- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нефёдова В.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Нефёдовой Веры Васильевны.
Тема инновационного опыта
«Развитие творческой личности в процессе образования и воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности»
1. Актуальность и перспективность опыта
В «Концепции модернизации российского образования» чётко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование и развитие творческой личности - одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями русского языка и литературы. Ведь именно на уроках русского языка и литературы закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Развитие творческой личности в процессе образования и воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности - эта проблема стала для меня предметом изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка.
2. Концептуальность опыта
Чтобы создать условия, способствующие формированию творческой личности, развитию духовно богатой личности, мне необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Главная цель развития творческой личности в процессе образования и воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности - создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации. Для решения этой цели я определила следующие задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческой личности осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.
3 . Наличие теоретической базы опыта.
Проблемы развития творческой личности широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.
Приступая к работе над данной темой, я изучила работы выдающихся педагогов и психологов, познакомилась с результатами психолого-педагогических исследований Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А.З. Зака «Методы развития способностей», Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.
Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогичесикх условий, способствующих развитию творчества в ребенке.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Работы В. А. Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и Н. И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» определили мою дальнейшую работу с учащимися.
Все они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея - развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Тема «Развитие творческой личности в процессе образования и воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности» многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество - это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Все теории творчества, отличаясь, по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.
Моя задача - помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Для этого я сформулировала для себя следующие правила:
-
Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении.
-
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям.
-
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
-
Поощрять разумный поиск.
-
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
-
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
-
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
-
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество - это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
-
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Придерживаясь этих правил, убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:
- интеллектуальных способностей;
- знаний;
- личностных характеристик;
- мотивации;
- окружения;
- стилей мышления.
Обучение творчеству школьников - это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее - формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития творческих способностей. На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки. Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
Результативность опыта.
Результатом использования предложенной системы работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предметы «Русский язык» и «Литература» и с удовольствием идут на эти уроки. Все мои ученики (в том числе и слабые) при сдаче ЕГЭ по русскому языку выполняют задания части С и довольно успешно с ними справляются.
Победители, призеры творческих конкурсов
№ пп
Мероприятие
Участники
Класс
Учитель
Результат
2008-2009 учебный год
1
Районная научно-практическая конференция учащихся образовательных учреждений «Первые шаги»
Курмышкина М
11
Нефёдова В.В.
2-е место
3
Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии»:
Курмышкина М
11
Нефёдова В.В.
Победитель
5
Районная акция «Если бы главой района был я»
Ледяйкин С
9Б
Нефёдова В.В.
Призёр
6
Республиканский конкурс «Рассказ ветерана»
Козлова А
5Б
Нефёдова В.В.
Грамота
2009-2010учебный год
2
Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс «Я помню! Я горжусь!»
Сайгушев А
5
Нефёдова В.В.
Благодарственное письмо
3
Научно-практическая конференция учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии»
Масленникова М
11
Нефёдова В.В.
1-е место
6
Республиканский конкурс «Рассказ ветерана»
Козлова А
6
Нефёдова В.В
Грамота
7
Республиканский конкурс «Рассказ ветерана»
Шкилёв Н
10
Нефёдова В.В
Грамота
8
Республиканский конкурс «Рассказ ветерана»
Крайнов Ж
6
Нефёдова В.В.
Грамота
2010-2011учебный год
1
Республиканская конференция научно-исследовательских работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии»
Мастина Ю
10
Нефёдова В.В.
Призёр
2
Районный конкурс творческих работ «Сделай выбор» «Нет наркотикам»
Мастина Ю
10
Нефёдова В.В.
Призёр
3
Районная конференция научно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги»
Мастина Ю
10
Нефёдова В.В.
Победитель
4
Фестиваль «Дорожный калейдоскоп»
Ляличкина Н
7
Нефёдова В.В.
Призёр
2011-2012 учебный год
1
Районная конференция научно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги»
Мастина Ю
11
Нефёдова В.В.
Победитель
2
Научно-практическая конференция учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии
Мастина Ю
11
Нефёдова В.В.
Призёр
3
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» Номинация «Письмо в 1941-ый год»
Харитонова К
11
Нефёдова В.В.
Призёр
4
Районный конкурс творческих работ «Сделай выбор» (Нет наркотикам)
Мастина Ю
11
Нефёдова В.В.
Победитель
5
Районный конкурс творческих работ «Сделай выбор» (Нет наркотикам)
Климкина Ю
5
Нефёдова В.В.
Призёр
6
Районный конкурс творческих работ «Сделай выбор» (Нет наркотикам)
Паршина Т
11
Нефёдова В.В.
Призёр
7
Международный конкурс сочинений «20 лет воскрешения Руси - 20 лет созидания»
Крайнов Е
8
Нефёдова В.В.
Благодарственное письмо
8
Международный конкурс сочинений «20 лет воскрешения Руси - 20 лет созидания»
Климкина Ю
5
Нефёдова В.В.
Благодарственное письмо
9
Республиканский конкурс творческих работ «Сделай выбор» (Нет наркотикам)
Мастина Ю
11
Нефёдова В.В.
Призёр
10
Районный конкурс творческих работ обучающихся «Славься, Отечество!», посвящённое 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Мастина Ю
Нефёдова В.В.
Победитель
2012-2013 учебный год
1
Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов и учащихся общеобразовательных учреждений РМ
Курина Т
6
Нефёдова В.В.
Призёр
2
Районная акция «Без наркотиков» - конкурс творческих работ «Сделай выбор», «Все краски творчества»
Спирина Н.
Козлова А.
Ляличкина А.
Творческая группа
Нефёдова В.В.
Призёры
3
Муниципальный этап республиканского конкурса на знание истории государственной символики РФ
Климкина Ю.
6
Нефёдова В.В.
Призёр
4
Муниципальный этап республиканского конкурса детского творчества «Защитим лес»
Горбунов Р.
9
Нефедова В.В.
Призёр
5
Республиканский конкурс «Юные таланты пера», номинация «Специальный корреспондент», жанр «Журналистское расследование»
Крайнов Е
9
Нефедова В.В.
Призёр
6
Районный конкурс, посвящённый памяти журналиста Дёмушкина
Мастина Ю
11
Призёр
Нефедова В.В.
Призёр
7
Районный конкурс, посвящённый памяти журналиста Дёмушкина
Климкина Ю
6
Призёр
Нефедова В.В.
Призёр
8
Районный конкурс, посвящённый памяти журналиста Дёмушкина
Курина Т
6
Призёр
Нефедова В.В.
Призёр
9
Международный игра-конкурс «Русский медвежонок»
Курина Т
6
Нефёдова В.В.
2 место в регионе
10
Районный конкурс творческих работ по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп»
Климкина Ю
6
Нефёдова В.В.
Победитель
11
Районный конкурс творческих работ по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп»
Курина Т
6
Нефёдова В.В.
Победитель
12
Районный конкурс творческих работ по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп»
Иванова Л
5
Нефёдова В.В.
Призёр
13
Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов и учащихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия
Курина Т
6
Нефёдова В.В.
2 место
Таким образом, видно, что работа по развитию творческой личности учащихся способствует повышению интереса к знаниям у большинства учащихся, развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.
7. Возможность тиражирования
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин школы, района, провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье. Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения.
Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися
Сайт: atemar.su/index.php?option=com_remository&Itemid=30&func=search