Рабочая программа по литературе для 10 класса

Настоящая  рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего  общего образования, Примерной программы среднего  общего образования по литературе, авторской программы по литературе для 5-11 классов, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2010 Данная рабочая программа ориентирована на содержание учебника : Лебедев Ю.В.. Русская лите...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Принято педагогическим советом Утверждено приказом МБОУ

Протокол №________ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

От _____________2014г. №______от ___________2014г.

Зам.директора по УВР _______Н.Ф.Бабкина Директор школы __ _____А.В.Зимина Рабочая программа

по литературе для 10 класса

на 2014 - 2015 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

гуманитарно-эстетического цикла

Протокол №_____от ____2014г.

Руководитель ШМО_________Иванова И. Е.

Составила: Иванова Ирина Егоровна,

учитель русского языка и литературы

1квалификационной категории,

стаж работы в должности - 21год.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по литературе, авторской программы по литературе для 5-11 классов, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010 .), санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. №189), учебного плана МБОУ «Большеанненковская СОШ» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий год, Основной образовательной программы МБОУ «Большеанненковская СОШ».

Данная рабочая программа ориентирована на содержание учебника : Лебедев Ю.В.. Русская литература XІX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. М. Просвещение 2012., обеспечивающего процесс обучения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цели и задачи учебного курса
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умения и аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью ученика;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах - и авторов: возможность выбора при этом не может быть беспочвенной декларацией.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и помогает осознанию ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

Первый этап - начальные классы. В начальной школе уроки, связанные с литературным образованием, обычно называют уроками чтения. Юные читатели накапливают сведения о художественных произведениях и их авторах, приобретают элементарные читательские умения, которые формируются как при подготовленном выразительном чтении, так и при овладении свободным чтением с листа. При этом активно используется способность ученика дать оценку художественному произведению, выбрать по своему вкусу книгу для чтения.

Второй этап - средние (5-8) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура каждого из средних классов воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Именно по этой причине литература XX века занимает в программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективнее использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

В старших (9 - 11) классах осуществляется третий этап литературного образования. Ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Предложенная для предшествующих классов модель изучения литературных произведений - надежная пропедевтика этого курса.

Структура курса в старших классах дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В 10 классе представлена литература XІX века. Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом лирики и прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, драматических произведений А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других произведений русских классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы делает представление об историко-литературном процессе более объемным и содержательным.

Монографическое изучение творчества великих классиков XІX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем, проблем и др.

Особое внимание уделяется проблемам теории литературы (особенностям рода и жанра, их многообразию и развитию).

В программу включен перечень необходимых видов работ по совершенствованию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Уроки внеклассного чтения имеют целью расширение круга чтения учеников и формирование читательской самостоятельности.

Особую роль в процессе обучения учащихся играют межпредметные связи, обращение к другим видам искусства и ИКТ.

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 5-е издание, исправленное - М., 2010.). Распределение количества часов по темам планируется учителем с опорой на методические рекомендации. Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю). Учебник: Ю.В. Лебедев. Русская литература XX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2001 г.

Изменения связаны с тем, что в ходе осуществления линейной программы в 9-м классе изучение литературы первой половины 19 века было закончено. В начале года планируется повторение основных тем ( творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя). Список зарубежной литературы ограничен до трех авторов (В. Гюго. «Собор парижской Богоматери»; Г. де Мопассан. «Ожерелье»; Г. Ибсен. «Кукольный дом»), так как произведения не включены в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, их изучение имеет ознакомительно-развивающий характер. Изучаемые в 10 классе художественные произведения русской литературы второй половины XІX века имеют большой объем, сложную проблематику. Программа предназначена для работы в классе универсального профиля.

Предусмотрено проведение тестовых контрольных и проверочных работ в связи с введением ЕГЭ по литературе.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 10 классе отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Авторская программа рассчитана на 102 часа.

Согласно Учебному плану МБОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» рабочая программа по литературе для 10 класса рассчитана на 102 часа, то есть 3 часа в неделю.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса.

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XІІ -XІXвв.;

  • основные литературные направления русской литературы XVІІІ - XІX вв.;

  • краткие биографические сведения об изученных писателях;

  • содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;

  • уметь:

  • определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

  • использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;

  • давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

  • свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;

  • ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.





