Исследовательская работа Оформление пейзажей в повести А. П. Чехова «Степь»

боснованиеКартины степной природы проходят через ряд произведений Чехова – от ранней прозы к зрелому творчеству – и берут, очевидно, свои истоки в глубинах еще детского и отроческого мировосприятия писателя . Образы степного мира постепенно прирастают у Чехова новыми смысловыми оттенками, все более разноплановыми становятся пути их художественного воплощения, при этом на первый план нередко выдвигаются цветовые и звуковые детали, передающие многомерность степного пространства, его ассоциативные ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание




1. Введение


1.1 История создания «Степи» А.П.Чехова





2. Язык повести «Степь»


2.1 Изобразительно-выразительные средства языка


2.2 Цвета чеховской степи


2.3 Звукопись в изображении степи Чехова





3. Заключение


3.1.Функция пейзажа в изображении степи






Отзыв


Тема интересна и актуальна. Автор много работал, сумел провести исследование и подтвердить его результатами на примерах. Работа соответствует требованиям.

Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа, сопоставления, классификации, частичной выборки.

Результатом работы являются конкретные выводы, которые в полной мере раскрывают поставленные цель и задачи.

Работа имеет практическую значимость, материалы и результаты могут быть использованы на уроках русской литературы при изучении творчества А. П. Чехова , на факультативах и спецкурсах.















Ой- пікір


Тақырыбы қызықты және қажетті. Автор көп жұмыс істегеннің аркасында, зерттеу жұмысынын нәтижесін көрсете білді. Жұмысы талапқа сай.

Қойылған мақсатқа жету үшін талдау, салыстыру, топтау, жартылай саралау әдістері қолданылды.

Жұмыс нәтижесінің қорытындысы, қамтылған мақсат пен міндеттерді толығымен ашады.

Жұмыстың практикалық маңыздылығы, материал мен нәтижелерін орыс әдебиеті сабақтарында, Ф. П. Чеховтың шығармашылығын өткенде, факультатив пен спецкурстарда қолдануға болады.














Respond

On the research work of the pupil of the 9-th form of secondary school.



The theme is interesting and actual. The author was able to make the research and to prove its results on the examples. The work corresponds to demands.


For the achieving of this aim, were used a lot of methods of analyze, comparing, classification and partial

samples.

The result of this work is conclusion which opened the theme and problem.

The work has practical significance materials and result, which can be used on the Russian lessons by studding creative activity of A. P. Chehov














Обоснование

Картины степной природы проходят через ряд произведений Чехова - от ранней прозы к зрелому творчеству - и берут, очевидно, свои истоки в глубинах еще детского и отроческого мировосприятия писателя . Образы степного мира постепенно прирастают у Чехова новыми смысловыми оттенками, все более разноплановыми становятся пути их художественного воплощения, при этом на первый план нередко выдвигаются цветовые и звуковые детали, передающие многомерность степного пространства, его ассоциативные связи с историческим прошлым, тайнами человеческой души. Цвето-звуковые образы приобретают всеобъемлющий характер, что отчетливо наблюдается в восприятии рассказчика в повести "Степь": "Не было видно и слышно ничего, кроме степи…"

Антон Павлович Чехов любил и глубоко чувствовал природу: и весеннее таяние снега, когда «в душу уже просится весна», и «нежное прикосновение цветка, коснувшегося щеки, как ребёнок, который хочет дать понять, что не спит», и томительную духоту знойного июльского полудня, и жалобный плач метели в зимнюю ночь, «в котором звучал не призыв на помощь, а тоска, сознание, что уже поздно».

Чехов очень удачно назвал свою повесть «Степь» «степной энциклопедией»: в сравнении с другими «произведениями, рисующими Приазовье, в повести с наибольшей полнотой показаны картины природы, изображены степные люди и выражены заветные думы и настроения писателя. В повести создан многогранный образ степи, насыщенный глубоким содержанием. Пейзаж обогатился новыми качествами, новыми поэтическими красками. Писатель показывает разнообразные картины степной природы через восприятие Егорушки.

