Главные члены предложения. Подлежащее

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс, по Бабайцевой.)

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели: 1) повторить изученный ранее материал о главных членах предложения; 2) продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и определять, сколько грамматических основ они образуют; 3) показать различные приемы и средства работы над языковым материалом; 4) тренировать учащихся в анализе предложений, имеющих близкие по форме подлежащее и дополнение;

5) совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Повторение: орфография и пунктуация.

Методы и приемы: 1) слово учителя;

2) беседа;

3) самостоятельная работа учащихся;

4) мини-игра.

Оборудование: учебники (2 части), конспект.

Литература: 1) Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю. Купаловой.- М.: Дрофа, 2008.

2) Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- М.: Дрофа, 2008.

3) Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В.В. Бабайцевой \ Авт.-сост. А.В. Соколова.- Волгоград: Учитель, 2004.

Структура:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного.

  3. Объяснение нового материала.

Работа с учебником «Русский язык. Теория»: & 17.

  1. Игра «Подбери подлежащее».

  2. Практические задания по учебнику.

  3. Орфоэпическая работа.

  4. Синтаксический разбор предложения.

  5. Подведение итога.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.


Структура

Содержание урока

Ответы учащихся

Примечания

1.Орг. момент.

- Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поглубже познакомимся с одним из главных членов предложения - подлежащим. Будем тренироваться находить основу предложения и анализировать его.

2. Повторение изученного.

- Для начала давайте расскажем о главных членах предложения, пользуясь упражнением 226, 2 часть.

  1. Что обозначает подлежащее?

  2. С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?

  3. Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее?

  4. Приведите примеры.

5. Что обозначает сказуемое?

6. С помощью каких вопросов можно найти его в

предложении?

7. Какой частью речи и в форме какого времени бывает

выражено сказуемое?

8. Приведите примеры.

- Молодцы, ребята! На все вопросы ответили правильно. А теперь давайте выполним первую часть упражнения. Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

- Итак, задание: запишите отрывки из сказки А.С. Пушкина. Подчеркните главные члены предложения. (Один ученик работает у доски., остальные в тетради.)





- И с этим заданием вы справились. А посмотрите еще на упражнение и скажите, какие слова под какой цифрой?

- А что обозначает цифра 6, 3.

( Разбирают слова.)


Подлежащее обозначает предмет.

Кто? Что?

Подлежащее выражено существительным и местоимением в И.п.

Солнце (что?), вода (что?), земля 9Что?), парта (что?), я (кто?), мы (кто?), ты (кто?) и т.д.

Сказуемое обозначает действие предмета.

Что делать? Что сделать?

Сказуемое выражено глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени.

Украсила (что сделала?), полила (что сделала?), умываться (что делать?) и т.д.

1. Пошел старик к синему морю.

Кто? Старик. Это подлежащее, подчеркивается одной чертой, выражено существительным в И.п. Старик что сделал? Пошел. Это сказуемое, подчеркивается двумя чертами, выражено глаголом в прошедшем времени.

2. Отвечает золотая рыбка …

Кто? Рыбка. Это подлежащее, подчеркивается одной чертой, выражено существительным в И.п. Рыбка что делает? Отвечает. Это сказуемое, подчеркивается двумя чертами, выражено глаголом в

настоящем времени.

3. Насмешишь ты целое царство.

Кто? Ты. Это подлежащее, подчеркивается одной чертой, выражено местоимением в И.п. Ты что сделаешь? Насмешишь. Это сказуемое, подчеркивается двумя чертами, выражено глаголом в

настоящем времени.

К синему под цифрой 6, насмешишь под цифрой 3.

6 - орфографический разбор, 3 - морфологический.

К синему - к - предлог, с другими словами пишется раздельно, окончание -ему, какому?

Насмешишь. Что сделаешь? Это глагол. Н.Ф. - насмешить (что сделать?). Настоящее время, II спряжение, 2 лицо. Синтаксическая роль - сказуемое. (Записывают в тетради.)

Упр.226, 2 часть.





Упр. 226, 1 часть.







3. Объяснение нового материала. Работа с учебником «Русский язык. Теория». &17

- В общем вы знаете о главных членах предложения. Вот, например, скажите, что такое главные члены предложения? Что они образуют?

- А кто может сказать определение подлежащего? Сказуемого?


- Молодцы! А я вот скажу другое определение подлежащего, более полное и точное.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на именительного падежа Кто? Что?

- Чем отличается мой ответ от вашего?

- А как вы можете объяснить это понятие?

- К подлежащему можно задать общий вопрос: о ком (о чем) говорится в предложении? То, о чем (о ком) говорится в предложении, - это предмет речи.

Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением в И.п. Общий вопрос к подлежащему уточняется вопросом Кто? Или Что? Он помогает найти в предложении слово в форме И.п. Например: Вверху дул слабый ветер. Он сбрасывал с ветвей снег. (К. Паустовский) В этих предложениях говорится о ветре. Слова ветер и он являются подлежащими, так как обозначают предмет речи и отвечают на уточняющий вопрос И.п. Что?

