Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»

Теория и практика сочинений разных жанров XI класс Учитель – Цой С.П. Программа: авторская Литература: 1. Система      обучения         сочинениям         в       9х-11х        Кл.       Т.А. Ладыженская. Изд-е 2-е М., «Просвещение», 1973 г. 2. Сочинения в газетных жанрах. Пособие для учителей М., «Просвещение», 1977 г. 3. Методические рекомендации Использование экз. материалов при обучении сочинений на литературные темы Алма-Ата, «Мектеп», 1986 г. 4. Сочинения разрядных жанров в школе. Изд-о «Радяньска школа», Киев, 1973 г. 5. Сочинения на литературные тему в старших классах М., «Просвещение», 1978 г.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область

Бурабайский район

средняя школа имени Сакена Сейфуллина

п. Бурабай













Программа элективного курса







«Теория и практика сочинений разных жанров»







11 класс



общественно-гуманитарный профиль





















Автор: Цой С.П.

учитель русского языка и литературы
















Теория и практика сочинений разных жанров

XI класс

Учитель - Цой С.П.

Программа: авторская Литература:

1. Система обучения сочинениям в 9х-11х Кл. Т.А.

Ладыженская. Изд-е 2-е М., «Просвещение», 1973 г.

2. Сочинения в газетных жанрах. Пособие для учителей М., «Просвещение», 1977 г.

3. Методические рекомендации

Использование экз. материалов при обучении сочинений на литературные темы Алма-Ата, «Мектеп», 1986 г.

4. Сочинения разрядных жанров в школе. Изд-о «Радяньска школа», Киев, 1973 г.

5. Сочинения на литературные тему в старших классах М., «Просвещение», 1978 г.












































Объяснительная записка

Спецкурс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной и устной речи.

Основные задачи:

  • Расширение и углубление знаний, которые получают учащиеся на уроках по развитию речи;

  • Совершенствование навыков связной устной и

  • письменной речи;

  • Пробуждение интереса к самостоятельному

  • литературному творчеству;

  • Развитие литературно-творческих способностей у

  • одаренных учащихся.

Предполагается углублять знания, полученные на уроках русского языка и литературы.

Программа курса основывается на методических принципах системы обучения сочинениям.

Всего часов - 34

В неделю-1









































Тема

Кол-во часов

Дата

Примеч.

Тема и основная мысль сочинения

А) Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочин. эпиграф;

Б) Тема и жанр сочинения;

2

1



1



Собирание и систематизация материала для сочинения

1)Простой и сложный план;

2)Тезисы и конспект;

3)Подготовка к докладу

4)Культура оформления рукописи;

5)Библиография. Аннотация;

6)Цитаты и их ссылки;

7)Собирание материала по литературным источникам;

8)Литературные заготовки и записные книжки писателей;

9)Наблюдения и методы фиксации материала для сочинения газетных жанров

А)Репортаж-практика

Б)Интервью-практика

13



1

1

1

1

1

1

1



1



1



2

3



Совершенствование написанного

1)Работа мастеров слова над совершенствованием произведения;

2)Приемы и правки рукописи;

3)Отзыв и рецензия;

6

2



2

2



Сочинения разных жанров

1)Описание научное, деловое, художественное и публичное;

2)Описание местности;

3)Путевые заметки;

4)Портретный очерк;

5)Рассуждение проблемного характера;

6)Сравнительная характеристика, ее особенности;

7)Статья в газету;

8)Рассказ как один из видов повествовательных произведений;

9)Рассказы с необычным построением;

10)Юмористические рассказы, фельетон;

11)Устные рассказы и их особенности.

13

1



1

1

1

1

1

1

1



1

1

1



Творческий вечер авторских лучших сочинений

1



Проведение итогов:

А) Выпуск газет;

Б) Вручение удостоверений



1

1



Акмолинская область

Бурабайский район

средняя школа имени Сакена Сейфуллина

п. Бурабай



















Сборник

Открытые уроки

Литература

























Автор: Цой С.П.

учитель русского языка и литературы































Акмолинская область

Бурабайский район

средняя школа имени Сакена Сейфуллина

п. Бурабай













Открытый урок по литературе в 11 классе







Военная проза.

