Технологическая карта открытого урока по литературе и русского языка Природа в творчестве русских писателей. Времена глаголов

Приложения; Карта анализа стихотворения №/№ Задание Примеры 1. Автор и название стихотворения: 2. Определите тему стихотворения: 3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?) 4. Какую картину рисует поэт в своем стихотворении? (Опишите, обратите на детали и цветовую га...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Родная природа в творчестве русских поэтов.

Время глагола»

Зиннатова Н.Г., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №27

Предмет: литература, русский язык (интегрированный урок)

Класс: 5 класс

Тема урока: «Родная природа в творчестве русских поэтов. Время глагола»

Цели урока:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат:

Предметные результаты: знать средства выразительности; уметь определять тему и основную мысль стихотворения; уметь находить глаголы и определять их время; уметь читать выразительно стихотворение, уметь работать с текстом.

Личностные результаты: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД);

- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, тема, идея, проблема, пейзаж, время глагола.

Оборудование: учебник «Литература» под ред. Г.С. Меркина, папка с теоретическим материалом, мультимедийное сопровождение к уроку.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, проблемного изложения.

План урока:


  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 мин)

  2. Формулирование темы урока, постановка цели. (5мин)

  3. Актуализация знаний. (10 мин)

  4. Закрепление изученного материала (контролирующее задание). (15 мин)

  5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

  6. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока:


Этапы:

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ученики сидят в группах, слушают учителя

1.Зиннатова Н.Г. Приветствует учеников; Добрый день ребята, давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

В каждом человеке, способном любить, радоваться, страдать, грустить, в каждом, в ком живет искорка живого, живет художник. Каждый из нас встречал восходы солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, провожал закаты. Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под деревом дождь. Словом, жил впечатлениями природы. Красота природы с каждым годом отпечатывается в нашем сознании. Повсюду нас сопровождают образы природы.

3.Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на слайд (слайд 1):

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Ф.И. Тютчев.

-Как вы понимаете данное высказывание?

Слово учителя (Зиннатова Н.Г. ):

Природа - подлинный герой поэзии С. Есенина, Н. Рубцова, Ф. Тютчева. Любовью к земле, к лугам и травам, лугам и озерам проникнуты многие строки их стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание родной природы, порывы ветра, шепот листьев, пение птиц плеск речной волны.

Выразительное чтение стихотворения учителем (Зиннатова Н. Г.) «Белая береза» под музыку «Время года» П. И. Чайковского.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.











Отвечают на вопросы, высказывают мнение о высказывании Ф. Тютчева








Отвечают на вопросы

1.Ребята, назовите автора этого стихотворения?

2.Какую картину вы представили, слушая это стихотворение?

3.Главный герой стихотворения…Назовите его.

4.Почему, на ваш взгляд, главным героем стихотворения выступает образ березы?

5. Назовите глаголы, которые использует С. Есенин для описания природы.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Формулируют тему и цель урока.


Организует формулирование темы и цели урока учащимися.



Ребята, давайте определим тему сегодняшнего урока.

А какова цель урока?

Слайд 2: Тема и цель урока

Открываем тетради, записываем тему урока, эпиграф)

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III.Актуализация знаний.

(10 мин)

Цели:

- организовать работу по системе знаний учащихся о поэтах, композиторах и художников, изображающих природу родного края;

- организовать работу по формированию умений делать вывод по представленному материалу.




IV. Этап закрепления знаний (контролирую-щее задание) (15 мин)

Цели:

- организовать работу по формированию умений работать с текстом, способствовать формированию умения правильно находить средства выразительности в стихотворении, выполнять анализ текста.


Отвечают на вопросы








Готовят рассказ о поэте и выразительное чтение стихотворения наизусть




Заполняют таблицу, работа в парах, выполняют задание, сотрудничая друг с другом.


Наблюдают, обсуждают в парах, делают вывод

Зиннатова Н.Г.

Родина. Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они…Любовь к родине, народу, традициям, истории, природе, желание сделать свою страну еще прекрасней является источником вдохновения поэтов, художников, композиторов.

А сейчас мы начинаем работу творческих групп.

Определите творческий состав

Группы (ведущий, литературовед, летописец, художник)

Сейчас мы определим, с творчеством, какого из поэтов предстоит поработать каждой группе.

