Урок на тему Деепричастие. Деепричастный оборот

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 19 Тема: «Деепричастие. Деепричастный оборот». 10-р-19

Цель: Выявить степень усвоения учебного материала, проверить умения и навыки употребления деепричастий в речи.

Задачи:

1. Повторение морфологических признаков деепричастия, орфограмм и пунктограмм, связанных с изучаемой частью речи.

2. Развитие творческих способностей учащихся, совершенствование умений конструировать предложения с деепричастными оборотами, закрепление навыков нормированного построения предложений с ними.

3. Создание положительного настроя на уроке, активизация познавательной деятельности на уроке.

Планируемый результат:

  • Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

  • Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

  • Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Основные понятия: Деепричастие и деепричастный оборот, пунктограмма

Межпредметные связи Русский язык. Литература

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Оборудование: компьютерная презентация, флипчарты, интернет, оценочная карта урока.

Ход урока.

I. Побуждение

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил:

«Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? Протянуть руку и взять ложку.

- Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи! (Флипчарт стр2)

Теперь я предлагаю вам обратиться к теоретическому материалу и вспомнить все то, о чем мы говорили раньше. (Интернет). Учащиеся самостоятельно работают, повторяют теоретический материал.

Теперь остановимся подробнее на том, что вы повторили.

Флипчарты

Работа со слайдами . Слайд № 1

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Назовите деепричастия, определите их вид.

Слайд № 2

Пунктуационные задачи

Объясните пунктуацию в предложениях:

Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

Во всех предложениях текста есть деепричастные обороты. Напомните, пожалуйста, что называется деепричастным оборотом?

Слайд № 3

Лингвистический эксперимент

Замените деепричастный оборот однокоренным глаголом.

Слайд № 4

Орфографические задачи

(Не)зная броду, (не)суйся в воду.

(Не)навидя ложь, борись за правду.

(Не)имея терпения, ничему не научишься.

Сформулируйте правило правописания НЕ с деепричастиями

Слайд № 5

- В каждом примере выберите правильное продолжение предложения.

1. Приехав в деревню…

а) весь сад был в снегу; б) я застал весь сад в снегу.

2. Возвращаясь домой…

а) я попал под снегопад; б) начался снег.

3. Выйдя на улицу…

а) ему стало холодно; б) он почувствовал холод.

Слайд № 6

Ответ 1 б, 2 а, 3 б.

Слайд № 7

• Как вы понимаете значение этих стихотворений? Беседа.

Жизнь человеку только раз дается, У всех такая разная судьба. Есть люди, что торят свои дороги, А есть и те, кто легкой жизни ищет. Кто, разменяв на медяки года, Копя гроши, всегда живет, как нищий, А, умерев, уходит без следа.

Слайд № 8

Тренажер на компьютере

Задание на дом

П 16 упр 118,119

Слайд № 9

Рефлексия

Заполните, пожалуйста, оценочную карту урока

ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА УРОКА

1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:

отличный, интересный, захватывающий;

хороший, содержательный, заставляющий работать;

скучный, работа без интереса;

бесполезный, совсем не интересный.

2. Как изменилось твое настроение после урока?

не изменилось;

чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем;

ощущаю подавленность, упадок сил


© 2010-2022