Урок-презентация по литературе с использованием регионального компонента по теме «В. С. Золотухин Возвращение к истокам»

Эту разработку можно использовать вместе с презентацией. Цель: познакомить с этапами жизненного и творческого пути В.С. Золотухина. Задачи: воспитание интереса к литературе Алтайского края, малой родине – Быстрому Истоку, к личности В.Золотухина-литератора. Валерий Сергеевич Золотухин - знаменитый актёр. Из под его пера вышло более тридцати книг. Его повести мы изучаем на уроках литературы Алтайского края. Он пишет о своей малой родине - Быстром Истоке. Мы гордимся тем, что В.С.Золотухин - наш земляк.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа»




Урок-презентация по литературе

с использованием регионального компонента

для учащихся 10 класса

Тема: В.С. Золотухин. Возвращение к истокам




Выполнено

учащимися 10А класса

МБОУ «Быстроистокская

общеобразовательная

средняя (полная) школа»

Руководитель Черных

Ирина Александровна

учитель русского языка

и литературы




Быстрый Исток 2013

Цель: познакомить с этапами жизненного

и творческого пути В.С. Золотухина.


Задачи: воспитание интереса к литературе Алтайского края, малой родине - Быстрому Истоку,

к личности В.Золотухина-литератора.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Выразительно чтение наизусть отрывка из повести В.Золотухина

«На Исток-речушку, к детству моему».

Кони... кони... рвут кони вены и сухожилия свои. Выпрыгнуть из трясины болотной хотят. Терзает постромки пристяжная, рушит оглобли коренник. Рвутся они за смородиной. На Исток-речушку, к Ермолаю Сотникову... Пришли к Володе, вспомнились, явились от смородишного духа эти кони, чтобы пронести опрометью по золо­тому детству.

Отец работал еще начальником тогда. Председателем колхоза. Мать была начальникова жена, председательша. А Вовка с Ванькой и Тонькой-сестрой были начальниковыми ребятишками.

Подолгу мать всегда упрашивала отца взять ее на пасеку к деду Сотникову на Исток-речушку смородины побрать... да и хмелю тоже. «Люди ведрами несут, варенья понаставили подполья полные, а мы еще ни с чем пироги. Отец, ребятишек пожалей - без пирогов останутся, а ты без пива...» - «Дак ведь ляга там, не проедешь...» - «Ну ведь вёдро уж какой день, подсушило небось... да на твоих чертях_море перескачешь...»_Отец отмалчивался. Он не хуже знал срок ягоде и Сотникову намекнул, что может накатить в любой момент. С матерью он в делах совета не держал и сказал вдруг:

- Собирайся, завтра Шаталов коней подаст. Совсем рано поедем, чтоб людям в глаза не лезть.

А к деду ехать далеко. Вставать рано, с гусиной кожей... Пру­дить с высокого крылечка и обуваться по-скорому - кони ждать не станут... Гоголь уж пену роняет, а Рыжка извихлялась вся...

Заткнули веткой дом, вышли за ограду. Мать посадила Володю в коробок, Ванька взлетел на пере­док. Отец проверил, плотно ли сидят «воробьи», не вытряхнутся ли при скорой езде. Усадил мать... Отвязал вожжи, натянул... Подался всем скрипучим телом, осаживая коней, которые тронули, едва хозяин занес одну ногу в коробок... Другой еще бороздил землю, вроде тормозом, подметки и след оставляя по пути... Вот и вторая нога отпустила землю...

- Пошел, милок.

