- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса Обработка и компрессия текстовой информации
Программа элективного курса Обработка и компрессия текстовой информации
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федосова Н.В. |
Дата | 28.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бродовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учителей гуманитарного цикла
Протокол №1
От « 29» 08. 2014 год
Утверждено педагогическим советом школы
Протокол № 2
от 30.08.2014 год
«Утверждаю»
_____________
А.А. Косинков
Приказ № 84
От «03» 09 2014 год
«Программа рекомендована
к использованию»
Протокол заседания НМС № 1
от 29.08.2014 год
Председатель НМС
____________Хабарова С.Б
Рабочая программа элективного курса
«Обработка и компрессия текстовой информации»
для 8 класса
на 2014-2015 учебный год.
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Федосова Наталия Викторовна
с. Бродовое
2014 г.
Количество недельных часов - 0,5
Количество часов в год - 18
Уровень программы - базовый.
Пояснительная записка
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту - аттестационная форма контроля за курс основной школы.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
Данный курс предназначен для учащихся 8 класса.
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1.
Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
2.
Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
3.
Умение обрабатывать информацию звучащего текста.
4.
Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
5.
Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.
6.
Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.
7.
Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
8.
Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
9.
Умение последовательно излагать собственные мысли.
10.
Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.
11.
Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
12.
Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений - контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом
В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.
Данный курс рассчитан на 18 часов.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
Программа элективного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 2.Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения. (1ч) 3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 4. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (1ч.) 5. Подготовка рабочих материалов к изложению (1ч)
6.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
7. Приемы компрессии текста. (2ч)
8. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (2ч)
9. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
10. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
11. Обучающее изложение «Как делаются слова». (1ч)
12.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
13.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(1ч)
14.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (1ч)
15. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
16. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч) Итого - 18 часов
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса
Цели и задачи курса.
Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)
2.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения (Приложение1) Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением. Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
- определить тему текста, - пересказать его содержание, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
-восстановить последовательность эпизодов , -определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста, -каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению
4. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (1ч.) Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста. Коллективная работа - составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
5. Подготовка рабочих материалов к изложению (1ч)
Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
6.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
7. Приемы компрессии текста. (2ч)
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). Замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчинённого предложения простым.
Исключения:
-исключение повторов;
-исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.
Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.
8.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)
9.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
Написание сжатого изложения.
10. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
11. Обучающее изложение «Как делаются слова».(1ч)
(Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)
12.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)
Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
13.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (1ч) Рекомендации по квалификации ошибок.
14.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста.
Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .
15.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
16. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч)
Итого - 18 часов
Календарно-тематическое планирование курса
№
Дата
Тема
Вид деятельности
Кол-во час
План
Факт
1
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». Особенности экзаменационной работы за курс основной школы.
теоретический практикум , словарная работа конспектирование
знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание
1
2
Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения
составление алгоритма написания изложения
1
3
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста.
анализ текста
1
4
Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста
составление плана текста,
абзацное членение текста
1
5
Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана.
выделение микротем в тексте, составление плана
1
6
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением.
конспектирование словарная работа
1
7
Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.
практикум
1
8
Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии
практикум, групповая работа
1
9
Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения
практическая работа.
1
10
Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения
самостоятельная работа.
1
11
Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом
работа над ошибками. редактирование текста.
1
12
Обучающее изложение «Как делаются слова».
обучающее изложение
1
13
Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.
работа с памяткой для анализа изложения
1
14
Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки
классификация речевых ошибок
1
15
Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.
написание сжатого изложения
1
16
Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения
работа над ошибками
1
17
Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками
анализ изложений по критериям оценивания сжатого
1
18
Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.
дискуссия, подведение итогов деятельности
1
Итого
18
Литература
1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. - 2-е изд., испр. - Челябинск: Взгляд, 2006.
2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004
4. Долинина Т.А. «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык 9 класс: Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010
5.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. - 2-е изд.. - М.: Просвещение, 2006.
6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-Центр, 2001.
7.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)
8.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008
9.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2006.
10.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. - М.: Дрофа, -2007
Приложение 1
Памятка « Как работать над сжатым изложением»
(рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д.«Виды изложений и методика их проведения»)
1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.
2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.
3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).
4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).
5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.
6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.
7.Подберите обобщающие слова и предложения.
8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.
9.Изложите сжато каждую микротему на черновике.
10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!
11.Проверьте:
- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста,
-соответствует ли абзацное членение микротемам,
-уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом,
-не нарушилась ли при этом целостность текста.
Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?
12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.
Приложение 2
Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения
При проверке изложений и сочинений необходимо придерживаться определенной классификации речевых ошибок и недочетов. Наиболее оптимальная, на наш взгляд, классификация представлена в пособии: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - С. 172-184.
9