Количество проверочных работ

Классное сочинение

Домашнее сочинение

Контрольная работа

11

1

7

3



График проведения проверочных работ

№ п/п

Вид проверочной работы

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

20.09.

2

Домашнее сочинение по лирике Лермонтова.

04.10

3

Проверочная работа по творчеству Н. В. Гоголя

23.10.

4

Домашнее сочинение по драме Островского «Гроза»

27.11.

5

Домашнее сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

13.12.

6

Контрольная работа по литературе по линии администрации

18.12.

7

Домашнее сочинение по лирике Тютчева и Фета

13.01.

8

Домашнее сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

03.02.

9

Домашнее сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

02.04

10

Домашнее сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

18.04

11

Зачётная работа за второе полугодие.

19.05.

Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса

Русская литература XІX века в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы XІX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращенные к народу в поисках нравственного идеала)

Введение (2 часа). Русская литература и русская история XІX века. Основные темы и проблемы русской литературы XІX века (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XІX века, их развитие и взаимодействие.

Русская литература первой половины XІX века (24 часа)

Россия в первой половине XІX века. Классицизм, сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XІX века. Национальное самоопределение русской литературы.(1 час)

Теория. Реализм и его становление.

А. С. Пушкин (6 часов)

Развитие реализма в творчестве А.С. Пушкина. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти». Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

Теория. Народность литературы.

М. Ю. Лермонтов (6 часов)

Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Теория. Романтическое и реалистическое начало в лирике Лермонтова.

Н. В. Гоголь (8 часов)

Литература середины XІX века как «эпоха Гоголя». Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Критика. В.В. Набоков. «Гоголь» (фрагменты).

Теория. Образ автора в произведении.

Русская литература второй половины XІX века (72 часа)

Обзор русской литературы второй половины 19 века(2 часа)

А.Н. Островский. (6 часов)

Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Свои люди - сочтемся». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; Ап. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу».

Методика. Использование материалов по истории постановок пьес на сцене, художественным фильмам.

И. А. Гончаров (4)

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое «обломовщина»; Д.И. Писарев. «Обломов», роман Гончарова.

Теория. Нарицательные образы - герои художественных произведений.

И. С. Тургенев (8часов)

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров - нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Критика. М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»; Д.И. Писарев. «Базаров»; Н.Н. Страхов. «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Ф. И. Тютчев (4 часа)

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев - поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

А. А. Фет (2часа)

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

Теория. Теория «чистого искусства».

А. К. Толстой (1 час)

Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».

Н. А. Некрасов (8 часов)

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Народность творчества.

М. Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыковаа-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыковаа-Щедрина - синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Теория. Понятие об условности в искусстве.

Ф.М. Достоевский (8 часов)

Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX в.

Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.

Л.Н. Толстой (17 часов)

По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года - Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа - Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

Н. С. Лесков (3 часа)

Жизнь и творчество Н. С. Лескова. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

.П. Чехов (8 часов)

Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования - основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.

Зарубежная литература (4 часа)

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XІX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей эпохи.

К. Хетагуров (1 час). Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.

Г. де Мопассан.(1 час) «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Г. Ибсен. (1 час) «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

А. Рембо. (1 час) «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм, Символические образы в стихотворении.

Теория. Социально-психологическая драма.

Произведения для заучивания наизусть

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…». «Я пришел к тебе с приветом…». «Какая ночь!,,». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Конец аллеи…» (на выбор).

Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И.С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).

Л.Н. Толстой (отрывки по выбору учащихся).

Список литературы для самостоятельного чтения.

Н.А. Некрасов. «Безвестен я…». «Внимая ужасам войны…». «Замолкни, Муза мести и печали…». «В столицах шум, гремят витии…».

Ф.М. Достоевский. Бедные люди.

А.А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не люблю…».

А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь могуч, непостижим…». «Жизнь пронеслась без явного следа…». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы…». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» Вечер. «На стоге сена ночью южной…». Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь, как воздух чист…».

И.А. Гончаров. Обыкновенная история.

А.И. Герцен. Былое и думы.

А.К. Толстой. «Средь шумного бала…». «Ты не спрашивай, не распытывай…».

И.С. Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).

Ф.И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Душа хотела б быть звездой…».»О, как убийственно мы любим…». «Эти бедные селенья…»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Господа Головлевы.

Л.Н. Толстой. Анна Каренина.

А.П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Макбет.

И.-В. Гете. Страдания юного Вертера

















Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Форма контроля

Дата предпол.

