Рабочая программа 5 класс русский язык ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе следующих документов:

1)Федеральный государственный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации.- М. Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

2)Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).- М.: Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения).

3)Примерные программы по учебным предметам. Русский язык и литература. 5класс-3-е изд. Перераб.- М.: Просвещение, 2012.- (Стандарты второго поколения).

4)Программы общеобразовательных учреждений « Русский язык», авторы С.И. Львова, В.В. Львов, 9-е издание, ПЕРЕРАБОТАННОЕ ИЗДАНИЕ М., Мнемозина, 2012 Г.

5)Рабочая программа по русскому языку. 5 класс ( к УМК С.И. Львовой), сост.Т.Н. Трунцева. -М.:ВАКО, 2013.

6)Основная образовательная программа ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск. Основная школа, 2013.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами по русскому языку начального общего образования.

Данная программа является рабочей программой по предмету «Русский язык» в 5 классе базового уровня. Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2024-2015 учебный год, рассчитана на 5 часов в неделю (170часов в год).

Уроки по развитию речи

Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»(Фонетика)

Сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» (Лексикология)

Изложение «Золотой дождь» (Орфография)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Морфология)

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (Культура речи)

Сжатое изложение- миниатюра Л.Андреев «Кусака». (Синтаксис)

Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский Дворик». (Синтаксис)

Изложение «Поющие деревья» или « Первый снег». (Пунктуация)

Сочинение по картине. Сочинение по картине Юона «Русская зима» (Текстоведение)

Сжатое изложение (Текстоведение)

Работа с текстом. Сочинение по картине В.А.Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Лексика. Фразеология)

Изложение «Береза» (Имя существительное.)

Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща» (Имя прилагательное)

Сочинение по рассказу В.Ю.Драгунского «…Бы» (Глагол)

Изложение текста-повествования. (Глагол)


Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют

универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Русский язык -

  • это родной язык русского народа,

  • государственный язык Российской Федерации;

  • средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;

  • основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Русский (родной) язык является

  • основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;

  • средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

  • неразрывно связан со всеми школьными предметами,

  • влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Цели изучения русского (родного) языка в школе

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;

  • расширение объема используемых в речи грамматических средств;

  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая)компетенции

формируются на основе

  • овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • освоения основных норм русского литературного языка;

  • обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;

  • умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает

  • осознание родного языка как формы выражения национальной культуры,

  • понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,

  • освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;

  • способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенция предполагает

овладение

  • видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

  • базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется

в умении

  • определять цели коммуникации,

  • оценивать речевую ситуацию,

  • учитывать намерения и способы коммуникации партнера,

  • выбирать адекватные стратегии коммуникации,

  • быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Формирование универсальных учебных действий

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные :

  • владение всеми видами речевой деятельности,

  • построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • адекватное восприятие устной и письменной речи;

  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

  • соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).

Познавательные :

  • формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;

  • осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;

  • определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).

Регулятивные:

  • постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

  • осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Обращение с устройствами ИКТ

Ученик 5 класса научится:

  • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

  • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

Учебно-методические комплекты по русскому языку под редакцией С.Львовой полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:

  • Утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом

  • Ориентация на планируемые результаты обучения

  • Усиление метапредметной образовательной функции

родного языка в учебно-воспитательном процессе

  • Реализация системно-деятельностного подхода в образовании

  • Формирование функциональной грамотности как способности

максимально быстро адаптироваться во внешней среде и

активно в ней функционировать

  • Реализация компетентностного подхода в обучении:

формирование коммуникативной, языковой, лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций





Учебно-тематический план

N

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата проведения

Примечание (ТСО. ИКТ)

УУД

План

Факт

1

Лингвистика - наука о языке



1

электронная таблица

Познавательные:

умение работать

с письменными и

устными источниками;

Регулятивные:

умение работать

с таблицей, схемой;

Коммуникативные: умение вступать

в диалог;

Личностные:

осознание языка

как науки,

формируют познавательную

мотивацию

2

Гласные и согласные звуки.

1

таблица

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

умение работать по плану, алгоритму;

Анализировать, сопоставлять тексты

в соответствии

с нормами, умение работать с письменными и устными источниками.

Коммуникативные: умение вступать

в диалог;

Личностные:

осознание эстетической функции русского языка, живописи, музыки,

способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы, развитие творческих способностей

3

Фонетическая транскрипция.

