,
Теория «чистого искусства»
«Зоркость по отношению к красоте» (А.Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А.Дружинин);
9.12
41
Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Метафоричность лирики Фета.
Комбинированный; лабораторная работа
Ритм, звучание, мелодия, импрессионизм
Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения
Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения
12.12
42
А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики
Комбинированный; лекция, беседа, лабораторная работа
Темы, мотивы, образы лирики;
влияние фольклора на лирику XIX века
Составление плана-конспекта, схематизация материала,
идейно-композиционное своеобразие.
14.12
43
Р/Р. Проверочная работа. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. И А. А. Фета.
контроль
Художественные особенности. «Я пришёл к тебе с приветом», «Шёпот робкое дыханье..», «Последняя любовь» и др.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа.
16.12
44
Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. (обзор). Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа
лекция с элементами беседы,
Поэт «мести и печали»; гражданственность, драматизм, социальная трагедия
Анализ гражданской поэзии и лирики чувств
Анналитический. пересказ текста, частного и общего; конспект. материала
19.12
45
Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца. «рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли» и др.
Разночинство, героизм, жертвенность, идеал общественного деятеля.
Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей человека и природы
21.12
46
Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Муза Некрасова. «Поэт и гражданин», «Музе», «Элегия» и др
Объянитель но иллюстративная.
Народность творчества
Художеств. открытия Н.; простота и доступность стиха,
его близость к строю народной речи
23.12
47
Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др.
Комбинированный; лабораторная работа
Психологизм, психологическая характеристика
Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов
26.12
48
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Сюжет, композиция, жанровое своеобразие
Путешествие как приём организации повествования
28.12
49
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме
Комбинированный; практикум
Социальное и духовное рабство; сатирические образы помещиков
Сюжет поэмы и авторские отступления
Мастерство изображения жизни
50
«Люди холопского звания» и «народные заступники» в поэме (Гриша Добросклонов, Савелий, «богатырь святорусский», Матрёна Тимофеевна)
поисковая
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме; народность творчества
Выразительное чтение Идейно-тематический анализ эпизода
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего
51
Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказа о грешниках.
Беседа, поисковая
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме; народность творчества
выборочный анализ,
Выявление нравственно-философской проблематики
52
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Комбинированный; беседа
Многообразие народных типов в поэме
53
Р/Р подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
контроль
«Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Изображение народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и др.
54
Творчество К Хетагурова. Стихотворения из сборника «Осетинская лира»
Объяснительно-иллюстративная.
Изображение тяжёлой жизни простого народа близость творчества К. Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова..
Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Свободная работа со стихотворными текстами
55
М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок.
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Понятие об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык)
Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов;
анализ эпизодов, аналитический пересказ
56
«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Собирательный образ, типичность, гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола, сатира
Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории Характеристика персонажа
анализ эпизодов, аналитический пересказ Тема народа и власти
57-58
Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Идейные и эстетические взгляды, эстетика, философ
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,
выявлен. частного и общего; конспектирование
59
Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского
Комбинированный; семинар
Психологизм, роль пейзажа в художеств. тексте
Жанрово-композиционный анализ романа, художествен
ное мастерство в создании пейзажа
60
Раскольников. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова.
беседа, семинар
Духовные искания, диалектика
Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой
Актуальность классики, новизна прочтенного, идейно-тематическое своеобразие
61
Теория Р.Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта.
Комбинированный; беседа, семинар
Духовные искания, диалектика, теория, бунт
Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой
идейно-тематическое своеобразие
62-63
Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов)
Комбинированный; беседа
Двойник
Сопоставительная характеристика персонажей
Сопоставительная характеристика персонажей
64
Роль эпилога. Достоевский и культура ХХ века
беседа
Эпилог, культура, актуальность
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
65-66
Р/Р. Сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
контроль
«Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе», «Их воскресила любовь», «Теория идеи Раскольникова и её крах» и др.
67
Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Сказ в творчестве Лескова, словотворчество, призвание «маленького человека»
Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста,
аналитический пересказ текста, анализ и подбор соответствующего материала
68
Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.
Комбинированный; беседа, лабораторная работа
Поэтика названия повести, фольклорное начало в повествовании
Характеристика персона-жа, героя-прав-доискателя
Этапы духовного пути личности
69-70
Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Духовные искания, нравственность, гуманизм
Анализ эпизодов произведений, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образов
71
Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»
Внеклассное чтение
Героизм, патриотизм; автобиографическая трилогия (повторение)
Историко-культурный контекст в произведении.
