- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кдырбаева З.О. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс 9 «А»
Дата проведения 30 ноября.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.
Цели: формировать понятие о структуре СПП с придаточными времени ; научить находить
Придаточное времени ; отрабатывать умение отличать от других придаточных. Воспитать интерес
к учебе, к языку.
Тип урока : комбинированный.
Вид урока: стандартный с использованием элементов модульной технологии.
Методы обучения: словесный, наглядный ,поисковый.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование : видеопроектор, карточки с заданиями. Таблицы ,учебник русской речи для
9 классов
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку.
Психологический настрой учащихся к уроку
2 Повторение пройденного материала
Индивидуальный опрос.
Мы не могли переправиться на другой берег потому что начался ледоход.
Так начался сильный буран, мы не выехали из аула
Задание Выделите союз, что пропущено в предложении.
Дети говорят ,что между главным и придаточным предложением пропущена запятая..
Упражнение 119. К данным придаточным предложениям подберите подходящие по смыслу придаточные.
Имя героя стало известно недавно, потому что …
Всем стало грустно, оттого что…
МЫ приехали в город поздно вечером ,так как…
4.Мы задержались в горном селении, потому что…
5. Идти становилось труднее, так как….
6. стало сразу тепло, потому что….
7 Мы двигались медленно, потому что….
Грамматическая разминка.
1 Какое предложение вы записали?
2.Почему оно сложное?.
3.Какой вопрос можно поставить от главного предложения к сложному?
4.Как вы определили ,что в этих предложениях придаточные являются причины?
Введение нового материала
Работа с теорией.
Придаточные предложения времени указывают на время действия в главном предложении
И отвечают на вопросы когда? С каких пор? До каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и связываются с ним союзами когда ,пока, как только , с тех пор как, в то время как и др.Например: Утром , когда Никита проснулся, на дворе было уже светло. Солнце уже садилось ,когда я выбрался из леса. Пока я шел, край неба заалел. Как только солнце скрылось за горизонтом, сразу подул резкий холодный ветер. Интонация в главном предложении может быть указательное слово тогда .Например: Она проснулась тогда , когда в избе было совсем светло.
Придаточное предложение времени может стоят впереди, после и в середине главного
Например: Как только стало светать ,мы двинулись дальше .Деревья жалобно шумели, когда настали холода. От земли, когда наступили сумерки ,стал подниматься туман
Сравним:
В русском языке
Он добрался до города ,когда уже зашло солнце.
Күн батқанда ол қалаға жетті
После того как кончатся экзамены ,можно отдохнуть
Емтихан біткеннен кейін , демалуға болады.
Работа с таблицей.
Виды придаточных
Вопросы
Союзы и союзные слова
Места
Где? Куда? откуда?
Где, куда, откуда.
Времени
Когда? Как долго? С каких пор?
До каких пор?
Когда ,пока, как только, с тех пор, в то время как
Причины
Почему? отчего? из-за чего? По какой причине?
Потому что, оттого что, так как.
Цели
Зачем? для чего? ради какой цели? для чего?
Чтобы ,чтоб.
Условия
При каком условии ? в каком случае?
Если ,раз, коли ,коль ,когда
Класс делится на две группы.
Составление Кластера
Учащиеся получают листы формата А-3,маркеры , стикеры и готовят кластеры на заданные темы.
1 группа :
У нас с братом ,когда созревали одуванчики, была постоянная забава. Бывало идем куда-нибудь
на свой промысел- он впереди ,я следом.
«Сережа »!- позову я его деловито. Он оглянется, а я дуну ему одуванчиком прямо в лицо.
За это он начинает меня подкарауливать и тоже ,как зазеваешься дунет.
Итак , мы эти интересные цветы срывали только для забавы.
Какая забава была у детей?
Обоснуйте своими ответами.
2 группа:
Мы жили в деревне ,перед окном у нас был луг ,весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво .Все говорили : «Очень красиво ! Луг золотой».Однажды я
рано встал удить рыбу и заметил ,что луг не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой ,луг опять был золотой. Я стал наблюдать .К вечеру луг опять позеленел. Тогда
я пошел ,отыскал одуванчик ,и оказалось ,что он сжал свои лепестки ,как все равно, если бы у нас
пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак ,мы закрыли бы желтые.
Каким стал луг к вечеру?
Докажите своими примерами.
Работа по карточке
Карточка №1
Из данных простых предложении составьте сложноподчиненные с придаточными времени.
Расставьте знаки препинания.
Восходит солнце .Жизнь в лесу пробуждается .
Карточка №2
Мы подъехали к поселку .Было уже темно .
Мы выезжали из города .Было тепло и тихо .
Работа с учебником. К данным глагольным предложениям подберите придаточные.
Дни становятся длиннее ,когда…
Дни становятся короче ,когда ...
Мотивация оценок.
Группы оценивают друг друга .
Снег начинает таять ,как только Рефлексия.
А теперь давайте подведем итог нашего урока.
Я хочу знать мнение вас всех поэтому предлагаю воспользоваться карточками 3 звезды,
1 желание ( три понравившихся момента урока и одно желание- чтобы вы хотели изменить
в ходе урока.
Домашнее задание.
Упражнение 128. К данным придаточным времени подберите главные предложения.
Упражнение 130.Спишите текст Лес.
Вставьте пропущенные окончания и расставьте знаки препинания.