- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Опорный конспект для учащихся по теме Корень слова ( 5 класс)
Опорный конспект для учащихся по теме Корень слова ( 5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юркова А.Г. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Опорный конспект
Тема: ___________________
1. Разминка
-к-, -езд- , по-, -а
Какое слово получилось? ____________________
2. Распределительный диктант
Поезд
3. Секреты корня
Работа с текстом
Обойдя мшары, мы спустились с пригорка и остановились у одного родника, напились воды. Она была горькая на вкус.
- Родник! - сказал лесник. - Я большой любитель разбирать слова. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной житель, простой обходчик.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
(По К.Г. Паустовскому)
- Род- : _Родник,_____________________________________________________________________
Не является однокоренным: __________________________________________________________
Вывод о чередовании в корнях:______________________________________________________
Вывод: Все однокоренные слова образуют ______________________________________________
4. Алгоритм нахождения корня:
1.
2.
5.Работа с лексическим составом текста:
Диалектизм: ______________ - это ______________________________________________
Вывод:
Слова с омонимичными корнями: _______________________________________________
Вывод: _______________________________________________________________________
6. Работа с таблицей
-жи-
-лес-
-хищ-
Существительное(кто?)
Существительное (что?)
Прилагательное (какой?)
Глагол (что делать? что сделать?)
7. Творческий диктант
1 группа
-
Заголовок: __________________________________
Зубр - символ Мещерского края.
Самые ______________ представители могут достигать веса до 1200 кг. А чисто внешне массивность зверя усугубляется очень массивной передней частью тела, с высокой холкой и горбом, крупной головой, к тому же покрытой ____________ густой шерстью. Грива зубра похожа на _____________.
Слова для справок: длинной, тяжелые, львиную.
-
Выделить в добавленных словах корни.
-
Объяснить тире в первом предложении.
2 группа
1. Заголовок: __________________________________
Стерх - прекрасный _________ журавль. Это крупная птица с типично журавлиным обликом, только концы крыльев черного цвета. Клюв, участок голой кожи на голове, а также лапы у этого журавля красного цвета. Стершата с рождения имеют симпатичный ________ цвет. Удары клювом и ногами журавлей настолько__________, что способны сломать позвоночник хищникам, например, лисе.
Слова для справок: белый, рыжий, сильные.
2. Выделить в добавленных словах корни.
3. Объяснить тире в первом предложении.
-
Проверь себя сам!
Корень - это
А) главная морфема;
Б) самостоятельная часть речи;
В корне …
А) заключено значение одного слова;
Б) заключено общее значение однокоренных слов.
Чтобы найти корень, нужно
А) изменить слово;
Б) составить гнездо однокоренных слов;
Однокоренные слова
А) могут быть только одной частью речи;
Б) могут быть разных частей речи.
Мой результат: _________________________
-
Домашнее задание:
Для творческих детей: Поработайте с атласом России. Используйте карты по географии. (Некоторые города готовы рассказать о себе в своем названии. Например, Санкт-Петербург - город Петра, Новгород - новый город. Найдите похожие города).
Для «лентяев»: упр. 511