идейно-тематический анализ, логика истории и развития взаимоотношений человека и власти
72
Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания; проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе
Проблемное изложение.
Роман-эпопея, критерии оценки личности
Жанровое , идейно-художественное своеобразие
Анализ эпизодов
73
Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Композиция, «диалектика души»; психологизм
Система образов и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности
Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов
74
Война 1805-1807 гг. - эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого.
Комбинированный; лабораторная работа
Отечественная, гражданская война
Проблема истинного и ложного героизма и величия
Проблема истинного и ложного героизма и величия
75
Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе.
поисковая
Приёмы и способы психологич. изображения
Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя
Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя
76
Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
поисковая
Психологическая характеристика
Внутренний монолог как приём психологической характеристи
ки героя
Внутренний монолог как приём психологической характеристи
ки героя
77
Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого .Наташа Ростова на пути к счастью.
поисковая
Жизнь сердца, «ди-алектика души»
Психол. портреты персонажей,
различие жизненных принципов
78
Семья Ростовых и семья Болконских
поисковая
Мысль народная и мысль семейная
Ан-з эпизодов, аналитич. пересказ, характеристика образов
характеристика образов
79
Исторические личности на страницах романа «Война и мир» Кутузов и Наполеон
поисковая
Антитеза, личность, противопоставление
Сопоставительная характеристика
Антитеза как центральный композиционный приём
80
Тема народа,. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев
Проблемное изложение
«дубина народной войны» «роевая» жизнь, народность
Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста
Сравнительная характеристика, составление таблицы
81
Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа
поисковая
Патриотизм, истинный, ложный
Психологические портреты персонажей,
различие жизненных принципов
82-83
Р/Р. Сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Творческая, поисковая
«Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?», «Партизанская война и её оценка Толстым», «В поисках смысла жизни» и др.
84
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.
Объяснительно-иллюстративный
Способы создания комического эффекта
Аналитическая беседа, пересказ
Проблемные вопросы
4.
5.
6.
7.
8.
9.
85-86
Особенности рассказов 80-90-х годов. «Маленький человек в прозе Чехова. «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент»
Проблемное изложение.
Футлярность, Футляр страха и власти, футляр собственности, Футляр семьи.
Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека».
Проблема ответствен
ности человека за свою судьбу
87-88
Рассказы А. П. Чехова. «Никто не знает настоящей правды». «Дом с мезонином», «Палата №6»
поисковая
Активность, пассивность, догмотизм
Протест против догматической активности,
Анализировать рассказы.
89-90
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
поисковая
Деградация, импрессионизм
Проблема ответствен ности человека за свою судьбу
Анализ рассказа
91
Чехов-драматург. Общая характеристика «новой драмы»
Проблемное изложение.
Поэтика, драма, лирическ. комедия
Особенности сюжета и конфликта пьес
Сюжет и подтекст пьесы
92-93
«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система. образов, особенности жанра. Разрушение дворянского гнезда. Раневская и Гаев - герои уходящего в прошлое усадебного быта. Тип героя-«недотёпы»
поисковая
Конфликт пьесы, жанровое своеобразие, «недотёпа»
Разлад между желаниями и реальностью их осуществления
94
Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра
Объяснительно-иллюстративный
Авторский стиль, замысел, тема, идея
Монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста,
проблемное изложение материала
95-96
Р/Р. Сочинению по творчеству А. П, Чехова.
контроль
«Комическое и драматическое в рассказах А. П. Чехова», «Мир человека и мир вещей» в рассказах А. П. Чехова» и др.
97
Контрольная работа по теме «Русская литература второй половины 19 века». Тест
контроль
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
98
Зарубежная лит-ра XIX века. Основные тенденции в развитии зарубежной лит-ры XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм.
Изучение нового; лекция
Вечные вопросы в зарубежной литературе; романтизм, реализм и символизм
Сопоставление тенденций в развитии русской литературы с зарубежной
Особенности раскрытия «вечных тем» в зарубежной литературе
99
Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость.
Изучение нового; лекция
Социально-психологическая драма, психологизм
Тонкость психологического анализа
Проблемы самопознаниянравствен ного выбора в творчестве прогрессив ных писателей
100
Г.Ибсен. Драма «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины.