Дата факт.

1, 2

Введение. Русская литература контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Выявление уровня литературного развития учащихся. Особенности русского романтизма.

2

Лекция

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Устный опрос

02.09.

04.09.

3

Поэтические предшественники Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. Обзор их творчества с обобщением ранее изученного

1

Беседа

Обзор их творчества с Державина, Жуковского. Батюшкова с обобщением ранее изученного

Устный опрос

06.09.

А. С. Пушкин (6часов)


4

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

1

Беседа

Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма

Устный опрос

Монологический ответ

09.09.

5

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (с обобщением ранее изученного) «Поэт», «Пророк». Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия»

1

Практикум

О художественных открытиях Пушкина. Анализ стихотворений. Гуманизм и философская глубина.

Анализ стихотворений

11.09.

6

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

1

Практикум

О художественных особенностях любовной лирики Пушкина. Адресаты любовной лирики.

Анализ стихотворений

Чтение стихотворений наизусть

13.09.

7

Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.

1

Лекция, беседа

Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». Человек и история в поэме.

Устный опрос

16.09.

8

Образ Петра 1 как царя преобразователя в поэме «Медный всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

1

Беседа

Основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции. Раскрытие конфликта личности и государства, изображённого в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра 1

Устный опрос

18.09.

9

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1

Развитие речи

Обучение написанию сочинения на заданную тему

Сочинение

20.09.

М. Ю. Лермонтов (6 часов)


10

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон». Романтизм и реализм в творчестве поэта.

1

Лекция

Беседа

Основные этапы жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон». Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Устный опрос

Тестирование

23.09.

11

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. «Молитва», «Я. Матерь Божия, ныне с молитвою»

1

Беседа

Практикум

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. «Молитва», «Я. Матерь Божия, ныне с молитвою». Анализ стихотворений, развитие пушкинских традиций.

Анализ стихотворений

25.09.

12

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон»

1

Практикум

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», развитие пушкинских традиций.

Анализ стихотворений

27.09.

13

Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто пёстрою толпою окружён», «Выхожу один я на дорогу».

1

Беседа

Практикум

Философская лирика как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.

Анализ стихотворений

30.09.

14

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

Внеклассное чтение

Адресаты любовной лирики Лермонтова, стихотворения о любви, анализ стихотворений

Анализ стихотворений

Чтение наизусть

02.10.

15

Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова.

1

Развитие речи

Обучение написанию сочинения на заданную тему

Сочинение

04.10.

Н. В. Гоголь (8 часов)


16-17

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество( с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород».

2

Лекция

Беседа

Обобщение знаний о жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород».

Устный опрос

07.10.

09.10.

18-19

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя.(обзор с обобщением ранее изученного). Образ маленького человека в «Петербургских повестях»

2

Семинар

Обзор сборника «Петербургские повести». Эволюция темы «Маленького человека» в творчестве гоголя

Монологический ответ

11.10.

14.10.

20

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

1

Практикум

Образ Петербурга в повести «Невский проспект»

Устный опрос

16.10.

21

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

Практикум

Работа с текстом повести, анализ проблем, образов

Устный опрос

18.10.

22

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

1

Внеклассное чтение

Работа с текстом повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Устный опрос

21.10.

23

Проверочная работа по творчеству Н. В. Гоголя

1

Урок контроля

Работа с тестовыми заданиями

Тестирование

23.10.

Обзор русской литературы 2 половины 19 века (2 часа)


24. 25

Обзор русской литературы 2 половины 19 века. Основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики, литературной критики. Традиции и новаторство.

2

Лекция

Основные проблемы русской литературы 2 половины 19 века. Характеристика русской прозы, журналистики, литературной критики. Традиции и новаторство. Мировое значение русской классической литературы

Устный опрос

25.10.

28.10.

И. А. Гончаров(4 часа)


26

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа, его социальная и нравственная проблематика

1

Лекция

Беседа

Знакомство с основными моментами биографии писателя, своеобразием художественного таланта

Устный опрос

30.10.

27

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

1

Беседа

Характеристика Обломова, противоречивость его образа. Роль детали в характеристике героя. Роль главы «Сон Обломова в раскрытии сути этого персонажа»

Устный опрос

01.11.

28

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1

Беседа

Работа с текстом. Выявление авторской позиции в романе.

