- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка классного часа на тему Насколько вы толерантны
Разработка классного часа на тему Насколько вы толерантны
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фазылова Р.Ф. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час на тему «Насколько вы толерантны»
Цели:
-
познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
-
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
-
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
-
развивать внимание, память , творческое мышление учащихся;
-
воспитывать чувство коллективизма, сплоченности;
-
способствовать развитию уважительных отношений между учащимися.
(слайд 1)
Предлагаю вам послушать небольшое стихотворение и обратить внимание на слово, которое вошло в наш лексикон в последнее десятилетие.
Толерантность - это дружба, труд и уважение.
И для нас она не служба, а одно спасение.
Толерантным будь всегда! Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой, слушай своих близких.
В мире мы живем семьей, нет поступков низких.
Доверяй своим друзьям, будь терпим и вежлив,
Не кричи по пустякам, не кати ком снежный!
-
Толерантность - это милосердие.
-
Толерантность - это сострадание.
-
Толерантность - это уважение.
-
Толерантность - это доброта души.
-
Толерантность - это терпение.
-
Толерантность - это дружба.
Кто в беде покинет друга, сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга, если дружбы в сердце нет!
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего классного часа? Конечно, толерантность (слайд 2)
Знакомо ли вам это слово, что оно означает? Это слово вошло в нашу речь сравнительно недавно, лет десять тому назад (слайд 3-6)
Человеческое общество с самого начала своего существования находится в состоянии вражды, войны, борьбы, противостояния. Каждую минуту, каждую секунду на земном шаре люди воюют, убивают, ссорятся, калечат, поджигают, взрывают, придумывают все новые и новые способы уничтожения друг друга, как бы горько это не звучало. В детском саду двое малышей дерутся из-за игрушки. В школе старшеклассницы из-за парней готовы глаза выцарапать друг другу. Одни мутузят друг друга, другие снимают, третьи выкладывают в интернет. В армии «деды» ездят на «салагах». Два пьяных соседа из-за 100 граммов водки готовы зарезать друг друга, а их жены рвут друг на дружке волосы из-за того, что курица одной залетела в огород к другой. И т.д., и т.п. Таких бытовых историй можно было бы привести очень много. Но, к сожалению, в наш жестокий 21 век враждуют между собой народы, страны, религии, процветают агрессия и терроризм, человеческая жизнь гроша ломаного не стоит. И впервые проблему толерантности не случайно подняли военные (слайд 7 - 8)
Давайте выясним лексическое значение этого слова(Слайд9)
- Слово «толерантность» на русский язык переводится как «терпимость». Чем различаются слова «терпимый» и «терпеливый»?
-Это слова - паронимы. Терпеливый терпит (что?) - боль, мучения, лишения. «Терпимый» терпит (кого?) соседа, врага , неприятеля (я тебя терпеть не могу). Так вот «толерантность» - это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, т.е. это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких- либо отличий. Быть толерантным - значит мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей (Слайд 10)
С давних времен люди ценили такие понятия, как милосердие, благотворить, доброта, любовь к ближнему. Давайте познакомимся с высказываниями великих о взаимоотношениях между людьми.
-
«Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство - и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять» (Карнеги)
-
«Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит» (китайская пословица)
-
«Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительное сострадание» (Л. Н. Толстой)
-
«Сострадание правит миром» (древнеиндейская мудрость)
-
«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций)
-
«Духовная поддержка не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства» (Л. Н. Толстой)
-
«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием» (Конфуций)
-
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Н. Толстой)
(Слайд 11 -18)
А теперь хочу вам предложить тест специально для старшеклассников , составленный психологом. Отвечайте быстро, не задумываясь.
«Насколько вы толерантны».
-
Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:
а )чтобы играли те, кто еще не знает правил -0
б )чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры -2.
-
Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а ) да - 0
б )нет - 2.
-
Болезненна ли для вас ситуация, когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одноклассники?
а ) да - 0
б ) нет - 2.
-
Вызывают ли у вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения?
а ) вас это не интересует, если они не переступают границу - 2
б ) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать - 0.
-
Можете ли вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?
а ) вам всегда это трудно сделать - 0
б ) сравнительно легко -2.
-
Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а ) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников - 0
б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме -2.
7. Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением о том, что многие одноклассники пытаются делать «не свое дело», стремятся казаться « лучше чем есть»?
а ) да -2
б ) нет -0.
8.Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания . Ваша реакция:
а ) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам -0
б) вы рады за знакомого -2 (Слайд 19)
А теперь подсчитайте баллы .
Результаты тестирования
от 0 до 4 баллов - вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. Часто стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
от 5 до 12 баллов - вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
от 14 до 16 баллов - у вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику ( Слайд 20)
А теперь приглашаю вас в « Волшебную лавку». В моей лавке не обычные товары, а весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, бескорыстность, милосердие, любовь к ближнему, уверенность в себе, уважение к другим, умение прощать. Кому какого качества не хватает, за ним и приходите. И попытайтесь аргументировать свой выбор. (Слайд 21)
Итак, мы сегодня поговорили о толерантности. Эта проблема подстерегает человека на каждом шагу, в протяжении всей его жизни. Постарайтесь выразить ваше отношение к данным проблемам:
-
«отцы и дети»,
-
смешанные браки,
-
расизм,
-
терроризм,
-
отношение к иностранным студентам,
-
отношение к инвалидам,
-
отражение этой проблемы в художественной литературе («Дети подземелья», «Юшка», «Преступление и наказание» (теория Раскольникова), «Отцы и дети»)
(слайд 22 -23)
А теперь послушаем песню «Мы желаем счастья вам»