Изучение нового; лекция с элементами беседы,.
Своеобразие «драм идей» как социально-психолог. драм
Идейно-тематический анализ текста
101
А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм
Изучение нового; лекция с элементами беседы.
Пафос, косность, идеология, психологизм
Символические образы в стихотворении
Аналитичес кий пересказ, выразительное чтение
102
Заключительный урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Список литературы на лето.
Обобщение изученного
Многообразие жанров, искусство
Устное аргументиро ванное высказывание в жанре публицистики
103-105
Резервные уроки.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№
п/п
Тема урока
Тип / вид урока
Основные понятия
Учебные навыки
Дата по календарю
Фактическая дата
Примеча ние
предметные
общеучебные
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Комбинированный; лекция
Духовнонравств. искания человека, нравственный идеал, «праведничество», социальная несправедливость, свобода
2.09
беседа
Читательские предпочтения, созвучие литературы и жизни Различие родов и жанров литературы, взаимосвязь отдельных компонентов,
работа со справочной литературой, составление конспекта
2
Творчество писателей конца 18 начала 19 веков Языковая реформа Н. М. Карамзина. Романтический историзм Н. М. Карамзина.(обзорное знакомство)
Комбинированный; лекция
Сентиментализм, новые слова и понятия Карамзина
Составление тезисного плана
5.09
3
Русский романтизм. К.Н.Батюшков и В.А.Жуковский как родоначальники романтической школы Обзор творчества
Комбинированный;
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
Жанровое, идейно-тематическое своеобразие
Схематизация материала, сопоставительная хар-ка
7.09
4
Поэтические искания декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.
Работа с текстом
Поэзия декабристов
9.09
5
Своеобразие пушкинской эпохи. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина.. Историч. концепция пушкинского творчества .
лекция с элементами беседы Обобщение изученного ранее;
Гуманизм, лирика, романтизм, гедонизм, реализм, эпикурейство
Идейно-тематический анализ текста
Художественное иллюстрирование
12.09
6
Петербургская повесть А.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Проблема власти. Тема «маленького человека»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Тема «маленького человека», поэма, жанровые особенности
Жанрово-композиционный анализ текста
Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа
14.09
7
М.Ю.Лермонтов. Своеобраз. художеств. мира поэта, развитие в его тв-ве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в произведен. Писателя. «Молитва» Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова .
лабораторная работа с элементами беседы
Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова
Составление тезисного плана
Схематизация материала, составление плана-конспекта
16.09
8
М. Ю. Лермонтов «Демон» Образ Демона и Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова
Комбинированный; лабораторная раб.
Демонические мотивы
Идейно-тематич.анализ, выявление нравств.-филос. пробл.
Иллюстративный материал
19.09
9
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Сатира, драма, эпос, лирические отступления
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала
Опорные схемы и таблицы; иллюстративный материал
21.09
10
«Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Анализ эпизода, реальность, фантастика, повесть
Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста,
проблемное изложение материала
23.09
11
Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству писателей первой половины 19 века
Обобщение изученного, лабораторная раб.
Замысел, тема, идея, стиль автора
Создание творческой работы;
выявление частного и общего, идейно-тематический анализ
26.09
12-13
Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор)
лекция с элементами беседы
Классика, философия, тема, идея, проблематика
Составление плана-конспекта, схематизация материала,
идейно-композиционное своеобразие произведения
28.09
30.09
14
А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества .А. Н. Островский - создатель русского театра.
Изучение нового; лекция
Драматургия, драма, трагедия, комедия
Схематизация материала, составление плана-конспекта
Конспектирование, словесное рисование
3.10
15
«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия.
беседа, лабораторная работа
«Домострой»; нарицательные образы Характеристика персонажа
Комментарий скрытой характеристики героев через говорящие имена и фамилии;
5.10
16
Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «тёмного царства»
лабораторная работа
Патриархальность, ремарка, резонёр, нравственность
Выявление нравственно-философской проблематики,
выбор жизненной позиции
7.10
17
Образ Катерины. Её душевная трагедия. Внутренний конфликт героини. Нравственная проблематика пьесы
лабораторная работа с элементами беседы
Грех, покаяние, возмездие, рок
Тема греха, возмездия и покаяния в литературе
Роль религиозности в духовном мире человека
10.10
18
Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг «Грозы». Н.А. Добролюбов, А.А.Григорьев
Комбинированный; лабораторная работа
Символика, литературная критика
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образа
12.10
Иллюстративный материал
Индивидуальный опрос
19-20
Р/Р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
контроль
«Смысл названия пьесы «Гроза», «Был ли иной путь у Катерины», «Быт и нравы героев пьесы «Гроза», и др.