Ведущий 1: А в моем родительском гнезде теперь охотничий домик. Когда-то мои папа и мама уехали в другую область, дом продали. Не так давно администрация села выкупила наше жилище, хотела сделать музей. Да только ничего не вышло. Что такое музей? Это же надо вкладывать средства - хотя бы отремонтировать! А где денег взять? Вот и стоял дом пустой, разрушался. Так что я его своей волей передал бесплатно обществу охотников. Они его в порядок быстро привели - фундамент, крышу отремонтировали, а перед входом табличку повесили: «Дом Валерия Сергеевича Золотухина». Теперь в одной комнате, где мы с братом спали, магазин охотничьих принадлежностей, а в другой - контора, где охотбилеты, документы разные выписывают. Но музей свой я в селе все равно сделаю! И ни чуточки это не стыдно. Я же не о возвеличивании собственного имени пекусь - мне надо село возрождать! Оно стоит очень далеко от железной дороги, на отшибе от большого мира. Когда-то в нем была пристань на берегу реки Оби. Пароходы, баржи ходили, все товары стекались в Быстрый Исток, торговля шла, жизнь кипела! А потом построили на Оби электростанцию, река русло поменяла, село и захирело. И я подумал: если здесь будет музей - может, сюда туристы поедут? Подтолкнем село к новой жизни - надо только найти средства, отремонтировать дорогу, сделать хорошую библиотеку и музей. Это же будет не «музей выдающейся личности», мое имя - просто зацепка. Это будет музей моего села - краеведческий, исторический, этнографический. С древнего чугунка, старинной прялки, с ерундовины начинается историческая память, которая нам очень нужна, чтобы мы не были «Иванами, не помнящими родства».

Ведущий 2: Родился Валерий Золотухин в Алтайской деревне Быстрый Исток в семье председателя колхоза. В семь дет с ним приключилась беда - Валерий вывалился он из окна второго этажа и сильно зашиб колено. Помощь ему оказали не сразу, да и к тому же неправильно. Мальчику от бедра до щиколотки заковали ногу в гипс. К счастью под этим панцирем завелись вши, и Валерий карандашом расчесал опухоль. Гипс пришлось снять, и вовремя, а иначе бы он на всю жизнь остался бы калекой.

Ведущий 1: Валерий был доставлен в санаторий, где ему поставили диагноз туберкулез кости и объявили, что он никогда не будет ходить самостоятельно. Мальчику пришлось нелегко. До восьмого класса он ковылял на костылях. Случалось, что окружающие мальчишки дразнили его, но Валерий не обращал на них внимания (или делал вид, что не обращает).

Ведущий 2:

Не смотря на такое увечье, мальчик мечтал, что когда-нибудь он станет артистом. Валерий Сергеевич вспоминает: «У менявсегда было чувство счастливой уверенности в себе, я даже

допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни

много, ни мало, а стать артистом. Я же не понимал тогда, что с

моей травмой это невозможно, потому, наверное, и добился

своего. Помню, был еще совсем маленьким, мамка уходила в

поле работать, меня привязывала за ногу к порогу, чтобы никуда

не уполз. А я песни пел. Мимо люди проходили: кто молока

нальет, кто хлеба кусок даст - так я уже с детства актерством

зарабатывал. Позже сестра сказала: "Быть тебе или великим

артистом или великим пьяницей".

Выразительное чтение наизусть отрывка из новеллы Золотухина «Клоуны».

Я согласился быть «уткой», получил дополнительную контромарку и отвез ее на велосипеде на другой край села моей кудрявой девушке. Эх, надо ли говорить, что задолго до представления меня стало потрясывать, мурашки негодные, как взбесились по всему телу, а я считался заядлым «самодельником» и на клубных подмост­ках как в своем огороде был. Я окунулся в теплынь Истока, пошеркал голову хозяйственным обмылком, погладил брюки, рубашку шелковую, безрукавку, что давным-давно из Германии тетка при­везла, надел и, как уговорились, сел на первый ряд, первое место.

Волшебник делал свое дело спокойно, пек торт. «Рыжий» суетился тут же, взвизгивал, вскрикивал, хохотал и возмущался... Наконец сдернуто покрывало - и под ним чудеснейший, без муки и теста сочиненный пирог. «Рыжий» мигом угостился, проглотил, похвалил мастера, потом обхамил его же и заявил, что он сейчас Тут же принародно в любой кепке с чистой головы испечет печенье, «очередь только за кепкой и дело может оказаться в шляпе».

