Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. Гимаева «Бабушке письмо пришло»

урок развития речи в 6 классе по картине Ф.Гимаева «Бабушке письмо пришло» (описание помещения, интерьер) ЦЕЛЬ УРОКА: - познакомить с биографией и творчеством художника З.Гимаева., дать толкование понятию «описание», композицию сочинения – описания, требования к описанию интерьера - развивать умение связно описывать помещение, используя изобразительно – выразительные средства языка, развивать способность сознательного использования языковых средств текста в собственной речи; продолжать работу на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ»

ТЕМА УРОКА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф.ГИМАЕВА «БАБУШКЕ ПИСЬМО ПРИШЛО»

ЦЕЛЬ УРОКА: - познакомить с биографией и творчеством художника З.Гимаева., дать толкование понятию «описание», композицию сочинения - описания, требования к описанию интерьера

- развивать умение связно описывать помещение, используя изобразительно - выразительные средства языка, развивать способность сознательного использования языковых средств текста в собственной речи; продолжать работу над умениями и навыками, связанными с написанием сочинения ( умению видеть детали )

- развивать чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА - иллюстрации учащихся на тему «Обстановка в доме», «Мой любимый уголок в доме бабушки», «Бабушкин дом»

- карточками с текстами:

- раздаточный материал «Толково- сочетаемостный словарь живописи»

- картины художника З. Гимаева «Бабушке письмо пришло», «Окно», «Белая сирень», «Вечер в деревне Кукеево».

- словарная статья «Интерьер»

-ассоциограмма «Дом»

- карточки с образцами текстов

- карточки с образцами вступлений, заключений к сочинению

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - сочинение «В доме бабушки моей»,

- иллюстрации учащихся на тему «Интерьер»

- биография З.Гимаева.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята ! Свой сегодняшний урок я хочу начать с загадки. Отгадав её, вы сможете назвать тему нашего урока

Где рады всегда и детям, и внукам?

Кто может нам стать и судьёй, и подругой?

Кто самый заветный секрет сбережёт?

Кто варежки свяжет и свитер зашьёт?

Где чаем всегда напоят сладким-сладким,

Откуда всегда мы идём с шоколадкой?

Где с нами порою над двойкой грустят

И маме наказывать нас не велят?

УЧЕНИК: Это бабушка, бабушкин дом.

УЧИТЕЛЬ: Да, сегодня мы поговорим о доме, точнее, о внутреннем убранстве бабушкиного дома. Тема нашего урока: «Описание помещения». Чему мы должны научиться сегодня?

УЧЕНИК: Описывать помещения, то, что находится в комнате, рассказать о месте каждого предмета, о том, как он выглядит.

УЧИТЕЛЬ: Да, описание помещения- это перечень признаков этого помещения и находящихся в нем предметов. По другому внутреннее убранство комнат называется словом «интерьер». Какими бывают интерьеры, как они создаются ,нам расскажет Маша.

УЧЕНИК: Слово «интерьер» заимствовано из французского языка и означает «внутренний». Этот термин используется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания.

Уже с древнейших времен различаются два основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в Древней Греции и Риме появляется театральный и спортивный интерьер.

УЧИТЕЛЬ: Итак, цель нашего урока: научиться описывать помещение, которое мы видим или в котором мы находимся, развивать в себе умение правильно строить предложения, используя изобразительные средства языка, учиться информацию с языка живописи переводить на словесный язык.

В этом нам помогут тексты из произведений русских писателей. На партах у вас лежат карточки. Это ваши помощники. Задание: прочитайте тексты, выпишите те слова или сочетания слов, которые помогают вам образнее представить дом ,о котором идёт речь в тексте. .

УЧЕНИК: работа с карточками №1.

УЧИТЕЛЬ: Какие изобразительные средства используют авторы, когда рассказывают нам о внутреннем убранстве дома? На какие группы можно разделить слова? В ответе вам поможет ассоциограмма.

УЧЕНИК: Писатели, рассказывая о доме, называют предметы, также говорят об ощущениях от пребывания в комнате, об отношении к нему героев, о звуках, запахах.

