Уроки русского языка по теме Лексика. Однозначность и многозначность. Прямое и переносное значение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок русского языка в 5 классе по программе под ред.М.М.Разумовской по теме «Однозначные и многозначные слова»







Учитель русского языка и литературы Писаренко И.В.МБОУ»СОШ№8» г.Читы

Урок русского языка в 5 классе по программе под ред. М.М.Разумовской.

Тема : «Сколько лексических значений имеет слово?»

Урок изучения новых знаний.( «открытия нового знания»)

Цель : закрепить понятия однозначные и многозначные слова, полученные в начальной школе, умение определять их значения, в том числе через толковые словари, понять, каковы условия многозначности, умело использовать в речи многозначные слова.

Задачи:

-учить давать определение понятий однозначные, многозначные слова ; самостоятельно отбирать для решения предметных учебных необходимые словари;

-продолжить обучение умению выслушивать высказывания учащихся, оценивать их, развивать свою речь на лингвистическую тему по типу рассуждения; формировать умение критично относиться к своему мнению;

-учить использовать наряду с основными средствами обучения дополнительные средства ; способствовать формированию интереса и желания к изучению родного языка.

Виды деятельности: закрепление умения давать определения понятия, применение способов деятельности, реализация новых знаний, наблюдение за языковым материалом, построение текста-рассуждения, формулирование возникших трудностей, умение решать затруднение, индивидуальная работа, работа в паре, в группе.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : научиться выявлять условия многозначности, умение работать со словарями.

УУД:1)познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова; 2)коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками( в паре, в группе), с учителем;

3)регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции;

4)личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Организа-

ционный

этап.Мо-

тивирование

к учебной деятельности.

Постановка проблемы которая будет решаться на уроке.

Учитель приветствует уч-ся.

Слово учителя: ребята, очень много людей пытаются помочь другим проникнуть в тайны языка. Для этого они сочиняют стихотворения, пишут занимательные рассказы, чтобы мы не только лучше усвоили родной язык, но и полюбили его, захотели разобраться в языковых тайнах. Таким человеком была Ф.В.Янтовская, которая всю жизнь учила таких ребят , как вы.

Чтение учителем стихотворения Ф.В.Янтовской.

Часы идут, ремонт идёт.

И в стирку грязный плащ идёт.

Вот трудный сдал студент зачёт.

Идёт экзамен, слух идёт.

  • Вопрос классу: вы сразу поняли это стихотворение?

  • А почему люди, для которых русский язык неродной, не сразу могут понять его?


  • А те, для кого русский язык родной, всегда ли могут понять все значения слов?

  • Посмотрите на формулировку темы параграфа 33 и сформулируйте цель нашего урока.

  • А для чего нам нужно это знать?

  • Запишем сегодняшнее число и тему нашего урока.

Приветствуют учителя.

Прослушивание стихотворения.





Ответ: да

Ответ: дети предполагают, что затруднение может вызвать слово « идёт», так как оно имеет несколько значений. Раскрывают значение этого слова.

Отвечают на предложенные вопросы, подходят к формулированию цели урока и пониманию того, для чего это необходимо знать. (Не всегда даже русскоговорящий человек знает все значения слова, так как даже у одного слова могут быть десятки значений. Цель: уметь определять значение слов, чтобы понимать тексты, правильно понимать говорящих, умело самим пользоваться многозначностью слов пользоваться при необходимости словарями.

Запись числа, темы урока.

Актуализация изученного ранее, фиксация затруднений в пробном учебном действии.

1.Вопрос: подумаем, а для чего понадобилось людям, чтобы у некоторых слов появилось несколько значений? Может быть, было бы лучше, чтобы у всех слов было только одно значение?

2. Давайте попробуем дать определение понятий однозначное слово, многозначное слово.

Ребята, возникли ли у кого затруднения, когда вы давали определения понятия?

3.А теперь в предложенных текстах ( СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ), которые лежат у вас на партах, определите значение слова, с которым мы уже сегодня работали, - «идёт». Если необходимо, воспользуйтесь словарями. Можно работать в паре.

