- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бережевская С.В. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
Рассмотрено
на заседании ММО
Протокол №_____
от «____» _______________2014 г.
Руководитель ММО __________ ( __________________)
Согласовано
с зам. директора по УВР
«____» _______________2014г. ___________(Шуманская М.В.)
Утверждено
решением педсовета
Протокол № _____
от «____ » ____________ 2014 г.
Директор______________(Танковид И.Е.)
Рабочая программа
на 2014 - 2015 уч. г.
Предмет, класс 7 «А», литература
Учитель Бережевская С.В.
Количество часов в неделю 2
УМК:
Учебник: Литература. 7 класс. Под ред. Коровиной В.Я.- М.: Просвещение, 2010
Дидактические материалы:
1. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2009
2. Беляева Н.В.. Литература. 7 класс. Проверочные работы. - М.: Просвещение, 2013
3. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. К учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс».- М.: Экзамен, 2013
4. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э. Как писать сочинения? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004.
Составлено в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.
г.Вилючинск
2014 г.
I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.
II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
I. Учащиеся должны знать:
-
Авторов и содержание изученных произведений.
-
Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
-
Жанры всех трёх родов литературы.
-
Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры.
-
Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
-
Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
-
Основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.
-
Характерные особенности индивидуального стиля писателя.
II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
-
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
-
Сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
-
Различать эпические, драматические и лирические произведения.
-
Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
-
Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов.
-
Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.
-
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
-
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
-
Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
-
Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
III. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
В том числе
Развитие речи
Внеклассное чтение
Введение.
1
Устное народное творчество.
7
1
Из древнерусской литературы.
2
Из русской литературы XVIII века
2
Из русской литературы XIX века.
29
1
1
Из русской литературы XX века.
21
1
Зарубежная литература.
6
Итого
68
IV. Содержание программы учебного курса
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно - нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
Из русской литературы ХХ века
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка - незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно - экологические проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).
М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
Из зарубежной литературы
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса
Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.
Произведения для заучивания наизусть:
-
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок на выбор).
-
М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
-
А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
-
М.Ю. Лермонтов. Песня про царя ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). «Молитва». «Когда волнуется желтеющая нива…». «Ангел». (на выбор).
-
Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
-
И.С. Тургенев. Русский язык.
-
Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок на выбор).
-
В.А. Жуковский. «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…». И.А. Бунин «Родина» (на выбор).
-
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям» (на выбор)
-
По теме «Великой Отечественной войны»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е.М. Винокуров. «Москвичи».)
-
С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).
V. Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Элементы содержания
Тип урока
Оборудование, демонстрации
Дата по календ/ факт
В мире литературы.
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека.
Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.
Вводный урок
1 неделя сентября
Предание как жанр УНТ.
Связь литературы с фольклором. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях
Урок изучения теории и истории литературы
Фонохрестоматия
1 неделя сентября
Былина как жанр УНТ. "Поэтическая сила" былины.
Былина. Литература как живое, развивающееся явление. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.
Собирание былин. Собиратели былин.
Урок изучения теории и истории литературы
Фонохрестоматия
Презентация
2 неделя сентября
Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
Сюжет былины. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.
Урок изучения произведения
Иллюстрации к былинам. Презентация
2 неделя сентября
Былина «Садко».Черты былины и сказки в тексте
Сюжет былины. Композиция. Садко как былинный герой. Черты былины и сказки в произведении
Урок изучения произведения
Иллюстрации к былинам. Презентация
3 неделя сентября
Карело-финский мифологический эпос «Калевала»
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Урок изучения теории и истории литературы
Презентация
3 неделя сентября
Народная мудрость пословиц и поговорок.
Поговорока. Пословица. Особенности языка пословиц. Знакомства с пословицами мира. Толкование пословиц
Урок изучения произведения
Различные издания сборников пословиц и поговорок
4 неделя сентября
Р.р. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц
Создание сочинения-миниатюры по одной из пословиц. Чтение и анализ сочинений.
Урок развития речи
4 неделя сентября
Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как памятник литературы.
Нравственные заветы Древней Руси.
Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Урок изучения теории и истории литературы
Фонохрестоматия. Презентация
1 неделя октября
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности в повести
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.