Анализ образа

11.11.

29

Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов» в русской критике.

1

Семинар

Критики о романе И. А. Гончарова «Обломов». Работа с текстами

13.11.

А. Н. Островский (6 часов)


30

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

1

Лекция

Знакомство с основными моментами биографии Островского, его вкладом в историю русского национального театра

.Устный опрос

15.11.

31-32

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

1

Беседа

Практикум

Знакомство с историей создания, системой образов, приёмами раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Устный опрос

Анализ образа

18.11.

20.11.

33

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов тёмного царства»

1

Беседа

Практикум

Изображение Калинова и его жителей. Характеристика самодуров и их жертв.

Анализ образа

22.11.

34

Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.

1

Беседа

Практикум

Характеристика образа Катерины. Средства характеристики персонажа.

Анализ образа

25.11.

35

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме Островского «Гроза»

1

Беседа

практикум

Критики о драме «Гроза». Работа с текстами. Подготовка к домашнему сочинению

Составление конспекта

27.11.

И. С. Тургенев (8 часов)


36

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника». Их место в русской литературе.

1

Лекция

Личность и судьба И. С. Тургенева, его творческие и этические принципы, психологизм его произведений.

Устный опрос

29.11

37

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

1

Беседа

Отражение в романе политической борьбы 60 годов. Положение пореформенной России. Смысл названия. Нравственная и философская проблематика.

Устный опрос

02.12.

38

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1

Беседа

Характеристика Базарова. Выявление духовного конфликта героя.

Анализ образа

04..12.

39

Отцы и дети в романе «Отцы и дети»

1

Беседа

Выявление общественных, духовных ориентиров старшего и младшего поколений в романе.

Анализ образа

Анализ текста

06.12.

40

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

Беседа

Работа с текстом, выполнение проблемных заданий

Анализ образа

Анализ текста

09.12.

41-42

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры критиков вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению

2

Беседа

Практикум

Критики о романе «Отцы и дети». Работа с текстом. Подготовка к домашнему сочинению

Конспект

Домашнее сочинение

11.1.2.

13.12.

Ф.И. Тютчев (4 часа)


43

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество


16.12.

44

Контрольная работа по литературе по линии администрации

1

Урок контроля

Работа с тестовыми материалами

Тест

18.12.

45

Единство мира и философии в его лирике. «Не то, что мните вы, природа», «Ещё земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное», «Природа-сфинкс»

2

Лекция

Беседа

Романтическая литература 19 века, её представители, этическая концепция поэтов «чистого искусства», изобразительно-выразительные средства их произведений, философский характер лирики поэта.

Монологический ответ

Анализ стихотворений

20.12.

46

Человек и история в лирике Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья.», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать»

1

Беседа

практикум

Изображение человека и истории в лирике Тютчева. Работа с текстами стихотворений. Анализ лирического произведения

Чтение стихотворений наизусть

Анализ стихотворений

23.12.

47

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и поединок роковой. «О как убийственно мы любим», «Я встретил вас…»

1

Практикум

Адресаты любовной лирики Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и поединок роковой. «О как убийственно мы любим», «Я встретил вас…». Анализ стихотворений

Чтение стихотворений наизусть

Анализ стихотворений

25.12.

А. А. Фет(2 час)


48

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начала в лирике природы. «Летний вечер тих и ясен», «Я пришёл к тебе с приветом», «Даль», «Это утро, радость эта…»

2

Лекция

Беседа

Знакомство с основными фактами биографии. Жизнеутверждающее начала в лирике природы. «Летний вечер тих и ясен», «Я пришёл к тебе с приветом», «Даль», «Это утро, радость эта…». Анализ стихотворений

Устный опрос

Анализ стихотворений

27.12.

49

Любовная лирика А. Фета. «Шепот, робкое дыханье», «сияла ночь…», «Певице». Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их движения. Импрессионизм поэзии Фета . Домашнее сочинение по лирике Тютчева и Фета

1

Беседа

Психологизм лирики Фета, изобразительно-выразительные средства в его стихотворениях.

Анализ стихотворений

13.01.

А. К. Толстой (1 час)


50

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка»

1

Внеклассное чтение

Знакомство с жизнью и творчеством А. К. Толстого. Основные темы, мотивы и образы его поэзии.

Монологический ответ, чтение наизусть, анализ стихотворений

15.01.

