Конспект урока литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампа

Данный конспект урока разработан для обучающихся с нарушением слуха ( в классах глухих и слабослышащих обучающихся) с применением технологии формирования критического мышления. На данном уроке используется прием чтения с остановками, написание синквейна.  Урок разработан для обучающихся с нарушением слуха и направлен не только на формирование предметных компетенцией, но и метапредметных, способствует решению коррекционных задач. Этот материал можно использовать на уроках и в классах для обучающи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 10 классе

(с использованием технологии «Формирование критического мышления на уроке»)


Тема : Рассказ А.Грина «Зеленая лампа»


Цель: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению, для пробуждения дара воображения, развитие творческого мышления.

Задачи.

Образовательные:

Развитие умения анализировать текст (экспозицию рассказа), выделять главную мысль, доказывать свою точку зрения, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Коррекционные:

Коррекция высших психических функций (памяти, мышления); развитие слухового восприятия, формирование произношения.

Воспитательные:

Формирование активной нравственной позиции о роли мечты в становлении человека, смысле жизни;

Оборудование:

портреты А.Грина, выставка его книг, таблички со словарем, адаптированный текст 1 части рассказа (экспозиции) для особой категории учащихся.

Технологическая карта урока:


Стадии урока

Приемы

стадия вызова

Мозговой штурм, вызов ассоциаций, синквейн

    стадия осмысления

    чтение с остановками, работа по вопросам (уточняющим, интерпретационным, оценочным)

      стадия рефлексии

      дерево предсказаний, творческое домашнее здание

      Ход урока:

      1.Организационный момент:

      (за экраном)

      -Все готовы к уроку?

      -Как меня слышите?

      -….

      I.Стадия вызова

      Мозговой штурм

      1.Работа с эпиграфом:

      *Сегодня к уроку я подобрала эпиграф из стихотворение В.Саянова, послушайте:

      «Он жил среди нас, этот сказочник странный,

      Создавший страну, где на берег туманный

      С прославленных бригов бегут на заре

      Высокие люди с улыбкой обманной,

      С глазами, как отзвук морей в январе.

      С соленой, как море бунтующей кровью,

      С великою злобой, с великой любовью,

      С известной, как солнце, мечтой о добре».

      (за экраном)

      -О ком на ваш взгляд написаны эти стоки?

      (…о А.Грине)

      -О какой стране говорится в стихотворении?

      (…о Гринладии- страна созданная автором)

      -Почему автор называет его «сказочником странным»?

      (… показал в своих произведениях оригинальный мир моря,

      любви, веры в исполнение мечты)

      * Сегодня на уроке мы познакомимся со вступительной частью рассказа А. Грина, попытаемся ее проанализировать

      (за экраном)

      -Как называется вступительная часть в литературном произведении?

      (…экспозиция )

      -Какие вы еще знаете композиционные части произведения?

      ( завязка, кульминация, развязка)

      -К какому литературному роду относится жанр рассказа?

      (…к эпическому)

      Прием ассоциаций.

      *Рассказ называется «Зеленая лампа»

      -Какие ассоциации вызывает у вас это название?

      ( представления)

      (…)

      (…)

      -Что может произойти в рассказе с таким названием?

      (-О чем нам расскажет автор?)

      (…)

      Прием синквейн.

      (за экраном)

      *Запишите в тетради синквейн на тему «Зеленая лампа»

      Прочитайте получившиеся синквейны.

      II.Стадия осмысления.

      1.Чтение с остановками

      (1ч.) (см. Приложение)

      -Где происходят события рассказа?

      -Когда они происходят?

      -Что подчеркивает автор в героях вышедших из ресторана?

      (…хорошо одетые, дорогой ресторан)

      -Что вы о них можете предположить? Как они живут?

      (…успешны в бизнесе, занимают высокое положение)

      -Кто привлек их внимание?

      (…молодой человек, лежащий без движения)


      -Как выдумаете, почему он лежит на дороге?

      (…)

      -Как описывает его автор?

      ( если требуется повтор ключевых предложений за экраном)

      (…)

      -Как бы поступили вы, увидев человека, лежащего на дороге?

      (…)

      (2 ч.)

      -Как относятся герои к этому человеку?

      (…плохо, брезгливо…)

      -Почему они подошли к нему?

      (…скорее им было любопытно, от скуки…)

      -Они жалеют его?

      (…нет, называют палью, пьяным)

      -Как вы понимаете фразу : «делать из людей игрушки»?

      -Каков замысел Стильтона?

      (…поиграть с человеком)

      -Как характеризует это Стильтона?

      (…)

      (3ч.)

      -Послушайте, какое описание дает автор героям

      (чтение учителя)

      * Заполните таблицу предложенными фразами:

      «Две судьбы»


      Стильтон

      Джон Ив

      -Какой литературный прием использует автор в изображении главных героев?

      (… противопоставление, контраст, антитеза…)

      (4ч.)

      -Как вы думаете, что предложит Стильтон Джону Иву?

      (…)

      Дерево предсказаний.

      -Как будут дальше развиваться события для героев рассказа? Свои предположения оформите в виде «Дерева предсказаний» (2 варианта)

      Дерево предсказаний


      Джон Ив

      СКонспект урока литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампатильтон

      Конспект урока литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампа


      Конспект урока литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампа

      Что будет дальше?

      Чем закончится рассказ?

      Конспект урока литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампа


      * Завтра, когда вы дочитаете рассказ до конца, мы узнаем, чье же предположение окажется самым точным, чьи предсказания окажутся верными.

      III. Стадия рефлексии.

      *Заполнение «Дерева предсказаний»

      -Вам понравился рассказ? Чем?

      (…)

      -Что мы делали сегодня на уроке?

      (…анализировали…)

      -Какой литературный прием использовал автор?

      (…)

      Оценки за урок.

      Домашнее задание: дочитать рассказ до конца. Напишите краткую биографию Стильтона до встречи с Джоном Ивом.



      Приложение №1


      Конспект урока литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампаЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА

      1

      В Лондоне в 1921 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что покинули дорогой ресторан. Там они ужинали, пили вино и шутили с артистками из Дрюриленского театра.

      Теперь внимание их было привлечено лежащим без движения плохо одетым человеком лет двадцати пяти, около которого начала собираться толпа.

      2

      - Стильтон!- брезгливо сказал толстый джентльмен высо­кому своему приятелю, видя, что тот нагнулся и всматривается в лежащего,- честное слово, не стоит так много заниматься этой падалью. Он пьян или умер.

      • Я голоден... и я жив,- пробормотал несчастный, припод­нимаясь, чтобы взглянуть на Стильтона, который о чем-то за­думался.- Это был обморок.

      • Реймер! - сказал Стильтон,- вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развле­чения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

      3

      Бродягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирлан­дии искать службу или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Кроме начальной школы, он не получил ни­какого образования. Ив некоторое время работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением легких и, вый­дя из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конку­ренция и безработица скоро показали ему, что найти работу не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видели, замечен Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити.

      Стильтон в 40 лет изведал все, что может за деньги изве­дать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов.

      4

      Ив рассказал Стильтону свою историю, тот заявил:

      - Я хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу блеснут глаза.

      Конспект урока литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампа

      ГОУ школа - интернат I-II вида



      Конспект урока литературы

      Тема: Рассказ А.Грина «Зеленая лампа»



      Составила: Крицкая Т.А.




      г. Кострома 2008г.

      © 2010-2022