Разработка классного часа на тему Насколько вы толерантны

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему «Насколько вы толерантны»

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

  • развивать внимание, память , творческое мышление учащихся;

  • воспитывать чувство коллективизма, сплоченности;

  • способствовать развитию уважительных отношений между учащимися.

(слайд 1)

Предлагаю вам послушать небольшое стихотворение и обратить внимание на слово, которое вошло в наш лексикон в последнее десятилетие.

Толерантность - это дружба, труд и уважение.

И для нас она не служба, а одно спасение.

Толерантным будь всегда! Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой, слушай своих близких.

В мире мы живем семьей, нет поступков низких.

Доверяй своим друзьям, будь терпим и вежлив,

Не кричи по пустякам, не кати ком снежный!

  • Толерантность - это милосердие.

  • Толерантность - это сострадание.

  • Толерантность - это уважение.

  • Толерантность - это доброта души.

  • Толерантность - это терпение.

  • Толерантность - это дружба.

Кто в беде покинет друга, сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга, если дружбы в сердце нет!

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего классного часа? Конечно, толерантность (слайд 2)

Знакомо ли вам это слово, что оно означает? Это слово вошло в нашу речь сравнительно недавно, лет десять тому назад (слайд 3-6)


Человеческое общество с самого начала своего существования находится в состоянии вражды, войны, борьбы, противостояния. Каждую минуту, каждую секунду на земном шаре люди воюют, убивают, ссорятся, калечат, поджигают, взрывают, придумывают все новые и новые способы уничтожения друг друга, как бы горько это не звучало. В детском саду двое малышей дерутся из-за игрушки. В школе старшеклассницы из-за парней готовы глаза выцарапать друг другу. Одни мутузят друг друга, другие снимают, третьи выкладывают в интернет. В армии «деды» ездят на «салагах». Два пьяных соседа из-за 100 граммов водки готовы зарезать друг друга, а их жены рвут друг на дружке волосы из-за того, что курица одной залетела в огород к другой. И т.д., и т.п. Таких бытовых историй можно было бы привести очень много. Но, к сожалению, в наш жестокий 21 век враждуют между собой народы, страны, религии, процветают агрессия и терроризм, человеческая жизнь гроша ломаного не стоит. И впервые проблему толерантности не случайно подняли военные (слайд 7 - 8)

Давайте выясним лексическое значение этого слова(Слайд9)

- Слово «толерантность» на русский язык переводится как «терпимость». Чем различаются слова «терпимый» и «терпеливый»?

-Это слова - паронимы. Терпеливый терпит (что?) - боль, мучения, лишения. «Терпимый» терпит (кого?) соседа, врага , неприятеля (я тебя терпеть не могу). Так вот «толерантность» - это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, т.е. это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких- либо отличий. Быть толерантным - значит мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей (Слайд 10)

С давних времен люди ценили такие понятия, как милосердие, благотворить, доброта, любовь к ближнему. Давайте познакомимся с высказываниями великих о взаимоотношениях между людьми.

  • «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство - и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять» (Карнеги)

  • «Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит» (китайская пословица)

  • «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительное сострадание» (Л. Н. Толстой)

  • «Сострадание правит миром» (древнеиндейская мудрость)

  • «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций)

  • «Духовная поддержка не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства» (Л. Н. Толстой)

  • «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием» (Конфуций)

  • «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Н. Толстой)

(Слайд 11 -18)


А теперь хочу вам предложить тест специально для старшеклассников , составленный психологом. Отвечайте быстро, не задумываясь.

«Насколько вы толерантны».

  1. Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

а )чтобы играли те, кто еще не знает правил -0

б )чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры -2.

  1. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а ) да - 0

б )нет - 2.

  1. Болезненна ли для вас ситуация, когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одноклассники?

а ) да - 0

б ) нет - 2.

  1. Вызывают ли у вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения?

а ) вас это не интересует, если они не переступают границу - 2

б ) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать - 0.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

а ) вам всегда это трудно сделать - 0

б ) сравнительно легко -2.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а ) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников - 0

б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме -2.

7. Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением о том, что многие одноклассники пытаются делать «не свое дело», стремятся казаться « лучше чем есть»?

а ) да -2

б ) нет -0.

8.Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания . Ваша реакция:

а ) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам -0

б) вы рады за знакомого -2 (Слайд 19)

А теперь подсчитайте баллы .

Результаты тестирования

от 0 до 4 баллов - вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. Часто стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

от 5 до 12 баллов - вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

от 14 до 16 баллов - у вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику ( Слайд 20)

А теперь приглашаю вас в « Волшебную лавку». В моей лавке не обычные товары, а весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, бескорыстность, милосердие, любовь к ближнему, уверенность в себе, уважение к другим, умение прощать. Кому какого качества не хватает, за ним и приходите. И попытайтесь аргументировать свой выбор. (Слайд 21)


Итак, мы сегодня поговорили о толерантности. Эта проблема подстерегает человека на каждом шагу, в протяжении всей его жизни. Постарайтесь выразить ваше отношение к данным проблемам:

  • «отцы и дети»,

  • смешанные браки,

  • расизм,

  • терроризм,

  • отношение к иностранным студентам,

  • отношение к инвалидам,

  • отражение этой проблемы в художественной литературе («Дети подземелья», «Юшка», «Преступление и наказание» (теория Раскольникова), «Отцы и дети»)

(слайд 22 -23)

А теперь послушаем песню «Мы желаем счастья вам»


© 2010-2022