Н. А. Некрасов (8 часов)


51

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта «В дороге», «еду ли ночью по улице тёмной»

1

Лекция

Беседа

Биография писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова.

Анализ стихотворений

17.01.

52

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Уру я скоро», «Блажен незлобивый поэт»

1

Беседа

Анализ стихотворений «Рыцарь на час», «Уру я скоро», «Блажен незлобивый поэт»

Анализ стихотворений

Чтение стихотворений наизусть

20.01.

53

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Эллегия», «Вчерашний день в часу шестом», «Поэт и гражданин»

1

Практикум

Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Анализ стихотворений «Эллегия», «Вчерашний день в часу шестом», «Поэт и гражданин»

Анализ стихотворений

Чтение стихотворений наизусть

22.01.

54

Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей». «Тройка»

1

Практикум

Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. Анализ стихотворений «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей». «Тройка»

Анализ стихотворений

Чтение стихотворений наизусть

24.01.

55

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

1

Лекция

Беседа

Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на руси жить хорошо». Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Анализ текста

27.01.

56

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме

1

Практикум

Выявление лучших качеств, черт русского национального характера.

Анализ текста

29.01.

57

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

Практикум

Образ Гриши Доброскловнова

Анализ текста

Характеристика образов

31.01

58

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение.

1

Практикум

Выявление особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Подготовка к домашнему сочинению.

Анализ текста

Сочинение

03.02.

М. Е. Салтыков-Щедрин(3 часа)


59

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова - Щедрина.

1

Лекция

Жизненный и творческий путь Салтыкова - Щедрина. Особенности сатиры писателя. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова - Щедрина

Устный опрос, анализ сказок

05.02.

60-61

Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, композиция. Образы градоначальников.

2

Практикум

Особенности жанра, композиция, проблематика произведений, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания

Анализ текста

тест

07..02.

10.02.

Л. Н. Толстой (17 часов)


62-63

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир человека.

2

Лекция

Беседа

Биография писателя. Духовные искания.

Устный опрос

12.02.

14.02.

64-65

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

2

Лекция

Беседа

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

Устный опрос

17.02.

19.02.

66, 67, 68

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

3

Беседа

Практикум

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образы героев.

Устный опрос

Характеристика героев

21.02.

24.02.

26.02.

69-70

Женские образы в романе «Война и мир».

2

Семинар

Женские образы в романе «Война и мир». Работа с текстом, анализ.

Устный опрос

Характеристика героев

28.02.

03.03.

05.03.

71-72

Семья Ростовых и семья Болконских.

2

Практикум

Семья Ростовых и семья Болконских. Работа с текстом, анализ образов.

Монологический ответ

Анализ образа

07..03.

10.03.

73-74

Тема народа в романе «Война и мир».

2

Практикум

Тема народа в романе «Война и мир».Работа с текстом, анализ образов.

Монологический ответ

Анализ образа

12.03.

14.03.

75

Кутузов и Наполеон.

1

Практикум

Роль личности в истории. Кутузов и Наполеон. Работа с текстом, анализ образов

Монологический ответ

Анализ образа

17.03.

76-77

Проблемы истинного и ложного в романе. Художественные особенности романа.

2

Практикум

Выявление проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».Художественные особенности романа.

Устный опрос

Монологический ответ

19.03.

21.03.

78

Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к сочинению

1

Практикум

Работа с текстом художественного произведения, подготовка к сочинению.

Устный опрос

Сочинение

02.04.

Ф. М. Достоевский (8 часов)


79

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

1

Этапы жизни и творчества, особенности творческого метода. Психологизм произведения.

Устный опрос

04.04.

80

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

1

Семинар

Необычность изображения Петербурга Достоевским. Влияние города на героев романа.

Монологический ответ

07.04.

81-82

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

2

Беседа

История создания, тематика. Проблематика, композиция романа. Художественный приём в создании образов.

Презентация

09.04.

83-84

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

2

Практикум

Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Работа с текстом.

Монологический ответ

11..04.

14.04.

85

«Двойники» Раскольникова.

1

Беседа

Выявление в процессе анализа социальных и философских источников преступления Раскольникова. Авторское отношение к теории Раскольникова.

Монологический ответ

16.04.

86

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Подготовка к домашнему сочинению

1

Беседа

Выявление места Сони Мармеладовой в системе образов романа. Выяснение роли эпилога. Подготовка к домашнему сочинению.

