Подготовкаксочинению-рассуждению «Книга - наш друг и советчик»

Данный материал поможет учителю провести урок подготовки школьников к написанию сочинения о книге. На уроке повторяются сведения о типах текстов, развиваются умения определять части текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Ребята учатся писать сочинение доказательством «от противного». В приложениях к конспекту учитель найдёт образцы маршрутных листов, приложение для выполнения домашнего задания; пословицы, афоризмы, которые ребята будут приводить в качестве аргументов к своим тезисам в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга - наш друг и советчик»

1.

ФИО учителя: Макарова Татьяна Михайловна

2.

Место работы: МБОУ «Мангутская СОШ» Называевского района Омской области

3.

Должность: учитель русского языка и литературы

4.

Предмет: русский язык

5.

Класс: 7

6.

Раздел: морфология, содержание: служебные части речи. Союз (уроки 112-130, из уроков развития речи - 4), номер урока: 122 , тема: Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга - наш друг и советчик»

7.

Базовый учебник: Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба



8. Цели урока:

образовательные:

  • создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;

  • продолжить работу по формированию умения формулировать тезис, объяснять свою позицию и аргументировать её, делать вывод;

  • познакомить со способом построения рассуждения на опровержении тезиса (доказательство «от противного»);

  • продолжить обучение работе со справочной литературой;

развивающие:

  • продолжить работу по развитию умения мыслить, а именно: умения строить аналогии, доказывать и опровергать, сопоставлять и рассуждать, определять и объяснять понятия;

  • продолжить работу по развитию умения организовывать и анализировать свою деятельность, а именно: рационально распределять учебное время, оценивать качество выполнения собственных работ, а также работ одноклассников в соответствии с критериями оценки;

  • развитие умения определять все части текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод;

  • развитие речи: обогащение словарного запаса;

  • коррекция и развитие коммуникативных знаний, умений и навыков учащихся как в устной, так и в письменной речи;

  • развитие двигательной сферы: развитие соразмеренности движений (релаксационная пауза);

воспитательные:

  • воспитание отношения к книге не только как к источнику информации, но и как к другу, без которого не обойтись;

  • воспитание любви к русскому языку как духовной ценности и средству получения знаний;

  • формирование нравственных качеств личности школьников через собранность, дисциплинированность, деликатность, вежливость, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам, ответственное выполнение домашних заданий, усердие;

  • формирование стремления добиваться высоких результатов в работе;

  • формирование лидерских качеств; умения ставить цели и реализовывать их.

9. Задачи:

  • повторить сведения об особенностях сочинения-рассуждения;

  • подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением;

  • применить во время домашней работы над сочинением знания и умения, полученные на уроке

10.Тип урока: комбинированный.

11. Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

12. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

14.Средства обучения: презентация Power Point; выставка книг («Моя любимая книга»), пословицы, поговорки о книге и чтении; афоризмы.

15. Целесообразность используемой презентации: позволяет выдержать логику урока, обеспечивает наглядность, способствует экономии времени и повышению темпа урока.

16.Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание, мотивация.

  3. Актуализация.

  4. Повторение и закрепление материала, изученного ранее.

  5. Введение нового материала.

  6. Применение знаний и умений, проверка уровня их усвоения.

  7. Закрепление нового материала.

  8. Домашнее задание.



Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в минутах)

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места, записать дату и вид (классная) работы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, создают друг-другу хорошее настроение, мотивируя словом записывают дату, вид (классная) работы.

1,5

2

Целеполагание, мотивация

Предлагает записать тему (слайд 1)и сформулировать цели урока (слайд 2)

Записывают в тетради тему урока, формулируют цели урока

3

3

Актуализация.

Предлагает вспомнить типы текстов и определения рассуждения как типа текста, организует работу в парах (слайд 3)

Называют типы текстов, определяют типы предложенных текстов, вспоминают структуру типов текстов (повествование, описание, рассуждение), зачитывают из толкового словаря лексическое значение слова «Рассуждать», выполняют морфемный разбор слова, подбирают к нему однокоренные слова, синонимы, составляют с данным словом словосочетания, предложения, определяют первое слово в синквейне (описание, повествование)

10

4

Повторение и закрепление материала, изученного ранее

Предлагает продолжить работу по формированию умения формулировать тезис, объяснять свою позицию и аргументировать её, делать вывод (слайды 4-12)

Продолжают работу в маршрутных листах, выполняют задания в тетрадях, соотносят вопросы и типы текстов.