1

4

Р.Р. Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

(N21)

1

презентация

5

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

1

аудиозапись

6

Слог. Ударение.

1


7

Произношение гласных звуков.

1

8

Произношение согласных звуков

1

9

Повторение и обобщение материала разделов.

1

онлайн-тесты

10

Алфавит и его использование.

1

презентация

11

Звуки и буквы.

1

12

Обозначение звуков с помощью букв Е,Ё,Ю,Я.

1

13

Контрольная работа

1

14

Морфема - значимая часть слова.

Выразительные возможности морфем.

1

Познавательные:

знаковые и символические умения, составление текстов в соответствии

с нормами, устанавливать причинно-следственные связи, работать

со стилями речи; применение методов информационного поиска,

в том числе с помощью компьютерных средств; Регулятивные:

умение работать по схеме, алгоритму; составление плана;

Коммуникативные:

овладение монологической и диалогической речью;

Личностные:

умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения.

15

Морфемная модель слова.

1

16

Корень слова

1

слайд-шоу

17,

18

Чередование гласных и согласных в морфемах.

2

фраза

19

20

Способы объяснения лексического значения слова.

2

Познавательные: умение работать с различными источниками информации; умение составлять тексты,

в соответствии с нормами;

Регулятивные: умение отвечать на контрольные вопросы;

Коммуникативные: умение вступать в диалог, овладение монологической речью;

Личностные: умение высказывать свое мнение

в устной и письменной форме, составлять текст по картине

21

Тематические группы слов.

1

22

Р.Р.Сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» (N177)

1

презентация

23

Контрольная работа.

1

24

Разделы русской орфографии. Орфография как раздел лингвистики.

Правописание морфем.

1

Познавательные:

уметь находить орфограммы, группировать слова по видам орфограмм; применять правила написания; пользоваться орфографическими словарями

( в том числе электронными); находить дополнительную информацию; составлять грамотно тексты

Регулятивные:

пользоваться алгоритмами рассуждений; сопоставительным семантико-орфографическим анализом слов

Коммуникативные: пользоваться грамотным письмом в форме письменного общения

Личностные:

использовать возможности орфографии для точной передачи смысла речи; развивать эстетические и патриотические чувства при работе с художественным текстом

25

Правописание И,У,А после шипящих. Правописание сочетаний ЧН, ЧК, НЧ, ЩН, НЩ,РЩ.

1

фраза

26

Правописание безударных гласных в корне слов

1

27

Р.Р.Изложение «Золотой дождь»

( упр. 655, 1ч вместо

«Добрая береза»N 206)

1

презентация

28

Правописание согласных в корнях слов.

1

29

Правописание падежных окончаний существительных

1

фраза

30

31

Правописание личных окончаний глаголов

2

32

33

Написание ь после шипящих

Правописание -тся, -ться в глаголах

2

фраза

34

Употребление разделительных ь,ъ

1

35

Слитные, дефисные и раздельные написания

1

36

Повторение и обобщение по разделу «Орфография»

1

37

38

Части речи в русском языке. Морфология как раздел лингвистики.

1

таблица

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, умение устанавливать причинно-следственные связи; работать

с письменными и с устными

( в том числе электронными источниками), со стилями речи, составлять тексты в соответствии с нормами;

Регулятивные:

умение работать по плану и алгоритму;

Коммуникативные:

овладение монологической, диалогической речью,

умение рассуждать, доказывать другим свою точку зрения

Личностные:

умение выражать собственные мысли в устной и письменной форме,

развитие эстетического вкуса,

любви к родине



Познавательные:

пользование словарем орфоэпических и грамматических трудностей, орфографическим словарем, справочниками по правописанию.

Регулятивные: пользоваться алгоритмом рассуждений, составлять план

Коммуникативные:

соблюдение правил речевого этикета в общении, использование речевых формул приветствия, прощания, просьб, благодарности.

Личностные:

оценивать собственную речь,

а также речь окружающих с точки зрения соответствия ее нормам современного русского литературного языка и правилам речевого этикета

39

Наречие как часть речи.

1

40

Образование форм слова с помощью окончания.

1

41

Р.Р. Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему (n298)

1





42

Соблюдение норм современного русского литературного языка.

1

43

Р.Р.Сочинение по картине

И.И.Левитана «Золотая осень» (N 598, вместо N271)

1

слайд-

шоу

44

Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации.

