- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л. Н. Толстого в романе Война и мир
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л. Н. Толстого в романе Война и мир
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самойленко И.Н. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Краснодарского края государственное Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему «Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК «БАК» И.Н. Самойленко
ст. Брюховецкая, 2015 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
-
Методические рекомендации к двухчасовому занятию.
-
План двухчасового занятия.
-
Конспект занятия.
-
Список литературы
-
Приложения
Методические рекомендации к двухчасовому занятию.
Методическая разработка урока на тему «Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения (технология развития критического мышления через чтение и письмо; формы работы: синквейны, кластеры; технология проектного обучения). Использование на занятии данных технологий повышает эффективность обучения, способствует развитию критического мышления учащихся.
На уроке применяется групповая форма работы. В ходе занятия используются различные методы и приемы работы: на этапе проверки домашнего задания студенты комментируют материал, представленный в таблице, во время актуализации знаний - работают с кроссвордом, на этапе мотивации присутствует обсуждение ключевого слова кроссворда, подбор учащимися ассоциаций, что позволяет перейти к сообщению темы и целей занятия. На этапе работы над новой темой учащиеся в группах анализируют фрагменты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», составляют кластеры по женским образам. Во время рефлексии студенты делают выводы о том, насколько урок был продуктивен и результативен, после - подводят итоги всего занятия.
Данная форма работы позволяет многим студентам заработать хорошие оценки.
План двухчасового занятия
Группа
Дата
Предмет ОДБ. 02 Литература
Тема «Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Тип занятия комбинированный урок; применяемая технология: технология развития критического мышления через чтения и письмо; информационно-коммуникационные технологии.
Цель занятия
Учебная: выявление особенностей женских образов в романе; выполнение сравнительной характеристики героинь романа.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культурному наследию своего народа; приобщение учащихся к нравственным идеалам Толстого (идеалам добра, верности, счастья) через образы главных героинь романа.
Развивающая: развитие исследовательского и аналитического мышления учащихся, умения анализировать эпизоды художественного произведения, выполнять сравнительную характеристику образов героинь, делать выводы.
Деятельностная: учащиеся должны знать особенности женской образной системы романа «Война и мир», уметь выполнять задания в группах, анализировать эпизоды романа Л.Н. Толстого, работать с кластером.
Межпредметные связи
Обеспечивающие: обществознание, история
Обеспечиваемые: русский язык и культура речи
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Наглядные пособия: авторская презентация, видеофрагменты, иллюстрационный материал
Раздаточный материал: карточки с кроссвордами, опорные карты, карточки с слепым кластером, план анализа литературного героя, произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук
Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ) учебная аудитория № 32
Литература:
Основная:1) Литература: учебник Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнов для учрежд. нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
2)Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. II полугодие - М.: ВАКО, 2004г.; 3) Произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»
Дополнительная: 1) Ольга Здравомыслова. Статья «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№
элемента
Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения
формы и методы обучения
Добавления, изменения, замечания
1
2
3
4
1
Организационная часть:
-
взаимное приветствие;
-
проверка присутствующих;
-
ознакомление с критериями оценивания.
Словесный метод
5 мин
2
Проверка домашнего задания.
Работа с таблицей
4 мин
3
Актуализация опорных знаний по роману «Война и мир»:
-
решение кроссворда;
-
взаимопроверка;
-
работа с ключевым словом кроссворда «Наташа»;
-
формулирование темы занятия, постановка целей урока;
-
мотивация на успешное усвоение знаний.
Индивидуальная работа;
подбор ассоциаций
10 мин
4
Работа над темой занятия
-
Работа с художественным произведением.
-
1 группа анализирует образ Элен Курагиной:
-
-
Т 1. Ч 1. гл 3
-
Т 1 Ч 3 гл. 1
-
Т 1 Ч 3 гл. 2
-
Т 2 Ч 1 гл. 4
-
Т 2 Ч 1 гл. 6
-
Т 2 Ч 3 гл. 9
-
Т 4 Ч 1 гл. 1
-
2 группа анализирует образ Марьи Болконской:
-
-
Т 1 Ч 1 гл. 24
-
Т 1 Ч 1 гл. 25
-
Т 1 Ч 3 гл. 3
-
Т 1 Ч 3 гл. 5
-
Т 4 Ч 1 гл. 7
-
Т 4 Ч 1 гл. 14
-
-
3 группа анализирует образ Наташи Ростовой:
-
-
Т 1 Ч 1 гл. 8
-
Т 2 Ч 3 гл. 12
-
Т 2 Ч 3 гл. 14,15,16
-
Т 2 Ч 4 гл. 7
-
Т 2 Ч 5 гл. 12
-
Т 4 Ч 1 гл. 14
-
Эпилог, 10 гл.
