- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Монгуш М.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Монгуш Милана Николаевна
Класс: 6 класс
Дата: 15.12.2015
Предмет: Русский язык
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тип урока: Урок открытия «новых» знаний
Цель урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов
Задачи:- активизировать ранее изученную лексику
-учить употреблять имена существительные в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса
- определять грамматические признаки имени существительного
- учить работать в учебном диалоге, в группах
- учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей
Планируемые результаты
Личностные
- проявлять интерес к изучению темы;
- желание помочь ребятам;
- проявлять творческое отношение к выполнению заданий;
- осознание успешности при изучении темы.
Предметные
- Образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.
- Распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.
- Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.
- Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными
Метапредметные
Познавательные умения:
- различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;
- определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- выполнение учебного действия в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Межпредметные связи:
Литературное чтение
Окружающий мир;
Тема - «Живая и неживая природа»
Ресурсы
Демонстрационный материал
-
Карточки с учебными заданиями.
-
дидактическое сопровождение
-
материалы для познавательной деятельности
Формы работы:
Фронтальная.
• индивидуальная
• парная
• групповая
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Развитие УУД
1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.
Цель: Создать условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебный
процесс
Здравствуйте ребята, гости.
Все друг к другу повернулись.
Все друг другу улыбнулись.
Гости рады им всегда.
Так начнём работать? Да!
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?
- Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
- Ребята, вы знаете, что такое лаборатория?
- Это учреждение, где проводятся различные исследования, наблюдения, опыты, эксперименты. Второе значение у слова - помещение, где располагается это учреждение.
Сегодня наш класс превращается в научную лабораторию Слова, и вы сегодня не ученики, а научные работники лаборатории Слова. Записывать результаты наблюдений и исследований будем в рабочих тетрадях. Откройте тетради и запишите дату.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей
Мы узнаем что-то новое.
УДД:
-
личностные (действие смыслообразования,
установление учащимися связи между целью
учебной деятельностью и ее мотивом);
-
коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: Организовать актуализацию изученных
способов действий, достаточных для проблемного
изложения нового материала
- Запишите новое слово лаборатория (придумайте слова из букв этого слова)
Проверка фронтальная.
- Какой частью речи является слово лаборатория. Докажите.
- На какие вопросы отвечает существительное?
- Что обозначает существительное?
- Каким членом предложения может являться?
- Постоянный грамматический признак существительного?
- Как изменяются существительные?
- Сколько падежей в русском языке?
- Как определяем падеж существительного?
Исследовать сегодня будем имя существительное и узнаем что-то новое о его признаках.
- Посмотрите на слова, полученные из слова лаборатория. Слайд 3.
- Что их объединят?
- Докажите.
- Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь.
- По какому принципу вы их разделили?
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?
- А на вопрос что?
-Какие слова вызвали сомнения?
- Возникла проблема, кто может сформулировать тему нашего исследования (урока)?
Мотивирует учащихся к изучению темы.
Принимают учебную задачу.
Читают слова
Существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
Может являться любым членом предложения.
Род
По падежам, числам
6 падежей.
(Ребята высказывают версии.)
Борт, брат, оратор, рот, болт, тир, раб, робот
Это имена существительные, мужской род, отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, можно подставить слова он мой, нулевое окончание; кто? и что?, одушевленные и неодушевленные.
(робот)
Знакомятся с темой урока,
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
УДД:
-
регулятивные (целеполагание; планирование);
-
познавательные (общеучебные (поиск и
выделение необходимой информации);
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желание помочь ребятам подготовиться
к конкурсу «Русский медвежонок».
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание, используя
термины, в рамках учебного диалога
3. Постановка учебной задачи.
Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или
побуждающий диалог по проблемному
объяснению нового знания.
Чему мы должны сегодня научиться в нашей лаборатории? Слайд 4.
- Какие задачи мы себе поставим? Давайте сформулируем их с помощью опорных слов:
Учиться различать …
Узнать новое об …
Уметь оценивать …
- Сегодня вы должны исследовать и найти различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Заполним кластер Слайд 5.
- Как можно определить одушевлённое существительное или нет?
Но есть ещё одно правило, которое поможет в определении одушевлённости.
Я приготовила для вас задания, которые помогут вам в работе.
Задание №1 В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.
Капитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, гусеница.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или - в задании №1
Оцените свою работу в группах.
- А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась девочка Вика.
Слайд 6.
- Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка записаны в 2 столбика?
- Давайте решать эту проблему.
Сначала разберем слово - мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 6.
Теперь разберем слово - гусеница.
Уточняет тематические рамки. Организует
формулировку темы и постановку цели и задач урока.
Организует работу на карточках, поясняет задание
Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания
Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать
- по вопросу, по лексическому значению Заполняется кластер.
Ребята работают на карточках.
Делают вывод:
Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы)
Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют (неодушевлённые предметы)
Оценивают свои достижения при выполнении задания №1
Высказывают свои предположения (ученица сомневалась, не знала куда записать)
УДД:
-
личностные (действие смыслообразования,
установление учащимися связи между целью
учебной деятельностью и ее мотивом);
-
регулятивные (целеполагание, планирование);
познавательные (постановка и формулирование
проблемы;
Познавательные умения:
- раскрывать значение выражения «одушевленные
предметы», «неодушевленные предметы»;
- определять имена существительные одушевленных
и неодушевленных предметов и обосновывать
свое мнение
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку учебного задания
и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины,
в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- составлять фразу-конструкт;
- классифицировать существительные на группы
одушевленных и неодушевленных предметов;
- писать имена существительные одушевленные и
неодушевленные
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1)Организовать уточнение и согласование
темы урока.