10

5

Введение нового материала.

Знакомит со способом построения рассуждения на опровержении тезиса (слайды 13-19)

Осмысливают новую информацию

3

6

Применение знаний и умений, проверка уровня их усвоения.

Называет основные принципы введения аргументов

Составляют сочинения-миниатюры, проговаривают их.

10

7

Закрепление нового материала.

Предлагает ответить на вопрос, от чего зависит степень убедительности аргументов.

Высказывают свои предположения, Слушают объяснение, уточняют неясное

2

8

Домашнее задание.

Предлагает написать сочинение-рассуждение

Записывают домашнее задание

0,5

1. Добрый день, ребята.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

/ребята показывают карточки красного (хорошее настроение), синего (не очень хорошее настроение) или белого (безразличное настроение) цвета/.

- Оказывается, некоторым ребятам сегодня отчего-то взгрустнулось.

- Покажите друг-другу свои карточки-мотиваторы ,

(состоят из одного слова или фразы: улыбнись! Всё хорошо! Я тебя люблю! Радость! Солнце. Радуга. Каникулы. Друг. Помощь. Свет. Любовь. Песня. Цветы. Дом. Мама. Отец…. )

- А теперь посмотрите на мой мотиватор: Я ВАС ЛЮБЛЮ!

- Настроение улучшилось?

Можно приступать к нашему уроку.

Запишите в тетрадь: число. Классная работа.

- Среди слов, которые вы только что показывали друг другу, я увидела слово КАНИКУЛЫ. Попробуйте убедить меня в том, что оно действительно создаёт радостное настроение.

-Когда я произношу слово КАНИКУЛЫ, мне становится радостно.

Во-первых, я смогу утром подольше поспать, а вечером подольше почитать интересную книгу и никто мне не сделает замечание.

Во-вторых, я смогу навестить своих друзей и родственников, которые живут в других городах и сёлах.

В-третьих, я смогу попутешествовать и набраться впечатлений от встреч с новыми людьми.

В-четвёртых, я смогу теперь больше времени тратить на свои любимые занятия.

Следовательно, КАНИКУЛЫ - это очень приятное слово!

2. - Определите, к какому типу речи относится данное сообщение ученицы?

- Рассуждение.

-Верно. Подготовка к сочинению-рассуждению - тема нашего урока. Запишите её в тетради. (Оставьте место для записи. Вы узнаете чуть позже, о чём будете рассуждать) (слайд 1)

Для того чтобы совершенствовать,
развивать ум, надо больше рассуждать,
чем заучивать.
Рене Декар, 16 век,
французский физик, математик, философ.

Согласны ли вы с утверждением, что

Для того чтобы совершенствовать,
развивать ум, надо больше рассуждать,
чем заучивать? (эпиграф)

- Чем вы можете аргументировать свой ответ?

- Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

-Так чему же мы сегодня с вами будем учиться?

- Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

- Сформулируйте цель урока.

- Проверьте себя (слайд 2)

3. Работа в парах: (цель письменного опроса - выявление уровня усвоенных знаний, коррекция знаний).

- Впишите в ваш маршрутный лист фамилии, выполните задания с целью повторения пройденного ранее материала, оцените работу товарища, исходя из критериев оценивания (слайд 3)

Проверьте себя (после выполнения задания 2)

  1. Определите по словарю лексическое значение слова РАССУЖДАТЬ

  2. Выполните морфемный разбор слова РАССУЖДАТЬ.

  3. Подберите к этому слову однокоренные слова.

  4. Синонимы

  5. С данным словом составьте словосочетания:

Рассуждать (о чём?)__________

Рассуждать (над чем?)__________

Рассуждать (на какую тему?)__________

Рассуждать (как?)_____________


  1. Составьте предложения с 1-2 словосочетаниями .

  2. Выполните морфологический разбор слова РАССУЖДАТЬ.

  3. Составьте тезис со словом РАССУЖДАТЬ.

  4. Перечислите известные вам типы речи, стили речи.

10.Кроме рассуждения какие типы речи вы ещё знаете? (описание, повествование).

Каждой группе предложено нерифмованное стихотворение, синквейн. Определите, о каком типе речи в нём говорится?

Описание

Яркое, образное

Помогает, уточняет, изображает

Изображает явление действительности

Кадр.

Повествование.

Событийное, действенное

Происходит, случается, развивается

Наблюдаем завязку, развитие действия, кульминацию, развязку

Действие.