14.10
17.10
19.10
21
И.А.Гончаров. Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика романа
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Трилогия, композиция, социально-нравственная проблематика; приём антитезы
Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста,
выборочный анализ, выявление частного и общего;
22
Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера главного героя. «Сон Обломова». Характеристика эпизода.
Комбинированный; лабораторная работа
Типичный герой, диалектика; характеристика эпизода
Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода
Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода
21.10
23
«Обломов» как роман о любви. Обломов и О. Ильинская. Авторская позиция и способы её выражения в тексте
Комбинированный; практикум, беседа
Образ Обл. в ряду вечных обр. (Дон Кихот, Гамлет)
Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образа
24.10
24
«Что такое обломовщина?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике
Комбинированный; семинар
Обломовщина
Аналитический пересказ текста,
работа со справ. литературой
26.10
25
И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Жанр записок, стиль писателя,
Аналитический пересказ текста,
Выборочный анализ, выявление частного и общего; конспект
28.10
26
«Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе.
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Жанр романа; западники и славянофилы, разночинцы
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего
Выявление нравственно-философской проблематики
31.10
27
Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Споры Базарова с Павлом Петровичем.
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Конфликт, идеологический конфликт
Анализ эпизодов повести
Сравнительная характеристика, схематизация материала
9.11
28
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.
Комбинированный; лабораторн. работа
Духовный конфликт, герой
Психологические портреты героев,
различие жизненных принципов
12.11
29
«Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала
Комбинированный; беседа
«вечные темы», философские вопросы
Выявление частного и общего,
идейно-тематический, нравственно-философский анализ
14.11
30
Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода.
Проблемное изложение.
Анализ эпизода, психологизм, пейзаж, портрет, интерьер
Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образа
16.11
31
Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа. Роман в русской критике.
Практикум, поисковый
Философская позиция героев романа и автора
Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов
Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов
18.11
32-33
Р/ Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Творческий, поисковый
«Е. Базаров и П. П. Кирсанов», «Бунтующее сердце», «Почему Базаровы нужны России?», «Проблемы «отцов» и «детей» в изображении Тургенева» и др.
21.11
23.11
34
Н. Г. Чернышевский. Строки жизни и творчества. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?».
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Жанровое своеобразие романа
Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов
25.11
35
Значение романа в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Новые люди. Старые люди.
Проблемное изложение.
Выборочный анализ текста
Идейно-тематический анализ текста, выявление частного и общего
28.11
36
Особенный человек-Рахметов. Четвёртый сон Веры Павловны.
беседа
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,
выявление частного и общего
30.11
37
Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике
Объяснительно иллюстративный
Философия, функции пейзажа, художественное своеобразие
Выборочный анализ текста Выразительное чтение текста
Идейно-тематический анализ текста, выявление частного и общего
2.12
38
Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании
поисковый
Жанр лирического фрагмента, мировоззрение
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,
выявление частного и общего
5.12
39
Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой»
Комбинированный; лабораторная работа
Ритмическое богатство стиха
Художественное своеобразие
Комплексный анализ стихотворения
7.12
40
А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека
Комбинированный; лекция с элементами беседы, лабораторная работа
Жизнеутверждающее начало, лирика,
Теория «чистого искусства»
«Зоркость по отношению к красоте» (А.Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А.Дружинин);
9.12
41
Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Метафоричность лирики Фета.
Комбинированный; лабораторная работа
Ритм, звучание, мелодия, импрессионизм
Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения
Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения
12.12
42
А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики
Комбинированный; лекция, беседа, лабораторная работа
Темы, мотивы, образы лирики;
влияние фольклора на лирику XIX века
Составление плана-конспекта, схематизация материала,
идейно-композиционное своеобразие.
14.12
43
Р/Р. Проверочная работа. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. И А. А. Фета.
