Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Класс: 6класс

УМК: Русский язык 6 класс. Ладыженская Т.А.

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе.

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить употреблять прилагательные в речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Здравствуйте дети!

-Сегодня у нас на уроке гости.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Кем бы вы ,ребята, не стали в будущем: врачами, инженерами, учеными…-вы должны уметь выражать свои мысли. На уроках русского языка вы развиваете этот дар речи!

А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и угадайте о чем идет речь?

Я - часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет -

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить.

Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

- Конечно, имя прилагательное. Вы уже изучали эту замечательную часть речи в начальной школе и в пятом классе. Как вы думаете ,как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети называют тему «Повторение по теме «Имя прилагательное». Итак, тема нашего урока «Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»»

- Что мы должны знать и уметь по данной теме? (Ученики говорят об основных знаниях и умениях).

Знать:

  • определение имени прилагательного;

  • морфологические признаки прилагательных; синтаксическую роль

Уметь:

  • правильно употреблять прилагательные в речи;

  • определять морфологические признаки прилагательных;

  • правильно писать прилагательные

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.




Фронтальная работа.

Учащиеся слушают стихотворение дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Ставят цели и задачи урока.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

I. Этап повторения пройденного

Учитель: Какая орфограмма, изученная в 5 классе, встретилась в слове прилагательное? Объясните её.

Учащиеся отвечают: (Правописание Ои А в корне -ЛАГ-//-ЛОЖ-).

Вступительное слово учителя

В речи всегда должно быть место прилагательным: они сделают наш мир ярче и интереснее. Но чтобы это произошло необходимо очень хорошо знать, что же это за часть речи, по каким законам она живёт, как с ней нужно обращаться

Упражнение 1

Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребицкого?

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти - весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе)

-О каком животном идет речь?

- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто?

(длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый). Слова какой части речи вы назвали?

Олень - красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось - огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.

---Дайте точное определение имени прилагательного как часть речи.

- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)

Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока

- задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)

  • По цвету: тёмно-бурый, белые

  • Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные

  • Размеру, росту: длинная, огромная, высокие

  • Весу: тяжёлый, грузный

- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку

Коллективная письменная работа - обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».




Учащиеся должны дать определение части речи и рассказать о его особенностях.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

2. Работа с упражнением 324,стр.7 Прочитайте задание.

Слова из упражнения написаны на отдельных карточках.

У вас на парте карточки, в которых вы должны выполнить задание, вычеркнув лишнее

1 ученик 2 ученик 3 ученик 4 ученик

5 ученик

сущ. сущ. сущ. краткое глагол

м. р. ж. р. ж. р. прилаг.

им. п. им. п. род.п.

Каждый ученик выходит к доске и отчитывается. А потом прикрепляют ее к доске

Давайте теперь обобщим условия выбора мягкого знака после шипящих на конце слов. Когда пишется, а когда не пишется ь?

Выход на рефлексию(составление алгоритма)

Соединяются стрелками таблички 1,3,4 и 2,5.

134 2 5

сущ. сущ. краткое сущ. глагол

м. р ж. р. прилаг. ж. р.

им. п. род.п. им. п.

№ 8 и № 20 орф. № 8 и № 22

Каждый учащийся выполняет свое задание по карточке, после чего все учащиеся его проверяют.

Учащиеся составляют алгоритм.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Учащийся читает стихотворение и выполняет комплекс упражнений вместе со всеми остальными детьми.

Выполняют комплекс упражнений.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения заданий

Работа с текстом.

Перед вами текст без имен прилагательных. Кто прочитает этот текст?

Вечер. Синь становится все незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в серо -сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах

---Теперь этот же текст прочитаем вставляя к существительным имена прилагательные.

Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо - каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

-Какой текст понравился больше? (2 текст)

В первых трех предложенияхукажите к каким существительным относятся прилагательные и с какой стороны они характеризуют предмет?

(Летний-время, поднебесная-место, багряном-цвет, фиолетовый-цвет,звонкие-звук)

Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Упражнение 3

Выпишите по 1 словосочетанию «прилагательное + существительное» и разберите их. (Гелия из 1 предложения, Аниса из 2,Халиль из 3,Ильнур из 4,Ильяс из5 предложения)

Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).


  • Как их определить? (по существительному)

Имена прилагательные образуются от разных частей речи при помощи суффиксов.

Ильнур выйдет к доске и будет работать у доски

VI. Самостоятельная работа

Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. Они собирали грибы и перекликались большими голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл голубой дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под веселым деревом.

Почему вы заулыбались?

Вставьте в текст нужные имена прилагательные.

Три друга пошли в большой лес за первыми грибами. Они собирали грибы и перекликались весёлыми голосами. Вдруг голубое небо потемнело и пошёл сильный дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под развесистым деревом.

Сравните 2 текста. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст)

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.


Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа








Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности:

  1. Выписать 1 словосочетание прил.+сущ

  2. Сделать анализ данного словосочетания

Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

Рефлексия

- Давайте,ребята,подведем итоги нашего занятия:

1.Что мы вспомнили?

2.Нам нужно подсчитать наши жетоны, чтобы оценить вашу работу.

3.Какие оценки за урок у вас получились?

------Я рада,что вы показали себя умными, заботливыми ,смышлеными ребятами.

Спасибо за работу.


Учащиеся подводят итоги урока, высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?


Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Домашнее задание.


© 2010-2022