4.Давайте познакомимся с результатами вашей работы. Но прежде скажите, кто обратился к словарям. Какой словарь вам помог?

5.Вопрос: сколько значений у слова «идёт» ?

Выслушивают предположения учащихся, приходят к выводу.


Дают определения понятий.

При необходимости другие учащиеся помогают выйти из затруднения.

Индивидуально или в паре читают предложенные тексты на карточке, выбирают словарь при необходимости, выполняют задание.

Выступают с ответами по желанию, представляют результаты своей работы.

Ответ : 24!

Работа по теме. Применение знаний, закрепление умений.

1.Вопрос: а как словарь помогает определить, сколько значений у слова? Как строится словарная статья у многозначного слова?

2. Вопрос : у многозначного слова среди значений есть что-то общее или это абсолютно разные значения? Обратимся к слову «идти» в предложенных ранее текстах. Проанализируйте.

( Необходимый этап, для того чтобы в будущем не путали с омонимами)

3.Тренировочные упражнения:

  • № 251

  • П.1

  • П.2

До выполнения упр. ответьте на вопрос после анализа задания , какие знания вам понадобятся для выполнения. Если возникают трудности, обратитесь к консультанту.

Самостоятельная работа в паре, группах по упр.№ 252

( самостоятельно в виде дерева рисуют семью однокоренных слов. Составляют минитекст-рассуждение)

Работа со словарями. Анализ словарной статьи, озвучивание полученных материалов.

Анализ значений слова «идти». Выявление условий многозначности.

Приходят к выводу : у многозначных слов есть общее в значении.


Анализируют схему, определяют значения слов, составляют словосочетания, анализируют их строение. Составляют минитекст- рассуждение, работают с толковым словарём.

Работа в парах, группах, представление результатов работы.

Представление и защита работы.

Рефлексия

Обратимся к загадке в упр.№253 (п.1,2)- подведение итогов по поставленной цели урока.

А теперь каждый посмотрите на предложенные карточки( Смотри приложение №2), выберите себе карточку по своему усмотрению (базовый уровень, повышенный уровень)и самостоятельно выполните.

А теперь сверьтесь с эталоном ( выводим на экран), сформулируйте свои затруднения, если они возникли.

Отвечают на поставленные в задании вопросы. Устное словесное рисование.

Выполняют задания карточки выбранного уровня.


Сверяют с эталоном , формулируют затруднения и определяют их причину, определяют способ действий.

Домашнее задание

Дома выполнить п.3 упр.№253 письменно, №254 устно.

Записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка №1

Сказал мой папа маме, что

Идёт ей новое пальто.

- А как твои идут дела?-

Интересуется она.

Со мной у мамы тьма забот:

Порезал палец -кровь идёт;

Набрал я каши полон рот,

Но в горло каша не идёт.

КАРТОЧКА №2

Тепло идёт. Письмо идёт,

Вот поезд, говорят, идёт,

и едут люди без забот.

А здесь опасный поворот:

Дорога круто вниз идёт.

Быстрее звука самолёт,

Но на посадку он идёт!

КАРТОЧКА №3

Вот мальчик в детский сад идёт,

вот дождь идёт и сад польёт;

Снежинок так красив полёт,

Но говорим мы : «Снег идёт»

Зима идёт! Весна идёт!

По рекам лёд уже идёт!

Вот ледокол идёт во льдах

В суровых северных морях.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

К1(БАЗОВЫЙ уровень) Запишите значение слова ТИХИЙ в колонке напротив. Сделайте вывод.

словосочетание

значение

Тихий голос

Тихий нрав

Тихая езда

Тихая погода

Тихое дыхание

К№2(ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ)

Докажите, что предлог ПО многозначен. Приведите примеры

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введенская Л.А. Стихотворения для работы на уроках русского языка. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

Крицкая Е.А. Рабочая программа по учебнику под редакцией М.М.Разумовской.- Волгоград: Учитель, 2012

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа,2013

Трунцева Т.Н. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. -М.: ВАКО,2013

Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.- М.:Просвещение,2014.



© 2010-2022