Методическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л. Н. Толстого в романе Война и мир

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМетодическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мирМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Краснодарского края

государственное Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»




Методическая разработка открытого урока по литературе на тему «Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»




Разработчик: преподаватель

русского языка и литературы ГБПОУ КК «БАК»

И.Н. Самойленко



ст. Брюховецкая, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Методические рекомендации к двухчасовому занятию.

  2. План двухчасового занятия.

  3. Конспект занятия.

  4. Список литературы

  5. Приложения








Методические рекомендации к двухчасовому занятию.

Методическая разработка урока на тему «Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения (технология развития критического мышления через чтение и письмо; формы работы: синквейны, кластеры; технология проектного обучения). Использование на занятии данных технологий повышает эффективность обучения, способствует развитию критического мышления учащихся.

На уроке применяется групповая форма работы. В ходе занятия используются различные методы и приемы работы: на этапе проверки домашнего задания студенты комментируют материал, представленный в таблице, во время актуализации знаний - работают с кроссвордом, на этапе мотивации присутствует обсуждение ключевого слова кроссворда, подбор учащимися ассоциаций, что позволяет перейти к сообщению темы и целей занятия. На этапе работы над новой темой учащиеся в группах анализируют фрагменты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», составляют кластеры по женским образам. Во время рефлексии студенты делают выводы о том, насколько урок был продуктивен и результативен, после - подводят итоги всего занятия.

Данная форма работы позволяет многим студентам заработать хорошие оценки.



План двухчасового занятия

Группа

Дата








Предмет ОДБ. 02 Литература

Тема «Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тип занятия комбинированный урок; применяемая технология: технология развития критического мышления через чтения и письмо; информационно-коммуникационные технологии.

Цель занятия

Учебная: выявление особенностей женских образов в романе; выполнение сравнительной характеристики героинь романа.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культурному наследию своего народа; приобщение учащихся к нравственным идеалам Толстого (идеалам добра, верности, счастья) через образы главных героинь романа.

Развивающая: развитие исследовательского и аналитического мышления учащихся, умения анализировать эпизоды художественного произведения, выполнять сравнительную характеристику образов героинь, делать выводы.

Деятельностная: учащиеся должны знать особенности женской образной системы романа «Война и мир», уметь выполнять задания в группах, анализировать эпизоды романа Л.Н. Толстого, работать с кластером.

Межпредметные связи

Обеспечивающие: обществознание, история

Обеспечиваемые: русский язык и культура речи

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: авторская презентация, видеофрагменты, иллюстрационный материал

Раздаточный материал: карточки с кроссвордами, опорные карты, карточки с слепым кластером, план анализа литературного героя, произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук

Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ) учебная аудитория № 32

Литература:

Основная:1) Литература: учебник Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнов для учрежд. нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2)Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. II полугодие - М.: ВАКО, 2004г.; 3) Произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»

Дополнительная: 1) Ольга Здравомыслова. Статья «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1

2

3

4

1

Организационная часть:

  1. взаимное приветствие;

  2. проверка присутствующих;

  3. ознакомление с критериями оценивания.

Словесный метод

5 мин

2

Проверка домашнего задания.

Работа с таблицей

4 мин

3

Актуализация опорных знаний по роману «Война и мир»:

  1. решение кроссворда;

  2. взаимопроверка;

  3. работа с ключевым словом кроссворда «Наташа»;

  4. формулирование темы занятия, постановка целей урока;

  5. мотивация на успешное усвоение знаний.

Индивидуальная работа;

подбор ассоциаций

10 мин

4

Работа над темой занятия

  1. Работа с художественным произведением.

    1. 1 группа анализирует образ Элен Курагиной:

  1. Т 1. Ч 1. гл 3

  2. Т 1 Ч 3 гл. 1

  3. Т 1 Ч 3 гл. 2

  4. Т 2 Ч 1 гл. 4

  5. Т 2 Ч 1 гл. 6

  6. Т 2 Ч 3 гл. 9

  7. Т 4 Ч 1 гл. 1

    1. 2 группа анализирует образ Марьи Болконской:

  1. Т 1 Ч 1 гл. 24

  2. Т 1 Ч 1 гл. 25

  3. Т 1 Ч 3 гл. 3

  4. Т 1 Ч 3 гл. 5

  5. Т 4 Ч 1 гл. 7

  6. Т 4 Ч 1 гл. 14

    1. 3 группа анализирует образ Наташи Ростовой:

  1. Т 1 Ч 1 гл. 8

  2. Т 2 Ч 3 гл. 12

  3. Т 2 Ч 3 гл. 14,15,16

  4. Т 2 Ч 4 гл. 7

  5. Т 2 Ч 5 гл. 12

  6. Т 4 Ч 1 гл. 14

  7. Эпилог, 10 гл.

