Открытый урок по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акзегитовская СОШ ЗМР РТ»













Конспект урока русского языка

« Подготовка к ОГЭ (часть 2)»






















Сафиуллина Р.Р.,

учитель русского языка и литературы










2014


Цели:

- закрепить умения анализировать текст, используя знания орфографии, лексики, пунктуации и синтаксиса;

- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;

- развивать навыки работы в группе;

- развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений;

- воспитывать любовь к родной земле, уважение к истории страны;

- развивать кругозор учащихся.

Оборудование:

- учебник «Русский язык» 9 класс

- рабочая тетрадь

- тестовые задания

- презентация

- карты-схемы

- тесты-слайды

Самая большая ценность народа - язык,

на котором он пишет, говорит, думает.
(Д.Н. Лихачев)

Ход урока.


  1. Оргмомент. Презентация №1 СЛАЙД № 1, №2

  1. Слово учителя:

Подготовка к ОГЭ - неотъемлемая часть современного урока русского языка 9 класса. Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к словам Д Лихачева : « Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит, думает» - эти слова -эпиграф урока, на котором мы будем закреплять умения анализировать текст, работать с тестами, применять теоретические знания при выполнении разных заданий. Сегодня часть урока мы проведем в форме урока-кейса. Всем желаю творческих успехов и надеюсь, что каждый урок русского языка поможет вам при сдаче Государственного экзамена.

Обратимся к структуре урока. СЛАЙД № 3.


  1. Все задания части 2 разделены на 9 групп:


  1. Задание 2-понимание текста

  2. Задание 3 - выразительные средства языка( метафора, эпитет, олицетворение, сравнение,

  3. Задание 4-5 - орфография ( правописание приставок, суффиксов)

  4. 6 - лексика ( синонимы)

  5. Задание 7- синтаксис словосочетание и виды связи слов в словосочетании

  6. Задание 8, 11 - синтаксис (грамматическая основа предложения.)

  7. Задание 9 - синтаксис и пунктуация ( осложненное простое предложение)

  8. Задание 10- вводные слова, обращения

  9. Задание 13,14 - синтаксис и пунктуация ( сложное предложение)

Задания 4,5,6,7,8,11 мы будем выполнять вместе .

Прежде чем мы приступим к выполнению задания 6, мне хочется обратиться к словам К. Паустовского: « Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»


  1. Работа по КИМу Демо - версии. Текст Альберта Анатольевича Лиханова.

Задание 4-5 .Правописание приставок, суффиксов. СЛАЙД 4, 5

Задание 6. Беседа:

- Что такое синонимы?

( Синонимы - это слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают.).

- Какими могут быть синонимы по видам?

(Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы )

СЛАЙД № 6, №7

Выполните задание по КИМу. (Послонялся - походил).

Выполните задание ( слайд №5)

  1. Закрепительная работа. Карта №1.

Замените выделенное слово синонимом.

  1. Девочка закоченела. - ЗАМЕРЗЛА

  2. « Умрем, но не отступим!»- как по- писаному сказал он. - УВЕРЕННО, БЕЗ ЗАПИНКИ

  3. Рыжий, да еще и подлиза. -ПОДХАЛИМ

  4. К морю мы летели стрелой. - БЫСТРО

6. Повторение теоретического материала и выполнение задания 7.

Беседа.

Что такое словосочетание?

( Словосочетание- это синтаксическая единица, два слова, связанные по смыслу и грамматически )

Какие виды связи слов в словосочетании вам известны?

( Подчинительные виды связи: согласование, управление, примыкание.)

Задание из КИМа: ЗАКРЫТА НА ВРЕМЯ

СЛАЙД № 6,7,8,9,10,11,12,13.

Задание

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения.

Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ньютон был первым, кому удалось найти ясно сформулированный базис, исходя из которого он мог выводить широкое поле явлений посредством математического мышления.

Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ

Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".

Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

Всё удивительно и интересно в жизни пчёл.

Замените словосочетание бесконечная равнина синонимичным, основанном на связи управление

Замените словосочетание горное село синонимичным, основанном на связи управление

Замените словосочетание голос отца синонимичным, основанном на связи согласование

Замените словосочетание яростно хлестали синонимичным, основанном на связи управление

7. Слово учителя: В 2015 году наша страна будет отмечать великую дату- 70 -летие Победы в Великой Отечественной войне.

Мирно страна проснулась в этот июньский день,

Только что развернулась в скверах её сирень,

Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва.

Вдруг раздались по эфиру памятные слова…

Голос уверенно-строгий сразу узнала страна,

Утром у нас на пороге заполыхала война.

( автор Н.Сидоренко )

1941-1945 эти даты навсегда вошли в историю как начало и окончание самой страшной войны- Великой Отечественной. Тысячи наших земляков ушли защищать Родину, к сожалению, вернулись не все… Герои Великой Отечественной войны…

8. Презентация № 2. « 65-летие Победы в Великой Отечественной войне»

Группа выполняет задания заранее. Задания 8, 11

СЛАЙД № 1,2

Задание 1. Дать определение подлежащему и сказуемому.

( Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения. Подлежащее - главные член предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым, отвечает на вопросы кто? что?. Сказуемое - это главный член предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим.Сказуемое может быть глагольным (простым и составным) и именным ( простым и составным )

Задание 2. Выполнить задания

Найдите грамматическую основу в следующих предложениях СЛАЙД № 3,4,5

Шестьдесят пять лет отделяют нас от Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  • Оренбуржье внесло достойный вклад в общее дело победы над врагом.

  • Читая книгу «Золотые звёзды Оренбуржья», мы узнаем имена героев-защитников Родины.

  • Биографии героев - это часть истории нашего края.

Укажите количество грамматических основ в предложениях:

  • Константин Александрович Скрытников - уроженец Соль-Илецкого района, который воевал с 1943 по 1945 год на Воронежском фронте. 2

  • С мая 1943 года в действующую армию был призван Валентин Федорович Пацюченко, Курская битва стала его боевым крещением, также он принимал участие в освобождении Украины, Польши, Чехословакии и штурме Берлина. 3

Звание Героя Советского союза Михаилу Петровичу Колесникову, присвоено 10 апреля 1945 года. 1

Герой СССР Иван Дмитриевич Ермолаев проявлял мужество и боевое мастерство, его артиллерийский расчет дошел до Берлина, а после войны ветеран жил в Астрахани, преподавая в мединституте. 3

7 января 1988 года, выполняя интернациональный долг в Афганистане, погиб в бою наш земляк Вячеслав Александров, ему присвоено звание Героя Советского Союза, его именем названа школа в селе Изобильное, по Волге ходит теплоход « Вячеслав Александров» 4

9. Самостоятельная работа. Задание по вариантам( тесты ГИА)

10. Обобщение. Итоги урока

11. Домашнее задание .Написать сочинение-рассуждение по цитате К. Паустовского: « Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»


Презентация № 2. « 65-летие Победы в Великой Отечественной войне»

Задания 8, 11.

Задание 1. Дать определение подлежащему и сказуемому.

Задание 2. Выполнить задания;

Найдите грамматическую основу в следующих предложениях


  • Шестьдесят пять лет отделяют нас от Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  • Оренбуржье внесло достойный вклад в общее дело победы над врагом.

  • Читая книгу «Золотые звёзды Оренбуржья», мы узнаем имена героев-защитников Родины.

  • Биографии героев - это часть истории нашего края.


Использованная литература.

1. Егораева Г.Т. русский язык. Типовые тестовые задания.9 класс, «Экзамен» , М 2011

2. Жариков Ю.В. «Байконур -50», Издательство «Юлис», 2005.

3. «Золотые звёзды Оренбуржья», Оренбургское литературное агенство, 2010

4. «От Илецкой Защиты до Соль- Илецка», « Орлит - А», Оренбург, 2009

5. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной аттестации, « Легион», Ростов-на-Дону, 2010.

6. Ким по русскому языку. Демо-версия 2011года.

© 2010-2022