Б. Васильев

«Завтра была война»

























Автор: Цой С.П.

учитель русского языка и литературы

















Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»

Акмолинская область

Бурабайский район

средняя школа имени Сакена Сейфуллина

п. Бурабай













Открытый урок по литературе в 8 классе







Проблема долга и чести

в повести

А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»





















Автор: Цой С.П.

учитель русского языка и литературы

















Т е м а у р о к а : Проблема долга и чести в повести

А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Ц е л ь у р о к а :

1.проанализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия;

2.вырабатывать свою точку зрения;

3.помочь понять значение нравственных понятий " д о л г " , " ч е с т ь ".

Н а г л я д н о с т ь :

- портрет А.С.Пушкина;

- иллюстрации.

Э п и г р а ф : Б е р е г и ч е с т ь с м о л о д у .(ребус)

Ход урока :

1.Организационный момент .

- Сегодня на уроке вы узнаете, как раскрывается в повести "Капитанская

дочка" проблема долга и чести.

Эпиграфом нашего урока являются слова, зашифрованные в ребусе .К нему мы

еще вернемся в концу урока.

2. Устное сочинение.

-Составьте микросюжеты, определите их темы.

1 г р у п п а - П.Гринев - Е.Пугачев.

2 г р у п п а - П.Гринев - Швабрин

- С этими героями мы сегодня встретимся.

3. Составление кластера.

-Тема нашего урока "Проблема долга и чести".

Как вы понимаете эти слова ?

Д О Л Г

* Ч Е Л О В Е Ч Е С К И Й

* С Л У Ж Е Б Н Ы Й

* О Б Я З А Н О С Т Ь

П Е Р Е Д Р О Д И Н О Й

Ч Е С Т Ь

* У В А Ж Е Н И Е

* П О Ч Е Т

*Х О Р О Ш А Я Р Е П У Т А Ц И Я

* М О Р А Л Ь Н Ы Е К А Ч Е С Т В А Ч Е Л О В Е К А

4. Анализ текста .

-Через образы каких героев раскрываются эти качества?

(Андрея Петровича ,капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши).

- Что можно сказать об Андрее П. Гриневе ?

(В нем уживались высокие представления о долге и чести и дворянина, презрение к карьеристам, светским повесам, искреннее равнодушие. Он был известен при дворе, пользовался авторитетом).

-Какие качества воспитала в П. мать?

(мягкость, совестливость, чувствительность)

Честный и преданный Савельич.

-Семья Мироновых: Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, Маша.

(воинский долг коменданта, человеческий долг его жены и дочери)

-Как вы можете оценить поступок Маши?

(Через ее восприятие показан образ императрицы Екатерины 11).

-Мог ли Пушкин показать ее такой доброй и милосердной?

(Гриневу нужно было показать свое освобождение. Маша встретилась с нею

случайно, не во дворце, а во время прогулки. Екатерина II простила невинного человека, худо бедно выполнившего свой долг и не нарушившего присягу.(стр.44).

-Проблема долга и чести раскрывается и через образы Гринева и Швабрина.

Через эти образы автор раскрывает образ Пугачева.

Задание:

- Составить сравнительную характеристику Гринева и Швабрина.

-Что общего и какие различия?

- А что общего?

(Оба офицеры из дворянства, служат Отечеству, любят Машу).

Вывод :

Гринев вызывает наши симпатии честностью, мужеством, верностью долгу. Нам нравятся его гуманные, человеческие отношения, его простота, искренность. Мы восхищаемся его чистой и глубокой любовью, которая не останавливается перед самопожертвованием. Чего нельзя сказать о Швабрине.

1.Как выполнял свой долг П.Гринев?

-Усвоил ли он взгляд отца на военную службу? Почему?

(Отец отправил " Верхом благополучия он считал службу в гвардии, а

величайшим счастьем - жизнь в Петербурге".

-Стала ли служба его идеалом? А что?

2.Мечтал ли Гринев о подвиге?

Комендант Иван Игнатьевич и П.Бросились за крепостной вал"но обробелый гарнизон не тронулся".

