Методы и приемы новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы и приёмы новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации основной образовательной программы школы.


Березко Е.В. - учитель русского языка

и литературы

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», - утверждал Б. Шоу. Вслед за ним можно повторить, что единственным средством для формирования прочных знаний по предмету является систематическая учебная деятельность учащихся.

На уроках русского языка и литературы в первую очередь происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы, в основе которого лежат инновационные формы, технологии, приёмы и методы. Все они носят активный деятельностный характер и способствуют более прочному усвоению изучаемого материала.

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его собственная цель - «научить ребенка» - превратилась в собственную цель ученика - «научиться». Поэтому и я стараюсь включать на разных этапах урока активные формы обучения, такие как проблемное обучение, ИКT, исследовательская деятельность, элементы технологии развития критического мышления. Хочу остановиться на примерах отдельных уроков, а точнее их этапов.

На этапе мотивации к учебной деятельности и актуализации знаний часто использую такие приемы, как ассоциативный ряд, анаграммы, необъявленная тема, лингвистическая игра, верные - неверные утверждения. Например, на уроке русского языка в 6 классе по теме «Гласные О, Е после шипящих в суффиксе существительных» мотивация проводилась через лингвистическую игру «Четвёртый лишний», которая позволила вспомнить правила, изученные в 5 классе («Буква О,Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных», «Буквы О,Ё после шипящих в корне слова»). В 8 классе при изучении темы «Безличные предложения» учащиеся должны были сами дать название уроку, сопоставляя форму выражения сказуемых в односоставных предложениях.

При объяснении нового материала включить учащихся в учебную деятельность помогают проблемно-поисковые методы обучения, приемы технологии развития критического мышления («Слепая» таблица, кластер, облако слов и др). Tак, урок литературы в 8 классе «Своеобразие реализации темы «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» начался՛ с проблемной ситуации, в которой учащиеся, работая над словосочетанием «маленький человек», строили ассоциативный ряд, а затем определяли какое отношение это словосочетание имеет к данному произведению. На уроке русского языка в 6 классе «Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ» учащиеся в процессе обучения должны были изучить таблицу учебника и рассказать товарищу новую тему. При изучении биографии писателей на уроках литературы предлагаю составлять паспорт, который содержит основные сведения (ФИО, дату и место рождения, социальное положение и происхождение, особенности воспитания и образования, семейное положение, род занятий, результаты деятельности, дату смерти). Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, они внимательнее слушают учителя или соклассников, учатся выбирать главное, анализировать и структуировать изучаемый материал.

На этапах первичного закрепления или обобщения изученного материала успешно применение таких приёмов, как «Письмо с дырками», лингвистическое резюме, найди соответствие.

Очень важным этапом урока является рефле՛ксия. И здесь у меня тоже есть любимые методы, позволяющие учащимся дать оценку результатам своей учебной деятельности, осознать уровень понимания нового материала, а учителю определить степень достижения поставленных целей.

Остановлюсь подробнее на некоторых приёмах, применяемых на этапах закрепления, обобщения и рефле՛ксии. Русский язык, 6 класс, тема: «Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ». Для закрепления изученного материала учащимся предлагается сочинить лингвистическую сказку со словами, большинство из которых содержит изучаемую орфограмму. Это задание позволяет не только закрепить только что изученный материал, но и проявить творческие способности. В 8 классе при изучении темы «Односоставные предложения» учащимся предлагается восстановить алгоритм «Как определить тип односоставного предложения», составить литературное резюме, вставляя вместо пропусков нужные слова и сочетания слов. Для актуализации знаний об односоставных предложениях предлагаю послушать монолог одного из видов предложения и определить его вид. Эффективными на этапе рефле՛ксии как на уроках русского языка, так и литерамуры являются приёмы «Синквейн», «Плюс-минус-интересно», «Незаконченные предложения».

Закончить свое выступление тоже хочу синквейном по теме нашего педагогического совета:

ПОДХОД

СИСTЕМНЫЙ, ДЕЯTЕЛЬНОСTНЫЙ

САМООБУЧАЕT, САМОРАЗВИВАЕT, САМОВОСПИTЫВАЕT

ЧЕРЕЗ TЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ

ШКОЛА БУДЕЩЕГО

© 2010-2022