Мигом клоуну были протянуты фуражки, кепки, платки, даже косынки...

«Спасибо, спасибо... не все сразу... Я возьму здесь поближе, у молодого человека, что сидит...» Он домолвить не успел, родимый, как я уже крикнул: «Не дам, а я не дам!» С восторгом, с победой крикнул. Не приведи господь, чтоб со мной кто так поступил из партнеров, для чего ведь ни ума большого, ни таланта не надо. Я нарушил уговор, правила игры, все равно, что под куполом один решил не ловить другого и пустил в опилки. Но дядя Леша, видать, виды видывал. На миг он остолбенел только, а потом так повернул дело, что весь зал кто просить, кто требовать стал, чтоб я немедля отдал кепку на сцену.

Не знамо кто, не знамо как вырвал у меня эту злосчастную кеп­ку, в миг она уж в руках «рыжего» фигурировала, и тот в нее первое яичко кокнул. «Ай-яй-яй-яй-яй! - взвизгнул я, помню, именно поросенком (кстати, любовь уж выдернулась из зала и далеко шпа­рила от позора, - она до сих пор не верит в этюдность прошлого). - Что же вы, нахалюги московские, делаете?! (А «рыжий» уже вто­рое яцо в фуражечку стукнул, опилок для вкусу бросил, окурок для курящих расшелудил и воды плеснул...) Да я за эту вещь в раймаге... скажите, Марья Григорьевна, - обратился я с призывом к ошалев­шей завмагше, что тоже в первом ряду восседала, - восемьдесят рублей уплатил... Плакали мои трудодни сенокосные...» - «Отро­дясь к нам такого дерьма не поставляли», - «поддержала» меня Мария Григорьевна, а клоун уж помешивал ложкой «люменевой» будущее печенье. Меня уговаривали не хамить москвичам, грозили, хватали за пиджак, но я, как змея выползину, оставил его в руках врагов, меня державших, в момент молнии очутился на сцене, где я знал каждый лоскут в каждой кулисе, и уже выкручивал кепку из рук «рыжего» и плакал настоящими слезами. Вот где улыбнулось мне, я знаю, мое упрямое предчувствие! А рубашечка моя, немецкая безрукавочка, уже заляпана желтком... И в парике «рыжего», и на лицах обоих пот, слезы, опилки и вся мерзость, что он успел заря­дить в кепку свою-мою, пока я прорывался к нему этюдом, засучив несуществующие рукава, закусив удила природные. Зал ревел. Молельные стены клуба сотрясались от хохота, свиста и топота - чистая коррида. Это был самый успешный номер представления. На сцену прибежали полуодетые артисты, перепуганные сканда­лом.". Они не верили глазам своим, что я подсадка, что я пона­рошке. Алексей Яковлевич кое-как заволок меня на буксире-кепке за кулисы: «Хорошо, хорошо, все замечательно... несколько чеУрок-презентация по литературе с использованием регионального компонента по теме «В.С.Золотухин Возвращение к истокам»ресчур... Вот вам другая кепка, идемте к публике, успокойте ее...»

Я вышел к залу счастливый уже. Я понял, что главное свершилось, что я выиграл что-то важное для себя. «Извините, товари­щи, - говорю, - простите меня, люди добрые, забельмило немножко, перекупался так и есть в Истоке, кепка моя цела, вот она, на трудодни приобретенная...» - и сел на свое место.

А на утро...

«Вот что я вам скажу, молодой человек, - встретил меня Алек­сей Яковлевич, - вы сделаете преступление, если не станете драма­тическим артистом. (Так и сказал - ПРЕСТУПЛЕНИЕ, прова­литься мне за этим столом).