Во время анализа отдельных эпизодов романа, каждая группа заполняет определенную ячейку кластера.
-
Работа с слепым кластером.
-
Комментарий групп к заполненной ячейке кластера.
-
Заполнение остальных ячеек.
-
-
3. Вывод по заполненному кластеру (рассмотрение особенностей женских образов; сопоставление героинь романа)
Самостоятельная, групповая работа;
исследовательский метод;
элемент технологии критического мышления;
элемент технологии развития критического мышления;
беседа с элементами сравнительного анализа
55 мин
5
Рефлексия.
Закончите предложение:
на этом уроке я узнал (а) …
меня удивило…
мне больше всего удалось…
я научился…
Словесный метод (беседа)
6 мин
6
Итоги урока. Выставление оценок.
Словесный метод
6 мин
7
Инструктаж о домашнем задании:
-
-
-
-
1. Написать синквейны по образам женщин, рассмотренных на занятии.
-
2. Дать краткую характеристику следующим героиням романа: Анне Павловне Шерер, Соне, Лизе Болконской.
-
-
-
Словесный метод
5
Мин
8
«На закуску».
Эмансипация женщин глазами писателей.
Словесный метод
Резервное время
Конспект занятия
Тема урока: Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»
Цели занятия:
Учебная: выявление особенностей женских образов в романе; выполнение сравнительной характеристики героинь романа;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культурному наследию своего народа; приобщение учащихся к нравственным идеалам Толстого (идеалам добра, верности, счастья) через образы главных героинь романа.
Развивающая: развитие исследовательского и аналитического мышления учащихся, умения анализировать эпизоды художественного произведения, выполнять сравнительную характеристику образов героинь, делать выводы.
Деятельностная: учащиеся должны знать особенности женской образной системы романа «Война и мир», уметь выполнять задания в группах, анализировать эпизоды романа Л.Н. Толстого, работать с кластером.
Обеспечение занятия: авторская презентация, тексты произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», карточки с кроссвордом.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: анализ художественного произведения .
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие. Проверка посещаемости.
-
Проверка домашнего задания.
Анализ таблицы (устное обсуждение)
Критерий сопоставления
Андрей Болконский
Пьер Безухов
Внешняя характеристика (первая встреча с читателем)
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
«Этот толстый молодой человек был сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова… Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался и был первый раз в обществе». «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне…При виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх…Этот страх мог относится только к тому умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличившему его от всех в гостиной.
Отношение к войне 1805-1807 годов.
Идет на войну, чтобы сбежать из света, скрывает истинную цель.
Против войны.
Какой эпизод в романе говорит о переоценке ценностей в жизни?
Аустерлицкое сражение: мечты о славе показались ему ничтожными. Оставляет военную службу. Государственная служба.
Женитьба на Элен, разочарование в семейной жизни, вступление в масонский орден, хозяйственные начинания.
Наташа Ростова в судьбе героев романа.
Любовь к Наташе, сватовство, роман Наташи с Курагиным, разрыв отношений между Наташей и Андреем.
Разочарование в масонстве, поддержка Наташи после разрыва с Болконским в период ее выздоровления. Женитьба на героини романа.
Война 1812 года в судьбе героев романа.
Возвращение в армию, участие в Бородинском сражении, смертельное ранение.
Остается в Москве, чтобы убить Наполеона; плен, сближение с народом.
-
Актуализация опорных знаний по роману «Война и мир» в форме кроссворда.
Кроссворд по роману «Война и мир»
1Б
О
Р
О
Д
И
Н
О
2Н
Е
М
А
Н
3К
У
Т
У
З
О
В
4Б
А
Г
Р
А
Т
И
О
Н
5Ф
Л
Е
Ш
И
6Р
А
Е
В
С
К
И
Й
-
Место, где состоялось главное сражение Отечественной войны 1812 года.
-
Пограничная река.
-
Полководец, главнокомандующий русской армией.
-
Генерал, герой Отечественной войны 1812 года.
-
Земляные укрепления.
-
Командующий русской батареи на Бородинском сражении.
Мотивация на успешное усвоение знаний.
Работа с ключевым словом «НАТАША».
- Ребята, посмотрите на ключевое слово в кроссворде. Какие ассоциации у вас с этим именем?
красота
юность НАТАША девушка
русское имя, которое часто встречается в народе
- Как вы думаете, почему именно это слово стало ключевым?
