Опорный конспект для учащихся по теме Корень слова ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опорный конспект для учащихся по теме Корень слова ( 5 класс)Опорный конспект для учащихся по теме Корень слова ( 5 класс)Опорный конспект для учащихся по теме Корень слова ( 5 класс)Опорный конспект

Тема: ___________________

1. Разминка

-к-, -езд- , по-, -а

Какое слово получилось? ____________________

2. Распределительный диктант

Поезд

3. Секреты корня

Работа с текстом

Обойдя мшары, мы спустились с пригорка и остановились у одного родника, напились воды. Она была горькая на вкус.

- Родник! - сказал лесник. - Я большой любитель разбирать слова. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной житель, простой обходчик.

- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

(По К.Г. Паустовскому)

- Род- : _Родник,_____________________________________________________________________

Не является однокоренным: __________________________________________________________

Вывод о чередовании в корнях:______________________________________________________

Вывод: Все однокоренные слова образуют ______________________________________________

Опорный конспект для учащихся по теме Корень слова ( 5 класс)

4. Алгоритм нахождения корня:

1.

2.

5.Работа с лексическим составом текста:

Диалектизм: ______________ - это ______________________________________________

Вывод:

Слова с омонимичными корнями: _______________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________

6. Работа с таблицей

-жи-

-лес-

-хищ-

Существительное(кто?)

Существительное (что?)

Прилагательное (какой?)

Глагол (что делать? что сделать?)



7. Творческий диктант

1 группа

  1. Заголовок: __________________________________

Зубр - символ Мещерского края.

Самые ______________ представители могут достигать веса до 1200 кг. А чисто внешне массивность зверя усугубляется очень массивной передней частью тела, с высокой холкой и горбом, крупной головой, к тому же покрытой ____________ густой шерстью. Грива зубра похожа на _____________.

Слова для справок: длинной, тяжелые, львиную.

  1. Выделить в добавленных словах корни.

  2. Объяснить тире в первом предложении.

2 группа

1. Заголовок: __________________________________

Стерх - прекрасный _________ журавль. Это крупная птица с типично журавлиным обликом, только концы крыльев черного цвета. Клюв, участок голой кожи на голове, а также лапы у этого журавля красного цвета. Стершата с рождения имеют симпатичный ________ цвет. Удары клювом и ногами журавлей настолько__________, что способны сломать позвоночник хищникам, например, лисе.

Слова для справок: белый, рыжий, сильные.

2. Выделить в добавленных словах корни.

3. Объяснить тире в первом предложении.



  1. Проверь себя сам!


Корень - это
А) главная морфема;
Б) самостоятельная часть речи;
В корне …
А) заключено значение одного слова;
Б) заключено общее значение однокоренных слов.
Чтобы найти корень, нужно
А) изменить слово;
Б) составить гнездо однокоренных слов;
Однокоренные слова
А) могут быть только одной частью речи;
Б) могут быть разных частей речи.

Мой результат: _________________________

  1. Домашнее задание:

Для творческих детей: Поработайте с атласом России. Используйте карты по географии. (Некоторые города готовы рассказать о себе в своем названии. Например, Санкт-Петербург - город Петра, Новгород - новый город. Найдите похожие города).

Для «лентяев»: упр. 511



© 2010-2022