Во время анализа отдельных эпизодов романа, каждая группа заполняет определенную ячейку кластера.


  1. Работа с слепым кластером.

    1. Комментарий групп к заполненной ячейке кластера.

    2. Заполнение остальных ячеек.


  1. 3. Вывод по заполненному кластеру (рассмотрение особенностей женских образов; сопоставление героинь романа)

Самостоятельная, групповая работа;

исследовательский метод;

элемент технологии критического мышления;











элемент технологии развития критического мышления;

беседа с элементами сравнительного анализа

55 мин

5

Рефлексия.

Закончите предложение:

на этом уроке я узнал (а) …

меня удивило…

мне больше всего удалось…

я научился…

Словесный метод (беседа)

6 мин

6

Итоги урока. Выставление оценок.

Словесный метод

6 мин

7

Инструктаж о домашнем задании:

        1. 1. Написать синквейны по образам женщин, рассмотренных на занятии.

        2. 2. Дать краткую характеристику следующим героиням романа: Анне Павловне Шерер, Соне, Лизе Болконской.

Словесный метод

5

Мин

8

«На закуску».

Эмансипация женщин глазами писателей.

Словесный метод

Резервное время





Конспект занятия

Тема урока: Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему Героини Л.Н. Толстого в романе Война и мир

Цели занятия:

Учебная: выявление особенностей женских образов в романе; выполнение сравнительной характеристики героинь романа;

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культурному наследию своего народа; приобщение учащихся к нравственным идеалам Толстого (идеалам добра, верности, счастья) через образы главных героинь романа.

Развивающая: развитие исследовательского и аналитического мышления учащихся, умения анализировать эпизоды художественного произведения, выполнять сравнительную характеристику образов героинь, делать выводы.

Деятельностная: учащиеся должны знать особенности женской образной системы романа «Война и мир», уметь выполнять задания в группах, анализировать эпизоды романа Л.Н. Толстого, работать с кластером.

Обеспечение занятия: авторская презентация, тексты произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», карточки с кроссвордом.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: анализ художественного произведения .

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка посещаемости.


  1. Проверка домашнего задания.

Анализ таблицы (устное обсуждение)

Критерий сопоставления

Андрей Болконский

Пьер Безухов

Внешняя характеристика (первая встреча с читателем)

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

«Этот толстый молодой человек был сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова… Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался и был первый раз в обществе». «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне…При виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх…Этот страх мог относится только к тому умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличившему его от всех в гостиной.

Отношение к войне 1805-1807 годов.

Идет на войну, чтобы сбежать из света, скрывает истинную цель.

Против войны.

Какой эпизод в романе говорит о переоценке ценностей в жизни?

Аустерлицкое сражение: мечты о славе показались ему ничтожными. Оставляет военную службу. Государственная служба.

Женитьба на Элен, разочарование в семейной жизни, вступление в масонский орден, хозяйственные начинания.

Наташа Ростова в судьбе героев романа.

Любовь к Наташе, сватовство, роман Наташи с Курагиным, разрыв отношений между Наташей и Андреем.

Разочарование в масонстве, поддержка Наташи после разрыва с Болконским в период ее выздоровления. Женитьба на героини романа.

Война 1812 года в судьбе героев романа.

Возвращение в армию, участие в Бородинском сражении, смертельное ранение.

Остается в Москве, чтобы убить Наполеона; плен, сближение с народом.


  1. Актуализация опорных знаний по роману «Война и мир» в форме кроссворда.

Кроссворд по роману «Война и мир»


1Б

О

Р

О

Д

И

Н

О





2Н

Е

М

А

Н






3К

У

Т

У

З

О

В




4Б

А

Г

Р

А

Т

И

О

Н





5Ф

Л

Е

Ш

И






6Р

А

Е

В

С

К

И

Й



  1. Место, где состоялось главное сражение Отечественной войны 1812 года.

  2. Пограничная река.

  3. Полководец, главнокомандующий русской армией.

  4. Генерал, герой Отечественной войны 1812 года.

  5. Земляные укрепления.

  6. Командующий русской батареи на Бородинском сражении.

Мотивация на успешное усвоение знаний.

Работа с ключевым словом «НАТАША».

- Ребята, посмотрите на ключевое слово в кроссворде. Какие ассоциации у вас с этим именем?

красота


юность НАТАША девушка

русское имя, которое часто встречается в народе

- Как вы думаете, почему именно это слово стало ключевым?

Объявление темы и целей урока.