Ощущения писателя, связанные с посещением родных для него мест, поэтические воспоминания детства и юности, лежащие в основе «Степи», производят на нас, читателей, такое сильное впечатление во многом благодаря удивительному многообразию цвета и звуков, в полной мере отражающих настроение степи.

Изучение, исследование языка произведения с точки зрения звукописи и цветописи легло в основу нашей работы.







Цель работы

Исследовать роль цветовых эпитетов, повторов определённых цветов, специфику звуковых образов, роль музыкальности (песен) в создании образа степи.

Задачи

1. Определить, какие языковые приёмы, позволяющие передать состояние

и настроение степи, используются в произведении.

2. Изучить и выявить особенности звукописи и цветописи в произведении

3. Обозначить роль цветовых и звуковых образов в создании поэтическо-

го настроения в повести А.П.Чехова «Степь».



Введение

Я люблю вот эту воду, деревья, небо, я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать…

А.П.Чехов

На ладони полынь разотри и вдохни -

в горечь давних времён погружаясь всё глубже,

видишь - ветер гоняет колючку верблюжью,

сколько долгих веков в этой гонке они!..

Г.Н.Красников

Повести «Степь» (1888 г.) Антон Павлович Чехов придавал очень большое значение. Она была задумана в годы признания молодого таланта как своеобразная программная вещь. Чехов стремился сказать в ней по-новому новое слово. «Выступаю я оригинально», - писал Чехов. В «Степи» отсутствует то, что характеризовала произведения мещанской литературы 80-х годов: занимательный сюжет, пристрастия к экстраординарным героям и положениям, обнажённая авторская тенденция. Писатель создаёт повесть без занимательной фабулы: «Быть может, она раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются ещё не тронутыми, и как еще не тесно русскому художнику». Раздумывая над особенностями изображения русской современной жизни, Чехов говорил, что «энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа». Он предполагал передать в повести впечатление о наиболее характерном, по его мнению, русском пейзаже - степи. Для этой цели Антон Павлович совершил поездку на юг (1887 г.) и оживил свои детские и юношеские воспоминания. «Необозримая степь с курганами», «синяя даль», балки, «старые приятели-коршуны», гроза в степи - всё это, по словам Чехова, такие картины, которые «вовеки веков не забудешь». Их он зарисовал в повести, прекрасно сознавая при этом, что не первый открывает красоты русской природы читателю, что у него есть предшественники.

Исследовательская часть

Особенно отчётливо выступает в «Степи» связь с Гоголем. «Я знаю, - писал Чехов в пору создания повести, - Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владения…»

Автор «Степи» поставил близкую к Гоголю задачу: дать обозрение России на новом этапе её развития, показать уродливую социальную действительность и богатые потенциальные возможности русского народа, красоту русской природы. Молодой писатель, не поднявшись до высоты гоголевского социального обличения и широты обобщения, выразил, однако, взволнованное отношение к родине, к судьбе народа. Он использовал и композиционные особенности повести Гоголя «Мертвые души», оформив своё произведение так же, как «историю одной поездки».

Некоторые хорошо знакомые гоголевские мотивы, включаясь в чеховскую партитуру, сближают обоих художников в сознании читателя. Таковы, например, авторские размышления в «Мертвых душах» о Руси, где любят все оказаться в широком размере, которая «ровней гладнем разметнулась на полсвета», о русской дороге: «Боже! как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога!.. А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз…» «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись по нему?».

В «Степи» эти слова Чеховым почти процитированы: при этом он сохраняет не только мысль, но и особенности лексики, интонации гоголевских лирических отступлений и таким образом вызывает у читателя знакомые ассоциации: «Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги… Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по неё ездит? Кому нужен такой простор?.. Можно подумать, что на Руси ещё не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника и что ещё не вымерли богатырские кони… И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!».

