Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 9 «А»

Дата проведения 30 ноября.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

Цели: формировать понятие о структуре СПП с придаточными времени ; научить находить

Придаточное времени ; отрабатывать умение отличать от других придаточных. Воспитать интерес

к учебе, к языку.

Тип урока : комбинированный.

Вид урока: стандартный с использованием элементов модульной технологии.

Методы обучения: словесный, наглядный ,поисковый.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование : видеопроектор, карточки с заданиями. Таблицы ,учебник русской речи для

9 классов

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

Психологический настрой учащихся к уроку

2 Повторение пройденного материала

Индивидуальный опрос.

Мы не могли переправиться на другой берег потому что начался ледоход.

Так начался сильный буран, мы не выехали из аула

Задание Выделите союз, что пропущено в предложении.

Дети говорят ,что между главным и придаточным предложением пропущена запятая..

Упражнение 119. К данным придаточным предложениям подберите подходящие по смыслу придаточные.

Имя героя стало известно недавно, потому что …

Всем стало грустно, оттого что…

МЫ приехали в город поздно вечером ,так как…

4.Мы задержались в горном селении, потому что…

5. Идти становилось труднее, так как….

6. стало сразу тепло, потому что….

7 Мы двигались медленно, потому что….

Грамматическая разминка.

1 Какое предложение вы записали?

2.Почему оно сложное?.

3.Какой вопрос можно поставить от главного предложения к сложному?

4.Как вы определили ,что в этих предложениях придаточные являются причины?

Введение нового материала

Работа с теорией.

Придаточные предложения времени указывают на время действия в главном предложении

И отвечают на вопросы когда? С каких пор? До каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и связываются с ним союзами когда ,пока, как только , с тех пор как, в то время как и др.Например: Утром , когда Никита проснулся, на дворе было уже светло. Солнце уже садилось ,когда я выбрался из леса. Пока я шел, край неба заалел. Как только солнце скрылось за горизонтом, сразу подул резкий холодный ветер. Интонация в главном предложении может быть указательное слово тогда .Например: Она проснулась тогда , когда в избе было совсем светло.

Придаточное предложение времени может стоят впереди, после и в середине главного

Например: Как только стало светать ,мы двинулись дальше .Деревья жалобно шумели, когда настали холода. От земли, когда наступили сумерки ,стал подниматься туман

Сравним:

В русском языке

Он добрался до города ,когда уже зашло солнце.

Күн батқанда ол қалаға жетті

После того как кончатся экзамены ,можно отдохнуть

Емтихан біткеннен кейін , демалуға болады.

Работа с таблицей.

Виды придаточных

Вопросы

Союзы и союзные слова

Места

Где? Куда? откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор?

До каких пор?

Когда ,пока, как только, с тех пор, в то время как

Причины

Почему? отчего? из-за чего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как.

Цели

Зачем? для чего? ради какой цели? для чего?

Чтобы ,чтоб.

Условия

При каком условии ? в каком случае?

Если ,раз, коли ,коль ,когда

Класс делится на две группы.

Составление Кластера

Учащиеся получают листы формата А-3,маркеры , стикеры и готовят кластеры на заданные темы.

1 группа :

У нас с братом ,когда созревали одуванчики, была постоянная забава. Бывало идем куда-нибудь

на свой промысел- он впереди ,я следом.

«Сережа »!- позову я его деловито. Он оглянется, а я дуну ему одуванчиком прямо в лицо.

За это он начинает меня подкарауливать и тоже ,как зазеваешься дунет.

Итак , мы эти интересные цветы срывали только для забавы.

Какая забава была у детей?

Обоснуйте своими ответами.

2 группа:

Мы жили в деревне ,перед окном у нас был луг ,весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво .Все говорили : «Очень красиво ! Луг золотой».Однажды я

рано встал удить рыбу и заметил ,что луг не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой ,луг опять был золотой. Я стал наблюдать .К вечеру луг опять позеленел. Тогда

я пошел ,отыскал одуванчик ,и оказалось ,что он сжал свои лепестки ,как все равно, если бы у нас

пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак ,мы закрыли бы желтые.

Каким стал луг к вечеру?

Докажите своими примерами.

Работа по карточке

Карточка №1

Из данных простых предложении составьте сложноподчиненные с придаточными времени.

Расставьте знаки препинания.

Восходит солнце .Жизнь в лесу пробуждается .

Карточка №2

Мы подъехали к поселку .Было уже темно .

Мы выезжали из города .Было тепло и тихо .

Работа с учебником. К данным глагольным предложениям подберите придаточные.

Дни становятся длиннее ,когда…

Дни становятся короче ,когда ...

Мотивация оценок.

Группы оценивают друг друга .

Снег начинает таять ,как только Рефлексия.

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

Я хочу знать мнение вас всех поэтому предлагаю воспользоваться карточками 3 звезды,

1 желание ( три понравившихся момента урока и одно желание- чтобы вы хотели изменить

в ходе урока.

Домашнее задание.

Упражнение 128. К данным придаточным времени подберите главные предложения.

Упражнение 130.Спишите текст Лес.

Вставьте пропущенные окончания и расставьте знаки препинания.

© 2010-2022