Урок повторения Самый дорогой человек

Урок повторения в 9 классе, можно адаптировать 10, 11 классам. Урок построен на деятельностной основе. Использован текстоцентрический подход к построению урока. Выбран личностно-значимый текст, через содержание текста реализуются воспитательные задачи, через жанр, структуру текста, изобразительные средства можно повторить весь пройденный материал.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Урок повторения Самый дорогой человекУрок повторения Самый дорогой человекУрок повторения Самый дорогой человекУрок повторения Самый дорогой человекУрок повторения Самый дорогой человекУрок повторения Самый дорогой человекУрок повторения Самый дорогой человекУрок повторения в 9 классе.

«Самый дорогой человек»

Цели: помочь учащимся через комплексный анализ текста повторить орфографические и пунктуационные правила, виды сложных предложений.

Задачи урока:

Образовательная: научить распознавать виды сложных предложений, обучение лингвистическому анализу текста

Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления, расширять лексический запас учеников

Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей, воспитывать читательскую культуру;

Оборудование: Текст, компьютер, мультимедиа

Ход урока:

I. Вводно-мотивационный этап.

Оргмомент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Каждый урок обогащает вас знаниями, умениями, делает внутренне богаче, мудрее. И я надеюсь этот урок не будет исключением. Скажите, кто самый дорогой человек в вашей жизни?

- Ответы учащихся.

- Да, многие, даже не раздумывая, ответили мама. Вы правы, это первый человек в жизни почти каждого человека, как бы мы ни любили других членов семьи. Какие ассоциации вызывает это слово. Приведите примеры высказываний, пословиц и поговорок о маме. Работаем в тетрадях, составляем кластер.

- Кто желает поделиться своим мнением? (на доске рисует ученик свой кластер)

- Дополним друг друга. Вот что у нас получилось.

Мама

Любовь нежность жизнь надежда верность тепло красота

- Обратите внимание на данное высказывание великого русского писателя А.М. Горького:

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы все в долгу, - это мать»

- Прочитайте и выскажитесь по содержанию высказывания.

- Ответы учащихся.

- Конечно, дети в неоплатном долгу перед своими любимыми мамами. Несомненно, речь идёт о том, как много для нас делает мать. Об этом идет речь в тексте, с которым нам предстоит работать.

- Через проектор знакомимся с текстом. Читает ученик.

Сердце матери

1.Был у матери единственный сын. 2. Ж…нился он на девушке невиданной красоты, но сердце у неё было чёрное, недоброе. 3. Когда привёл сын молодую жену в р…дной дом, невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, пос…ли её в сенях». 4. Поселил сын мать в сенях, запретил ей зах…дить в хату. 5.Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кр…вать. 6. Но мало пок…залось снохе и этого и говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме, перес…ли её в сарай». 7.Переселил сын мать в сарай. 8. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

9.Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела как мать вышла из сарая.10. Ра…свирепела жена, пр…бежала к мужу Если хочешь чтобы я жила с тобой убей мать вынь из её груди сердце и пр…неси мне. 11. Не дрогнуло сердце сыновнее потому что околдовала его красота жены. 12. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, п…купаемся в реке».13.Когда споткнулась мать о камень ра…сердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься?Так мы до вечера будем идти к реке».

14. После того как искупались сын убил мать, вынул из её груди сердце.15.Трепещет материнское сердце. 16. Когда сын ударился коленом упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

17.Зарыдал сын схватил горячее материнское сердце ладонями, вложил сердце в растерза(н,нн)ую грудь облил горячими слезами. 18. Понял он что никто не любил его так преда(н, нн)о и бескорыстно, как родная мать.19. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 20.Не мог после этого сын возвратиться к жене. 21.Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курга(н,нн)ами. 22. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

- Выскажите своё мнение по содержанию.

- Ответы учащихся.

- Каков жанр текста?

- Ответы учащихся.

- Да, это притча. Эта притча, конечно, никого не может оставить равнодушным. Люди по-разному относятся к своим матерям, которые почти всю свою жизнь посвящают детям. Мне кажется, есть матери, которые даже не пожалеют своей жизни ради благополучия своих детей.

- Давайте через синквейн мы выразим своё отношение к матерям.

- Ответы учащихся. Я думаю, что это текст заставил каждого из вас задуматься, может кто-то посмотрит другими глазами на свою маму, начнёт проявлять заботу.

II. Операционно-содержательный этап

- Прочитаем задания к текстам. Скажите, какова цель нашего урока.

- Ответы учащихся. Через комплексный анализ текста повторить орфографические и пунктуационные правила, виды сложных предложений, научиться распознавать виды сложных предложений. Как назовём наш урок.

- Ответы учащихся.

- А я предлагаю назвать урок «Самый дорогой человек», ведь не всегда нам удаётся так откровенно говорить о матерях.

- А теперь работаем в группах. Пересядьте к тем, с кем хотели бы работать сегодня. Пользуемся таблицей из учебника С,И. Львовой, В.В. Львова. Стр.135.

Сердце матери

1.Был у матери единственный сын. 2. Ж…нился он на девушке невиданной красоты, но сердце у неё было чёрное, недоброе. 3. Когда привёл сын молодую жену в р…дной дом, невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, пос…ли её в сенях». 4. Поселил сын мать в сенях, запретил ей зах…дить в хату. 5.Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кр…вать. 6. Но мало пок…залось снохе и этого и говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме, перес…ли её в сарай». 7.Переселил сын мать в сарай. 8. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

9.Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела как мать вышла из сарая.10. Ра…свирепела жена, пр…бежала к мужу Если хочешь чтобы я жила с тобой убей мать вынь из её груди сердце и пр…неси мне. 11. Не дрогнуло сердце сыновнее потому что околдовала его красота жены. 12. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, п…купаемся в реке».13.Когда споткнулась мать о камень ра…сердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься?Так мы до вечера будем идти к реке».

14. После того как искупались сын убил мать, вынул из её груди сердце.15.Трепещет материнское сердце. 16. Когда сын ударился коленом упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

17.Зарыдал сын схватил горячее материнское сердце ладонями, вложил сердце в растерза(н,нн)ую грудь облил горячими слезами. 18. Понял он что никто не любил его так преда(н, нн)о и бескорыстно, как родная мать.19. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 20.Не мог после этого сын возвратиться к жене. 21.Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курга(н,нн)ами. 22. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Группа № 1. Задания к тексту:

1.Поставьте и объясните знаки препинания, пропущенные буквы в 1 абзаце (подумайте на какое правило)

2.Проведите синтаксический разбор и начертите схему предложений № 3,5,6

Группа № 2. Задания к тексту:

1.Поставьте и объясните знаки препинания, пропущенные буквы во 2 абзаце (подумайте на какое правило)

2.Проведите синтаксический разбор и начертите схему предложений № 9,10,11

Группа № 3. Задания к тексту:

1.Поставьте и объясните знаки препинания, пропущенные буквы в 3 абзаце (подумайте на какое правило)

2.Проведите синтаксический разбор и начертите схему предложений № 13,14,16

Группа № 4. Задания к тексту:

1.Проведите синтаксический разбор и начертите схему предложения № 18,19

2. Напишите номера осложненных предложений.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

-Что необходимо повторить? О чем заставил задуматься урок? Пишем сочинение-рассуждение о матери, сами даём название, можно писать на основе высказываний, пословиц, поговорок.



© 2010-2022