Монологический ответ

Тестирование

18.04.

Н. С. Лесков (3 часа)


87-88

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

2

Лекция

Практикум

Творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев. Работа с текстом. Объяснение смысла названия произведения, определение элементов композиции

Тест

Устный опрос

21.04.

23.04.

89

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

1

Беседа

Фольклорные мотивы в произведении, образы главных героев.

Устный опрос

Монологический ответ

25.04.

А. П. Чехов (8 часов)


90

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 годов. «Человек в футляре»

1

Лекция

Беседа

Жизненный и творческий путь Чехова, идейная и эстетическая позиция, своеобразие мастерства писателя.

Устный опрос

28.04.

91

Проблематика и поэтика рассказов 80-90 годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Чёрный монах»

1

Беседа

Практикум

Проблема протеста против догматической активности и общественной пассивности в творчестве Чехова.

Устный опрос

30.04.

92

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1

Беседа

практикум

Проблема истинных и ложных ценностей , принцип нисходящего развития личности, роль детали в художественной характеристике персонажей

Устный опрос

05.05.

93

Особенности драматургии А. П. Чехова

1

Беседа

Выявление особенностей драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова - «театра жизни»

Устный опрос

07.05.

94

«Вишнёвый сад». История создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

1

Беседа

Жанровое своеобразие, основной конфликт, средства характеристики персонажей.

Устный опрос

Монологический ответ

12.05.

95-96

Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля.

1

Беседа

Практикум

Особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

Устный опрос

Монологический ответ

.

14.05.

16.05.

97

Зачётная работа за второе полугодие.

1

Контроль

Работа с материалами тестов

Тестирование

19.05.

Зарубежная литература


98

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.

1

Лекция с элементами беседы

Знакомство с биографией писателя. Выявление особенностей изображения тяжелой жизни простого народа.

Устный опрос

Монологический ответ

21.05.

99

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье»

1

Лекция с элементами беседы

Знакомство с биографией. Сюжет новеллы, система образов.

Устный опрос

Монологический ответ

23.05.

100

Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный домик»

1

Лекция с элементами беседы

Содержание драмы, социальная и нравственная проблематика. Особенность конфликта.

Устный опрос

26.05.

101

Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

1

Лекция с элементами беседы

Знакомство с биографией. Особенности поэтического языка Рембо.

Устный опрос

28.05.

102

Выявление уровня литературного развития.

1

Контроль

Работа с тестовыми материалами

Тестирование

30.05.







Учебно-методический комплект и материально-техническое оснащение

Базовый учебник:

Лебедев Ю.В.. Русская литература XІX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.,

Дополнительная литература:

Е. З. Беленькая, Е. А. Ланцева. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература19 века. 10 класс»

Литература в школе от А до Я. 5-11 классы

Русские писатели 19 века. Большой учебный справочник

Обучающие практические работы по литературе 5-11 классы

Дидактические материалы по литературе 10 класс

Авторские методические разработки

И. В. Золотарёва, Михайлов «Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс» М.: «ВАКО» 2010

Электронные средства обучения

Диски:

Литература 5-11 классы.

Хрестоматия по русской литературе

Интернет-ресурсы

nsportal.ru/shkola/literatura/

rus.1september.ru/

Таблицы. Теория литературы

1.Художественные системы в литературе

  1. Классицизм. Сентиментализм

  2. Романтизм. Модернизм

  3. Реализм как литературное направление

  4. Темы и мотивы в литературе

  5. Жанры лирики

  6. Жанры лирики

  7. Рифма

  8. Принципы ритмической организации стихотворений

  9. Строфа

  10. Виды строф в лирике

  11. Виды строф в лирике

  12. Твёрдые стихотворные рифмы

  13. Стихосложение

  14. Лирический герой

  15. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Роды литературы

  1. Художественные системы в литературе

  2. Классицизм. Сентиментализм

  3. Романтизм. Модернизм

  4. Реализм как литературное направление

  5. Темы и мотивы в литературе

  6. Жанры лирики

  7. Жанры лирики

  8. Рифма

  9. Принципы ритмической организации стихотворений

  10. Строфа

  11. Виды строф в лирике

  12. Виды строф в лирике

  13. Твёрдые стихотворные рифмы

  14. стихосложение

  15. Лирический герой

  16. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы





















42


© 2010-2022