Урок изучения произведения
Презентация
1 неделя октября
М.В. Ломоносов - поэт, учёный и общественный деятель.
Биография М.Ломоносова. Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. «Теория трех штилей». Ода. Жанровые особенности оды.
Урок изучения биографии и творчества писателя
Портрет Ломоносова. Презентация
2 неделя октября
Поэтические произведения Г.Р.Державина.
Биография поэта. Честность и прямота характера поэта. Смелость в обличительном изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.
Урок изучения биографии и творчества писателя
Портрет Державина. Презентация
2 неделя октября
Юношеские годы А.С. Пушкина. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы.
Биография поэта. Интерес Пушкина к истории. Прославление мужества и отваги русских солдат. ПетрI и Карл XII. Мастерство в изображении Полтавской битвы Мастерство в изображении Полтавской битвы
Урок изучения биографии и творчества писателя
Портрет Пушкина. Презентация
3 неделя октября
А.С. Пушкин «Медный всадник». Образ Петра I в поэме
Роль вступления к поэме «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I . Образ автора в произведении.
Урок изучения произведения
Презентация. Видеофильм (отрывок)
3 неделя октября
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.
Исторический комментарий к балладе. Содержание произведения. Понятие о балладе. Особенности содержания и формы баллады, композиции. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Своеобразие языка баллады.
Урок изучения произведения
Презентация
4 неделя октября
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Основная мысль «Песни о вещем Олеге».
Урок изучения произведения
Презентация
4 неделя октября
А.С. Пушкин «Борис Годунов». Образ летописца в трагедии.
Отражение эпохи, народа, отдельных личностей Смутного времени в трагедии. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
Урок изучения произведения
Видеофильм (отрывок)
5 неделя октября
А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Сюжет и герои повести
Сюжет повести. Герои. Трагизм положения в обществе «маленького человека». Общечеловеческая тема «блудных» детей на примере образа Дуни.
Урок изучения произведения
Презентация
5 неделя октября
«На чьей стороне правда?» Урок-диспут по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Дискуссия по вопросам: «Кто виноват в трагедии?», «Как можно было избежать трагедии?»
Урок-дискуссия
Презентация, тест по творчеству А.С. Пушкина
3 неделя ноября
М.Ю. Лермонтов. "Песня про купца Калашникова".
История создания поэмы.
Биографические сведения о поэте. Интерес М.Лермонтова к истории России. Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи произведения.
Урок изучения биографии и творчества поэта
Портрет М.Ю.Лермонтова.
Презентация
3 неделя ноября
М.Ю. Лермонтов "Песня про купца Калашникова". Система образов в поэме М.Ю. Лермонтова
Содержание поэмы; нравственная проблематика поэмы. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.
Урок изучения произведения
Презентация
4 неделя ноября
М.Ю. Лермонтов "Песня про купца Калашникова". Художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова».
Содержание поэмы. Фольклорные начала в поэме. Художественные средства выразительности в поэме, их роль.
Урок изучения произведения
Тест по биографии и изученному произведению
4 неделя ноября
М.Ю. Лермонтов: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов
Проблема гармонии человека и природы. Мастерство поэта в создании художественных образов. Средства художественной выразительности в стихотворении.
Урок изучения произведения
Фонохрестоматия
5 неделя ноября
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы.
Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая и фольклорная основа повести.
Урок изучения произведения
Портрет писателя. Презентация
5 неделя ноября
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрея в повести.
Содержание повести. Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали.
Урок изучения произведения
Презентация,
отрывки из фильма
1 неделя декабря
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.
Содержание повести. Картины природы, их роль в произведении. Аналитическая работа с репродукцией картины. Особая роль товарищества и братства запорожцев. Понимание авторской позиции.
Урок изучения произведения
Презентация, отрывки из фильма
1 неделя декабря
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Три смерти в повести
Содержание повести. Трагизм произведения. Причины смерти трех героев.
Урок изучения произведения
Презентация, отрывки из фильма
2 неделя декабря
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом
Урок развития речи
Тест по биографии Н.Гоголя и по повести.
2 неделя декабря
И. С. Тургенев. «Бирюк». Судьба, долг, сострадание в повести
Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения.
