Интегрированный урок (русский язык и литература) Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Вид урока: интегрированный урок (русский язык и литература).

Тип урока: изучение нового материала.

Пути изучения: «по образам», языковой анализ эпизодов.

Методические приемы: слово учителя, индивидуальное сообщение учащегося, беседа, элементы сопоставительного анализа, языковой анализ эпизодов, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: тетрадь, ручка, дидактические материалы «Практические работы по русскому языку и литературе», обучающая таблица « Русский литературный язык и его стили», иллюстрации к киноленте «Тихий Дон» (Приложение 2).

Цель урока: проанализировать язык произведения М. Шолохова «Тихий Дон», через своеобразие языка показать простоту, ясность, открытость чувств и мыслей героев романа.

Ход урока:

1.Организационный этап: проверка наличия тетрадей, ручек,

раздаточных материалов у учащихся; объявление темы, записи в тетрадях.

2. Слово учителя:

- «Тихий Дон» - книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (т. е. своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка…

- Изобразительные возможности языка в «Тихом Доне» очень велики. Стиль

М. Шолохова оригинален, в нем синтезированы устно-поэтические просторечия и разговорные формы языка, тонко обработанная книжная речь. Это отличает Шолохова от тех писателей, которые опираются только на сказовые формы, или, наоборот, только на книжную речь.

- Шолохов привел с собой в литературу людей из народа, или, как говорят, простых людей, и они заняли в его романах центральное место.

- Наша задача: через своеобразие языка показать простоту, ясность мысли и открытость чувств героев.

3. Индивидуальное сообщение «Художественный стиль».

Вопросы для обсуждения:

? В чем отличие художественного стиля от других стилей

? Что сближает художественный стиль с разговорным стилем

? Какова цель художественного стиля


4. Работа с таблицей «Русский литературный язык и его стили»:

- работа с примерами из текста (примеры зафиксированы на доске):

«Жил он в своем курене, на отшибе у Дона».

«Григорий пришел с игрищ после первых кочетов».

« Хмарь висела над хутором».

- обращение к таблице с целью закрепления знаний о художественном стиле:


Русский литературный язык и его стили


Стиль

Сфера употребления

Разговорный

Непосредственное повседневное общение

Научный

Сообщение научных сведений,
научное объяснение фактов

Официально-деловой

Взаимоотношение между властью, государствами, населением

Публицистический

Средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение

Стиль художественной литературы

Художественные произведения

5. Языковой анализ эпизодов. Работа с дидактическими материалами «Практические работы по русскому языку и литературе» ( Приложение 1).

Работа с эпизодами из романа «Тихий Дон» предполагает однотипное задание: «Прочитайте. Перепишите текст в тетрадь, заменяя просторечные конструкции, диалектные слова нейтральной (общеупотребляемой) лексикой.

Языковой анализ первых двух эпизодов - совместная работа учителя с учащимися. Третий эпизод - для самостоятельного разбора.

Оформление тетрадей:

возможные, допустимые записи учащихся в тетрадях:

«Ночью за восемь километров до хутора, в степи, кутаясь в колючее теплое пальто, Григорий тоскливо говорил Наталье:

- Чужая ты какая-то… Ты как этот месяц: не холодно от тебя, не жарко. Не люблю я тебя, Наташка, ты не сердись. Не хотел говорить про это, да нет, видно, так не прожить… И жалко тебя - вроде как за эти деньки сроднились, а нет на сердце ничего… Пусто. Вот как сейчас в степи…»

Комментарии учителя:

- В дом Мелеховых Наталья вошла сразу, покорив Ильиничну своим трудолюбием. Русская стеснительность и целомудрие не позволили ей даже поцеловаться с любимым до свадьбы. Ее отношения с мужем писатель сравнивает со звездным займищем, со снегом - так холодна и медлительна их любовь.

«Плетни. Огороды. Подсолнухи. Аксинья не переводя духа, дошла до мелеховского огорода. Пригибаясь, забралась в саму гущу, измазала лицо золотистой цветочной пылью…

- Аксютка!

- Сюда иди!

- Ага, пришла.

Подошел Григорий. Сел рядом. Встретились глазами. Аксинья заплакала.

- Пропала я, Гриша, Сил нет… Бьет меня Степан каждый день! Кровь выпивает!.. И ты тоже хорош…Наигрался, и в сторону… Все вы…

- Виноватого ищешь?

- Или ты не виноват?

- Не захотела бы этих отношений, и я бы отошел в сторону».

Комментарии учителя:

- Если Наталья - это подчинение Домострою, то Аксинья - порыв, протест. В романе не раз подчеркивается, что любовь Аксиньи не разврат (тайные измены и даже разврат в хуторе резкого осуждения не вызывали как дело житейское) - это больше, чем «позорная связь», это глубокое чувство, а по родовым понятиям это уже покушение на личную свободу.

6. Самостоятельная работа учащихся. Языковой анализ эпизода №3

7. Итоги урока. Выводы. Выставление оценок.