В экспозиции повести взгляд Егорушки, заключающий психологические особенности детского мировидения, задает обладающие просветляющим эффектом цветовые доминанты картины окружающей действительности: "уютное, зеленое кладбище", "белые кресты", "белое море" цветущих вишневых деревьев… В начальном же изображении собственно степного пейзажа открывается горизонт бесконечности.

Образ лиловой дали степи окажется в повести сквозным и будет выведен в меняющихся пространственных ракурсах, в диалектическом сочетании надвременной неподвижности степного мира и его зыбкой изменчивости: "холмы все еще тонули в лиловой дали", "лиловая даль… закачалась и вместе с небом понеслась". Данный образ предстает в повести и в призме детского, "обытовляющего" восприятия природы, вследствие чего импрессионистская неуловимость цветового изображения причудливо сочетается с бытовым колоритом повседневности: "Даль была видна, как и днем, но уж ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле, как дети Мойсея Мойсеича под одеялом".

В одной из начальных картин рассвета в степи динамичный пейзаж строится на активном взаимопроникновении оттенков цвета, света, температурных ощущений. Цветовые характеристики становятся главным способом обрисовки специфического облика степной природы, которая предстает здесь в объемной перспективе, в переходных тонах ("загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые"), с преобладанием насыщенной желтой и зеленой цветовой гаммы, запечатлевающей изобилие степи - и в "ярко-желтом ковре" "полос пшеницы", и в "стройной фигуре и зеленой одежде" тополя, и в том, как "зеленела густая, пышная осока". В поле зрения повествователя попадает даже цветовая микродеталь в изображении кипящей жизни степи ("розовая подкладка" крыльев кузнечика).

Природа, считал Чехов, даёт почувствовать величие человека, его огромные возможности. Природа не живёт вне человека. Сам писатель всегда рисует её через восприятие действующего лица. Приближая природу к человеку, Чехов изображает её в соответствии с особенностями психики воспринимающего её героя, с его душевным состоянием. Через восприятие природы раскрывается внутренний мир героя. Это придаёт ему особенную многозначительность, зримость. В данном произведении мы видим природу глазами Егорушки, и это обязывает читателя взглянуть вокруг глазами ребёнка.

Пейзаж в повести «Степь» максимально психологичен, лиричен, соотнесён с человеческими переживаниями. Природа всего очеловечена (у тополя стройная фигура, птицы плачут и жалуются на судьбу, степь сознаёт, что она одинока, лучи солнца играют и улыбаются и т.д.).

Автор считает, что пейзаж играет сюжетную роль. Именно пейзаж заставляет его думать о жизни, способствует прозрению, приближает его.

Ещё одной функцией пейзажа, по мнению литературоведов, является лирическая. Вот Егорушка видит одинокий тополь: «Кто его посадил и зачем он здесь - бог его знает. От его стройной фигуры и зелёной одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенние страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердитого воющего ветра, а главное - всю жизнь один, один…».

В повести пейзаж играет и обобщающе-символическую роль: борьба света и тьмы, прекрасного и безобразного в природе, победа красоты, света символизируют торжество и в душе человека.

В своих произведениях Чехов через деталь, через впечатления героя воссоздаёт картину. «В описаниях природы, - пишет он, - надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало стёклышко разбитой бутылки и покатилось шаром чёрная тень собаки».

Природа у Чехова дана не как неподвижная декорация, а в динамике, игре красок; она живёт, дышит, меняется - она издаёт звуки!

Чехов тонко чувствует красоту природы, родных для него мест. Больше всего его вдохновляла степь. Она у Чехова живёт своей жизнью и развивается по своим законам. Прелесть степи «…во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».

Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она «широкая и величественная, улыбающаяся»; то вдруг «обманутая степь замирает»; то «поднимает ропот, всё кружит и затуманивает солнце». Читая Чехова, понимаешь, что разноликая степь величественна и просторна, страшна и не всегда понятна. А происходит это потому, что даётся она в произведении в разных восприятиях - автора и его маленького героя.

В чеховской повести «Степь» мы увидели и олицетворения, и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнём

В произведении много эпитетов: широкая, бесконечная равнина, обманутая степь, загорелые холмы

У Чехова степь по-особому одухотворена: «сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой…солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялась за свою работу».

Но самой яркой особенностью описания степи является изобилие звуков и красок. Благодаря особенностям чеховского языка степь становится действующим лицом, живым существом.

При создании образа степи Антон Павлович Чехов использует оригинальные цветовые решения. Состояние и настроение природы в произведении очень ёмко и точно передают различные цвета, используемые писателем. В одной из начальных картин рассвета в степи динамичный пейзаж строится на активном взаимопроникновении оттенков цвета, света, температурных ощущений. Цветовые характеристики становятся главным способом обрисовки специфического облика степной природы, которая предстаёт здесь в объёмной перспективе, в переходных тонах («загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые»), с преобладанием насыщенной жёлтой и зелёной цветовой гаммы, запечатлевающей изобилие степи - и в «ярко-жёлтом ковре» «полос пшеницы», и в «стройной фигуре и в зелёной одежде» тополя, и в том, как «зеленела густая, пышная осока». В поле зрения повествователя попадает даже цветовая микродеталь в изображении кипящей жизни степи («розовая подкладка» крыльев кузнечика).

В этом пышном богатстве цветовых оттенков неустанное пульсирование жизненных сил, ощущение бездонности природного космоса парадоксальным образом сочетаются с переживанием одиночества, неизбывной «тоски», «зноя и степной скуки» томящего своим однообразием существования.

Исследовательская работа Оформление пейзажей в повести А.П.Чехова «Степь»Тщательно изучив и проанализировав текст повести, мы составили палитру красок чеховской степи.

«Загорелые холмы», « буро-зелёные», «вдали лиловые», «ярко-жёлтый ковёр», «полосы пшеницы», «зелёная одежда тополя», «розовая подкладка» крыльев кузнечика…

Поскольку степь мы видим чаще всего глазами Егорушки, то создаётся впечатление, что ребёнок взял кисти и краски и нарисовал степь во всей её разнообразной изменчивой красоте. Степь утром, в полдень, ночью, степь, залитая солнцем, и степь во время грозы открывает перед мальчиком и перед нами всё новые красоты. Нам близки описания, данные «в духе» ребёнка, в соответствии с его наивным детским опытом и конкретным, чувственным восприятием: «Чернота в небе открыла рот и дыхнула белым огнём».

Мир ребёнка цветист и разнообразен. Мы это ощущаем на протяжении всей повести. Описание, взятое из I главы, включающее девять цветовых пятен, завораживает своей красотой. «За острогом промелькнули чёрные закопчённые кузницы, за ними зелёное кладбище…из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые, которые прячутся в зелени вишнёвых деревьев и издали кажутся белыми вишнёвыми пятнами. Егорушка вспомнил, что когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками».

Глазами автора мы видим другую степь: «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали… Сначала далеко впереди, где небо сходится с землёю, … поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы…».

«Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо…которое кажется страшно глубоким и прозрачным…». «Егорушка нехотя глядел вперёд на лиловую даль…».

Белый цвет, главенствующий в детском восприятии (всего встречается 21 раз), но на смену ему приходят другие цвета: лиловый (всего 10 раз), буро-зелёный (1 раз), ярко-жёлтый (2 раза). Невольно делаю вывод, что цветовое восприятие мира (степи) у ребёнка совсем иное, нежели у взрослого человека.

