- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Обособленные уточняющие члены предложения
Конспект урока Обособленные уточняющие члены предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кенбаев Е.Ж. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Кенбаев Ергали Жанжолович
Қарағанды облысы, Сәтбаев қаласы
«Сәтбаев қаласындағы №1 мектеп- гимназиясы» КММ
орыс тілі мен әдебиеті пәнінің оқытушысы
Русский язык
8 «А» класс
Тема урока: Обособленные уточяющие члены предложения.
Цели урока:
-
образовательные: сформировать умения учащихся безошибочно определять уточняющие члены предложения; выработать навыки постановки знаков препинания;
-
развивающая: способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умения анализировать;
-
воспитательная: воспитывать культуру речи и поведения.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, таблицы.
Тип урока: урок-повторение.
Методы: групповая деятельность, творческая работа учащихся.
Ход урока:
-
Мотивация урока
Никакая другая способность, который может овладать человек, не дастему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить.
Ч.Делью
-
Проверка домашнего задания
А) выпишите из текста предложения с уточняющими членами
Б) объясните расстановку знаков препинания
В) назовите, какими членами предложения являются уточняемые слова и уточняющие члены предложения.
III. Объяснение нового материала.
- Ребята, вы сейчас показали, как усвоили тему «Уточняющие члены предложения». Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о том, какими членами предложения они могут выступать.
- Обратите внимание на эти примеры
Уточняющими называют те члены предложения, которые поясняют другие, уточнямые, члены предложения. Уточняться, поясняться могут все члены предложения - и главные, и второстепенные:
-
Так оба они, пес и человек, встретили праздничную ночь на балконе. - здесь с помощью приложения уточняется подлежащее;
-
Надо жить потребностями дня, то есть забыться- поясняется сказуемое;
-
На другой день, рано утром, я пешком ушел в Батурино - уточняется обстоятельство времени;
-
Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. - уточняется обстоятельство места;
-
Больной лежал все так же, безжизненно и неподвижно. - уточняется обстоятельства образа действия;
-
Птиц старик жалел, особенно маленьких и хруких морских ласточек. - поясняется дополнение;
-
Они толкали вверх огромную, с дом, автомашину с сеном. - поясняется определение.
Уточняющие члены предложения конкретизируют, ограничивают, сужают значение слова, к которому относятся.
IV. Закрепление новой темы
Спишите предложения с обособленными членами, выделяя их запятыми. Обоснуйте расстановку знаков препинания. Подчеркните уточняющие члены предложения.
-
Тут внутри дворца господствовали мрак и тишина. 2. По ночам иногда до утренней зари я писалу себя в мансарде роман. 3. В это время то есть на рассвете субботы не спал целый этаж в одном из московских учреждений. 4. Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартируна краю города на самом высоком месте уподножья Машука. 5. Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 6. Беликов всегда даже в очень хорошую погоду выходил к калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.
-
Запишите предложения, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.
Весь предыдущий опыт показывает, что Паркинсон был прав «Слишком часто мы забываем о главном об искусстве общения)». Общаясь, мы должны знать, что человек бессознательно( сам о том не думая) слышит только то, что может понять. Этот принцип известен (точнее он существует) как принцип Рассела. Поэтому желательно ( а лучше сказать, необходимо) иметь в виду, что вас могут понять неточно( то есть неправильно),\. Психологи советуют ( более того рекомендуют) доказывайте ( иными словами, опирайтесь на факты)ю\, Никогда ( ни при каких обстоятельствах) не спешите.
V. Обобщение пройденного материала
Вот и подошел урок к концу. Мы с вами достигли поставленной цели. Повторим изученное, ответьте на вопросы:
-
Что включает в себя понятие о б о с о б л е н и е ?
-
Для чего служат у т о ч н я ю щ и е члены предложения ?
-
Какие члены предложения могут уточняться ?
-
Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие ? Приведите примеры.
VI. Домашнее задание
Упражнение 75 ( Определите уточняемые и уточняющие члены предложения, какими членами предложения они являются).