Урок изучения произведения
Портрет писателя. Презентация, отрывок из фильма.
3 неделя декабря
И.С. Тургенев «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе.
Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе».
Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
Урок изучения произведения
Фонохрестоматия
3 неделя декабря
А. Некрасов. "Русские женщины". Историческая основа поэмы
Слово о поэте. Историческая основа произведения. Рассказ о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении. Развитие понятия о поэме.
Урок изучения биографии и творчества писателя
Отрывок из документального фильма. Презентация
4 неделя декабря
А. Некрасов "Русские женщины". Образ княгини Трубецкой - возвеличивание подвига русской женщины.
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Образ главной героини как образец самоотверженности, силы чувств, верности долгу.
Урок изучения произведения
Портрет писателя. Отрывок из документального фильма
4 неделя декабря
Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…» Боль поэта за судьбу народа.
Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими.
Урок изучения произведения
Фонохрестоматия
3 неделя января
А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Герои баллад
Слово о А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.
Урок изучения произведения
Тест по биографии и творчеству писателя
3 неделя января
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление генералов и мужика.
Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании.
Урок изучения произведения
Портрет писателя. Презентация.
4 неделя января
Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.
Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.
Урок изучения произведения
Презентация
4 неделя января
Л.Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых
Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. Содержание отдельных глав. Взаимоотношения детей и взрослых в произведении
Урок изучения биографии и творчества писателя
Портрет писателя. Презентация
5 неделя января
Л.Н. Толстой «Детство». Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.
Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия).
Урок изучения произведения
Презентация
5 неделя января
А.П. Чехов. "Хамелеон". Живая картина нравов.
Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.
Урок изучения произведения
Портрет писателя. Презентация
1 неделя февраля
А.П. Чехов «Злоумышленник». Юмористические приёмы в рассказе
Содержание рассказа. Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе.
Урок изучения произведения
Презентация. Тест
1 неделя февраля
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе
Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое зображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Урок-концерт
Фонохрестоматия
2 неделя февраля
И.А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе.
Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.
Урок изучения произведения
Портрет писателя. Презентация
2 неделя февраля
Вн.чт. И.А. Бунин
«Лапти». Нравственный
смысл рассказа.
Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика.
Урок изучения произведения
Презентация
3 неделя февраля
М. Горький. «Детство». Детские и отроческие годы писателя. Автобиографический характер повести.
Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
Урок изучения биографии и творчества писателя
Портрет писателя. Презентация
3 неделя февраля
М. Горький «Детство». Семья Кашириных. Образ бабушки и деда.
Содержание повести. Герои. Жестокость взрослых и детей в повести, жадность. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей.
Урок изучения произведения
Отрывок из худ.фильма. Презентация
4 неделя февраля
М. Горький «Детство». Образ главного героя повести - Алёши Каширина.
Содержание повести. Образ главного героя. Чуткость и милосердие Алеши по отношению к людям
Урок изучения произведения
Отрывок из худ.фильма. Презентация
4 неделя февраля
М. Горький «Детство». Яркое, здоровое, творческое среди «свинцовых мерзостей жизни» в повести
Содержание повести. Вера в творческие силы народа. Гуманистическая направленность повести
Урок изучения произведения
Отрывок из худ.фильма. Тест
1 неделя марта
М. Горький «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей.
Содержание легенды. Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование.
Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).
Урок изучения произведения
Презентация
1 неделя марта
Л. Андреев. «Кусака». Проблема отношения к «братьям нашим меньшим» в рассказе.
Слово о писателе. Содержание рассказа. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Урок изучения произведения
Презентация
2 неделя марта
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Необычность поэтической манеры в стихотворении
Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта.
Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.
Урок изучения биографии и творчества писателя
Портрет писателя. Отрывок из документального фильма. Фонохрестоматия
2 неделя марта
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Гуманизм, доброта лирического героя в стихотворении
Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому.
Урок изучения произведения
Отрывок из документального фильма. Фонохрестоматия
3 неделя марта
А.П. Платонов. «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем в рассказе
Слово о писателе. Содержание рассказа. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.
Урок изучения произведения
Презентация
3 неделя марта
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.
Содержание рассказа. Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова.
Урок изучения произведения
Презентация
1 неделя апреля
А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни»
Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.