Чехов создал не только удивительный зрительный «цветовой» образ степного пространства, но и воспроизвёл средствами языка «голос» степи. Основными средствами «звукописи» являются звукоподражательные междометия, приёмы аллитерации и ассонанса. Автор использует не только эквиваленты натуральных голосов птиц, но и употребляет новые звукоподражательные слова:

«Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто оттого, что траве не видно в потёмках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, посвистывание, царапанье, степные басы, тенора и дисканты - всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос, вроде удивлённого «а-а!», и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут «сплюком», кому-то кричит «сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем - это сова».

«А когда восходит луна…чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздаётся где-то удивлённое «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы».

И дальше опять кричат птицы в степи: «Все посмотрели на крест, и опять наступила тишина. Откуда-то, вероятно, из балочки, донёсся грустный крик птицы: «сплю! сплю! сплю!..».

Как видно из текста, в передаче птичьих голосов автор повести «Степь» обращается к использованию номинативно-описательских способов («крик неуснувшей птицы», «хохочет или заливается истерическим плачем»), звукоподражательным междометиям «а-а!» и полнозначным словам, по своему звучанию напоминающим соответствующий крик птицы: сплю! сплю! сплю! Обращение Чехова, причём неоднократное, к методу воспроизведения звуков полнозначными словами является свидетельством того, что писатель в данном случае следует традиции народной речи. Именно в произведениях устного народного творчества можно найти примеры аналогичного способа выражения птичьих криков. Чехов любил степную природу, никогда не был простым сторонним наблюдателем. Результатом такого заинтересованного и оценочного отношения к явлениям природы и явились эти метко найденные звуковые эквиваленты птичьих криков, не утратившие своего смысла, но в то же время обновившие и усилившие в таком своеобразном применении свою образность.

Чехов приводит в качестве комментария любопытный факт, что степняки зовут птицу «сплюком», то есть именем, образованным от междометия сплю, чем и ставит в связь своё сплю с народным языком. И несколько раз в рассказе о степи слышатся эти голоса «а-а!» и «сплю! сплю! сплю!».

Введение звукоподражательных междометий в номинативно-описательной контекст VII главы придало особую выразительность описанию общей картины грозы.

«Вдруг над самой головой его с страшным оглушительным треском разломилось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки. Глаза его нечаянно открылись, и он увидел, как на его пальцах, мокрых рукавах и струйках, бежавших с рогожки на тюки, и внизу на земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно-едкий свет. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки

Трах! тах! Тах! тах! - явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-то у передних вязов, или далеко сзади, сваливался со злобным отрывистым трра!..».

«…Трах! тах! тах! - понеслось над его головой, упало под воз и разорвалось - ррра!...а…а…ва!, аря…а!».

Именно сочетание описания звуков и выражения их звукоподражательными междометиями позволяет мне вместе с чеховским Егорушкой услышать самые настоящие раскаты грома над степью.

Для передачи звука косы, режущей траву, Чеховым найдено своеобразное звукоподражательное междометие «вжжи, вжжи!».

«На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу ещё только косят… Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе, издают звук «вжжи, вжжи!». По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжёт и душит».

Наряду со звукоподражательными междометиями автор использует приёмы аллитерации и ассонанса. Описывая степь, Чехов многократно повторяет звуки [с], [ш], [х], [ц]. Скопление этих звуков помогает услышать глухой стук колёс телеги, едущей по степи.

«Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять… но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнинами с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным…».

А обилие звуков [о], [а] в другом абзаце этой же главы рождает напевность, мелодичность.

«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватило холмы…и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой…в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы…».

Эта музыкальность в природе сливается с реальной бытовой картиной: «где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять…».

Фонетическая организация речи у Чехова, может быть, в силу того, что он был прозаиком, а скорее благодаря необыкновенному литературному таланту, ясная и точная, не отвлекает нашего внимания, не мешает восприятию текста.

Таким образом, в повести «Степь» А.П.Чехова цветовые и звуковые образы играют значительную роль в художественном воплощении степных пейзажей. В них запечатлелась яркая палитра степной жизни, предметная точность соединилась с многообразием неуловимых тонов, оттенков, которые прорисованы во взаимопроникновении различных «точек зрения», уровней восприятия, настроения.

Заключение

В ходе исследования мы выполнили основные задачи. Определили, какие языковые приёмы, использованные А.П.Чеховым, позволяют передать состояние и настроение степи. Мы выявили особенности звукописи и цветописи, характерные для повести, и обозначили роль цветовых и звуковых образов в создании поэтического настроения в произведении.

Мы пришли к выводу, что секрет сжатости, стройности, концентрированности чеховских произведений заключается в том, что одна и та же деталь обстановки, пейзажа может одновременно выполнять ряд функций: выражать типические обстоятельства жизни героев, свидетельствовать о состоянии его психики, показывать настроение, основную мысль произведения, «возвышаться до одухотворённого и глубоко продуманного символа» (М.Горький).

В «Степи» такую роль играют приёмы звукописи и цветописи. Во многом благодаря именно им Чехов достиг в своём произведении масштабности содержания и гармоничности его воплощения.

Пейзаж в произведениях Чехова - наблюдатель и «свидетель истории», он наводит на философские размышления о вечности природы, заставляет героев и читателей задуматься над смыслом и быстротечностью человеческой жизни, над проблемами бытия, раскрывает гармонию человека с природой.

Атмосфера произведения и его мелодия передаются через пейзаж, который чаще всего рисуется в начале рассказа и создаёт определённое настроение, отражает психологическое состояние героя и готовит читателя к изменениям в жизни персонажа. Природа в произведениях Чехова, как живое мыслящее существо, дышит, радуется, грустит, чувствует. Одушевление природы нередко в художественном произведении, но у Чехова она очень близка человеку, родственна ему. Через пейзаж выражается авторская позиция, оценка героев, точки зрения автора и героя на природу могут быть слиты, сближены или разведены. Это игра точками зрения важна для понимания авторского отношения к описываемому. В пейзаже Чехова динамика преобладает над статикой. Чеховский пейзаж богат яркими художественными деталями. Автор говорит о том, что «в описании природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина». К.И.Чуковский говорил о «метких, как выстрел, сравнениях» Чехова, в которых - «непревзойдённая энергия краткости».


Список литературы


  1. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971г.


  1. Чехов А.П. Библиотека всемирной литературы. Серия **; т. 123. «Художественная литература». М., 1974г.


  1. Кожевникова Н.А. О тропах в прозе Чехова.


  1. Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989г.


  1. Научно-методический журнал «Литература в школе» (7.2002).


  1. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. М., 1983г.


  1. Чеховиана. Чехов в культуре XX века. М. «Наука», 1993г.






Тезисы

исследовательской работы «Оформление пейзажей

в повести А.П.Чехова «Степь»»

С творчеством Антона Павловича Чехова я познакомилась ещё в детстве. Навсегда запомнила я Ваньку из одноимённого рассказа, Варьку из рассказа «Спать хочется», а затем в школе мы стали изучать ранние произведения Чехова. Читая рассказ « Толстый и тонкий», я испытывала противоречивые чувства, мне было и смешно, и горько, и больно за человека, который чувствовал себя таким маленьким и ничтожным. Были встречи и с другими рассказами, и вскоре я поняла : Чехов - мой писатель. Теперь я уже следила не только за судьбой героев, но и за тем, как писатель создаёт характеры, как выражает свою позицию.

Чехов говорил: « Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», то есть он полагался на сотрудничество с внимательным читателем, который должен уловить нить, заложенную Чеховым. И мне захотелось стать вдумчивым, серьезным читателем, к которому прежде всего обращался писатель.