Объявление темы и целей урока.
Слово учителя. Ни один роман не может обойтись без героини. В мировой литературе мы находим колоссальное количество женских образов, самых разнообразных характеров, со всевозможными оттенками: наивных детей, так очаровательных в своем незнании жизни; практичных женщин; кротких, нежных созданий, назначение которых - любовь; безответных страдалиц. Л.Н. Толстой в своем романе создал потрясающие по героике и силе женские образы. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с тремя центральными героинями романа: Наташей Ростовой, Элен Курагиной, Марьей Болконской. Данные женские образы во многом отличны друг от друга, но есть в их характеристиках сходные черты. Нашей задачей будет проанализировать эпизоды романа и выяснить, в чем проявляется сходство и различие этих героинь. Вы почувствуете себя в роли исследователей. Работа будет проходить в групповой форме, сегодня у всех будет возможность получить хорошие оценки.
-
Работа над темой занятия.
-
Работа с языковым материалом (работа в группах).
-
Формируется 3 группы, количество студентов каждой группы зависит от того, какой образ будут анализировать учащиеся. Так, группа, анализирующая образ Элен Курагиной, должна быть самой малочисленной, т.к. эпизодов для анализа, связанных с героиней, будет предложено меньше, нежели группе, которая будет работать с образом Наташи Ростовой. Из вышесказанного следует, что последняя группа должна быть самой многочисленной.
Каждая группа будет работать с предложенным ей образом героини, анализируя отдельные главы произведения, по следующему плану:
№
Имя
Портрет
Речь
Жизненные идеалы, поступки (опора на текст, цитаты из произведения)
Испытания любовью
Позиция автора
Моя позиция
1 группа анализирует образ Элен Курагиной.
2 группа исследует образ Марьи Болконской.
3 группа изучает образ Наташи Ростовой.
В помощь студентам раздаются карточки, содержащие перечень глав, к которым следует обратиться при работе:
Карточка №1
Элен Курагина
-
Т 1. Ч 1. гл 3
-
Т 1 Ч 3 гл. 1
-
Т 1 Ч 3 гл. 2
-
Т 2 Ч 1 гл. 4
-
Т 2 Ч 1 гл. 6
-
Т 2 Ч 3 гл. 9
-
Т 4 Ч 1 гл. 1
Карточка №2
Марья Болконская
-
Т 1 Ч 1 гл. 24
-
Т 1 Ч 1 гл. 25
-
Т 1 Ч 3 гл. 3
-
Т 1 Ч 3 гл. 5
-
Т 4 Ч 1 гл. 7
-
Т 4 Ч 1 гл. 14
Карточка №3
Наташа Ростова
-
Т 1 Ч 1 гл. 8
-
Т 2 Ч 3 гл. 12
-
Т 2 Ч 3 гл. 14,15,16
-
Т 2 Ч 4 гл. 7
-
Т 2 Ч 5 гл. 12
-
Т 4 Ч 1 гл. 14
-
Эпилог, 10 гл.
Учащиеся приступают к анализу произведения и по ходу работы заполняют таблицу.
-
-
Анализ проделанной работы. Заполнение слепого кластера.
-
Каждая группа начинает рассказ о своей героине. При ответе студенты ссылаются на текст произведения, зачитывают наиболее интересные и значимые отрывки романа. В то время, пока учащиеся одной из групп защищают свою работу, студенты других групп, слушая их, работают над составлением кластера по теме занятия.
-
-
Работа с кластером (обсуждение кластеров, которые были созданы студентами).
-
Элен Курагина
- светская красавица;
- вульгарная и циничная;
- расчетливая;
- отдалена от традиций народа.
-
-
Наташа Ростова
- любимая героиня Л.Н. Толстого;
-веселая, открытая;
-добрая; эмоциональная;
-пронизана русским духом.
Женские образы в романе
Марья Болконская
- очень любит своих близких;
- верующая; умная;
- обладает чистой душой.
Учащиеся делают вывод о том, что общего и различного можно увидеть в образах героинь.
-
Рефлексия.
Закончите предложение:
на этом уроке я узнал (а) …
меня удивило…
мне больше всего удалось…
я чувствовал…
я научился…
урок навел меня на размышление…
-
Итоги урока. Выставление оценок.
Слово учителя. Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
- хранительницу очага, основу семьи;
- высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;
- движение души.
Все эти качества мы обнаружили в образе Наташи Ростовой. Именно поэтому она становится любимой героиней писателя.