Слово учителя. Ни один роман не может обойтись без героини. В мировой литературе мы находим колоссальное количество женских образов, самых разнообразных характеров, со всевозможными оттенками: наивных детей, так очаровательных в своем незнании жизни; практичных женщин; кротких, нежных созданий, назначение которых - любовь; безответных страдалиц. Л.Н. Толстой в своем романе создал потрясающие по героике и силе женские образы. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с тремя центральными героинями романа: Наташей Ростовой, Элен Курагиной, Марьей Болконской. Данные женские образы во многом отличны друг от друга, но есть в их характеристиках сходные черты. Нашей задачей будет проанализировать эпизоды романа и выяснить, в чем проявляется сходство и различие этих героинь. Вы почувствуете себя в роли исследователей. Работа будет проходить в групповой форме, сегодня у всех будет возможность получить хорошие оценки.


  1. Работа над темой занятия.

    1. Работа с языковым материалом (работа в группах).

Формируется 3 группы, количество студентов каждой группы зависит от того, какой образ будут анализировать учащиеся. Так, группа, анализирующая образ Элен Курагиной, должна быть самой малочисленной, т.к. эпизодов для анализа, связанных с героиней, будет предложено меньше, нежели группе, которая будет работать с образом Наташи Ростовой. Из вышесказанного следует, что последняя группа должна быть самой многочисленной.

Каждая группа будет работать с предложенным ей образом героини, анализируя отдельные главы произведения, по следующему плану:

Имя

Портрет

Речь

Жизненные идеалы, поступки (опора на текст, цитаты из произведения)

Испытания любовью

Позиция автора

Моя позиция

1 группа анализирует образ Элен Курагиной.

2 группа исследует образ Марьи Болконской.

3 группа изучает образ Наташи Ростовой.

В помощь студентам раздаются карточки, содержащие перечень глав, к которым следует обратиться при работе:

Карточка №1

Элен Курагина

  1. Т 1. Ч 1. гл 3

  2. Т 1 Ч 3 гл. 1

  3. Т 1 Ч 3 гл. 2

  4. Т 2 Ч 1 гл. 4

  5. Т 2 Ч 1 гл. 6

  6. Т 2 Ч 3 гл. 9

  7. Т 4 Ч 1 гл. 1

Карточка №2

Марья Болконская

  1. Т 1 Ч 1 гл. 24

  2. Т 1 Ч 1 гл. 25

  3. Т 1 Ч 3 гл. 3

  4. Т 1 Ч 3 гл. 5

  5. Т 4 Ч 1 гл. 7

  6. Т 4 Ч 1 гл. 14

Карточка №3

Наташа Ростова

  1. Т 1 Ч 1 гл. 8

  2. Т 2 Ч 3 гл. 12

  3. Т 2 Ч 3 гл. 14,15,16

  4. Т 2 Ч 4 гл. 7

  5. Т 2 Ч 5 гл. 12

  6. Т 4 Ч 1 гл. 14

  7. Эпилог, 10 гл.

Учащиеся приступают к анализу произведения и по ходу работы заполняют таблицу.

    1. Анализ проделанной работы. Заполнение слепого кластера.

Каждая группа начинает рассказ о своей героине. При ответе студенты ссылаются на текст произведения, зачитывают наиболее интересные и значимые отрывки романа. В то время, пока учащиеся одной из групп защищают свою работу, студенты других групп, слушая их, работают над составлением кластера по теме занятия.

    1. Работа с кластером (обсуждение кластеров, которые были созданы студентами).

Элен Курагина

- светская красавица;

- вульгарная и циничная;

- расчетливая;

- отдалена от традиций народа.

-

-

Наташа Ростова

- любимая героиня Л.Н. Толстого;

-веселая, открытая;

-добрая; эмоциональная;

-пронизана русским духом.

Женские образы в романе


Марья Болконская

- очень любит своих близких;

- верующая; умная;

- обладает чистой душой.


Учащиеся делают вывод о том, что общего и различного можно увидеть в образах героинь.

  1. Рефлексия.

Закончите предложение:

на этом уроке я узнал (а) …

меня удивило…

мне больше всего удалось…

я чувствовал…

я научился…

урок навел меня на размышление…


  1. Итоги урока. Выставление оценок.

Слово учителя. Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

- хранительницу очага, основу семьи;

- высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;

- движение души.

Все эти качества мы обнаружили в образе Наташи Ростовой. Именно поэтому она становится любимой героиней писателя.

При анализе женских образов мы увидели, что каждая героиня, представленная в романе, особенна по-своему, каждая запомнилась вам по тем или иным внешним данным, чертам характера, поступкам.

  1. Домашнее задание.

