Урок в 5 классе Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса Озорник Петрушка

Цель урока -продолжить работу над разделом «Фольклор», ученики знакомятся, как развивалась история народного театра, а также с его главным героем – Петрушкой, определяют роль народного театра в истории русской культуры.   Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса «Озорник Петрушка».

Ход урока.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока

продолжить работу над разделом «Фольклор», ученики формулируют, как развивалась история народного театра, а также его главный герой - Петрушка, роль народного театра в истории русской культуры

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) - решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Актуализация



Мотивация


Работа с текстом.

1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока и целей.






2.Работа с текстом во время чтения








3.Работа с текстом после чтения.















- Скажите, над каким разделом мы с вами сейчас работаем?

- Что называется фольклором?

- Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

- Какова роль этих произведений в жизни человека?

Учащиеся делятся на 4 группы и произносят следующие слова все одновременно.

1 гр. - Тары - бары - тары - бары…

2 гр. - Пряники медовые…

3 гр. Сбитень, сбитень, сладкий сбитень!

4 гр. Ребятушки, ПРАЗДНИК, праздник! У Петрушки праздник, праздник!

Цель игры: создать эмоциональную атмосферу ярмарки.

-Где раньше можно было услышать такие возгласы?

- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Сформулируем тему:

Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса «Озорник Петрушка».

- Каковы наши цели?

Узнать:

Какова история народного тетра?

Кто играл в театре?

Что собой представляли народные пьесы?

А сейчас, ребята, я предлагаю вам перенестись в те далёкие времена и подумать, что собой представлял народный театр.

Но для начала расскажите, что вы знаете про современный театр.

(Вывешивается на доску «Народный театр»)

Предположите, что собой он представлял. (Выслушиваем версии)

Задание (работа в парах): Прочитать текст, найти в нём ответы на вопросы:

Вопросы

Народный театр

Современный театр

Где происходят представления?

Под открытым небом

В особом здании, чаще всего в закрытом

Как часто происходят представления?

Несколько раз в году

Постоянно

Билеты

Нет

Есть

Кто может быть зрителем?

Любой

Любой, купивший билет

Афиша

Есть

Есть

Много ли требуется места для представления?

Нет (ширма или ящик)

Да

Текст

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники - Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой - и с ледяными горками.

Народный театр не имел таких красивых зданий, но любой театр начинался с афиши.

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор которой дал лучшее определение кукольному театру, способному «естество вещей показывать».

Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. Народные кукольники, ведущие бродячий образ жизни разыгрывали свои веселые представления везде, где собирался народ.

- Подтвердились ли наши представления о народном театре?

Дайте развёрнутый ответ.

- Но мы не сказали, кто же играл главную роль в театре. Кто это?

Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей.

(Словарно-лексическая работа - ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп. (В. Даль))

И одной из первых кукол был Петрушка. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов.

Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он - насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ - их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью. До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»

Наряд Петрушки состоял из красной рубахи, плисовых штанов, заправленных в сапожки и красного колпака. Особыми приметами его внешности были горб и длинный нос.

В других странах тоже были герои, похожие на Петрушку:

Панч - в Великобритании,

Полишинель - во Франции,

Гансвурст - в Германии,

Ванька Ру-тю-тю - на Украине.

- А теперь пришло время познакомиться с некоторыми понятиями, связанными с таким жанром как пьеса.

Работа в группах с раздаточным материалом:

Задание: Соединить понятие с объяснением:

Пьеса; афиша; реплики; ремарки; декорации; сцены, акты, действия.

Проверка.

III. Итог урока.

- Как вы думаете, в чём значение народного театра?

Значение

Народный театр миниатюры Петрушки - своеобразное явление славянского фольклора. Только моральные ориентиры, выкристаллизованные тысячелетними традициями устного народного творчества, способны стать надёжным фундаментом Национальной русской культуры, на которых воспитывались бесчисленные поколения русских людей. Зачатки миниатюрного театра кукол есть почти во всех жанрах народного творчества, и это проявлено в устном бытовании произведений и в их исполнении. В народной среде нередко можно было встретить талантливых певцов, сказочников, сказителей. Они с большим мастерством рассказывали, пели, сопровождая своё исполнение выразительными жестами и мимикой, яркими интонациями, передавая особенности сцен и эпизодов от лица своих героев. Сказочники часто, словно перевоплощались в образы своих персонажей, разыгрывая те или иные сцены. И в этом их устном исполнении народных произведений, уже содержались элементы народного театра.

IV. Домашнее задание

1. Записать понятия в тетрадь

2. Подготовить выразительное чтение пьесы «Озорник Петрушка»

3. По желанию нарисовать афишу к пьесе.







1 гр. - Тары - бары - тары - бары…

1 гр. - Тары - бары - тары - бары…

2 гр. - Пряники медовые…

2 гр. - Пряники медовые…

3 гр. Сбитень, сбитень, сладкий сбитень!

3 гр. Сбитень, сбитень, сладкий сбитень!

3 гр. Сбитень, сбитень, сладкий сбитень!

3 гр. Сбитень, сбитень, сладкий сбитень!

3 гр. Сбитень, сбитень, сладкий сбитень!

4 гр. Ребятушки, ПРАЗДНИК, праздник! У Петрушки праздник, праздник!

4 гр. Ребятушки, ПРАЗДНИК, праздник! У Петрушки праздник, праздник!

4 гр. Ребятушки, ПРАЗДНИК, праздник! У Петрушки праздник, праздник!

4 гр. Ребятушки, ПРАЗДНИК, праздник! У Петрушки праздник, праздник!

4 гр. Ребятушки, ПРАЗДНИК, праздник! У Петрушки праздник, праздник!

НАРОДНЫЙ ТЕАТР



Где происходят представления?

Как часто происходят представления?

Билеты

Афиша

Кто может быть зрителем?

Много ли требуется места

для представления?


На Руси широко и весело встречали общенародные праздники - Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой - и с ледяными горками.

Народный театр не имел таких красивых зданий, но любой театр начинался с афиши.

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор которой дал лучшее определение кукольному театру, способному «естество вещей показывать».

Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. Народные кукольники, ведущие бродячий образ жизни разыгрывали свои веселые представления везде, где собирался народ.

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники - Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой - и с ледяными горками.

Народный театр не имел таких красивых зданий, но любой театр начинался с афиши.

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор которой дал лучшее определение кукольному театру, способному «естество вещей показывать».

Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. Народные кукольники, ведущие бродячий образ жизни разыгрывали свои веселые представления везде, где собирался народ.

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники - Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой - и с ледяными горками.

Народный театр не имел таких красивых зданий, но любой театр начинался с афиши.

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор которой дал лучшее определение кукольному театру, способному «естество вещей показывать».

Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. Народные кукольники, ведущие бродячий образ жизни разыгрывали свои веселые представления везде, где собирался народ.

Афиша

объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое на видном месте.


Пьеса

драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.


Реплика

в драматическом произведении текст речи действующего лица.

Декорация

устанавливаемое на сцене живописное изображение места театрального действия.


Ремарка

указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы.


Акт, сцена, действие

в драматургии и сценическом искусстве части произведения.

© 2010-2022