УЧИТЕЛЬ: При описании обстановки художники слова могут использовать звуковые, зрительные, эмоциональные ощущения. А художники-живописцы? Могут ли они описать так же полно, ярко и образно какое-либо помещение, чей-то дом? Знакомы ли вам картины, на которых художник рисует внутреннее убранство дома.

УЧЕНИК: Яблонская «Утро», Хайдаров «Мать».

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы поговорим о картине известного художника Татарстана Зуфара Гимаева «Бабушке письмо пришло». Это художник интересной судьбы и исключительного таланта. Я предлагаю вам послушать сообщение о жизни и творчестве художника.

УЧЕНИК: Сообщение о жизни художника ( см. карточка №2)

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, ребята, о чем и о ком рисовал картины художник?

УЧЕНИК: Он деревенский житель, ему интересна тема деревни, простых людей.

УЧИТЕЛЬ: А сейчас давайте улыбнемся, громко скажем «Добрый день» и вместе с Зуфаром Гимаевым приготовимся к встрече с бабушкой, изображенной на картине «Бабушке письмо пришло»

Каким вы представляете её дом, какие предметы обязательно есть в доме? Какие цвета преобладают?

УЧЕНИК: Маленький, уютный домик. Обязательны цветы на окне, есть стол, кровать и т.д.

УЧИТЕЛЬ: На дом было задание написать сочинение о доме своей бабушки. Прослушаем их, дадим оценку с помощью памятки «Требования к сочинению - описанию». Себе в тетради выпишите слова, которые помогают представить бабушкин дом.

УЧЕНИК: Читают сочинения (см. приложение № 3). Остальные выписывают в тетради.

УЧИТЕЛЬ: Теперь рассмотрим картину Гимаева. Что вы увидели?

Запишите в тетради первое впечатления в одном-двух предложениях.

УЧЕНИК: Картина проникнута спокойствием. В комнате тишина и уют. Глядя на картину, я вспоминаю своих родных, тех, кто далеко.

УЧИТЕЛЬ: Подумайте, ребята, где мог увидеть художник такой сюжет?

УЧЕНИК: Художник рисует своих односельчан. Возможно, этот дом тоже находится в родной деревне.

УЧИТЕЛЬ: Да перед нами реалистичная картина. Как вы понимаете слово «реалистичная»?

УЧЕНИК: То, что можно встретить в нашей жизни.

УЧИТЕЛЬ: Но нужно помнить, что художник создает образ, в котором находит отражение и окружающая нас действительность, и индивидуальный мир автора.

Проблемный вопрос: что рассказал художник о себе на этом полотне? Каково его личное отношение к изображаемому? (запись на доске и в тетради)

Каков сюжет картины? Что мы можем сказать о хозяйке дома, посмотрев на картину?

УЧЕНИК: Картина передает спокойную атмосферу деревенского дома. Мы видим бабушку, которая получила письмо и т.д.

УЧИТЕЛЬ: При помощи «Толково-сочетаемостного словаря» охарактеризуйте, опишите предметы, которые вы видите на картине. Попробуйте употребить сравнения, эпитеты, метафоры.

УЧЕНИК: Работа по карточкам №4 с последующим чтением вслух.

УЧИТЕЛЬ: Продолжаем работу по карточкам вместе. Выпишите из словаря словосочетания «прил. + сущ. в Им. П.» с главным словом «картина», которые могут быть включены в описания.

УЧЕНИК: Поэтичная, деревенская, грустная и т.д.

УЧИТЕЛЬ: На доске записаны слова, запишите их, вставив пропущенные буквы. Проверьте по орфографическому словарю.

1.Комн.та, зан.веска, кр.вать, п.ртрет, с.мовар, п.крывало, ф.тография, бл.стящие, л.скутное, бревен(?)чатый, (до)бела.

2. Объясните выделенные орфограммы, запишите слова, заполните их написание.

Справа, слева, направо, налево, неподалеку, здесь, здесь же, тут же, посредине.

3. Работа по конструированию предложений.

Составьте предложение, включив в него какие-либо из данных словосочетаний.