1. Написать синквейны по образам женщин, рассмотренных на занятии.

    1. Дать краткую характеристику следующим героиням романа: Анне Павловне Шерер, Жюли Курагиной, Соне, Лизе Болконской.

  1. «На закуску».

Эмансипация женщин глазами писателей.

Н.С. Лесков исходил из того, что в образованном русском обществе растет понимание социальной ущербности того положения, которое занимает в нем женщина. По вине «среды, в которой она родилась, выросла и живет», по вине «общества и истории» русская женщина превращена в «рабу, невольницу, одалиску и, наконец, светскую куклу». При этом, по мнению писателя, отношение к европейским идеям эмансипации и «женщинам, увлеченным французскими эмансипаторами-анархистами», в России не может не быть настороженным и подозрительно-неприязненным. Психологическая причина этого состоит в том, что, «вырываясь всеми позволительными и непозволительными способами из цепей мужского и семейного деспотизма, русская женщина сама часто делалась самым ярым, самым неистовым деспотом и в семье, и в обществе». Поэтому в самих идеях эмансипации, и особенно в их носительницах в России, виделась опасность разрушения семьи и наступления хаоса.

Подобные и даже более негативные, чем у Лескова, оценки борьбы женщин за свои права можно встретить у И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.И. Достоевского, А.П. Чехова, тоже предупреждавших, что «эмансипацией» в России чаще всего называется и оправдывается «безобразное поведение женщин, забравших в свои руки невежественное право силы». В названии статьи Лескова - «Русские женщины и эмансипация» - союз «и» фактически подчеркивает безосновательность и поверхностность отечественных рассуждений о женских правах, как и «легкомысленность» восприятия новых идей самими женщинами, которым «предстоит труд положить основной камень своей эмансипации».

«Женщины наши, сетуя на свое зависимое положение, порываются к улучшению своего быта, к своей эмансипации под влиянием минутных впечатлений, без средств, без плана, без обдуманных приемов, да и то больше на словах, чем на деле. Они только все протестуют». В этих словах Лескова схвачена ключевая проблема: идея эмансипации, не проработанная и не осмысленная обществом, и прежде всего, женщинами, остается в буквальном смысле беспочвенной. Центральная мысль статьи состоит в том, что необходимо открыть русским женщинам неведомый им «широкий мир мысли и самостоятельного труда», дать им, наконец, возможность обрести «общечеловеческое воспитание». Именно такой была отправная точка первого отечественного проекта женской эмансипации.

Ольга Здравомыслова «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]






Список литературы

  1. Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки [Электронный ресурс]. Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Belaeva_Literatura_10kl/18.html

  2. Здравомыслова О. Статья «Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект» [Электронный ресурс]. Режим доступа: [intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14954-rossiyskie-zhenschiny-i-emansipaciya-nezavershennyy-proekt.html]

  3. Роман- эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0073.shtml

  4. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.







Приложение№1




1







2







3






4







5







6






  1. Место, где состоялось главное сражение Отечественной войны 1812 года.

  2. Пограничная река.

  3. Полководец, главнокомандующий русской армией.

  4. Генерал, герой Отечественной войны 1812 года.

  5. Земляные укрепления.

  6. Командующий русской батареи на Бородинском сражении.





Имя

Портрет

Речь

Жизненные идеалы, поступки (опора на текст, цитаты из произведения)

Испытания любовью

Позиция автора

Моя позиция

Приложение№2








Приложение №3

Марья Болконская

Наташа Ростова

Женские образы в романе

Элен Курагина











Приложение№4

Карточка №1

Элен Курагина

  1. Т 1. Ч 1. гл 3

  2. Т 1 Ч 3 гл. 1

  3. Т 1 Ч 3 гл. 2

  4. Т 2 Ч 1 гл. 4

  5. Т 2 Ч 1 гл. 6

  6. Т 2 Ч 3 гл. 9

  7. Т 4 Ч 1 гл. 1

Карточка №2

Марья Болконская

  1. Т 1 Ч 1 гл. 24

  2. Т 1 Ч 1 гл. 25

  3. Т 1 Ч 3 гл. 3

  4. Т 1 Ч 3 гл. 5

  5. Т 4 Ч 1 гл. 7

  6. Т 4 Ч 1 гл. 14

Карточка №3

Наташа Ростова

  1. Т 1 Ч 1 гл. 8

  2. Т 2 Ч 3 гл. 12

  3. Т 2 Ч 3 гл. 14,15,16

  4. Т 2 Ч 4 гл. 7

  5. Т 2 Ч 5 гл. 12

  6. Т 4 Ч 1 гл. 14

  7. Эпилог, 10 гл.


© 2010-2022