Урок изучения биографии и творчества писателя
Фонохрестоматия
1 неделя апреля
Час мужества.
Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне. Основные идеи поэзии о Великой Отечественной войне.
Урок-концерт
Презентация. Фонохрестоматия. Отрывки из военной хроники.
1 неделя апреля
Ф. Абрамов. «О чём плачут лошади?» Важнейшие проблемы, поднятые в рассказе
Слово о писателе. Содержание рассказа. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека.
Понятие о литературной традиции.
Урок изучения произведения
Презентация
2 неделя апреля
Е.Носов «Кукла». Безразличие людей в рассказе
Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы
в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.
Урок изучения произведения
Презентация
2 неделя апреля
Е.Носов «Живое пламя». Проблематика рассказа
Содержание рассказа. Размышления о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях
Урок изучения произведения
Презентация
3 неделя апреля
Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Сопоставительный анализ героев рассказа
Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.
Урок изучения произведения
Презентация
3 неделя апреля
Духовное напутствие молодёжи в книге Д.С. Лихачёва «Земля родная».
Слово об ученом- публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы. Духовные заветы в статьях Лихачева.
Урок изучения произведения
Аудиозапись, выдержки из статей Д.С.Лихачева
4 неделя апреля
М.М. Зощенко. «Беда»
Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький).
Урок изучения произведения
Презентация
4 неделя апреля
Стихотворения о природе русских поэтов ХХ века
Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы.
Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
Урок-концерт.
Фонохрестоматия Презентация
5 неделя апреля
Р. Бернс. «Честная бедность». Проблема соотношения чести и порока.
Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.
Урок изучения произведения
Презентация
1 неделя мая
Д.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь». Раскрытие темы подвига, героизма.
Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Урок изучения произведения
Презентация
2 неделя мая
Японские трёхстишия (хокку) - уникальный жанр поэзии.
Народное творчество Японии. Хокку как жанр поэзии. Использование трехстиший в речи. Создание хокку.
Урок изучения произведений
Презентация. Документальный фильм о культуре Японии
2 неделя мая
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности в рассказе
Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Урок изучения произведения
Презентация. Видеоролик
3 неделя мая
По страницам прочитанных книг
Викторина по прочитанным произведениям
Урок-игра
Презентация
3 неделя мая
Резервный урок
4 неделя мая
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Дидактический материал
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В.. Литература. 7 класс. Проверочные работы. - М.: Просвещение, 2013
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2009
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. К учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс».- М.: Экзамен, 2013
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Матвеева Е.И. Литература 6 класс: Тестовые задания: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 кл. - СПб.: Просвещение, 2014.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия
Компакт-диск "Уроки литературы КиМ" (7 класс) - М.: 1С, 2012
Компакт-диск "А.С. Пушкин. Лицейские годы" - М.: 1С, 2010
Компакт-диск "Биографии писателей-1"- М.: 1С, 2010
Компакт-диск "Биографии писателей-2"- М.: 1С, 2012
Компакт-диск "В мире русской литературы-1" - М.: 1С, 2012
Компакт-диск "В мире русской литературы-2" - М.: 1С, 2012
Компакт-диск "Классики русской литературы"- М.: 1С, 2012
Компакт-диск "Классики русской литературы"- М.: 1С, 2012
Компакт-диск "Писатели России" - М.: 1С, 2013
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие. / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Видеоресурсы
«Бирюк» (художественный фильм по рассказу И.Тургенева «Бирюк») - реж.Р.Балаян,1977
«В.В. Маяковский». Документальный фильм - реж. А.Д. Савушкин, 2008
«Военные годы. 1941-1945». Документальный фильм - реж. К.И. Григорьев, 2010
«Декабристы и их жены». Документальный фильм - реж. Д.Г. Павлов, 2006
«Детство Горького» (художественный фильм по повести М.Горького «Детство») - реж. Марк Донской, 1938
«Древнерусская литература». Документальный фильм - реж. В.В.Кусков, 2010
«Тарас Бульба» (художественный фильм по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба») - реж. В. Бортко, 2009
«Традиции Японии. Культура и литература». Документальный фильм - реж. А.В. Сергеев, 2009