Технологическая карта урока по литературе Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель Козырева Ирина Константиновна

Класс 5

Предмет литература

УМК В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Тема урока Великая Отечественная война в жизни страны и моей семьи

Тип урока Урок развития речи

Цели урока (образовательные): воспитывать чувство сопричастности ребёнка и его семьи к истории большой страны; расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры; указать причины популярности поэзии в годы ВОВ; формировать уважительное отношение к героическому прошлому страны; развивать активность и самостоятельность мышления; воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Регулятивные: формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера.

Познавательные: уметь формулировать тему урока; устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать учителя и ответы своих одноклассников.

Оборудование урока: компьютер, проектор, материал для коллажа (ватман, клей, вырезки из газет, карандаши, маркеры)

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Включение учащихся в деятельность

Психологический настрой детей на урок, дружеское приветствие

Отвечают на приветствие учителя.

Демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебный процесс

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку (Л)

II. Обобщение ранее изученного материала

Актуализация знаний о событиях Великой Отечественной войны.

Беседа с учащимися:

  1. Давайте вспомним, какую тему мы начали изучать несколько уроков назад? («Поэзия ВОВ»)

  2. С творчеством каких писателей мы уже познакомились? Как назывались произведения, ими написанные? (Твардовский А.Т. «Рассказ танкиста», Симонов К.М. «Майор привез мальчишку на лафете…»)

Выслушивает ответы учащихся, по необходимости корректирует ответы

Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы своих одноклассников

Анализировать, обобщать, делать выводы (П). Находить и исправлять ошибки в ответах, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку (К).

III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока

Выявление места и причины затруднения

1. Подводящий диалог:

1. Вам на дом были даны разные задания. Кто- то должен был подготовитьсообщения, а кто-то сделать небольшие проекты на тему «След ВОВ в истории моей семьи». Как вы думаете, для чего вам было дано такое задание? Чем мы сегодня будем заниматься, какие у нас будут цели и как мы назовем наш урок?

Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога.

Выслушивает предположения, размышления учеников,организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.

Отвечают на вопросы



Проговаривают свои предположения по заданному вопросу

Анализируют, обобщают, делают выводы,

формулируют тему урока.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р)

IV.Историческая справка

Вспомнить основные события ВОВ

Вступительное слово учителя:

В этом году мы с вами празднуем одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым.

Всем вам хорошо известно, что война началась 22 июня 1941 года. Нападение фашистов было внезапным и вероломным. Стояла теплая июньская ночь выходного дня. Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Вспомним, как это было… (просмотр видеоролика, 2 мин.)

  • Какие чувства у вас остались после просмотра ролика?

  • Так ли вы представляли себе военное время, как показано на видео?

Рассказывает об основных событиях военного времени, задает вопросы для размышления учащихся

Слушают учителя, смотрят видеоролик, отвечают на вопросы.

Строить логически обоснованные рассуждения (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

V.Открытие новых знаний

Расширить знания учащихся о поэзии военных лет, показать особое значение лирических произведений в военные годы

Слово учителя:

С самых первых дней войны люди бросились на защиту Родины. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».Эти слова были оправданны. Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсеммолодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.В годы войны создавалось много достойных прозаических произведений, но все же первое слово сказали лирики и публицисты.

Как вы считаете, почему именно поэзия, а не проза стала так популярна в годы войны?

О событиях ВОВ вы наверняка знаете из книг, уроков истории, документальных фильмов. А случалось ли вам слышать о войне в личной беседе с ветеранами? Из рассказов своих бабушек и дедушек, которые знают, что такое война не понаслышке? Я знаю, что у некоторых из вас в семье были такие люди, которые участвовали в страшных событиях военного времени. Давайте послушаем ваши проекты.

Дает новую информацию по теме урока, организует диалог с учащимися, отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

Слушают учителя, анализируют новую информацию, участвуют в диалоге

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий (П).

VI. Доклады и творческие проекты учащихся

Развивать умение выразительного чтения, формировать чувство сопричастности ребенка и его семьи к истории большой страны

Чтение докладов, защита собственных проектов

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль

Слушают своих одноклассников, задают вопросы

Воспринимать информацию, строить логически обоснованные рассуждения, ответы (К).

VII. Рефлексия

Развивать эмоционально- ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностных ориентаций)

Создание коллажа «Нет войне!»

Уточняет понимание задания, осуществляет контроль за работой в группах

Организует рефлексию через диалог:

  • Почему мы всегда должны помнить о событиях ВОВ?

  • Каких поэтов военного времени вы запомнили?

Работают в группах, отвечают на вопросы, подводят итог работы

Строить логически обоснованные рассуждения, оценивать свою работу (П.Р).

VIII. Домашнее задание

Выучить стихотворение о войне наизусть на выбор



© 2010-2022