Урок литературы в 7 классе

урок русской словесности в 7 классе на тему: "И видный миру смех, и неведомые ему слезы" (по творчеству Николая Васильевича Гоголя). К уроку прилагается презентация и видеоматериалы: для позитивного настроя учащихся - выпуск "Ералаша" - "Чудное мгновенье", фрагменты видеофильмов "Белинский", "Тарас Бульба", а также авторский ролик памяти Богдана Ступки - исполнителя роли Тараса Бульбы в одноименном фильме. При составлении использовались ресурсы сети Интернет, материалы методических пособий, текс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 «к» классе - «И видный миру смех и неведомые ему слезы…» (знакомство с творчеством Н.В.Гоголя)

Цель урока: изучение новых знаний по творчеству Н.В.Гоголя и первичное их закрепление.

Задачи:

1. познакомится с творчеством Н.В.Гоголя; узнать факты биографии, историю создания повести «Тарас Бульба»

2. развивать умение слушать, рассуждать, работать в группах; чувство взаимопомощи, взаимовыручки; развивать устную речь; умение говорить на публике, навыки выразительного чтения

3. воспитывать стремление к изучению русской классической литературы, истории, живописи, архитектуры, киноискусства; интерес к творчеству Н.В.Гоголя

Оборудование: слайдовая презентация, видеофрагменты фильма «Тарас Бульба»; портреты Н.В.Гоголя разных лет; репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; «Дерево мудрости», стикеры для рефлексии;

Ход урока:

  1. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока. (дети сидят по группам)

Добридень, дорогі хлопці і шановані гості! Я рада вітати вас на уроці російської літератури! Я бажаю вам гарного настрою і успіхів в роботі!

Я не случайно заговорила сейчас по-украински. Жизнь и творчество писателя, которые нам предстоит изучить, неразрывно связано с Украиной. Для начала давайте посмотрим позитивный видеоматериал, чтобы настроится на хорошую работу («Ералаш»)

Давайте выработаем правила работы в группе (устно?)

В каждой группе я назначаю спикера - главного, который будет распределять задания в группе, назначать отвечающего. Я даю спикеру оценочные листы, в которых он будет отмечать каждого из своей группы и в конце урока выставит всем оценки.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

Повторение пройденных тем: М.Ю.Лермонтов. Песня про купца Калашникова…»

За что Малюта Скуратов получил свое прозвище?

Каким царем была создана опричнина?

О ком говорится в строках:

"...А из роду ты ведь из Скуратовых,

И семьею ты вскормлен Малютиной!.."

В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?

Какой сценой открывается повествование в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"?

Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?

III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

  1. Самостоятельное изучение нового материала.

( «литераторы» изучают биографию; «историки» изучают историю создания повести и исторические события, связанные с темой)

Я раздаю вам материалы для изучения, вам дается 7 минут для освоения этого материала. Затем спикер назначает отвечающего.

IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

  1. Проверка полученных знаний (вопросы со слайдов)

По биографии:

Как называлось местечко, в котором родился Н.В.Гоголь?

Назовите дату рождения писателя

Где учился Н.В.Гоголь?

Назовите псевдоним, под которым Гоголь опубликовал свое первое произведение?

В каком городе умер и похоронен Гоголь?

По истории создания:

В каком сборнике впервые было напечатано произведение?

Сколько редакций у повести?

Какие источники использовал в своей работе Гоголь?

Сколько глав в повести?

О каких событиях повествует произведение?

Разминка.

А теперь мы с вами вспомним одно из произведений Н.В.Гоголя, которое изучали в 6 классе. Посмотрите на картинку. Узнали?

«Вопросы мудрого казака» (слайды)

«Афоризмы Гоголя» (конверт) по слайдам проверка

Выступление учителя по биографии Гоголя -

Учитель рассказывает интересные факты о Гоголе:

Кулинария, шитье, фотография

Памятники

Просмотр видеоролика «Белинский и Гоголь»

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

«Дерево мудрости» - написать на стикерах свое мнение об уроке, озвучить и прицепить на дерево

• Я почувствовал, что…

• Было интересно…

• Меня удивило…

• Своей работой на уроке я…

• Материал урока мне был…

• Мне захотелось…

• Мне больше всего удалось…

• Моё настроение…

• Заставил задуматься…

• Навел на размышления…

• Могу похвалить своих одноклассников…

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Видеофрагменты из фильма «Тарас Бульба»

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Оценочный лист

Имя

Домашнее задание

Изучение нового материала

«Вопросы мудрого казака»

Афоризмы Гоголя (конверт)