В предложении Ветром унесло лодку говорится о ветре и лодке, но в этом предложении нет слова, отвечающего на вопросы И.п. Следовательно, в этом предложении нет подлежащего. В предложении Ветер унес лодку есть слово в И.п., обозначающее предмет речи. Это существительное ветер, оно и выполняет роль подлежащего.

- А как вы думаете, зачем нужно правильно находить главные члены предложения?

- Правильно. Молодцы, ребята! Важно не только найти главные члены предложения, но и определить, как согласуются между собой подлежащее и сказуемое, сколько грамматических основ они образуют. Это позволит правильно понять читаемый текст, а также применять нужные правила грамматики, орфографии и пунктуации.

- А как согласуются между собой подлежащее и сказуемое?

- Приведите пример.

- Давайте на основе полученных знаний выполним упражнение 227. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях.)

Запишите, вставляя нужные окончания слов.

- Что помогает правильно выполнить задание?

- Подчеркните в 1-м предложении главные члены и определите, сколько грамматических основ они составляют.

- Какую пунктограмму это поможет объяснить?

- А теперь прочитайте &17 в учебнике «Русский язык. Теория» и попробуйте рассказать все, о чем вы узнали сегодня на уроке.

Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее - это главный член предложения, отвечает на вопросы Кто? Что? И обозначает предмет.

Сказуемое - это главный член предложения, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.


Обозначает предмет речи.

Не знаем.





Правильно находить главные члены предложения нужно для того, чтобы знать о чем или о ком говорится в предложении, определять количество основ и в соответствии с этим правильно определить пунктограмму.


Подлежащее и сказуемое согласуется между собой в роде, лице и числе.

Ветер дует к нам в лицо. Подлежащее Ветер - ед.ч., м.р., 1 лицо; свищет - ед.ч., м.р., 1 лицо.


Люблю я; будоражат крики, мерцание, ржание коней.

Знаки препинания в сложном предложении. Здесь две основы, поэтому ставится запятая. Еще идет перечисление, союзов нет, значит, ставим запятые.

«Русский язык. Теория»













Упр. 227.

4. Игра «Подбери подлежащее».

А давайте немного поиграем?! Игра называется «Подбери подлежащее». Я читаю предложения, а вы дополняете совами-подлежащими.

Прошло теплое … .

Наступает ненастная, дождливая … .

Перелетные … собираются в дальний путь.

Первыми улетают на юг… .

Длинными цепочками тянутся… .

Счастливого вам пути, друзья!

Лето.

Осень.

Птицы

Ласточки.

Стаи.

5. Практические задания по учебнику.

- Упр.228. Запишите предложение. Найдите в нем главные члены.

- Проверьте, правильно ли вы нашли подлежащее. Каким способом (из указанных в опорном материале) лучше это сделать?

Пересекает линия.

Работа с опорным материалом по учебнику.

6.Орфоэпическая работа.

Скворе[шн ]ик, спортс[м ]ен.

7.Синтаксический разбор предложения.

- Упр. 230. Запишите текст. Подчеркните главные члены предложений.

- В каких случаях это задание потребовало особого внимания и почему?

- А кто скажет, что такое синтаксический разбор и какой цифрой обозначается в тексте?


- Произведите синтаксический разбор предложения, обозначенного цифрой 4 (на доске конспект-схема разбора предложения).



- Найдите предложения, в которых подлежащие выражены разными словами, но обозначают одно и то же лицо. Чего удается избежать благодаря этому?

День запомнился. Посетил спортсмен. Устроили, гость был. Все слушали.

Синтаксический разбор - это анализ предложения: общая характеристика разбираемого предложения, указание членов предложения и их характеристика, объяснение пунктуации. В тексте обозначается цифрой 4.

Этот день запомнился надолго.

По цели высказывания - это предложение повествовательное. По эмоциональной окраске - невосклицательное. Основа одна - день запомнился. Что? День - это подлежащее, выражено существительным в И.п. Подчеркивается одной чертой. День Что сделал? Запомнился. Это сказуемое, подчеркивается двумя чертами, выражено глаголом в прошедшем времени. По наличию основ - это предложение простое. Второстепенные члены есть - значит, это предложение распространенное.

Спортсмен и гость. Помогают избежать навязчивого повторения.

Упр.230, конспект.

8. Подведение итога.

- Итак, давайте вспомним о чем мы сегодня узнали на уроке. (Учащиеся рассказывают

по-очереди о подлежащем.)

Подведение итога, выставление оценок.

9. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Упр.231. Запишите предложения. Подчеркните в них главные члены. Устно продумайте ответы на вопросы из второй части предложения.

&17 - читать.

Упр.231. Письменно 1 часть, устно - 2.


© 2010-2022