Выступление на городском методическом объединении учителей-словесников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на городском методическом объединении учителей-словесниковВыступление на городском методическом объединении учителей-словесников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»


144010, Московская область, город Электросталь, улица Ялагина, дом 22А, тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67







"Метапредметные умения и УУД в ООО"

(выступление на ГМО учителей-словесников)




Автор Икиликян Алла Петровна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории




2015 год

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования не освоение школьниками конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, а формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности. По мнению разработчиков стандартов, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Метапредметные результаты подразделяются на три вида:

1) регулятивные;

2) познавательные;

3) коммуникативные.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формирование всех видов УУД проходит через следующие этапы:

  1. вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

  2. основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

  3. далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

  4. в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, одна из главных задач педагога на настоящий момент - помочь формированию, развитию и достижению предметных и метапредметных результатов.

Отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность.

Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста. Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.

Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность, где под учебной деятельностью понимается сформированное умение, навык или способность.

Введение в учебную деятельность предполагает:

а) создание у обучаемых учебной мотивации ("мотив" - побудитель к действию, "мотивация" - процесс побуждения, стимулирования мотивов);

б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются метапредметные УУД. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

Сейчас на уроках русского языка мотивацией стала необходимость сдачи ГИА и ЕГЭ. Так, повторяя или изучая новую тему, я в качестве мотивации привожу примерные задания из сборников ГИА, ЕГЭ.

При повторении темы «Морфологии» использую приём «ассоциативный ряд». Дети начинают вспоминать, анализировать.

В своей работе на уроках как русского языка, так и литературы уделяю огромное внимание работе с эпиграфами, это и изречения, афоризмы, например: «Обращаться с языком кое-как - значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» (А.Н.Толстой). Этой фразой подвожу к осознанию умения грамотно строить свою речь на уроке «Стили и типы речи».

На уроке иногда создаю интригу следующей фразой: глокая куздра будлонула бокра и штеко кудрячит бокрёнка. К концу урока учащиеся чётко формулирую различие между грамматическим и лексическим значением слова.

Иногда при повторении темы прошлых курсов в начале урока провожу тестирование с целью выявления и осознания пробелов по этой теме для самих учащихся, в первую очередь. Сразу проводим взаимопроверку, самоанализ, за чем следует мотивация и цель, которую они формируют самостоятельно.

На одном уроке, я пришла в класс со стопкой словарей. И предложила определить тему урока. Путём наводящих вопросов они пришли к обоснованной теме «Лексикография» - (от греч. lexikos - словарный и grapho - пишу)

На уроках изучения биографии писателей часто эпиграфом беру чью-то фразу об этом писателе, создавая интригу познания: «…историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник». (А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове).

Вторая функция, которую Вы должны предусмотреть, создавая сценарий учебного занятия - создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.

Важнейшую роль в формировании метапредметных УУД играют разнообразные формы и методы работы, которые нацелены на получение результата.

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием составления граф-схемы, алгоритмов работы над правописанием. Граф-схема - это способ моделирования логической структуры текста. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Прием тезисов представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

Прием составления сводной таблицы - позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, коммуникативные действия. Можно предложить продолжить произведение, спрогнозировав дальнейшую жизнь героя, учитывая его черты характера. Или в каком месте в произведении вы бы уже поставили точку?

После просмотра нескольких фрагментов экранизации произведения я задаю вопрос: такими вы представляли главных героев, если нет, почему?

Часто на уроках литературы перед изучением нового произведения в качестве домашнего задания предлагаю найти десять интересных фактов из жизни писателя, или музеи, памятники этому человеку, что представляет собой вид поисковой деятельности. Практически каждый урок стараюсь провести с использованием ИКТ, что значительно повышает интерес и, соответственно, качество.

Дискуссия - еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого - основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

Третья функция, которую необходимо спроектировать, создавая сценарий учебного занятия - обеспечение учебной рефлексии. Рефлексия - одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

  • "Что ты делал?" (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);

  • "Что у тебя не получается?" (вопрос нацелен на поиск учащимся "места" затруднения, ошибки);

  • "Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);

  • "Как надо выйти из затруднения?" (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

Систематически на уроках русского языка и литературы целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений, в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся.

Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности мы должны контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого учащегося контроль за правильность выполнения задания означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

«Метапредметы - это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться». Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода)

Мы, учителя, народ легко обучаемый, привычный к нововведениям, поэтому и метапредметность освоим.



© 2010-2022