Создание сочинений различных жанров

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Общеобразовательная школа р.п. Озинки»  ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  «СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЙ-МИНИАТЮР РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ» для учащихся 8 класса(общий объём курса 35 часов)   Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Сапарбаева Р.А.  рп. Озинки2012 год  Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творчески...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЙ-МИНИАТЮР

РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ»



для учащихся 8 класса

(общий объём курса 35 часов)



Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занятиях курса учащиеся системно и целенаправленно работают над развитием связной речи.

Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Под развитием речи понимается и знакомство со средствами выразительности языка, лексическими, морфологическими средствами связи. Дается понятие о теме, главной мысли текста, эпиграфе, использовании цитат, о разнообразии лексики русского языка.

Развитие речи сопряжено с развитием памяти, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов и их значение, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из нее большое количество речевых оборотов, так называемых клише и стереотипов, которые мы используем, почти не задумываясь в типичных ситуациях.

С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций. Нравственное просвещение не возможно без слова. Эмоциональное развитие личности также связано с развитием таких сторон языковой способности, как чувство языка, языковая интуиция, восприимчивость к выразительности речи, к тонким нюансам многозначности слова. Обучая речи, следует обращать внимание на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения.

Актуальность данного курса заключается в том, что ведется подготовка к итоговой аттестации, так как одним из затруднений при сдаче экзамена является написание сочинения-рассуждения.

Данная программа помогает овладеть нормами составления текста, расширить и углубить знания обучающихся о жанрах сочинений; даёт возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивает личность.

ЦЕЛИ КУРСА:

  1. формировать устойчивые знания и умения учащихся по созданию мини-сочинений разных типов и стилей речи;

  2. научить принципам отбора языковых средств для создания высказывания;

  3. создать условия для оценивания учащихся собственных возможностей и склонностей.

  4. развивать связную письменную речь;

  5. научить школьников давать свою оценку увиденному, услышанному, прочитанному.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. развитие и формирование коммуникативной компетенции;

  2. повышение уровня речевого развития;

  3. углубление теоретических и практических знаний учащихся о тексте малой формы;

  4. совершенствование умения и навыков создания текстов малой формы;

  5. подготовка учащихся к самостоятельному литературному творчеству;

  6. обогащение словарного запаса учащихся;

  7. развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

формы и методы работы с текстами малой формы, а именно:

  • виды сочинений, их типы и особенности;

  • этапы создания письменного высказывания;

  • владеть выразительными средствами языка, помогающими создавать текс-миниатюру.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. отбирать и анализировать дидактический материал, предназначенный для создания письменных текстов малой формы;

  2. логично и связно выражать свои мысли, строить собственное высказывание;

  3. аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст;

  4. интерпретировать смысл ключевого фрагмента текста;

  5. владеть основными приёмами работы над творческим высказыванием, а именно:

  • определять вид и тип высказывания;

  • составлять план текста различных типов речи (описания, повествования, рассуждения);

  • составлять текс-описание по рисунку, репродукции с картины;

  • составлять тексты разного жанра: отзывы, рецензии, эссе;

  • сжато и выборочно излагать тексты публицистического характера;

  • составлять тексты-рассуждения на лингвистическую тему.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Занятия предполагают самостоятельную работу старшеклассников:

  • изучение научной и справочной литературы,

  • анализ работ малой формы известных писателей, публицистов,

  • создание и редактирование собственных сочинений-миниатюр,

  • поиск материала в Интернете.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • лекции,

  • практикумы,

  • опросы,

  • беседы,

  • презентации.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА



№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятие о письменном тексте малой формы различной стилевой и жанровой принадлежности.

1

лекция

Этапы создания текста малой формы. Подготовка к написанию сочинения (нахождение, изобретение). Работа над темой речи, подбор материала.

1

лекция, практикум

Этапы создания текста малой формы. (структура сочинения: введение, развитие темы, заключение).

1

лекция, практикум

Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение.

1

лекция, практикум

Заключительная часть текста (концовка). Способы лексического и грамматического оформления концовки.

1

лекция, практикум

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.

1

лекция, практикум

Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические).

1

лекция, практикум

Работа над выразительными средствами языка (тропами, стилистическими фигурами).

1

лекция, практикум

Этапы создания текста. Отбор средств выразительности, лексики.

1

лекция, практикум

Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Их особенности. Сочинения разных типов речи.

1

лекция

Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания. Работа над сочинением-описанием. Подбор материала, выбор объекта описания (пейзаж, явление, предмет, лицо).

1

лекция, практикум

Написание сочинения-миниатюры типа описания. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

2

практикум

Строение текста типа повествования. Работа над сочинением-повествованием (выбор темы, материала, сюжета, языковых средств, лексики).

1

лекция, практикум

Написание сочинения-миниатюры типа повествования. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

2

практикум

Строение текста типа рассуждения.

Виды рассуждения (доказательство, размышление, рассуждение)

1

лекция

Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-объяснения. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

2

практикум

Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-доказательства. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

2

практикум

Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-размышления. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

2

практикум

Работа над сочинением-рассуждением. Использование в качестве аргументов примеров из прочитанного текста.

1

лекция, практикум

Работа над сочинением-рассуждением. Использование для примера в сочинении жизненного опыта и примеров из художественной литературы.

1

лекция, практикум

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста.

2

практикум

Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности.

1

лекция

Сочинение-отзыв. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста.

2

практикум

Сочинение-рецензия. Написание сочинения -миниатюры, редактирование готового текста.

2

практикум

Сочинение-эссе. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста.

2

практикум

Подведение итогов.

1

беседа









ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). - Челябинск, "Взгляд",2004.

2.Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 .

3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2006.

4.Крайникова М.Н. Программно-методические материалы по русскому языку и литературе для профильных школ нижегородской области.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.

5.Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе - 1996 - №3 .

6.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.:Просвещение,1999.

7.Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.

8. Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. - М., ЭКСМО, 2007.

9.Никитина Е.И. Сочинения на лингвистическую тему как эффективное средство систематизации знаний учащихся // РЯШ - №3 - 1996.

10.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985.

11.Соколова Г.П. О сочинениях-миниатюрах //РЯШ -1991- №2 .

12.Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: Просвещение, 1993.

13.Хорт О.А., Шамшина Г.С. Русский язык и литература 5-11 класс: творческие упражнения к урокам развития речи- Волгоград: Учитель,2008

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(материал можно использовать к подготовке к экзамену как для 9, так и для 11 классов)

Работа с художественными средствами

  • Овладение лексикой, необходимой для описания предмета, действия, явления.

  • Использование в собственных высказываниях средств выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

  • Стилистические фигуры речи. Понятие параллелизм, синекдоха, инверсия, анафора, эпифора. Выявление их в тексте и использование в речи для усиления выразительности.

Творчество учащихся

Создание творческих работ малой формы различных стилей и жанров:

  • сочинение-описание;

  • сочинение-повествование;

  • сочинения-рассуждения;

  • сочинение на лингвистическую тему;

  • отзыв;

  • рецензия;

  • эссе.

Овладение новыми теоретическими знаниями

сочинение-миниатюра; механизм поэтапного создания текста.

Формы итоговой отчетности

Выполнение творческих работ, опрос.Создание сочинений различных жанровСоздание сочинений различных жанровСоздание сочинений различных жанров



© 2010-2022