1


45

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию. Устанавливать причинно-следственные связи, составлять таблицы. Работать учебным словарем эпитетов при составлении словосочетаний прил.+ сущ. и распространении предложений определениями

Регулятивные: ставить познавательную цель

при наблюдении

над материалом, сохранять ее

при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: овладение монологической речью

при характеристике предложений,

умение ступать в диалог, составлять план сообщения на тему;

Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим,

Готовность к равноправному сотрудничеству.

Адекватно выражать свое отношение

к фактам и явлениям окружающей действительности,

к прочитанному, услышанному, увиденному;

Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи,

Структурировать знания,

составлять схемы предложений,

моделировать предложения по схемам, определять главную мысль высказывания,

Регулятивные: соотносить новое

с изученным, коррекция знаний,

Коммуникативные: овладение монологической речью

при объяснении знаков препинания,

Личностные: формирование бережного отношения к окружающему миру,

осознание эстетической функции языка,

готовность к равноправному сотрудничеству в коллективе

46

Виды словосочетаний

1

таблица

47

Предложение как единица синтаксиса.

Интонация предложения.

1

48,

49

Главные члены предложения.

2

50

Второстепенные члены предложения.

1

таблица

51

Р.Р.Сжатое изложение-миниатюра

(по N386 - Л.Андреев «Кусака»)

1

аудиозапись

52,

53

Виды предложения по цели высказывания.

2

54

Виды предложений по интонации.

1

55

Виды предложений по наличию второстепенных членов.

1

таблица

56,

57

Виды предложений по количеству грамматических основ.

2

58,

59

Предложение с однородными членами

2

фраза

60

Предложения с обращениями.

1

61

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский Дворик»

1

презентация

62

Предложения с вводными словами.

1

63

Предложения со сравнительными оборотами.

1

64

Предложения с прямой речью.

1

65

Диалог

1

66

Пунктуация (9).

Зачем нужны знаки препинания. Понятие о пунктуации. Знаки препинания в конце предложения.

1

Видео

фрагмент

67

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

68

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

фраза

69

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

70

71

Р.Р.Изложение «Поющие деревья» (N 505) или « Первый снег»

2

аудиозапись

72

Повторение и обобщение по разделам.

1

73

Контрольная работа

1

74

Анализ контрольной работы

1

75

Понятие о тексте. Основные признаки текста

1

Познавательные:

извлечение необходимой информации

из текста, определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

Регулятивные:

Использовать план анализа текста;

Коммуникативные:

соблюдение в процессе обсуждения основных норм устной и письменной речи;

Личностные: формирование

познавательного интереса к языку как средству раскрытия прекрасного в окружающем мире, воспитание любви к Родине

76

Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте

1

таблица

77

Типы речи. Повествование.

1

78

Описание

1

79,

80

Сочинение по картине

Р.Р. Сочинение по картине Юона «Русская зима»

2

презентация

81

Рассуждение.

1

82

План текста.

1

83

Р.Р.Сжатое изложение (N554)

1

84

Требования к содержанию и построению текста. Работа над ошибками

1

85

Основные способы образования слов в русском языке.

1

таблица

Познавательные: Работа со словарем значения морфем, работа со словообразовательным словарем для определения морфемного состава, способа образования слова, построения словообразовательных пар и цепочек.

Регулятивные: использование плана морфемного и словообразовательного разбора слов;

Коммуникативные: построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Личностные: наблюдение за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи, обогащение словарного запаса.

86

Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

1

87,

88

Правописание букв О- А в корнях с чередованием

2

Фраза

89

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.

1

90

Словообразование имён существительных.

1

91

Слообразование имён прилагательных.

1

92

Слообразование глаголов.

1

93,

94

Правописание приставок. Тест.

2

95

Образование слова и его морфемное строение.

1

96

Контрольная работа



Лексика и фразеология -18

1



97,

98

Лексикология как раздел лингвистики.

Слова однозначные и многозначные.

2

Познавательные: использование толковых словарей русского языка для определения, уточнения лексического значения слов. Наблюдение за употреблением слов, использованных

в переносном значении, в художественном тексте.

Регулятивные: постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

Коммуникативные: коллективное обсуждение уместности, понятности и умеренности использования в речи лексики ограниченного употребления

Личностные: оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения, точного, уместного и выразительного словоупотребления

99

Переносное значение слова.

Роль тропов в художественном тексте.

1

100,

101,

102

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

3

103

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей.

1

104

Р.Р. Сочинению по картине В.А.Васнецова Иван-царевич на сером волке».

1

презентация

105,

106

Исконно русские и заимствованные слова.

2

107

Написание букв И - Ы после Ц.