- Составьте и запишите в тетради синквейн. Тема: рассуждение

Рассуждение

Убедительное, точное

Аргументирует, доказывает, делает выводы

Подтверждает какую-либо мысль.

Доводы.

Проверьте себя (слайд 4)

4. - На доске три вопроса: Какой? Почему? Что произошло?

Соотнесите данные вопросы и типы речи.
повествование ------------ что произошло? описание ------- какой?
рассуждение------- почему?)

Отработка структуры текста-рассуждения. (слайд5)

Рассуждение начинается с утверждения, то есть с ТЕЗИСА.
"Тезис" записываем в тетрадь, отрабатываем произношение

Найдите тезис в текстах, которые лежат на ваших столах, запишите их в тетрадь.

Зачитайте тексты и назовите тезис.

Текст 1:
Родина всегда прекрасна! Потому что она одна у человека. Потому что ты часть ее. Она всегда с тобой: в осеннем пламени лесов и в снежном раздолье, в первых весенних цветах и в золотом разливе хлебных полей.

Текст 2:
Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать». Солдат, смертельно раненный, шепчет: «За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Текст 3:
Война - всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!
- Находить тезисы в тексте вы научились. А сможете ли вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме "Учеба".


Ребята формулируют тезисы, в основном, позитивного отношения к учебе: "учиться - всегда пригодится", "кто много учится, тот много знает" и т.д.

- Предлагаю детям другой тезис: "Чем больше учишься, тем больше глупеешь". Какой из тезисов более верный?

Докажите.

Дети доказывают свои тезисы.

-Задаю следующий вопрос: "Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили в ваше утверждение?"

Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать.


Следующее слово СЛАЙДА 5 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (АРГУМЕНТЫ). А из любого доказательства обязательно следует вывод.

Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения, доводы), вывод (как и в любом сочинении).

Видеоролик.

Марина Цветаева

КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЁТЕ

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
- Уж поздно!

- Мама, десять строк!...-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы....
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушёл во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

- Итак, ребята, о чём пойдёт речь в ваших сочинениях- рассуждениях?

О книге

- Верно. Продолжим записывать тему урока: подготовка к сочинению-рассуждению на тему: «Книга - верный друг и советчик».

Задание: найти в тексте розданных карточек все эти три части.
Текст:
Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Человек этот счастлив, потому что он окружен умными, добрыми и верными друзьями- книгами. Эти книги заставляют человека непрерывно совершенствоваться. (Паустовский)

  1. Найти тезис, доказательства.

  2. Найти союзы, указать, что они соединяют.

  3. Записать в тетрадь, соблюдая абзацы.

  4. Построить схему второго предложения.

Лексическая работа

  1. Какая польза от чтения книг.

  2. Чем является книга в жизни человека?

  3. 1.Я уверен...
    Я думаю (считаю, полагаю...), что...
    Мне кажется, что...
    2.Докажем это.
    Почему? А вот почему...
    Это можно объяснить так...
    По-моему, прав...
    Я не могу согласиться с тем, что... но...
    Могут сказать (возразить), что...
    3.Итак...
    Таким образом...
    Следовательно...
    Я понял, что...

  4. Тезис рассуждения, формулируем вместе, ответив на вопрос «Приходим к общему мнению: книга - наш друг и советчик даже в век всеобщей компьютеризации.

- Ответы на вопросы: друг - это кто, что сделает для нас друг и можно ли книгу назвать другом - ребята ищут, работая в парах. В качестве вспомогательного материала используем упражнения из учебника (высказывания С.Михалкова, И.А.Гончарова).

Записываем вступление, которое и является тезисом рассуждения.

- Работаем с раздаточным материалом: высказывания о книге известных деятелей (Н.Смиронов-Сокольский, Н.Г.Чернышевский, И.Эренбург, Ю.Гагарин, А.Т.Твардовский, М.Горький, Дидро и др.). Также откройте высказывания о книге, которые вы приготовили дома.

Пословицы:

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала, а ума придала.

Книги читать - скуки не знать.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга - лучший подарок.

С книгою жить - век не тужить.

Испокон века книга растит человека.

Не красна книга письмом, красна умом.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Афоризмы:

  • «Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него». Фома Аквинский, монах-философ XIII века.

  • «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». Франческо Петрарка, итальянский поэт XIV века.

  • «Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все». Франсуа Фенелон, французский писатель XVII века.