Добрая атмосфера, нарядность жилища, состояние умиротворения, цветовая гамма картины, эти детали подчеркивают, художник выделяет, цветовые пятна.

4. Составьте предложения со словами из задания №1, №2.

УЧЕНИК: Читает предложения, выслушивает других. Особо удачные предложения записываются всеми.

УЧИТЕЛЬ: Писатель Михаил Рощин сказал: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет». Что вы узнали о хозяйке дома?

УЧЕНИК: Старая женщина, живет одна, родные у нее далеко. Она очень трудолюбива, чистоплотна, гостеприимна и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Каждый художник, создавая полотно, хочет поделиться со зрителями своими чувствами, мыслями. Он мечтает быть понятым. Мечтает, чтобы зритель мог мысленно войти в картину, ощутить себя внутри пространства. Итак, мысленно вы вошли в картину. Что вы почувствовали? Уютно ли вам в этом доме? Об этом будет ваше сочинение. Давайте составим план. С чего вы начнете свой рассказ? О чем можно написать во вступлении.

УЧЕНИК: Можно рассказать о художнике, о его творчестве, о первом впечатлении от картины и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Обратимся к карточке №5. Прочитайте, ответьте на вопросы. Составьте свое вступление.

УЧЕНИК: Чтение вариантов вступления.

УЧИТЕЛЬ: О чем будет основная часть? На какие микротемы можно ее разделить?

УЧЕНИК: Описание предметов, общее впечатления, хозяйка дома, роль деталей в раскрытии замысла художника.

УЧИТЕЛЬ: Как можно закончить сочинение?

УЧЕНИК: Рассказать о своем отношении к картине, об отзывах критиков.

УЧИТЕЛЬ: Сравним два плана. Какой из них кажется вам полнее, интереснее? Какие уточнения вы можете внести в этот план?

ПЛАН № 1

  1. Рассказ о художнике.

  2. Общее впечатление о картине.

  3. Комната.

  4. Стены.

  5. Стол.

  6. Кровать.

  7. Национальные особенности дома.

  8. Мое отношение к картине.

ПЛАН № 2

  1. Какие картины написал художник.

  2. Тесная связь художника с татарской деревней. Деревенская тема - определяющая тема его работ.

  3. Что изображено на картине. Глубина содержания картины по эмоциональности и гуманистичности.

  4. На переднем плане картины .

  5. В центре картины.

  6. На заднем плане.

  7. Роль деталей в интерьере.

  8. Какие чувства я испытываю, глядя на эту картину.

Итак, перед нами картина художника З.Гимаева «Бабушке письмо пришло». Что рассказал художник о себе и о своем мире? Об этом вы напишите дома

Домашнее задание: выберите один из вариантов заданий, связанных с восприятием картины З.Гимаева «Бабушке письмо пришло»

  1. Сочинение - описание картины по плану.

  2. Сочинение - ассоциация «Дом моего детства»

  3. Сочинение « Что написано в бабушкином письме?»

  4. Описание ученика, представляющего себя в роли художника воображаемой картины.


КАРТОЧКА № 1

Выпишите слова , с помощью которых авторы помогают нам образнее представить дом героя?

Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок, на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.

И. С. Тургенев « Муму»

Просторная её изба и особенно её лучшая приоконная часть были заставлены по табуреткам и лавкам горшками и фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Её кровать была в дверном углу у печки, я свою раскладушку развернул у окна. Нам в ту осень и зиму хорошо было в избе: от дождей она не протекала , и ветрами студеными выдувало грево лишь под утро. Кто-то когда-то ещё по хорошей жизни оклеил Матрёнину избу обоями, … друг с другом обои склеились, а от стены же отстали - и получилась внутренняя шкура на избе. Между бревнами избы и обойной шкурой мыши нагло шуршали…, а кошка не могла достать их.

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

Войдёшь и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели, красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лепит на окнах… Во всех комнатах - в лакейской, в зале, в гостиной - прохладно и сумрачно: это от того, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя кажется, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места.