Итоги урока:

- Уже в « Донских рассказах» определился шолоховский слог, которому присуща земная, предметная основа, индивидуальное видение, символическая и лирическая окрашенность, живая разговорная речь.

- Тончайших оттенков цветопись. Шолохов одухотворяет природу…

- Шолохов сжимает фразу, делает ее энергичной и компактной.

- В выборе слова Шолохов опирается на исключительное знание народного языка, не нарушает нормы правильности речи, но зато сохраняет оттенок говора, колорит донской речи, подлинность изображаемого.

- В народной, разговорной речи писатель уловил редкие по выразительности словесные средства: точные названия вещей и действий, признаков и незаметных оттенков, яркие глаголы, наречия, служебные слова, фразеологизмы.

- Меткий и образный язык романа особенно богат пословицами.


Приложение 1

Самостоятельная работа №13

Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

1. «Ночью за восемь вёрст до хутора, в степи, кутаясь в колючий плотный зипун, Григорий тоскливо говорил Наталье:

- Чужая ты какая-то… Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся. Не хотел гутарить про это, да нет, видно, так не прожить… И жалко тебя - кубыть за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто. Вот как зараз в степе…»

2. «Плетни. Огороды. Подсолнухи. Аксинья, не переводя духа, дошла до мелеховского огорода. Пригибаясь, забралась в самую гущину, измазала лицо золотистой цветочной пылью…

- Аксютка!

- Сюда иди!

- Ага, пришла.

Подошёл Григорий. Сел рядом. Встретились глазами. Аксинья заплакала.

- Пропала я, Гриша. Мочи нету…Бьёт меня Степан каждый день! Кровь высасывает!.. И ты тоже хорош… Напаскудил, как кобель, и в сторону… Все вы…

- Виноватого ищешь?

- Аль ты не виноват?

- Сучка не захочет - кобель не вскочит…»

3. Задание: Перепишите текст в тетрадь, заменяя просторечные конструкции, диалектные слова нейтральной лексикой. Слова, словосочетания, требующие замены, выделены черным шрифтом.

«Гутарили про него по хутору чудное».

«Улыбка жиганула Митьку комариным укусом».

«Волк шибко пошел к лесу».

«Дарья в исподнице пробежала доить коров».

«Редкие в пепельном небе зыбились звёзды».

«Старший сын Петро напоминал мать: небольшой, курносый; а младший, Григорий, в отца попёр: такой же, как у бати, вислый коршунячий нос».

«Ты гляди, парень, - уже жестко продолжал старик. Степан нам сосед, и с его бабой не позволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, примечу - запорю!»

Интегрированный урок (русский язык и литература) Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»Самоанализ урока по теме:

Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

1. Интегрированный урок (русский язык и литература) «Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон» был проведен 15 декабря на втором курсе в группе ПК-21 (повар, кондитер). Возраст учащихся: 17-20 лет, уровень подготовки - средний. Учащиеся контактны, коммуникабельны, доброжелательны.

2. Поставленная цель урока - проанализировать язык произведения М. Шолохова «Тихий Дон», через своеобразие языка показать простоту, ясность, открытость чувств и мыслей героев - достигнута. Материал, представленный на уроке, был логичен, последователен, научен и доступен.

3. Тип урока: изучение нового материала, соответственно, реализация поставленных задач урока направлена на приобретение новых знаний, развитие интеллекта учащихся, умение анализировать явления действительности и, в итоге, получение эстетического удовольствия от прочитанного.

4. При подготовке к уроку материал отбирался таким образом, чтобы он соответствовал теме, цели и задачам урока, темпераменту, настрою самого педагога, возрастным особенностям учащихся.

5. Темп урока - быстрый. Виды деятельности учащихся на уроке достаточно разнообразны:

*индивидуальное сообщение;

*беседа;

*ответы на вопросы;

*прослушивание;

*просмотр;

*работа с дидактическими материалами, письменная работа;

*составление конспекта урока.

6. На уроке, помимо наблюдений над стилем писателя, велась сопоставительная работа: Григорий - Наталья, Григорий - Аксинья, выявлялись характерные особенности поведения данных героев, мотивацию действий, другими словами, изучался определенный психотип.

Тема не представляла сложности, анализ языковых единиц не был перегружен самим анализом, терминами, допускались варианты трактовок и подходов к литературному произведению.

7. Результаты урока:

устная работа: оценка «5» - 1человек; оценка «4» - 4 человека;

индивидуальное сообщение: оценка «4» -1 человек;

письменная работа: оценка «5» - 2 человека; оценка «4» - 10 человек; оценка «3» - 5 человек.

8. Вопрос о том, «понравился - не понравился» урок, не стоит.

Цели, задачи - намечены, достигнуты, предполагаемый объем материала выдан, деятельность учащихся, заявленная в плане урока, нашла отражение в тетрадях учащихся. Итоги подведены. Временные рамки урока выдержаны и сохранены. Считаю проведенный урок удачным.


© 2010-2022