Ведущие каждой группы подойдите к доске, вытяните жребий.

Вам дается 2 минуты, чтобы вспомнить стихотворение поэта и рассказать о его жизни и творчестве.

Группа: Творчество Есенина

Группа: Творчество Н. Рубцова

Группа :Творчество Ф. Тютчева.

Зиннатова Н.Г.

«Пейзаж» - французское слово, означает «вид, изображение какой - нибудь местности, картины, рисунок, изображающий природу. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.

Слайд 8

Проблемный вопрос: Ребята, а что мы называем «Родной природой»? (вот на этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока).

Что нужно сделать, чтобы понять мысли поэта?

Сейчас мы переходим к анализу стихотворений.

Перед вами тексты стихотворений, выберете тот, который вы будете анализировать, карта анализа текста, которую необходимо заполнить (в течение 7 минут)


Организует работу в парах, организует работу с текстом

Организует процесс работы с текстом стихотворения, заполнения карты и подготовки к защите.

Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.

Слайды (3-7)

Под музыку «Времена года».

Отвечают на вопросы, думают, размышляют.

1.Назовите поэтов, которые писали о природе?

2.Композиторов, которые восхваляли образы природы в музыке?

3.Художников, изображающих природу с помощью кисти и красок?






Вопрос к группам: Как можно назвать, одним словом, описание изображения природы?

Знать поэтов, художников и композиторов, которые писали о природе, рисовали картины природы.







Знать творчество поэтов, своеобразие лирики





Знать средства выразительнос-ти, уметь определять тему, основную мысль, образ лирического героя в стихотворении, определять время глагола.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).




Уметь работать в паре, слушать и понимать других, делать устный вывод (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ (Познавательные УУД)

Уметь ориентироваться в тексте, осуществлять анализ. (Познавательные УУД)

Уметь осуществлять анализ и синтез, выявлять отличия (Познавательные УУД)

Уметь сотрудничать друг с другом, слушать товарищей (Коммуникативные)

Уметь определять время глагола (Познавательные УУД)

Слушают одноклассни-ков

Слайд 9: Карта анализа стихотворения

Защита групп


Слайд 10

Ответ на проблемный вопрос: А теперь давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: «Что такое родная природа? Можно ли соотнести строки Ф.И. Тютчева, С. Есенина, Н. Рубцова с нашей родной природой?»

Знать анализ лирического произведения


Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


Делают самооценку

Каждый учащийся перед уроком получил берёзовые листочки темно-коричневого цвета, желтого и зеленого цветов. На ватмане нарисован березовый ствол. Учащимся предложено приклеить один из листочков: если урок был интересным, полезным - прикрепить зеленый листочек, если работа на уроке не принесла удовлетворе-ния, учащийся ничего нового и интересного для себя не узнал - прикрепить темно-коричневый листочек, а если учащийся затрудняется в своей оценке - прикрепить желтый листочек.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.












Зиннатова Н.Г.:

Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки! Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием».

Слайд 11:

-Ребята, назовите тему сегодняшнего урока?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Что нового вы узнали?

- Какие затруднения испытали?

Слайд 12:

- Расскажите по схеме (Я - знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.


-Каково было ваше настроение в начале урока? Изменилось ли оно к концу урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, поблагодарить?









Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Домашнее задание. (2 мин.)

Комментарии к выполнению домашнего задания.

Слайд 13

1вариант: Выучить наизусть стихотворение поэта Ханты-Мансийского автономного округа.

2вариант: Написать сочинение-миниатюру «Природа моего края»

Слайд 14









Ребята, я просила вас подобрать пословицы, поговорки, афоризмы о любви к природе. Какие афоризмы вы подобрали? Какие из них созвучны переживаниям лирического героя? Объясните значение одного из высказываний (на выбор).

Не беречь поросли, не видать и дерева (русская пословица)

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени (русская пословица)

Сила природы велика (Цицерон)

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни (Леонардо да Винчи)

Природа - творец всех творцов (И. Гёте)

Леса учат человека понимать прекрасное (А.П. Чехов)

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (А.И. Герцен)

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин (Ф.М. Достоевский)

Охранять природу - значит охранять Родину (М.М. Пришвин)


© 2010-2022