Ведущий 1: Деревенский парнишка, не избавившийся от хромоты, заявился поступать в ГИТИС, причем не куда-нибудь, а на отделение оперетты, туда, где надо с легкостью петь и танцевать! Вот уж, правда, - про такой поступок говорят: «Не ведает, что творит». Но самое удивительное, что он поступил! Валерий умудрялся обманывать педагогов. А чтобы в балетном классе не было видно его физических недостатков, подговорил сокурсников заниматься в трико, а не в трусах. Он вспоминает: «Чтобы не отставать от коллег, мне приходилось гораздо больше заниматься. От таких нагрузок в любой момент могло произойти обострение. Тем более, что по своей внешности я скорее подпадал под амплуа комика и простака, а тут уж пришлось бы на сцене выкладываться на полную катушку. Я понимал. что, долго в таком напряжении не протяну. Но я фартовьй парень!

Ведущий 2: На одном курсе с Золотухиным училась Нина Шацкая - красивая девушка, которая Валерию казалась недосягаемой. Она покорила его сердце. Завязался бурный роман, закончившийся на пятом курсе свадьбой.

К тому времени Шацкая уже несколько раз снялась в кино. Однажды они поехали отдыхать в родное село Валерия. По этому случаю в клубе был показан фильм с участием Нины Шацкой, после чего устроили ей творческую встречу. Чуть позже в «Алтайской Правде» написали: «Наше село посетила известная актриса Нина Шацкая со своим мужем».

Ведущий 1: Первой большой ролью Валерия Золотухина, стал участковый Василий Снежкин в детективе все того же Владимира Назарова «Хозяин тайги» (1968). В этой картине Золотухин играл в паре со своим лучшим другом Владимиром Высоцким, к тому времени уже популярным актером и певцом. А спустя три года на экраны вышел фильм, принесший ему и вовсе огромную популярность. Это 5ьгла музыкальная комедия Николая Рушеева и Абрама Народицкого «Бумбараш».

Ведущий 2: Среди его театральных героев: Ванг-водонос («Добрый человек из Сезуана»), Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Глебов («Дом на

набережной»), Петя Трофимов («Вишневый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Федор Фомич Кузькин («Живой»), Живаго («Доктор Живаго»), маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), сразу три роли в спектакле «При во время чумы» - Герцог, Дон Гуан и Фауст. И это далеко не полный перечень работ актера на сцене.

Ведущий 1: В.С.Золотухин - автор более 10 книг, в том числе «Всё в жертву памяти твоей», «Печаль и смех моих крылечек», «Таганский дневник» (роман в 2 томах), «Дребезги» (повесть в рассказах). 30 лет писательского труда. Может быть, путь к потомкам для Золотухина лежит через книгу, а не театр?

Воспоминания В.Распутина в предисловии первой книги Золотухина «На Исток-речушку к детству моему».

Ведущий 2: Ещё одна, не менее яркая, ипостась Золотухина - его книга. Дневниковые повести «На плахе Таганки» и «Секреты Высоцкого» сделали имя Золотухину - писателю. Дневники, которые Золотухин ведёт с момента поступления в театральный институт, а точнее, с 1 сентября 1958 года, легли в основу многих его рассказов.

Ведущий 1: Писательский талант обнаружился у Володи ещё в школе. Это произошло в старших классах, чуть позже громкого голоса и музыкальных успехов. Поразившись поэтическим совершенством и мощью «Слова о полку Игореве», Золотухин написал сочинение в целую ученическую тетрадь. У него «случился даже мозоль» на пальце. Первый на литературном поприще! Но этот писательский труд ученика оказался неоценённым. За сочинение Валерий получил кол, так как на каждой странице имелось по нескольку ошибок. Тогда он написал трактат «О преподавании литературы», где развил мысль о том, что кол - неправильная оценка за труд. Трактат прочитал в классе с выражением и уже хотел было послать в журнал «Семья и школа», но директор погрозил аттестатом... Возможно, именно тогда началась у будущего актёра потребность

писать. А профессия только добавила динамики действию, кинематографичности мысли, цепкости взгляду, выпуклости героям, яркости диалогам и осранённости автору.