контроль
Художественные особенности. «Я пришёл к тебе с приветом», «Шёпот робкое дыханье..», «Последняя любовь» и др.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа.
16.12
44
Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. (обзор). Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа
лекция с элементами беседы,
Поэт «мести и печали»; гражданственность, драматизм, социальная трагедия
Анализ гражданской поэзии и лирики чувств
Анналитический. пересказ текста, частного и общего; конспект. материала
19.12
45
Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца. «рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли» и др.
Разночинство, героизм, жертвенность, идеал общественного деятеля.
Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей человека и природы
21.12
46
Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Муза Некрасова. «Поэт и гражданин», «Музе», «Элегия» и др
Объянитель но иллюстративная.
Народность творчества
Художеств. открытия Н.; простота и доступность стиха,
его близость к строю народной речи
23.12
47
Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др.
Комбинированный; лабораторная работа
Психологизм, психологическая характеристика
Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов
26.12
48
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Сюжет, композиция, жанровое своеобразие
Путешествие как приём организации повествования
28.12
49
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме
Комбинированный; практикум
Социальное и духовное рабство; сатирические образы помещиков
Сюжет поэмы и авторские отступления
Мастерство изображения жизни
50
«Люди холопского звания» и «народные заступники» в поэме (Гриша Добросклонов, Савелий, «богатырь святорусский», Матрёна Тимофеевна)
поисковая
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме; народность творчества
Выразительное чтение Идейно-тематический анализ эпизода
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего
51
Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказа о грешниках.
Беседа, поисковая
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме; народность творчества
выборочный анализ,
Выявление нравственно-философской проблематики
52
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Комбинированный; беседа
Многообразие народных типов в поэме
53
Р/Р подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
контроль
«Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Изображение народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и др.
54
Творчество К Хетагурова. Стихотворения из сборника «Осетинская лира»
Объяснительно-иллюстративная.
Изображение тяжёлой жизни простого народа близость творчества К. Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова..
Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Свободная работа со стихотворными текстами
55
М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок.
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Понятие об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык)
Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов;
анализ эпизодов, аналитический пересказ
56
«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Собирательный образ, типичность, гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола, сатира
Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории Характеристика персонажа
анализ эпизодов, аналитический пересказ Тема народа и власти
57-58
Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Идейные и эстетические взгляды, эстетика, философ
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,
выявлен. частного и общего; конспектирование
59
Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского
Комбинированный; семинар
Психологизм, роль пейзажа в художеств. тексте
Жанрово-композиционный анализ романа, художествен
ное мастерство в создании пейзажа
60
Раскольников. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова.
беседа, семинар
Духовные искания, диалектика
Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой
Актуальность классики, новизна прочтенного, идейно-тематическое своеобразие
61
Теория Р.Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта.
Комбинированный; беседа, семинар
Духовные искания, диалектика, теория, бунт
Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой
идейно-тематическое своеобразие
62-63
Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов)
Комбинированный; беседа
Двойник
Сопоставительная характеристика персонажей
Сопоставительная характеристика персонажей
64
Роль эпилога. Достоевский и культура ХХ века
беседа
Эпилог, культура, актуальность
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
65-66
Р/Р. Сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
контроль
«Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе», «Их воскресила любовь», «Теория идеи Раскольникова и её крах» и др.
67
Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Сказ в творчестве Лескова, словотворчество, призвание «маленького человека»
Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста,
аналитический пересказ текста, анализ и подбор соответствующего материала
68
Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.
Комбинированный; беседа, лабораторная работа
Поэтика названия повести, фольклорное начало в повествовании
Характеристика персона-жа, героя-прав-доискателя
Этапы духовного пути личности
69-70
Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Духовные искания, нравственность, гуманизм
Анализ эпизодов произведений, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образов
71
Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»
Внеклассное чтение
Героизм, патриотизм; автобиографическая трилогия (повторение)
Историко-культурный контекст в произведении.
идейно-тематический анализ, логика истории и развития взаимоотношений человека и власти
72
Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания; проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе
Проблемное изложение.
Роман-эпопея, критерии оценки личности
Жанровое , идейно-художественное своеобразие
Анализ эпизодов
73
Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Композиция, «диалектика души»; психологизм
Система образов и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности
Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов
74
Война 1805-1807 гг. - эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого.
