Конспект по русскому языку на тему Галерея

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Однородные члены предложения

Урок- экскурсия « Третьяковская галерея»

Цели урока:

Образовательная: повторение и контроль знаний учащихся по теме; развитие умений и навыков нахождения однородных членов в предложении, постановки знаков препинания;

Развивающая: развитие устной и письменной речи, умения грамотно и эмоционально выразить свои впечатления;

Воспитательная: вызвать интерес к шедеврам русской живописи,развитие эстетического вкуса и кругозора учащихся.

Тип урока: урок - повторение.

Оборудование: компьютер, слайды, схемы, карточки.

Межпредметная связь: история, изобразительное искусство

Ход урока:

Настоящее искусство всегда человечно, потому что создает его мыслящий, чувствующий, думающий человек.

Б.Эренгросс

І Организационный момент

Постановка цели урока.

ІІ Славо учителя

Знакомство с содержанием эпиграфа.

Сегодня на уроке мы не только повторим тему «Однородные члены предложения»,но и отправимся на заочную экскурсию в Третьяковскую галерею.

Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства,сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая шедевры,созданные более чем за тысячу лет. Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова, коллекционирававшего с 1856 года произведения современных ему художников.

Сегодня наши экскурсоводы познакомят вас с историей создания Третьяковской галереи, с шедеврами известных русских художников 19 века.

ІІІ Рассказ о Третьяковской галерее

Третьяковская галерея - один из замечательных русских музеев в Москве. Это самая крупная сокровищница русского и советского изобразительного искусства: живописи, графики и скульптуры от XI века до наших дней.

Основателем галереи был Павел Михайлович Третьяков. Он был не просто собирателем, он пристально следил за развитием русского искусства, радовался его успехам, заботился о том, чтобы лучшие произведения, отмеченные талантом, попадали в его собрание. Передовые мастера России: Перов, Крамской, Суриков, Репин и другие видели в Третьякове человека, страстно преданного интересам русской культуры. Они высоко ценили его намерение превратить свою коллекцию в национальный музей.

К 80-м годам XIX в. Собрание Третьякова значительно переросло рамки частной коллекции, и он сделал его доступным для общественного обозрения. В 1892 году Павел Михайлович передал свое собрание, а также коллекцию, завещанную ему братом С.М.Третьяковым, в дар Москве.

В Третьяковской галерее находятся богатейшие коллекции древнерусской иконописи 11-17 вв., живописи 18-20 вв.. скульптуры, графики. Блистательно показано в музее творчество талантливых пейзажистов И.Левинтана и Ш.Шишкина, мариниста И. Айвасовского.

Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами, выписать их и объяснить расстановку знаков препинания.

IV Фронтальный опрос

Какие члены предложения называются однородными? Примеры

Какими частями речи они могут быть выражены? Примеры.

В чем отличие распространенных и нераспространенных однородных членов? Примеры

Как могут соединяться однородные члены предложения?

Задание: Расставить знаки препинания в схемах:

1. О О и О и О

2.О зато О

3. не только О но и О

4. как О так и О

5. ни О ни О ни О

6. О и О О и О

V Рассказ о художнике Левитане

Исаака Левитана ( 1860-1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передать живое дыхание природы.

И.Левинтан родился 18 августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартий в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.

В 13 лет Исаак Левинтан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Его преподаватели были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.

Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: « Вечер на Волге», 1888; « Корниш, ЮГ Франции». 1894; « Озеро Комо». 1894; и другие.

В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находиться в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.

Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.

Задание: Найти предложения с однородными членами, которые соответствуют схемам:

1. О, О и О

2. О и О

3. О. О, О, О

4. О, О, О

VI Устное рисование

Рассмотреть картины И.И Левинтана «Березовая роща», « Золотая осень» и ответить на вопросы:

  1. Расскажите, что вы видите на этих картинах.

  2. Какое впечатление производят на вас эти картины?

  3. Какие чувства и мысли вызывают?

VII Творческое списывание

Списать текст, выбрать и вставить подходящие по смыслу прилагательные, определить однородные и неоднородные определения.

Художник изобразил… речку с … берегами. На освещенном солнцем берегу раскинулась … роща. Величаво стоят … берёзки. … осинки тянутся вверх. На … траве лежит ковёр …листьев.