1

Фраза

108,

109

Лексика ограниченного употребления. Профессионализмы. Термины.

2

110

Диалектизмы

1

111

Устаревшие слова.

1

112,

113

Фразеология.

2

114

Контрольная работа

1

115

Слово как часть речи. Морфология как раздел лингвистики.

1

Познавательные:

определение основной и второстепенной информации, работа с орфографическим и словообразовательным словарем;

Регулятивные:

использование плана морфологического разбора имени существительного;

Коммуникационные: коллективное составление опорных записей, умение дополнять ответы друг друга;

Личностные:

употребление имен существительных

в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

116

Общее значение имён сущ. и их употребление в речи.

1

117

Правописание суффиксов -чик, -щик-

1

118

Правописание суффиксов ек-,ик-

1

Фраза

119

Постоянные морфологические признаки имён существительных. Собственные и нарицательные.

1

120

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

121

122

Род имён существительных.

Склонение имён существительных

2

123

Слитное и раздельное написание НЕ с именами сущ.

1

Презентация

124

Р.Р.Изложение «Береза»

1

125

Непостоянные морфологические признаки существительных.

1

126

Безударные окончания -Е- и -И-

в именах существительных

1

127

Имя существительное как член предложения. Синтаксическая роль .

1

128

Правильное употребление имён существительных. Тест

1

129

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

1

Фраза

130

Контрольная работа .

1

131

Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.

1

Познавательные: поиск эмоционально-оценочных, экспрессивных прилагательных в художественных текстах, работа с толковым словарем;

Регулятивные: постановка познавательной задачи при наблюдении над материалом;

использование плана морфологического разбора прилагательного;

Коммуникативные: составление коллективного плана при описании картины; умение дополнять друг друга;

Личностные: осознание выразительной функции прилагательных;

употребление имен прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами

132

Роль прилагательных в научном и художественном описании.

1

133

Р.Р.Сочинение по картине

(по картине А.И. Куинджи «Березовая роща» - N673)

1

Презентация

134

Качественные прилагательные.

1

135,

136

Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные.

2

137

Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных.

1

138,

139

Степени сравнения имён прилагательных

2

Таблица

140

Полные и краткие имена прил.

1

141

Склонение имён прилагательных.

1

142

Правописание безударных окончаний

имён прилагательных.

1

143

Имя прилагательное как член предложения.

Культура речи.

1

144

Правильное употребление имён прилагательных.

1

145

Контрольная работа

1

146

Общее значение глаголов. Употребление глаголов в речи

1

Таблица

Познавательные: поиск дополнительной информации , переработка, систематизация информации о глаголе как части речи;

Регулятивные: постановка познавательной задачи при наблюдении над материалом, использование плана морфологического разбора глагола;

Коммуникативные: Совместное наблюдение за употреблением формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи; наблюдение за употреблением форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании.

Личностные: Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

147

Инфинитив.

1

148

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

1

149

Использование суффиксов -ива, -ыва, -ова, -ева

1

150

Переходные и непереходные глаголы.

1

151

Возвратные и невозвратные глаголы.

1

152,

153

Правописание корней с чередующимися гласными Е-И.

2

Фраза

154

Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение

1

Презентация

155

Повелительное наклонение глаголов

1

156

Изъявительное наклонение глаголов.

1

157

Р.Р.Сочинение по рассказу В.Ю.Драгунского «…Бы»

1

158

Времена глагола.

1

159

Повторение и обобщение по теме

«Непостоянные морфологические признаки глагола»

1

160

Безличные глаголы.

1

161

Глагол как член предложения

1

162

Изложение текста-повествования

1

Аудиозапись

163

Культура речи.

1

164

Повторение по теме «Глагол»

1

165

Контрольная работа.

1

166

Предмет изучения лингвистики.

1

Познавательные: переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами;

Регулятивные:

осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции;

Коммуникативные: взаимопроверка работ; умение общаться;

Личностные: совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

167

168

Правописание морфем.

2

169

Контрольная работа. Тест

1

170

Анализ работ.

1

Итого:170 часов



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Лингвистика - наука о языке 1 ч

Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи.

Фонетика - 5 ч

Звук - основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция. Словесное и логическое ударение.

Орфоэпия - 3 ч

Особенности произношения гласных и безударных. Изменения звуков в речевом потоке. Словарь.

Графика- 4 ч

Алфавит и его происхождение. Обозначение звуков с помощью букв.