Активность на уроке

Оценка за урок





















Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Оценочный лист

Имя

Домашнее задание

Изучение нового материала

«Вопросы мудрого казака»

Афоризмы Гоголя (конверт)

Активность на уроке

Оценка за урок

















Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Оценочный лист

Имя

Домашнее задание

Изучение нового материала

«Вопросы мудрого казака»

Афоризмы Гоголя (конверт)

Активность на уроке

Оценка за урок















Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Оценочный лист

Имя

Домашнее задание

Изучение нового материала

«Вопросы мудрого казака»

Афоризмы Гоголя (конверт)

Активность на уроке

Оценка за урок















Имя Домашнее задание Изучение нового материала «Вопросы мудрого казака» Афоризмы Гоголя (конверт) Активность на уроке Оценка за урок

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Оценочный лист

Имя Домашнее задание Изучение нового материала «Вопросы мудрого казака» Афоризмы Гоголя (конверт) Активность на уроке Оценка за урок



1 тип: Изучение нового материала. Вид урока: - лекция, - урок с элементами беседы, - лекция с элементами презентации, - урок конференция, - экскурсия, - исследовательская работа.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока: - практикум,

- экскурсия,

- лабораторная работа,

- деловая игра,

- урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Эта часть меняется.

IV.Контроль и самопроверка знаний учащихся.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: - семинары,

- конференция,

- обобщённый урок,

- урок собеседование,

- урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III.Контроль и самопроверка знаний учащихся.

IV.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

V.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока: - зачёт,

- экзамен,

- контрольная работа,

Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

IV.Рефлексия.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока: - практикум,

- конференция,

- семинар,

- контрольная работа,

- лекция,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

«+» «-»

1. Организационная чёткость педагогического процесса.

2. Системный характер обучения.

3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей. 1. Учитель ограничен временными рамками.

2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.

3. Современные требования к уроку.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические

- чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

- формирование памяти, внимания и мышления школьников,

- воспитание нравственных качеств личности,

- развитие познавательного интереса и мотивов,

- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

- развитие творческих способностей,

- создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

- наличие продуманного плана проведения урока,

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

- создание рабочеё дисциплины,

- использование средств обучения и информационных технологий,

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.

В практике школы сложились два основных вида планирования:

1. календарно - тематическое,

2. поурочное.

В календарно - тематическом планировании указывается:

1. темы и разделы курса,

2. количество учебных часов для каждой темы и календарные сроки,

3. формы организации учебной работы (лекция),

4. оборудование,

5. задания, которые нужно выполнить по теме дома/

Начинается календарно - тематический план с изучения программы. Эта работа выполняется перед началом учебного года и каждой четверти.

Изучение методической литературы занимает главное место при подготовке учителя к уроку, так как он просматривает разделы учебника, методическое руководство, статьи в педагогических журналах, новинки методической литературы и другие источники.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.

1. Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.

2. Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).

3. Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.

Разработка плана урока.

План урока - конечный результат подготовительной работы учителя.

Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.

В плане указывается:

1. - тема,

- тип,

- вид.

2. Цельурока (образовательная, воспитательная, развивающая).

3. Оборудование.

4. Литература.

5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).

Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.

Учителя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.

Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.

Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.

Нестандартные уроки их характеристика.

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:

- одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.

- другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:

1.уроки - «погружения»

2.уроки - деловые игры

3. уроки - пресс-конференции

4. уроки - соревнования

5. уроки типа КВН

6. театрализованные уроки

7. уроки - консультации

8. компьютерные уроки

9. уроки - творчества

10. уроки - аукционы

11. уроки - зачёты

12. уроки - формулы

13. уроки - конкурсы

14. уроки - игры

15. уроки - суды

16. уроки - фантазии

17. уроки - концерты.

В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.

Нестандартные уроки больше нравятся учащимся, поэтому следует практиковать такие уроки.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.

НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ

1. Урок - лекция «Визуализация»- т.е.информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.

2. Урок - лекция «Парадокс» - т.е. учитель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом учащихся.

Цель - развить внимание и критичность мышления учащихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.

3. «Бинарные» лекции - т.е. лекции ведут два преподавателя.

Выделяют несколько вариантов её проведения:

1. Лекцию читают два преподавателя по педагогике, но один даёт новый материал, а второй проводит дискуссию или беседу.

2. Учитель педагогики и заместитель директора по воспитательной работе.

3. Преподаватель педагогики и психологии.

ВЫВОД: нестандартные уроки - это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем учителям, но не превращать их в главную форму обучения.

© 2010-2022