Картина радует нас гармонией красок и в то же время пробуждает чувство … грусти.

Скоро подует … ветер и деревья уронят свой последний … наряд.

Слова для справок: тихий, задумчивый, трогательный, стройный, тонкий, побуревший, пожелтевший, золотистый, розовый, медно-красный, багряный, легкий, холодный, праздничный, золотой.

VII Рассказ о художнике И.И.Шишкине

Имя И.И.Шишкина пользуется заслуженной известностью и любовью. С полотен художника смотрят на зрителя захватывающие своей величавой красотой образы русской природы: волнующиеся, как золотое море, хлебные поля, бескрайние русские равнины, одетые в седые туманы лесные дали, залитые солнцем и опьяняющие смолистым запахом сосновые леса, окутанные мглой лесные дебри. На полотнах И.И.Шишкина русская природа предстает перед нами богатырски могучей, величественной, раздольной и неисчерпаемо богатой.

Шишкин умел увидеть природу глазами самого народа и выразить в своих полотнах все сокровенные думы о земле, величавой красавице и доброй обильной кормилице.

Задание: Найти предложения с однородными членами, объяснить постановку знаков препинания. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

IX Рассказ о картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»

На XXVI передвижной выставке появилось последнее произведение Шишкина «Корабельная роща».

Эту картину художник написал у себя на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.

  1. Почему Шишкин назвал свою картину «Корабельная роща»?

  2. Как бы вы по-своему назвали картину?

  3. Что, по мнению художника, является главным на картине?

X Осложненное списывание

Списать текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Ра…лапистые ветви хв…я, яркая и теплая на свету и мра(?)ная в тени, пр…значная вода серый камень з…ленная трава серо-зеленый мох п…дмытый потоком берег выбравш…еся из-под земли наружу кривые корни все зам..чает взгляд ж..вописца. Но при этом художник помнит о главном, ради к..торого задумал и писал картину. А главное на картине - русский лес. Стройные сил(?)ные, чуть ли не до самого неба.

XI Рассказ о художнике И.К. Айвазовском

В погожий летний день в маленьком крымском городке Феодосии, под плеск набегающей бирюзовой волны, в армянской семье Константина Гайвазовского родился 17 июля 1817 года сын Ованес… Этот день был ничем особо не примечателен, но надо сказать, что он навсегда прославил и город Феодосию и Россию.

Родился великий певец Айвазовский - виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения « марин» и достигший вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира.

Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию.

Прежде всего создание мира его образов определено родиной - Феодосией, где ещё малышом он привык видеть и научился любить море

.

Словарная работа: маринист -художник, изображающий морской вид.

Задание: рассмотреть картину Айвазовского «Черное море» и ответить на вопросы:

  1. Каким изображено на картине Черное море?

  2. Какое впечатление производит на вас эта картина?

  3. Какие чувства и мысли вызывает?

  4. Представьте, что вы оказались на Черном море. Что вы чувствуете, видите и слышите?

XII Графический диктант

Расставить знаки препинания, где нужно, и объяснить их расстановку при помощи графической схемы.

1838 год. Весна. Феодосия. Перед Иваном Гайвазовским родное Черное море. В тишину весеннего полдня врывается рокот прибоя. Вспененное яростное море гонит седые валы и они с ревом вздымаются и рассыпаются у прибрежных камней. Только крик чаек грохот и стоны суровой стихии вспугивают разомлевшую от майского зноя тишину… Художник как зачарованный глядит на ярчайшую гамму красок рожденную весной морем и солнцем. Он весь, весь до конца отдается этой вечной музыке повторяющейся из года в год миллионы лет.

XIII Подведение итогов

На уроке мы повторили однородные члены предложения. Вспомнили, какие знаки препинания ставятся, если при однородных членах предложения есть обобщающие слова. Прикоснулись к малой толике богатства Третьяковской галереи, познакомились с великими русскими художниками, с шедеврами их таланта.

XIV Домашнее задание

Написать сочинение по картине, которая больше всего вам понравилась.

Найти предложения с однородными членами, графически объяснить расстановку знаков препинания.


© 2010-2022