3.По зову ли долга П.Гринев отправлялся в Оренбург?

(нет, освободить М.И)

4.Последняя компания.

-Гринев у Зурина. Почему и как?

"Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы"(стр.39).

Вывод :

Не на путях защиты дворянской чести было суждено Г. проявить свою натуру.

Его захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение

любимой девушки и немногочисленные, но запоминающиеся встречи с Пугачевым.

Именно под влиянием встреч с Пугачевым происходят изменения в душе Гринева.

5. Анализ эпиграфа урока.

-Где вы встречали эти слова в тексте?

(зачитать наказ отца Петру перед поездкой на службу). Гринев с достоинством

выдержал испытания и оправдал доверия отца.

6.Творческая работа .

Составить и записать синквейн.

Д О Л Г Ч Е С Т Ь

7.Проверка знаний (тестирование).

8.Викторина

Рабочая тетрадь.Литература.стр.83

9.Домашнее задание:

Написать письмо Швабрину о том, как вы понимаете слова долг и честь.





















Акмолинская область

Бурабайский район

средняя школа имени Сакена Сейфуллина

п. Бурабай













Открытый урок по литературе в 6 классе







А. С. Пушкина

«Станционный

смотритель»





















Автор: Цой С.П.

учитель русского языка и литературы



























Тема урока: А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Цель урока: познакомить с содержанием повести, её героями

Задача урока:1.Учащиеся смогут анализировать повесть.

2.Учащиеся расскажут о проблеме трагедии Самсона Вырина, о месте образа Дуни в повести.

3.Учащиеся будут работать в паре, группе.

Оборудование урока:

- А.С.Пушкин ,Москва,1968год.

- Портрет А.С. Пушкина

-Иллюстрации к повести "Станционный смотритель"

Побуждение.

1.Станционный смотритель .

Ассоциации к слову. Составление кластера (человек, чиновник, отец)

2.Проверка домашнего задания.

- Притча о блудном сыне (пересказ)

Реализация значения.

1.Вступительное слово учителя. Болдинская осень. "Повести Белкина". Свадьба А.С. Пушкина.

2.Работа над содержанием повести

А). Описание внешности героя.

- Что же случилось с героем?

б) автор-рассказчик Иван Петрович Белкин и его герой-Самсон Вырин чиновник 14-го класса.

- Как характеризует рассказчик станционных смотрителей?

-Серьёзно или с насмешкой рассказчик даёт рассуждение о поговорке "Чин чина почитай" и о том, что будет, если заменить её другой- " Ум ума почитай ?"

в)Самсон Вырин и гусар и гусар Минский.

1.Как вёл себя Минский при повторном появлении Самсона Вырина?

г)Трагедия Самсона Вырина.

1.Как разговривает Самсон Вырин?

2.Как отнесся к щедрости (деньги) гусара Самсон Вырин?

д)Образ Дуни .

1.Как отзывается смотритель о своей дочери при первом разговоре с рассказчиком?

2.Что понравилось в Дуне?

3.Чем вызывала героиня симпатии окружающих?

1.Почему Дуня плакала, уезжая с гусаром?

2.Почему Самсон Вырин не получает от Дуни никаких известий?

3.Докажите,что барыня была его дочерью?

4.Объясните ,почему рассказчик сначала пожалел, а теперь не жалеет ни о поездке, ни о деньгах, потраченных на неё?

в) Самсон Вырин. Трагедия героя.

1.- Чем закончился визит Самсона Вырина к дочери?

2. Уверен ли он ,что судьба дочери благополучна?

3.Как отнесся повествователь (Белкин) к рассказу смотрителя?

4.Чем заканчивается трагедия покинутого отца?

5.Как рассказывает о трагедии мальчик?

Рефлексия.

1.Финал повести. Социальные причины в жизни главного героя конфликта и трагедия. (Рассуждения учащихся в паре, группе)

2.Письменная работа. Внутренний монолог Дуни на могиле отца. (Авторский стул)

3.Домашнее задание. Вопросы из учебника стр.208-209.

4.Оценка за урок.

5.Итог урока.







































Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»

© 2010-2022