- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Создание сочинений различных жанров
Создание сочинений различных жанров
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сапарбаева Р.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЙ-МИНИАТЮР
РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ»
для учащихся 8 класса
(общий объём курса 35 часов)
Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занятиях курса учащиеся системно и целенаправленно работают над развитием связной речи.
Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Под развитием речи понимается и знакомство со средствами выразительности языка, лексическими, морфологическими средствами связи. Дается понятие о теме, главной мысли текста, эпиграфе, использовании цитат, о разнообразии лексики русского языка.
Развитие речи сопряжено с развитием памяти, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов и их значение, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из нее большое количество речевых оборотов, так называемых клише и стереотипов, которые мы используем, почти не задумываясь в типичных ситуациях.
С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций. Нравственное просвещение не возможно без слова. Эмоциональное развитие личности также связано с развитием таких сторон языковой способности, как чувство языка, языковая интуиция, восприимчивость к выразительности речи, к тонким нюансам многозначности слова. Обучая речи, следует обращать внимание на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения.
Актуальность данного курса заключается в том, что ведется подготовка к итоговой аттестации, так как одним из затруднений при сдаче экзамена является написание сочинения-рассуждения.
Данная программа помогает овладеть нормами составления текста, расширить и углубить знания обучающихся о жанрах сочинений; даёт возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивает личность.
ЦЕЛИ КУРСА:
-
формировать устойчивые знания и умения учащихся по созданию мини-сочинений разных типов и стилей речи;
-
научить принципам отбора языковых средств для создания высказывания;
-
создать условия для оценивания учащихся собственных возможностей и склонностей.
-
развивать связную письменную речь;
-
научить школьников давать свою оценку увиденному, услышанному, прочитанному.
ЗАДАЧИ КУРСА:
-
развитие и формирование коммуникативной компетенции;
-
повышение уровня речевого развития;
-
углубление теоретических и практических знаний учащихся о тексте малой формы;
-
совершенствование умения и навыков создания текстов малой формы;
-
подготовка учащихся к самостоятельному литературному творчеству;
-
обогащение словарного запаса учащихся;
-
развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
формы и методы работы с текстами малой формы, а именно:
-
виды сочинений, их типы и особенности;
-
этапы создания письменного высказывания;
-
владеть выразительными средствами языка, помогающими создавать текс-миниатюру.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-
отбирать и анализировать дидактический материал, предназначенный для создания письменных текстов малой формы;
-
логично и связно выражать свои мысли, строить собственное высказывание;
-
аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст;
-
интерпретировать смысл ключевого фрагмента текста;
-
владеть основными приёмами работы над творческим высказыванием, а именно:
-
определять вид и тип высказывания;
-
составлять план текста различных типов речи (описания, повествования, рассуждения);
-
составлять текс-описание по рисунку, репродукции с картины;
-
составлять тексты разного жанра: отзывы, рецензии, эссе;
-
сжато и выборочно излагать тексты публицистического характера;
-
составлять тексты-рассуждения на лингвистическую тему.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Занятия предполагают самостоятельную работу старшеклассников:
-
изучение научной и справочной литературы,
-
анализ работ малой формы известных писателей, публицистов,
-
создание и редактирование собственных сочинений-миниатюр,
-
поиск материала в Интернете.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
-
лекции,
-
практикумы,
-
опросы,
-
беседы,
-
презентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Форма занятий
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятие о письменном тексте малой формы различной стилевой и жанровой принадлежности.
1
лекция
Этапы создания текста малой формы. Подготовка к написанию сочинения (нахождение, изобретение). Работа над темой речи, подбор материала.
1
лекция, практикум
Этапы создания текста малой формы. (структура сочинения: введение, развитие темы, заключение).
1
лекция, практикум
Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение.
1
лекция, практикум
Заключительная часть текста (концовка). Способы лексического и грамматического оформления концовки.
1
лекция, практикум
Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.
1
лекция, практикум
Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические).
1
лекция, практикум
Работа над выразительными средствами языка (тропами, стилистическими фигурами).
1
лекция, практикум
Этапы создания текста. Отбор средств выразительности, лексики.
1
лекция, практикум
Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Их особенности. Сочинения разных типов речи.
1
лекция
Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания. Работа над сочинением-описанием. Подбор материала, выбор объекта описания (пейзаж, явление, предмет, лицо).
1
лекция, практикум
Написание сочинения-миниатюры типа описания. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.
2
практикум
Строение текста типа повествования. Работа над сочинением-повествованием (выбор темы, материала, сюжета, языковых средств, лексики).
1
лекция, практикум
Написание сочинения-миниатюры типа повествования. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.
2
практикум
Строение текста типа рассуждения.
Виды рассуждения (доказательство, размышление, рассуждение)
1
лекция
Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-объяснения. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.
2
практикум
Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-доказательства. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.
2
практикум
Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-размышления. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.
2
практикум
Работа над сочинением-рассуждением. Использование в качестве аргументов примеров из прочитанного текста.
1
лекция, практикум
Работа над сочинением-рассуждением. Использование для примера в сочинении жизненного опыта и примеров из художественной литературы.
1
лекция, практикум
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста.
2
практикум
Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности.
1
лекция
Сочинение-отзыв. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста.
2
практикум
Сочинение-рецензия. Написание сочинения -миниатюры, редактирование готового текста.
2
практикум
Сочинение-эссе. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста.
2
практикум
Подведение итогов.
1
беседа
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). - Челябинск, "Взгляд",2004.
2.Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 .
3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2006.
4.Крайникова М.Н. Программно-методические материалы по русскому языку и литературе для профильных школ нижегородской области.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
5.Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе - 1996 - №3 .
6.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.:Просвещение,1999.
7.Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
8. Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. - М., ЭКСМО, 2007.
9.Никитина Е.И. Сочинения на лингвистическую тему как эффективное средство систематизации знаний учащихся // РЯШ - №3 - 1996.
10.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985.
11.Соколова Г.П. О сочинениях-миниатюрах //РЯШ -1991- №2 .
12.Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: Просвещение, 1993.
13.Хорт О.А., Шамшина Г.С. Русский язык и литература 5-11 класс: творческие упражнения к урокам развития речи- Волгоград: Учитель,2008
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(материал можно использовать к подготовке к экзамену как для 9, так и для 11 классов)
Работа с художественными средствами
-
Овладение лексикой, необходимой для описания предмета, действия, явления.
-
Использование в собственных высказываниях средств выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
-
Стилистические фигуры речи. Понятие параллелизм, синекдоха, инверсия, анафора, эпифора. Выявление их в тексте и использование в речи для усиления выразительности.
Творчество учащихся
Создание творческих работ малой формы различных стилей и жанров:
-
сочинение-описание;
-
сочинение-повествование;
-
сочинения-рассуждения;
-
сочинение на лингвистическую тему;
-
отзыв;
-
рецензия;
-
эссе.
Овладение новыми теоретическими знаниями
сочинение-миниатюра; механизм поэтапного создания текста.
Формы итоговой отчетности
Выполнение творческих работ, опрос.