При анализе женских образов мы увидели, что каждая героиня, представленная в романе, особенна по-своему, каждая запомнилась вам по тем или иным внешним данным, чертам характера, поступкам.
-
Домашнее задание.
1. Написать синквейны по образам женщин, рассмотренных на занятии.
-
-
Дать краткую характеристику следующим героиням романа: Анне Павловне Шерер, Жюли Курагиной, Соне, Лизе Болконской.
-
-
«На закуску».
Эмансипация женщин глазами писателей.
Н.С. Лесков исходил из того, что в образованном русском обществе растет понимание социальной ущербности того положения, которое занимает в нем женщина. По вине «среды, в которой она родилась, выросла и живет», по вине «общества и истории» русская женщина превращена в «рабу, невольницу, одалиску и, наконец, светскую куклу». При этом, по мнению писателя, отношение к европейским идеям эмансипации и «женщинам, увлеченным французскими эмансипаторами-анархистами», в России не может не быть настороженным и подозрительно-неприязненным. Психологическая причина этого состоит в том, что, «вырываясь всеми позволительными и непозволительными способами из цепей мужского и семейного деспотизма, русская женщина сама часто делалась самым ярым, самым неистовым деспотом и в семье, и в обществе». Поэтому в самих идеях эмансипации, и особенно в их носительницах в России, виделась опасность разрушения семьи и наступления хаоса.
Подобные и даже более негативные, чем у Лескова, оценки борьбы женщин за свои права можно встретить у И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.И. Достоевского, А.П. Чехова, тоже предупреждавших, что «эмансипацией» в России чаще всего называется и оправдывается «безобразное поведение женщин, забравших в свои руки невежественное право силы». В названии статьи Лескова - «Русские женщины и эмансипация» - союз «и» фактически подчеркивает безосновательность и поверхностность отечественных рассуждений о женских правах, как и «легкомысленность» восприятия новых идей самими женщинами, которым «предстоит труд положить основной камень своей эмансипации».
«Женщины наши, сетуя на свое зависимое положение, порываются к улучшению своего быта, к своей эмансипации под влиянием минутных впечатлений, без средств, без плана, без обдуманных приемов, да и то больше на словах, чем на деле. Они только все протестуют». В этих словах Лескова схвачена ключевая проблема: идея эмансипации, не проработанная и не осмысленная обществом, и прежде всего, женщинами, остается в буквальном смысле беспочвенной. Центральная мысль статьи состоит в том, что необходимо открыть русским женщинам неведомый им «широкий мир мысли и самостоятельного труда», дать им, наконец, возможность обрести «общечеловеческое воспитание». Именно такой была отправная точка первого отечественного проекта женской эмансипации.
Ольга Здравомыслова «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]
Список литературы
-
Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки [Электронный ресурс]. Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Belaeva_Literatura_10kl/18.html
-
Здравомыслова О. Статья «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]
-
Роман- эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0073.shtml
-
И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.
Приложение№1
1
2
3
4
5
6
-
Место, где состоялось главное сражение Отечественной войны 1812 года.
-
Пограничная река.
-
Полководец, главнокомандующий русской армией.
-
Генерал, герой Отечественной войны 1812 года.
-
Земляные укрепления.
-
Командующий русской батареи на Бородинском сражении.
№
Имя
Портрет
Речь
Жизненные идеалы, поступки (опора на текст, цитаты из произведения)
Испытания любовью
Позиция автора
Моя позиция
Приложение№2
Приложение №3
Марья Болконская
Наташа Ростова
Женские образы в романе
Элен Курагина
Приложение№4
Карточка №1
Элен Курагина
-
Т 1. Ч 1. гл 3
-
Т 1 Ч 3 гл. 1
-
Т 1 Ч 3 гл. 2
-
Т 2 Ч 1 гл. 4
-
Т 2 Ч 1 гл. 6
-
Т 2 Ч 3 гл. 9
-
Т 4 Ч 1 гл. 1
Карточка №2
Марья Болконская
-
Т 1 Ч 1 гл. 24
-
Т 1 Ч 1 гл. 25
-
Т 1 Ч 3 гл. 3
-
Т 1 Ч 3 гл. 5
-
Т 4 Ч 1 гл. 7
-
Т 4 Ч 1 гл. 14
Карточка №3
Наташа Ростова
-
Т 1 Ч 1 гл. 8
-
Т 2 Ч 3 гл. 12
-
Т 2 Ч 3 гл. 14,15,16
-
Т 2 Ч 4 гл. 7
-
Т 2 Ч 5 гл. 12
-
Т 4 Ч 1 гл. 14
-
Эпилог, 10 гл.