Программа элективного курса Обработка и компрессия текстовой информации

Программа элективного курса "обработка и компрессия текстовой информации" разработан для учащихся 8 класса.Рассчитан  на 18 часов. Основная цель-научить каждого ребёнка правильно, точно и грамотно создавать сжатые тексты.Работа в рамках данного элективного курса поможет учащимся подготовиться к написанию части С1 государственного экзамена, применять различне виды работы с текстовой информацией, сжимать текст, используя различные виды компрессии. Сформируются навыки интерпретации информации прочи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бродовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учителей гуманитарного цикла

Протокол №1

От « 29» 08. 2014 год

Утверждено педагогическим советом школы

Протокол № 2

от 30.08.2014 год

«Утверждаю»


_____________

А.А. Косинков

Приказ № 84

От «03» 09 2014 год

«Программа рекомендована

к использованию»

Протокол заседания НМС № 1

от 29.08.2014 год

Председатель НМС

____________Хабарова С.Б

Рабочая программа элективного курса

«Обработка и компрессия текстовой информации»

для 8 класса

на 2014-2015 учебный год.




Составитель:

учитель русского языка и

литературы

Федосова Наталия Викторовна





с. Бродовое

2014 г.



Количество недельных часов - 0,5

Количество часов в год - 18

Уровень программы - базовый.

Пояснительная записка

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту - аттестационная форма контроля за курс основной школы.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Данный курс предназначен для учащихся 8 класса.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений - контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом

В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.

Данный курс рассчитан на 18 часов.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.


Программа элективного курса

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 2.Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения. (1ч) 3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 4. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (1ч.) 5. Подготовка рабочих материалов к изложению (1ч)

6.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)

7. Приемы компрессии текста. (2ч)

8. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (2ч)

9. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)

10. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

11. Обучающее изложение «Как делаются слова». (1ч)

12.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

13.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(1ч)

14.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (1ч)

15. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

16. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч) Итого - 18 часов








Содержание программы учебного курса

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса

Цели и задачи курса.

Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)

2.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения (Приложение1) Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением. Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:

- определить тему текста, - пе­ресказать его содержание, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что про­изошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,

-восстано­вить последовательность эпизодов , -определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста, -каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.

Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению

4. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (1ч.) Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста. Коллективная работа - составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

5. Подготовка рабочих материалов к изложению (1ч)

Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

6.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.

7. Приемы компрессии текста. (2ч)

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчинённого предложения простым.

Исключения:

-исключение повторов;

-исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.

8.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)

9.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)

Написание сжатого изложения.

10. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

11. Обучающее изложение «Как делаются слова».(1ч)

(Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)

12.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:

-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)

Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

13.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (1ч) Рекомендации по квалификации ошибок.

14.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста.

Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .

15.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

16. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч)

Итого - 18 часов




Календарно-тематическое планирование курса

Дата

Тема

Вид деятельности

Кол-во час

План

Факт

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». Особенности экзаменационной работы за курс основной школы.

теоретический практикум , словарная работа конспектирование

знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание

1

2

Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения

составление алгоритма написания изложения

1

3

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста.

анализ текста

1

4

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста

составление плана текста,

абзацное членение текста

1

5

Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана.

выделение микротем в тексте, составление плана

1

6

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением.

конспектирование словарная работа

1

7

Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

практикум

1

8

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии

практикум, групповая работа

1

9

Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения

практическая работа.

1

10

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

самостоятельная работа.

1

11

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом

работа над ошибками. редактирование текста.

1

12

Обучающее изложение «Как делаются слова».

обучающее изложение

1

13

Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

работа с памяткой для анализа изложения

1

14

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки

классификация речевых ошибок

1

15

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.

написание сжатого изложения

1

16

Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения

работа над ошибками

1

17

Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками

анализ изложений по критериям оценивания сжатого

1

18

Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.

дискуссия, подведение итогов деятельности

1

Итого

18


Литература

1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. - 2-е изд., испр. - Челябинск: Взгляд, 2006.

2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004

4. Долинина Т.А. «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык 9 класс: Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010

5.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. - 2-е изд.. - М.: Просвещение, 2006.

6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-Центр, 2001.

7.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)

8.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008

9.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2006.

10.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. - М.: Дрофа, -2007

Приложение 1

Памятка « Как работать над сжатым изложением»

(рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д.«Виды изложений и методика их проведения»)

1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.

2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.

3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).

4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).

5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.

6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.

7.Подберите обобщающие слова и предложения.

8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.

9.Изложите сжато каждую микротему на черновике.

10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!

11.Проверьте:

- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста,

-соответствует ли абзацное членение микротемам,

-уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом,

-не нарушилась ли при этом целостность текста.

Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?

12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.

Приложение 2

Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения

При проверке изложений и сочинений необходимо придерживаться определенной классификации речевых ошибок и недочетов. Наиболее оптимальная, на наш взгляд, классификация представлена в пособии: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - С. 172-184.

9



© 2010-2022