Мастер-класс «Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы»

Эта технология подходит не только учителям литературы, но и всем предметникам, желающим научить своих учеников видеть и понимать мир любой книги и любого текста.

Знакомство с технологией (теория)

  1. Актуальность проблемы:

«Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование - важнейшее умение» (профессор Н.Н.Светловская - автор технологии)

  1. Этапы смыслового чтения (продуктивного)

- до чтения

-во время чтения

-после чтения

Фазы: прогнозирование текста, осмысление текста, его актуализация.

Ведущие принципы:

1) Принцип деятельности,

2) Комфортности,

3) Непрерывности.

Знакомство с технологией (практика):

  1. Мотивация

Итак, представьте, что вы ученики 5 класса на уроке литературы.

Вам необходимо узнать, о каком произведении пойдет речь ( 2 слайда), на которых учитель «зашифровал» произведение и его автора

  1. Давайте вместе сформулируем цели урока:

-познакомиться со стихотворением Есенина

-узнать через него о личности поэта

-узнать особенности стихотворения

-тема, идея

Первый этап - До чтения

(ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем будет текст, по его названию, чтению. к иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация

Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.)

Стихотворение «Песнь о собаке»

-Итак, что вы знаете о С.Есенине?

-Сергей Александрович Есенин - великий русский поэт

(слайд)

-Посмотрите на название произведения. Предположите, о чем оно? Каково его общее настроение? Какие события могут происходить?

Второй этап - Во время чтения

(Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст; делать выводы)

У каждого из вас на столе стихотворение, читать которое мы будем по строфам, к каждой строфе вы должны задать вопросы автору (по1-2), озаглавить каждую картину. (Работают в паре)

После прочтения первой строфы составление Толкового словаря , т.е. словаря непонятных для детей слов, аукцион: выбираются и записываются лучшие определения, сравнение с эталоном (слайд):

Песнь- то же, что и песня, о литературном произведении большого значения и большого творческого подъема (Ожегов)

Рогожи- грубая хозяйственная ткань, из которой изготовлялись кули, рогожные мешки (Википедия)

Ржаной- (рожь- злак, напр. ржаной хлеб) для ржи

Закут- (обл.). Хлев (сарай) для мелкого скота, а также чулан, кладовая в избе

Далее работа со строфами строится по алгоритму.

Алгоритм работы

-чтение строфы

-озаглавили ее, записали в таблицу

- задаем вопросы автору ниже таблицы

Дочитали до конца, получилось примерно следующее: «Рождение щенков», «Появление хозяина», «Бежала следом», «Дрожала водяная гладь», «Возвращение», «Месяц-щенок», «Глаза собачьи») На какие вопросы не ответили в ходе чтения стихотворения?

Сюжет прост: хозяин утопил щенков.

Понравилось ли вам это стихотворение? Какие чувства вы испытали, слушая его? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какие звуки вы услышали во время чтения? А каким цветом это было написано?

(заполнение таблицы)- слайд

Название

Звук

Цвет

1.

появляются очень тихо, 7 - счастливое число

2.



Звук языка, лижет, легкое

Шуршание, ласковое журчание воды

3.

Молчание кур и петухов,

Шаги хозяина

4.

Шорохи, скрип снега, всплеск

5.

Скрип снега, шорох языка

6.

Скулящий вой от горя и боли, затем разочарованное молчание

7.

Возможно, тонкий звук падающей звезды, но снег все заглушает

А теперь рассмотрим получившуюся цветовую гамму всего стихотворения.

Что можно сказать, глядя на эту палитру? Какие цвета связаны с образом хозяина? А с образом собаки и щенков?

Как вы думаете, почему поэт не показывает, как собака вернулась домой?

Третий этап- После чтения (беседуем и уточняем позицию автора. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Цель - корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.)

-Прочитайте все стихотворение с учетом того, что поняли

- составить модель описания человека и собаки (слайд)

Выставка рисунков. (Можно попросить расположить их в соответствии с сюжетом. Рисунки получились прочувствованные, краски подобраны в соответствии с сюжетом)

А теперь попробуем определить тему и идею стихотворения. О чем это стихотворение? (тема - о переживаниях, чувствах собаки-матери, потерявшей своих детей)

А от кого зависит судьба собаки? (от человека)

Мы вышли с вами на идею стихотворения. Как вы думаете, в чём она состоит? (человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле) (слайд)

Если у человека нет возможности ухаживать за животным, что он может сделать? В Благовещенске есть приют для животных, сайт (слайд)

Прошла акция, а вырученные средства направлялись на поддержку бездомных животных

Мы в ответе за тех, кого приручили!

Рефлексия (на выбор учителя)

Спасибо за внимание!



© 2010-2022