Картины степной природы проходят через ряд произведений Чехова - от ранней прозы к зрелому творчеству - и берут, очевидно, свои истоки в глубинах еще детского и отроческого мировосприятия писателя . Образы степного мира постепенно прирастают у Чехова новыми смысловыми оттенками, все более разноплановыми становятся пути их художественного воплощения, при этом на первый план нередко выдвигаются цветовые и звуковые детали, передающие многомерность степного пространства, его ассоциативные связи с историческим прошлым, тайнами человеческой души. Цвето-звуковые образы приобретают всеобъемлющий характер, что отчетливо наблюдается в восприятии рассказчика в повести "Степь": "Не было видно и слышно ничего, кроме степи…"

Ощущения писателя, связанные с посещением родных для него мест, поэтические воспоминания детства и юности, лежащие в основе «Степи», производят на нас, читателей, такое сильное впечатление во многом благодаря удивительному многообразию цвета и звуков, в полной мере отражающих настроение степи.

Изучение, исследование языка произведения с точки зрения звукописи и цветописи легло в основу нашей работы.

Целью нашей работы является -исследовать роль цветовых эпитетов, повторов определённых цветов, специфику звуковых образов, роль музыкальности (песен) в создании образа степи. Данной целью обусловлена постановка следующих задач:

1. Определить, какие языковые приёмы, позволяющие передать состояние

и настроение степи, используются в произведении.

2. Изучить и выявить особенности звукописи и цветописи в произведении

3. Обозначить роль цветовых и звуковых образов в создании поэтическо-

го настроения в повести А.П.Чехова «Степь».

Писатель создаёт повесть без занимательной фабулы: «Быть может, она раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются ещё не тронутыми, и как еще не тесно русскому художнику». Раздумывая над особенностями изображения русской современной жизни, Чехов говорил, что «энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа». Он предполагал передать в повести впечатление о наиболее характерном, по его мнению, русском пейзаже-степи.

Особенно отчётливо выступает в «Степи» связь с Гоголем. «Я знаю, - писал Чехов в пору создания повести, - Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владения…»

Пейзаж в повести «Степь» максимально психологичен, лиричен, соотнесён с человеческими переживаниями. Природа всего очеловечена (у тополя стройная фигура, птицы плачут и жалуются на судьбу, степь сознаёт, что она одинока, лучи солнца играют и улыбаются и т.д.).

У Чехова степь по-особому одухотворена: «сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой…солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялась за свою работу».

Но самой яркой особенностью описания степи является изобилие звуков и красок. Благодаря особенностям чеховского языка степь становится действующим лицом, живым существом.

В этом пышном богатстве цветовых оттенков неустанное пульсирование жизненных сил, ощущение бездонности природного космоса парадоксальным образом сочетаются с переживанием одиночества, неизбывной «тоски», «зноя и степной скуки» томящего своим однообразием существования.

Тщательно изучив и проанализировав текст повести, мы составили палитру красок чеховской степи.

Фонетическая организация речи у Чехова, может быть, в силу того, что он был прозаиком, а скорее благодаря необыкновенному литературному таланту, ясная и точная, не отвлекает нашего внимания, не мешает восприятию текста.

В процессе исследования повести «Степь» мы пришли к следующим выводам:

1. Цветовые и звуковые образы играют значительную роль в художественном воплощении степных пейзажей. В них запечатлелась яркая палитра степной жизни, предметная точность соединилась с многообразием неуловимых тонов, оттенков, которые прорисованы во взаимопроникновении различных «точек зрения», уровней восприятия, настроения.

2. В «Степи» такую роль играют приёмы звукописи и цветописи. Во многом благодаря именно им Чехов достиг в своём произведении масштабности содержания и гармоничности его воплощения.

3.Пейзаж в произведениях Чехова - наблюдатель и «свидетель истории», он наводит на философские размышления о вечности природы, заставляет героев и читателей задуматься над смыслом и быстротечностью человеческой жизни, над проблемами бытия, раскрывает гармонию человека с природой.

© 2010-2022