А.И. Бунин «Антоновские яблоки»

Каморка

Изба

Комната

Кровать

Звуки

Запахи

Столик

Окно

Окно

Стул

Кровать

Стол

Цвета

Зеркала


ДОМ МОЕЙ БАБУШКИ

В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда совсем не хочется играть в компьютер, смотреть телевизор, читать и даже посекретничать с любимой подругой не хочется.

В такие минуты я всегда иду к своей бабушке. У неё в доме мне становится спокойнее, и грусть незаметно куда-то исчезает. В бабушкином доме, по-моему, очень красиво. Дом состоит из двух комнат, бабушка их называет «передняя» и «задняя». Задняя комната - это кухня, передняя - это зал.

В передней комнате три окна, и возле окон, рядом со стеной и точно по середине стоит большой стол. Он всегда накрыт скатертью и клеенкой. Клеенку бабушка не убирает, потому что на столе горячий самовар и чашки для чая, а сядешь за стол и не заметишь, как выпил чашку- другую.

В левом переднем углу стоит большая кровать. Она такая высокая, что забраться на нее я могу, только если встану сначала на стул. На кровати лежит взбитая перина, покрытая светло-голубым покрывалом ,и в углу пышно громоздятся подушки в белых наволочках. На кровати бабушка сама никогда не спит, но если ночевать к ней приду я, то она обязательно предложит мне поспать на перине.

Только мне нравится спать за печкой, стоит в заднем левом углу комнаты. Бабушка между печкой и стеной повесила нарядную занавеску и как бы отгородила небольшой уголок в комнате. В этом уголке и стоит маленькая кровать, она деревянная, ее делал дедушка еще для моей мамы, а сейчас на ней сплю я.

Мой дедушка был мастер на все руки, он мог смастерить любую мебель. Стулья у бабашки с резными стенками и ножками, над столом висит зеркало в резной раме и еще в зале стоит шкафчик для посуды, в нем красивые полочки, много различных ящичков и весь он в узорах.

На стене висит еще одна рамка, сделанная руками деда. В ней обыкновенное стекло, а под стекло бабушка поместила фотографии своих детей и внуков.

Бабушка нас всех очень любит, а мы любим ее, и в праздничные дни все собираемся в ее доме, потому что там всем хорошо, уютно и спокойно.

Карточка № 4

Подбери определения к словам , указанным в таблице,обратившись к картине художника З.Гимаева. Постарайся употребить сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры.

Название предмета

1

. Общий фон.

2.

Картина

3.

Стол

4.

Кровать

5.

Окна

6.

Стены

7.

Атмосфера дома

8.

Какие детали рассказывают о героине картины?

Биография Зуфара Гимаева.

В горах между Киргизией и Узбекистаном ,в районе Терек-Сай ,на безлюдной дороге ,за полдня пути до родильного дома в январе 1951 года под скупыми лучами солнцапоявился на свет Зуфар Гимаев.

Тишина ,мельчайшая каменная пыль над дорогой ,отец ,держащий ребёнка на руках ,удача ,сохранившая здоровье матери и младенца. И величайшая красота мира- первый подарок новорожденному.

Через год закончился срок ссылки отца ,семья вернулась в Казань в старинный дом на улице Островского.

Чтобы не быть слабаком ,Зуфар занимается акробатикой ,гимнастикой и становится чемпионом России среди юношей.

Однажды отец привёл его в мастерскую к художнику ,и после этого знакомства у мальчика уже не оставалось времени на игры. Теперь он сочинял свои картины и с трудом отрывался от нового увлечения для выполнения домашних обязанностей.

Первая учительница поддержала Зуфара ,предрекла ему судьбу художника и не упускала случая для рассказа о замечательных художниках ,о трудностях и испытаниях ,выпавших на долю каждого.

Зуфар понял ,что непросто тем ,кем мечтаешь.

Ассоциограмма « Дом»

Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. Гимаева «Бабушке письмо пришло»Литература

Журнал «Казань» №2 2002год

И.Бунин «Тёмные аллеи»

А.Солженицын «Матрёнин двор»

И.Тургенев «Му-му»

«Толковый словарь»

© 2010-2022