Комбинированный; лабораторная работа
Отечественная, гражданская война
Проблема истинного и ложного героизма и величия
Проблема истинного и ложного героизма и величия
75
Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе.
поисковая
Приёмы и способы психологич. изображения
Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя
Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя
76
Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
поисковая
Психологическая характеристика
Внутренний монолог как приём психологической характеристи
ки героя
Внутренний монолог как приём психологической характеристи
ки героя
77
Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого .Наташа Ростова на пути к счастью.
поисковая
Жизнь сердца, «ди-алектика души»
Психол. портреты персонажей,
различие жизненных принципов
78
Семья Ростовых и семья Болконских
поисковая
Мысль народная и мысль семейная
Ан-з эпизодов, аналитич. пересказ, характеристика образов
характеристика образов
79
Исторические личности на страницах романа «Война и мир» Кутузов и Наполеон
поисковая
Антитеза, личность, противопоставление
Сопоставительная характеристика
Антитеза как центральный композиционный приём
80
Тема народа,. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев
Проблемное изложение
«дубина народной войны» «роевая» жизнь, народность
Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста
Сравнительная характеристика, составление таблицы
81
Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа
поисковая
Патриотизм, истинный, ложный
Психологические портреты персонажей,
различие жизненных принципов
82-83
Р/Р. Сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Творческая, поисковая
«Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?», «Партизанская война и её оценка Толстым», «В поисках смысла жизни» и др.
84
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.
Объяснительно-иллюстративный
Способы создания комического эффекта
Аналитическая беседа, пересказ
Проблемные вопросы
4.
5.
6.
7.
8.
9.
85-86
Особенности рассказов 80-90-х годов. «Маленький человек в прозе Чехова. «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент»
Проблемное изложение.
Футлярность, Футляр страха и власти, футляр собственности, Футляр семьи.
Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека».
Проблема ответствен
ности человека за свою судьбу
87-88
Рассказы А. П. Чехова. «Никто не знает настоящей правды». «Дом с мезонином», «Палата №6»
поисковая
Активность, пассивность, догмотизм
Протест против догматической активности,
Анализировать рассказы.
89-90
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
поисковая
Деградация, импрессионизм
Проблема ответствен ности человека за свою судьбу
Анализ рассказа
91
Чехов-драматург. Общая характеристика «новой драмы»
Проблемное изложение.
Поэтика, драма, лирическ. комедия
Особенности сюжета и конфликта пьес
Сюжет и подтекст пьесы
92-93
«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система. образов, особенности жанра. Разрушение дворянского гнезда. Раневская и Гаев - герои уходящего в прошлое усадебного быта. Тип героя-«недотёпы»
поисковая
Конфликт пьесы, жанровое своеобразие, «недотёпа»
Разлад между желаниями и реальностью их осуществления
94
Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра
Объяснительно-иллюстративный
Авторский стиль, замысел, тема, идея
Монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста,
проблемное изложение материала
95-96
Р/Р. Сочинению по творчеству А. П, Чехова.
контроль
«Комическое и драматическое в рассказах А. П. Чехова», «Мир человека и мир вещей» в рассказах А. П. Чехова» и др.
97
Контрольная работа по теме «Русская литература второй половины 19 века». Тест
контроль
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
98
Зарубежная лит-ра XIX века. Основные тенденции в развитии зарубежной лит-ры XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм.
Изучение нового; лекция
Вечные вопросы в зарубежной литературе; романтизм, реализм и символизм
Сопоставление тенденций в развитии русской литературы с зарубежной
Особенности раскрытия «вечных тем» в зарубежной литературе
99
Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость.
Изучение нового; лекция
Социально-психологическая драма, психологизм
Тонкость психологического анализа
Проблемы самопознаниянравствен ного выбора в творчестве прогрессив ных писателей
100
Г.Ибсен. Драма «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины.
Изучение нового; лекция с элементами беседы,.
Своеобразие «драм идей» как социально-психолог. драм
Идейно-тематический анализ текста
101
А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм
Изучение нового; лекция с элементами беседы.
Пафос, косность, идеология, психологизм
Символические образы в стихотворении
Аналитичес кий пересказ, выразительное чтение
102
Заключительный урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Список литературы на лето.
Обобщение изученного
Многообразие жанров, искусство
Устное аргументиро ванное высказывание в жанре публицистики
103-105
Резервные уроки.