Ведущий 2: «Приходит у человека час, у каждого разный, когда тоска по истокам своим, по родине, по корням, от которых случился и прожил до этого дня, становится невыносимой до сердечной боли», - писал В.Золотухин.

Его повесть «Дребезги» возвращает в далёкое детство «потомственного колхозника», жаждущего стать гуттаперчевым мальчиком под куполом цирка. Отрывки из романа «21 - й километр» повествуют о любви - озарении и сложных отношениях в театральном мире. В целом, повести и рассказы В.Золотухина есть осмысление большой жизни, своей и целого поколения.

Ведущий 1: Валерий Сергеевич - человек верующий. Он участвует в православных проектах, при его непосредственном участии была построена церковь в Быстром Истоке.

Праздник Покрова Пресвятой Богородици был установлен при князе Андрее Боголюбском в 1164 году и отмечается 14 октября. Для крестьян он связан с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Русский народ создал свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге. За это жителей хотел наказать пророк Илья, но Богородица, пожалев людей, спасла их от гнева пророка и развернула над деревней покров (платок), после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Ведущий 2: Валерий Сергеевич не забывает свою малую родину. Совсем недавно он побывал с концертом «Не забудь, что я есть и тебя!» вместе с актрисой Ириной Линдт и сыном Иваном. Сюда он привозит московских актеров, актеров Барнаульского молодежного театра. Не единожды он принимал земляков на московской земле, в родном театре на Таганке. Земляки для него не только быстряне, но и все, кто живет на Алтае, об этом он проникновенно рассказал в своей новелле «Земляки».

Выразительное чтение наизусть отрывка из новеллы Золотухина «Земляки»

В мрачные дни, а они у всех случаются, всякому живому чело­веку мерещится, что жизнь его собственная склепана сплошь из звеньев ошибок и лжи. Воображается подобное нередко и мне. В такие часы болезненно и скрупулезно перелистываешь свои прош­лые дни, торопливо прозваниваешь.

Земляки - это почти родня, если другой родни нет, говорит народ. Если это так (а это так), то Василий Макарович - самый богатый на родню человек, потому что читатели и зрители у нас и за пределами наших земель волею его могучего таланта стали его «земляками», освоили его Алтай. В этом я сто раз убедился воочию на Пикет-горе в июле 1979 года на Шукшинских чтениях в честь 50-летия со дня рождения писателя. И опять же земляки меня на то спо­добили. Сам-то я, глядишь, и не оторвался бы от своего корыта, дел, семьи и съемок.

В разгар сезона, в январе, спектакль играть начинать, а мне гово­рят: «Вас на выходе родня ждет, шестнадцать человек». «Что за шутки?» - «Нет, всерьез. А старшая говорит - за одной партой с вами сидела». Иду, гляжу... Стоят, прильнув к стеклу, пятнадцать ребятишек - мальчишек и девчонок, моих алтайцев. Их не спу­таешь ни с рязанскими, ни с вологодскими лицами, девятиклассники из села Повалихи, мои земляки, моя «родня». Их привезла в Москву, привела в театр классный руководитель Валентина Дмитриевна Строгова, с которой я никогда ни на какой парте не сидел - мы из разных деревень... «Вот, ребята... победители... лучший класс... на заработанные в колхозе деньги... Куда - к земляку... в театр... днем у Шукшина были... на Новодевичьем... тоже не пускали... строго... но все же пустили...»

Куда же еще, господи? Конечно, правильно, к земляку!



Библиография.

1. Золотухин В.С. Дребезги. - М., 1991

2. Золотухин В.С. Пляши, брат, - где-нибудь играют… Проза разных лет. - НН., 2003

3. Золотухин В.С. На Исток-речушку, к детству моему. - М., 1985

4. Песня в исполнении М.Евдокимова. «Алтай», музыка - О.Иванов, слова - Б.Бортасевич.

© 2010-2022