Конспект урока по русскому языку по теме: «Синонимы. Словарь синонимов» 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку по теме: «Синонимы. Словарь синонимов» 5 класс


Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, синонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности.

6ЛР: находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам (выстраивать синонимические ряды), устанавливать связь синонимов с многозначностью слова.

3ЛР: наблюдать за использованием синонимов в художественной речи, правильно и эффективно употреблять синонимы в собственной речи.

8ЛР: развивать чувство языка на основе работы с синонимическими рядами.



Этапы урока


Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Языковая разминка.


Запись предложения из стихотворения А. Шибаева:

Но,рка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.


1. - Вспомните, на чём основана игра слов в предложении. (На использовании омонимов.)

- Какие слова в предложении помогают понять, в каком значении употреблено слово норка?

- В каком случае сохраняется двусмысленность? (Норка пошла (к кому? или к чему? куда?) - к знакомой норке.)

2. Синтаксический разбор, составление схемы. [ - = и = ].

3. Объяснить графически орфограммы - буквы гласных в окончаниях существительных:

1 с. Р.п. 1 с. Д.п.

из но,рк и ; к но,рк е .


Дети могут объяснить также с помощью слов­помощников (этот приём предлагался в начальной школе):

из но,рк и (1­е скл., из земл и, ),
к но,рк е (1­е скл., к земл е, ).


Самооценка работы (возможно по заданиям) на основе алгоритма самооценки.

Личностные результаты

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



ТОУУ


III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


1. Блицопрос. (Можно использовать материал предметного диска - блицопрос по теме «Лексика» к §8.)

- Выберите нужный вариант ответа. (Ученики записывают только букву выбранного варианта).

1) Лексикология изучает

а) строение слов;

б) произношение слов;

в) словарный состав языка.

2) Слова, которые человек употребляет редко, составляют

а) пассивный словарный запас;

б) активный словарный запас;

в) язык писателя.

3) Среди способов толкования не бывает

а) описательного;

б) через однокоренные слова;

в) с опорой на грамматические признаки.

4) Метафора - это

а) прямое значение слова;

б) переносное значение слова;

в) многозначное слово.

5) У слов­омонимов

а) нет смысловой связи;

б) есть смысловая связь;

в) нет ничего общего.


Правильные ответы (их для самопроверки можно вывести на доску): в, а, в, б, а.

2. Проверка домашнего задания.

1) На доске четверо учащихся выполняют фонетический разбор
и разбор слов по составу (по два человека каждый вид); в это время устно - чтение словосочетаний и предложений с омонимами (домашнее
упр. 94), обсуждение; затем - сравнение результатов работы у доски, самопроверка (с места) разбора, исправление ошибок.

2) Представление схем (образов) определения омонимов, составленных учениками дома (творческая интерпретация).


ТОУУ































ТОУУ



IV. Введение в тему урока.


Обращаем внимание учителя, что с синонимами ученики пропедевтически знакомились в начальной школе.

Учитель анализирует записанное на доске слово омонимы.

- А знаете ли вы, что слово омоним - греческого происхождения, оно состоит из двух корней: омо (homos) - одинаковый и оним (onyma) - имя, что буквально значит - одинакового (одного) имени (названия).

- А какие ещё слова с корнем оним (имя) вам известны? (Синонимы, антонимы.)

- Сегодня мы рассмотрим ещё одну группу слов, которую вы назовёте после выполнения небольшого задания.

Учитель читает фрагмент текста из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» (упр. 30, «Дидактический материал», 5-й кл.).

Вариант работы: см. материал предметного диска - введение в тему «Синонимы» к §8.



И мало­помалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я - дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем… Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, всё ускоряя свою походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда сердце моё загоралось жалостью и сочувствием.


- Сформулируйте тему урока. (Синонимы.)

- Назовите синонимы в прослушанном (прочитанном) тексте.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.




V. Повторение и углубление изученного.


1. Чтение текстов упр. 95 (задание к упражнению дети не читают) - развивается умение устанавливать признаки синонимов - смысловую близость при наличии разных оттенков значений.

- Как вы думаете, почему авторы учебника выделили в текстах пары слов?

Проведение беседы по текстам с использованием вопросов и заданий к упр. 95.

Слова бежать и нестись отличаются степенью проявления признака (нестись - бежать очень быстро), жестокий и злой - качеством признака (жестокий - очень злой, безжалостный).

- Сделайте вывод по аналогии со словами­омонимами: какими признаками должны обладать синонимы?

2. Чтение и анализ текста о синонимах в рамке, сравнение с выводами учеников.

3. Упр. 96 - работа со словарными статьями из словаря синонимов.

- Какую информацию можно получить о слове из словаря синонимов и чем она отличается от информации о слове в толковом словаре?

4. Чтение 2­го текста в рамке одним из учеников вслух.

- Попробуйте сформулировать, что такое ряды синонимов. (Несколько синонимов с одним и тем же значением.)

- Сколько синонимов к слову добрый в синонимическом ряду из упр. 96? а к слову печально?

- Как вы будете определять, являются ли слова синонимами?

П. - Сравните слова­омонимы и синонимы: что сходного у них и чем они отличаются? (Одна и та же часть речи, но омонимы - одно слово, а значения совершенно разные, синонимы - одно (близкое) значение, а слова совершенно разные.)



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.

2. Пользоваться словарями разных типов.



VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


1. Упр. 97 - развивается умение находить синонимы в тексте и определять их функцию в художественной речи.

2. Упр. 98 - развивается умение подбирать синонимы к словам, выявлять оттенки значений (употребления в речи).

Работа в группах (можно по два­три примера).

После выполнения ученики от каждой группы представляют результаты (один читает, другой объясняет, почему это синонимы, третий выявляет отличия в значениях).

3. Упр. 99 - развивается умение устанавливать связь синонимов и многозначных слов (подбирать синонимы к разным значениям многозначного слова).

Выполняется самостоятельно (по рядам) с последующей самопроверкой.

Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные синонимы.



Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VII. Итог урока.

- Какую новую информацию о синонимах получили?

- Как можно убедиться, являются ли слова синонимами? (Определить значения (можно с помощью словаря), сравнить их, установить, что они обозначают одно и то же, сделать вывод; в случае сомнения обратиться к специальному словарю синонимов.)

- Прочитайте ключевые слова тем. Почему среди них встречаются слова, называющие такие качества речи, как точность и выразительность?


- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Составить схему определения синонимов (можно с помощью презентаций).

2. Упр. 100.

Комментарий к упражнению. Необходимо указать на характер речевой ошибки - наличие повторов слов или соседство однокоренных слов - на примере одного­двух предложений, которые нужно разобрать устно, а также выработать с учениками способ решения проблемы через подбор синонимов.


© ООО «Баласс», 2012 6


© 2010-2022