- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме: «Синонимы. Словарь синонимов» 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме: «Синонимы. Словарь синонимов» 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Клименко Г.С. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку по теме: «Синонимы. Словарь синонимов» 5 класс
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников.
М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, синонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности.
6ЛР: находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам (выстраивать синонимические ряды), устанавливать связь синонимов с многозначностью слова.
3ЛР: наблюдать за использованием синонимов в художественной речи, правильно и эффективно употреблять синонимы в собственной речи.
8ЛР: развивать чувство языка на основе работы с синонимическими рядами.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Запись предложения из стихотворения А. Шибаева:
Но,рка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.
1. - Вспомните, на чём основана игра слов в предложении. (На использовании омонимов.)
- Какие слова в предложении помогают понять, в каком значении употреблено слово норка?
- В каком случае сохраняется двусмысленность? (Норка пошла (к кому? или к чему? куда?) - к знакомой норке.)
2. Синтаксический разбор, составление схемы. [ - = и = ].
3. Объяснить графически орфограммы - буквы гласных в окончаниях существительных:
1 с. Р.п. 1 с. Д.п.
из но,рк и ; к но,рк е .
Дети могут объяснить также с помощью словпомощников (этот приём предлагался в начальной школе):
из но,рк и (1е скл., из земл и, ),
к но,рк е (1е скл., к земл е, ).
Самооценка работы (возможно по заданиям) на основе алгоритма самооценки.
Личностные результаты
Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ТОУУ
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
1. Блицопрос. (Можно использовать материал предметного диска - блицопрос по теме «Лексика» к §8.)
- Выберите нужный вариант ответа. (Ученики записывают только букву выбранного варианта).
1) Лексикология изучает
а) строение слов;
б) произношение слов;
в) словарный состав языка.
2) Слова, которые человек употребляет редко, составляют
а) пассивный словарный запас;
б) активный словарный запас;
в) язык писателя.
3) Среди способов толкования не бывает
а) описательного;
б) через однокоренные слова;
в) с опорой на грамматические признаки.
4) Метафора - это
а) прямое значение слова;
б) переносное значение слова;
в) многозначное слово.
5) У словомонимов
а) нет смысловой связи;
б) есть смысловая связь;
в) нет ничего общего.
Правильные ответы (их для самопроверки можно вывести на доску): в, а, в, б, а.
2. Проверка домашнего задания.
1) На доске четверо учащихся выполняют фонетический разбор
и разбор слов по составу (по два человека каждый вид); в это время устно - чтение словосочетаний и предложений с омонимами (домашнее упр. 94), обсуждение; затем - сравнение результатов работы у доски, самопроверка (с места) разбора, исправление ошибок.
2) Представление схем (образов) определения омонимов, составленных учениками дома (творческая интерпретация).
ТОУУ
ТОУУ
IV. Введение в тему урока.
Обращаем внимание учителя, что с синонимами ученики пропедевтически знакомились в начальной школе.
Учитель анализирует записанное на доске слово омонимы.
- А знаете ли вы, что слово омоним - греческого происхождения, оно состоит из двух корней: омо (homos) - одинаковый и оним (onyma) - имя, что буквально значит - одинакового (одного) имени (названия).
- А какие ещё слова с корнем оним (имя) вам известны? (Синонимы, антонимы.)
- Сегодня мы рассмотрим ещё одну группу слов, которую вы назовёте после выполнения небольшого задания.
Учитель читает фрагмент текста из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» (упр. 30, «Дидактический материал», 5-й кл.).
Вариант работы: см. материал предметного диска - введение в тему «Синонимы» к §8.
И малопомалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я - дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем… Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, всё ускоряя свою походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда сердце моё загоралось жалостью и сочувствием.
- Сформулируйте тему урока. (Синонимы.)
- Назовите синонимы в прослушанном (прочитанном) тексте.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
V. Повторение и углубление изученного.
1. Чтение текстов упр. 95 (задание к упражнению дети не читают) - развивается умение устанавливать признаки синонимов - смысловую близость при наличии разных оттенков значений.
- Как вы думаете, почему авторы учебника выделили в текстах пары слов?
Проведение беседы по текстам с использованием вопросов и заданий к упр. 95.
Слова бежать и нестись отличаются степенью проявления признака (нестись - бежать очень быстро), жестокий и злой - качеством признака (жестокий - очень злой, безжалостный).
- Сделайте вывод по аналогии со словамиомонимами: какими признаками должны обладать синонимы?
2. Чтение и анализ текста о синонимах в рамке, сравнение с выводами учеников.
3. Упр. 96 - работа со словарными статьями из словаря синонимов.
- Какую информацию можно получить о слове из словаря синонимов и чем она отличается от информации о слове в толковом словаре?
4. Чтение 2го текста в рамке одним из учеников вслух.
- Попробуйте сформулировать, что такое ряды синонимов. (Несколько синонимов с одним и тем же значением.)
- Сколько синонимов к слову добрый в синонимическом ряду из упр. 96? а к слову печально?
- Как вы будете определять, являются ли слова синонимами?
П. - Сравните словаомонимы и синонимы: что сходного у них и чем они отличаются? (Одна и та же часть речи, но омонимы - одно слово, а значения совершенно разные, синонимы - одно (близкое) значение, а слова совершенно разные.)
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.
2. Пользоваться словарями разных типов.
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
1. Упр. 97 - развивается умение находить синонимы в тексте и определять их функцию в художественной речи.
2. Упр. 98 - развивается умение подбирать синонимы к словам, выявлять оттенки значений (употребления в речи).
Работа в группах (можно по дватри примера).
После выполнения ученики от каждой группы представляют результаты (один читает, другой объясняет, почему это синонимы, третий выявляет отличия в значениях).
3. Упр. 99 - развивается умение устанавливать связь синонимов и многозначных слов (подбирать синонимы к разным значениям многозначного слова).
Выполняется самостоятельно (по рядам) с последующей самопроверкой.
Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные синонимы.
Коммуникативные УУД
1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
VII. Итог урока.
- Какую новую информацию о синонимах получили?
- Как можно убедиться, являются ли слова синонимами? (Определить значения (можно с помощью словаря), сравнить их, установить, что они обозначают одно и то же, сделать вывод; в случае сомнения обратиться к специальному словарю синонимов.)
- Прочитайте ключевые слова тем. Почему среди них встречаются слова, называющие такие качества речи, как точность и выразительность?
- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание.
1. Составить схему определения синонимов (можно с помощью презентаций).
2. Упр. 100.
Комментарий к упражнению. Необходимо указать на характер речевой ошибки - наличие повторов слов или соседство однокоренных слов - на примере одногодвух предложений, которые нужно разобрать устно, а также выработать с учениками способ решения проблемы через подбор синонимов.
© ООО «Баласс», 2012 6