2)Организовать усвоение детьми нового
способа действий при решении данного класса
задач с их проговариванием во внешней речи:
3) Соотнесение нового знания с правилом
в учебнике.
От чего это зависит?
- Как называются такие слова?
- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
Задание№ 2
- Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь.
1 группа - мышка - одушевленное
2 группа - мышка - неодушевленное
3 группа - гусеница - одушевлённое
4 группа - гусеница -неодушевлённое
- Проверим несколько предложений.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или - в задании №2
Задание №3
- Исследуйте, что происходит с такими словами во множественном падеже при склонении.
Оцените свою работу по эталону. Слайд 7
Понаблюдайте, формы, каких падежей совпадают у одушевленных имен существительных?
- А у неодушевленных имен существительных?
- Попробуйте сформулировать правило.
Делаем вывод:
Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
Неодушевлённые: В.п. мн.ч.= И.п. мн.ч.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или - в задании № 3
Уточняет тематические рамки. Организует
формулировку темы и постановку цели урока.
Предлагает провести исследование.
- от лексического значения слова в предложении
- многозначные
(киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка - гриб и животное, ласка - животное и проявление нежности, бабочка - насекомое и галстук)
Оценивают свои достижения при выполнении задания №2
Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать
(у одушевленных имен существительных В.п. и Р.п.)
(у неодушевленных имен существительных Им.п. и В.п.)
Одно и тоже слово может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от значения, которое оно несёт, и склоняться при этом будет по-разному.
Оценивают свои достижения при выполнении задания №3
УДД:
-
логические (анализ; построение логической
цепи рассуждений));
-
коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками);
Познавательные умения:
- различать имена существительные одушевленные и
неодушевленные и обосновывать свое мнение;
- определять необходимость использования имен
существительных одушевленных и неодушевленных;
- определять различие в окончании существительных
Р.п., В.п. и И.п и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения
- проверять учебное задание и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание,
используя термины, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- рассказывать о признаках имени существительного;
- рассказывать о падежах и вопросах;
- писать имена существительные одушевленные и неодушевленные по группам;
Производствен-ная гимнастика.
Выполняют движения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа
действий при решении данного класса задач
с их проговариванием во внешней речи:
- Уважаемые научные сотрудники! Давайте разберёмся ещё с одной проблемой.
Слова кукла и снеговик называют неживые предметы, а Вася утверждает, что это одушевлённые существительные. Прав ли он? (Работа в группах)
Откройте учебник на странице 46 (задание для наблюдения).
- Почему Вася так считает? Что нужно выполнить?
- В каком числе?
- Какое графическое задание надо выполнить? Слайд 9.
Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания
- Записать слова и поставить в формах
Им.п., Р.п., В.п.
- во множественном числе
- выделить окончания
(совпадают окончания у В.п. и Р.п.)
(у одушевленных)
УДД:
-
регулятивные (волевая саморегуляция);
-
познавательные (общеучебные
-
логические (анализ; построение логической
цепи рассуждений));
-
коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками);
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: Организовать выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действий.
Сравните склонение слов «кукла» «снеговик» «стол» во множественном числе.
Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать?
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что вы заметили?
- А у каких существительных они совпадают?
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным - одушевленные.
Назовите детские игрушки , которые не живые, но одушевлённые.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или - в задании №4
Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания
Проводит индивидуальный контроль
Читают вывод в учебнике на стр.45
Например: слова -Петрушка, неваляшка, матрёшка матрешка.
Оценивают свои достижения при выполнении задания №4
Существительные снеговик и кукла склоняются как, одушевлённые имена существительные.
Познавательные умения:
- определять необходимость использования имен
существительных одушевленных и неодушевленных;
- определять различие в окончании существительных
Р.п., В.п. и И.п и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения
- проверять учебное задание и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание, используя
термины, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- проводить исследование имен существительных
и оформлять результаты в таблице;
Цель: Организовать выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действий.
7. Рефлексия учебной деятельности
(итог )
Цель:
Организовать фиксацию нового содержания,
изученного на уроке
Обобщение полученных на уроке сведений
- Уважаемые научные сотрудники, сделайте отчёт о проделанной работе. Слайд 4 (кластер)
-Какую часть речи изучали?- А что нового узнали? - Как определить одушевлённость существительного?
- Давайте вспомним с какой проблемой столкнулись в начале урока?
Докажите, что слово робот - одушевленное имя существительное.
Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок.
Достигли мы цели урока?
Над каким умением работали на уроке?
Что учились делать?
Какие необычные открытия мы сделали?
Какую оценку поставил себе …
Почему?
Организует работу по обсуждению материала
Отвечают на итоговые вопросы урока
И.п. (нет) -роботы
В.п. (вижу) - роботов
Р.п.(нет)- роботов
В.п. = Р.п.
Анализируют свою работу на уроке
Отвечают на итоговые вопросы урока
Оценивают свою работу на уроке
УДД:
Познавательные умения:
- различать имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые в определенном контексте и
обосновывать свое мнение.
одушевленному и неодушевленному;
- изменять по падежам имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые;
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Домашнее задание:
Провести тест-контроль с родителями по определению одушевлённости и неодушевлённости существительных,
выполнить задания на стр. 46 №4.
Спасибо за урок!
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание