Урок русского языка в 9 классе. Урок одного слова. Как я понимаю слово «храбрость»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова

г. Вязьмы Смоленской области







Урок русского языка в 9 классе

Как я понимаю слово «храбрость».

Подготовка к сочинению.






Учитель русского языка и литературы

Косолапенкова Л.К.














Вязьма

2012г.

Урок одного слова

Как я понимаю слово «храбрость».

Подготовка к сочинению.


Цели урока:

  1. Учить внимательному отношению к слову, воспитывать любовь к слову, способствовать воспитанию чувства смелости и ответственности, способствовать развитию мышления, внимания;

2. совершенствовать умения анализировать текст типа речи рассуждение, навыки работы с разными словарями и дополнительной литературой;

  1. формировать речь и творческие способности обучающихся;

  2. систематизировать знания обучающихся по отдельным разделам русского языка в связи с подготовкой к ГИА.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 249)

1) Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится текст. (Рассуждение)

2) Какая главная мысль доказывается в тексте? (Стать храбрым может каждый. Нужно только систематически воспитывать себя и твердо выполнять те решения, которые наметил осуществить).

3) Как М. Громов строит свои доказательства? (Автор доказывает, что понятие храбрости очень сложное, оно связано с преодолением собственного страха, нерешительности и присуще не только исключительным личностям, но и самому обычному человеку.)

Слово учителя

Вам, ребята, предстоит написать сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость» и привести примеры проявления этого качества из произведений литературы и жизни. Для подготовки к написанию сочинения мы проведем практическую работу с использованием словарей русского языка. Работать будем в группах, каждая группа получает свое задание.

  1. Работа в группах с использованием словарей.

Задание 1-ой группы: объяснить значение слов «храбрый» и «храбрость» и сверить с толковым словарем.

Ответы учащихся:

1. Что значит слово «храбрый»?

  • Это такой человек, который отличается храбростью и смелостью.

  • Это человек, отличающийся смелостью, то есть бесстрашный человек.

  • Это человек, отличающийся смелостью, храбростью, отзывчивостью.

  • Это смелый человек, который не боится преград.

  • Это человек, отличающийся смелостью.

  • Это качество личности, которое позволяет действовать решительно, не проявляя страха.

Что значит слово «храбрость»?

  • Это отсутствие страха перед опасностью, мужество и решительность в поступках.

  • Это свойство личности, которое позволяет преодолеть страх перед какой-то опасностью.

  • Это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.

  • Это отсутствие страха перед опасностью.

  • Это мужество, решительность, отсутствие страха.

Задание 2-ой группы: подобрать к слову «храбрый» однокоренные слова и определить их часть речи.

  • Однокоренные существительные: храбрость, храбрец

  • Однокоренные глаголы: храбреть (разг.), храбриться (разг.), расхрабриться (разг.).

  • Однокоренные причастия: храбреющий, расхрабрившийся.

  • Однокоренные наречия: храбро, храбрее (сравн.степень)

Задание 3-ей группы: подобрать к слову «храбрый» синонимы и антонимы, определить их стилистическую окраску. В случае затруднения обратиться к словарям синонимов и антонимов.

Синонимы:

  • Смелый, отважный, бесстрашный, мужественный, доблестный (высок.), неустрашимый (книжн.), бестрепетный (высок.), дерзкий , героический, решительный, безбоязненный (книжн.), лихой (разг.), удалой (разг.).

Антонимы:

  • Нехрабрый, несмелый, трусливый, робкий, малодушный, боязливый, нерешительный, пугливый

Задание 4-ой группы: составить со словами «храбрый», «храбрость» словосочетания и определить тип связи.

  • Согласование: храбрый человек, беззаветная храбрость, храброе сердце, храбрый малый, безрассудная храбрость и др.

  • Управление: отличающийся храбростью, набраться храбрости, недостаток храбрости, храбрее храброго и др.

  • Примыкание: храбро сражаться, становиться храбрее

Задание 5-ой группы: найти и записать фразеологические обороты, пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «храбрый». За помощью обратиться к фразеологическим словарям.

  • Фразеологические обороты: храбрый заяц, храброе сердце, храбрый малый, не из храброго десятка, пасть смертью храбрых.

Пословицы

Из приведенных пословиц отметьте ту, которая вам, ребята, больше всего понравилась или смысл которой вам кажется не до конца понятным.

Русские пословицы

  • Храбр не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

  • Трус в жизни мертв, а храбрый и мертвый жив.

  • Много знать, мало говорить - правило храбреца.

  • Храбер трус за печкою.

  • Храбрость - сестра победы.

  • Народ без храбрецов - сирота.

  • Умение и храбрость приносят радость.

  • Храбрость стоит, а трусость бежит.

  • Храбр после рати, как залез на полати.

  • На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Пословицы других народов

  • Будь храбрым - и ты будешь сильным (арабская пословица)

  • Истинный храбрец тот, кто умеет вернуть взятое (азербайджанская пословица)

  • Храбрый без ран не бывает (киргизская пословица)

  • Кто храбр, того любое испытание только красит (азербайджанская пословица)

  • Бить мертвого тигра - выдавать трусость за храбрость (китайская пословица)

III. Коллективная работа.


  • Прокомментируйте словосочетания: показная храбрость, истинная храбрость.

Показная храбрость -


  • храбрость на словах, а не в делах;

  • намеренный показ своей силы;

  • храбрость, которую человек показывает всем, а на самом деле он может быть вовсе не храбрым;

  • это когда человек совершает смелые поступки не во имя людей, а напоказ;

  • храбрость, которая ничего не стоит, а лишь служит для привлечения к себе внимания других;

  • это храбрость, которую ты показываешь, лишь бы похвалиться и выделиться.

Истинная храбрость -

  • храбрость, которая исходит из сердца;

  • храбрость ради Родины, ради других, но не ради себя;

  • это когда человек совершает смелые поступки не для себя и не напоказ, а во благо других;

  • это когда человек ничего не боится, идет только вперед и не думает о страхе;

  • храбрость, проявляющаяся в преодолении себя.

Приведите примеры проявления показной и истинной храбрости из произведений литературы и жизни.

(Тарас Бульба и его сыновья, герои-молодогвардейцы, например Сергей Тюленин, герои Великой Отечественной войны, например, Александр Матросов, майор С.Солнечников, закрывший гранату своей грудью и спасший солдат на учениях, и др. ).

IV. Творческая работа. Написать мини-сочинение (рассуждение) на тему «Как я понимаю храбрость».

Сочинение.

Как я понимаю храбрость.

Храбрость, как мне кажется, неотъемлемое качество достойного человека. Храброму человеку легче переносить трудности, ведь он смело смотрит им в глаза, ему проще принять верное решение. Храбрый человек всегда уверен в себе, а это тоже очень важное качество. Понятие храброго человека неоднозначно. С одной стороны, мы все знаем, что, например, пожарные всегда отважно приходят на помощь людям, спасают десятки и даже сотни жизней. С другой стороны, храбрым можно назвать человека, который преодолел свой страх, зависимость от кого-то или чего-то. Даже если маленький ребенок перестал бояться темноты, он уже стал необычайно храбрым в глазах его родных.

В моей жизни бывают моменты, когда я испытываю чувство страха, но пытаюсь с ним бороться. Я учусь в музыкальной школе, и мне достаточно часто приходится исполнять произведения на сцене перед публикой. Я с трудом заставляю себя выйти к зрителям. Мне сразу хочется уйти из зала, но я беру себя в руки и смело начинаю играть на флейте. Постепенно мой страх уходит, и я «смеюсь» над собой и горжусь: какая смелая!

Так как же все-таки я понимаю храбрость? Храбрость - проявление человеком смелости, упорства в ситуациях, которые ему приходится преодолевать на своем жизненном пути.

Мелешко А.











Как я понимаю храбрость.

В моем понимании храбрость - это способность и желание преодолеть свой страх во имя чего-то значимого для себя. Храбрость способствует развитию доверия к себе и повышению самооценки. Она помогает идти вперед и превосходить самого себя при осуществлении некоторых замыслов. Смелый человек развивается, преодолевая жизненные трудности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было очень много храбрых людей, которые не боялись вражеских пуль и умирали за Родину. Александр Матросов бросился навстречу пулемётным очередям, своим телом закрыл стреляющий дот, чтобы остальные солдаты смогли кинуться в атаку. Герой пал на поле боя смертью храбрых.

Николай Сиротинин один разбомбил из артиллерийского орудия целую колону немцев. Он уничтожил одиннадцать танков, семь бронемашин, пятьдесят семь солдат и офицеров.

Эти молодые ребята не боялись отдавать свои жизни во благо своей Родины и народа. В них присутствовала та самая храбрость, которой сейчас не хватает многим людям.

Рыскин И.



Как я понимаю храбрость.

Храбрые люди - это люди, проявляющие смелость и самоотверженность. Они, не боясь трудностей и опасностей, идут на свой страх и риск спасать людей, попавших в беду.

Они бросаются в горящий дом, зная, что там находятся дети, которые не могут спастись сами; они выносят их из огня, не думая, что в любой момент может рухнуть крыша и похоронить их. Вот это - яркие примеры настоящего героизма и храбрости. В момент землетрясения, когда на глазах у человека рушится дом, где жила его семья, человек бросается под руины, надеясь спасти живых. Он не думает о том, что может погибнуть сам. Таких людей я считаю настоящими храбрецами.

«Храбрыми не рождаются - ими становятся».

Матеенков И.











Как я понимаю храбрость.

Храбрость - это очень сложное понятие. В моем понимании это отсутствие страха перед опасностью, мужество и решительность в поступках. Храбрым я могу назвать человека, который обладает исключительной смелостью.

Даже если страшно, нужно делать шаг по направлению к цели, и, вероятно, она будет достигнута. Недаром говорят, что храбр не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Но все-таки храбрость люди проявляют по-разному. Один человек идет на рискованный поступок для того, чтобы побороть свой страх и тем самым доказать самому себе, что является личностью с развитой силой воли, а другой - чтобы выставить себя на показ, похвастаться фальшивой храбростью.

Я считаю, ярким примером, подтверждающим неоднозначность человеческой храбрости, является повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий - удалые казаки, храбрые воины, но Остап смело сражался за родную землю и не предал своих отца, брата, соотечественников, а Андрий перешел на сторону врага и тоже отважно сражался, но против своего же народа. Вот она, храбрость: у Остапа она истинная, а у Андрия - ложная, показная.

В жизни тоже случаются подобные ситуации, и важно, чтобы, несмотря ни на что, человек сохранил свою искренность и решительность, развивая храбрость для самого себя, а не для того, чтобы похвалили другие.

Михайлова А.

V. Обсуждение сочинений и урока

Понравились ли вам сочинения одноклассников?

Что вы взяли для себя из приведенных примеров храбрости и героизма?

Можете ли вы назвать людей, живущих рядом с вами, своих одноклассников храбрыми людьми?

Понравился ли вам урок? Что новое вы узнали?

Фрагменты обсуждения.

Мне понравился урок, интересно было работать в группах, искать в словарях объяснения и примеры употребления в речи слов «храбрый» и «храбрость». (Филиппова К.)

Я думаю, что понятие «храбрость» проще объяснить его синонимами: «мужество», «решительность», «отвага». По моему мнению, храбрым может считаться только тот человек, который по-настоящему любит свою Родину, свой народ, близких людей. Храбрость - это способность человека преодолеть свой страх во имя чего-то значимого.

(Юсупов К.).


Библиография:

  1. Орфографический словарь русского языка.- М.: Советская энциклопедия, 1973г.-520с.

  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка/под общей редакцией профессора Л.И. Скворцова.-М.: Мир и Образование, 2005 г.-1198с.

  3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю. Шведовой.-М.: Русский язык, 1987г.-796с.

  4. Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1980г.-426с.

  5. Клюева, В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка.-М.: Государственное учебно-педагогическое издательства министерства просвещения РСФСР, 1965г.-279с.

  6. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский.- М.: Аванта, 2004.-704с.

© 2010-2022