Морфемика - 5 ч

Значимые части слова. Морфемный разбор. Чередование гласных и согласных в морфемах.

Этимология.

Лексикология - 5ч

Основные способы объяснения лексического значения. Группы слов. Толковые словари.

Орфография - 14 ч

Орфограммы и их виды. Орфограммы в различных морфемах.

Морфология - 4 ч

Самостоятельные и служебные части речи.

Культура речи - 3 ч

Нормы, связанные с различными областями языка.

Синтаксис и пунктуация - 30 ч

Основные единицы синтаксиса. Словосочетания. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения и его виды. Основные группы пунктуационных правил.

Текстоведение - 10 ч

Текст и его признаки. Основная мысль текста. Строение текста и развитие основной мысли. Типы текста.

Словообразование - 12 ч

Основные способы словообразования. Слообразующие морфемы.

Лексикология - 18 ч

Лексическое богатство языка. Группы лексики.

Имя существительное - 16 ч

Имя существительное как часть речи. Словообразование существительных. Склонение, род, падеж, число существительных. Синтаксическая роль существительных.

Имя прилагательное - 15ч

Имя прилагательное как часть речи. Словообразование прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Формы прилагательных. Склонение прилагательных.

Глагол - 20 ч

Глагол как часть речи. Словообразование глагола. Изменения глагола, вид, спряжение, наклонение глагола.

Повторение изученного- 10ч

Требования к уровню подготовки учащихся

Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов.

  • Предметные (баллы ставятся со второй четверти, использования шкалы самооценки)

Оценка устных ответов учащихся ( со второй четверти)

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


  • Проектная деятельность (дети, увлечённые изучением предмета, в течение года работают над созданием проекта)

  • Накопительная оценка (характеристика в конце учебного года)

Виды контроля.

  • Стартовый контроль. Сентябрь

  • Промежуточный контроль. Декабрь.

  • Итоговый контроль. Апрель.

Раздел 7. Информационно-методическое сопровождение

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

2.Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год

1.Программа:

1.1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы/[авт.-сост. С.И. Львова]. - 3-е изд..- М.: Мнемозина, 2009.

2.Учебник:

2.1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3-х ч. Ч.1 /С.И. Львова, В.В. Львов. - 9-е изд. перераб. - М.: Мнемозина,2012

2.2. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3-х ч. Ч.2 /С.И. Львова, В.В. Львов. - 9-е изд. перераб. - М.: Мнемозина,2012

2.3. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: справочные материалы: приложение к учебнику. В 3-х ч. Ч.3 /С.И. Львова, В.В. Львов. - 9-е изд. перераб. - М.: Мнемозина,2012

2.4 Прохватилина Л.Б. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.В. Прохватилина, под ред. С.И. Львовой. - 4-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2012 ( В рабочей тетради необходимая корректировка страниц для самопроверки обучающихся. К сожалению, номера страниц, данные в этом пособии не совпадают со страницами учебника)

3.Методические рекомендации:

3.1 Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык. 5класс»/И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой.- 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина,2010

3.2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе.- М.: Просвещение, 2000.

3.3 Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2005.

3.4 Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989

3.5. Пленкин Н. А.Уроки развития речи: 5 - 9 классы. - М.: Просвещение, 1996

4.Контрольно-измерительные материалы:

4.1 Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. - М.: ВАКО, 2009

4.2 Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс / Под ред. 4.3.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легтон, 2009

4.4 Симакова Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами/Е.С.Симакова. - М.: Издательство «Экзамен», 2006

4.5 Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс - М.: Вербум - М, 2000

4.6 Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.

4.7 Якунина А.М. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы / А.М.Якунина. -М.: Айрис-пресс, 2008

5.Справочная литература:

5.1 Александрова З. Б. Словарь синонимов русского языка /Под ред. Чешко Л. А. - М.:Русский язык,1986

5.2.Аненкова И.А. Русский язык, Культура речи, Теоретические материалы. - М.,2005г.

5.3 Ашукин И. С., Ашукина Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. - М.: Правда, 1986

5.4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.: Просвещение,1997

5.5 Левашов Е.А. Словарь прилагательных от географических названий. - М.: Русский язык,1986

5.6.ОжеговС.И.Словарь русского языка.-М.,2001г.

5.7.Орфографический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1987

5.8. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ Под. Ред. Аванесова Р. И. - М.: Русский язык, 1987

5.10.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1998г.

5.12.Тихонов А.И. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.,1993г.

5.13.Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка.- М., 1985г.

7. Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.

© 2010-2022