  • «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дени Дидро, французский писатель и философ XVIII века.

  • «Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения». Шарль Луи де Монтескьё, французский писатель и философ XVIII века.

  • «Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни: не было такого горя, которого час чтения не рассеял». Шарль Луи де Монтескьё, французский писатель и философ XVIII века.

  • «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Вольтер, французский писатель и философ XVIII века.

  • «Величайшее достоинство классических произведений - это то, что они вдохновляют на мудрые беседы, серьёзные и сердечные разговоры, размышления». Анатоль Франс, французский писатель XIX века.

  • «Наука даёт человеку всё возрастающую власть над внешним миром, литература помогает ему приводить в порядок мир внутренний». Андре Моруа, французский писатель ХХ века.

  • «Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Фрэнсис Бэкон, английский философ XVII века.

  • «Чтение для ума - то же, что физическое упражнение для тела». Джозеф Аддисон, английский писатель XVIII века.

  • «Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание». Чарльз Диккенс, английский писатель XIX века.

  • «Жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, ещё в большей мере, чем из самой жизни». Теодор Драйзер, американский писатель ХХ века.

  • «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Александр Сергеевич Пушкин.

  • «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». Александр Иванович Герцен, русский писатель XIX века.

  • «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». Максим Горький, русский советский писатель.

  • «Никакие провалы истории и глухие пространства времён не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закреплённую в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг». Константин Георгиевич Паустовский, русский советский писатель.

  • «В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни». Эмиль Кроткий, русский советский поэт и сатирик

В основной части сочинения ребята объясняют, почему они сослались на те или иные высказывания, таким образом, аргументами служат сами высказывания.

- На предложенный учителем вопрос: что даёт нам книга? ответ снова ищем в материалах учебника.

- Предлагаю клише: в минуту грусти…, заставили задуматься о …, научили…, дали знания… и т.п.

примеры приводим и из личного опыта

Идёт фронтальная работа, вывод каждый формулирует самостоятельно.

В парах ребята обсуждают варианты темы сочинения о книге.

В заключительной части мы повторяем суть позиции: итак, таким образом, как видим

«Книга лучший друг человека», «Без книги жить невозможно», «Книга - наш первый помощник», «Книгу не заменит никто»

- Формулирование и самостоятельная запись ответа на вопрос «Когда и как книги помогли мне».

Использование клише:

- Невозможно не согласиться с данным утверждением…

- В минуту грусти…

- Заставили задуматься о…

- Книга научила меня…

- Герой помог мне разобраться в … и т.п.

Назовите ваши любимые книги?

Учащиеся приводят примеры любимых книг, названия, авторов, героев.

Релаксационная пауза.

  1. Знакомство с формой доказательства "от противного"

Существует форма доказательства "от противного", когда рассуждение строится как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайдов 13-19).

Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.

Обратимся к маршрутному листу. Задание 3

- К этому уроку вы приготовили эскизы экслибрисов для книг вашей домашней библиотеки. Рассмотрите эскизы в группах. Эксперты, оцените творчество ваших товарищей. Оформители, выставьте оценки за книжные знаки в маршрутные листы.

Видеоролик ученицы 6 класса

8. Домашнее задание (см. приложение)

Лексико-орфографическая работа.

Чтобы не было в сочинении повторов, обратите внимание на слова в приложении, которое приготовлено для домашней работы.

«Называние автора - мастер слова, писатель, классик детской литературы;

Действие автора- описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;

Называние книги- книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;

Оценка какого-либо эпизода- интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;

Вообще выражение оценки- понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…

Написать черновик сочинения. Важно:

  • определить основную мысль,

  • подобрать доказательства и определить их последовательность,

  • сформулировать вывод.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

































Приложение 1



  • Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

  • Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы - кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

  • Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель - по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

  • Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше - к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота - естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).



Группа I Маршрутный лист.

Руководитель: Докладчик:

Эксперт: Оформитель:

Первая пара. Ф.И.

Вторая пара. Ф.И.

Третья пара. Ф.И.

1

3

5

2

4

6

ПОВТОРЕНИЕ:

Задание 1.

Определите по толковому словарю лексическое значение слова «рассуждать» и запишите его в тетрадь.

Задание 1.

Выполните в тетради морфемный разбор слова «рассуждать».

Задание 1.

Подберите к слову «рассуждать» однокоренные слова, запишите их в тетрадь.

  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

1-

2-

  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

3-

4-

  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

5-

6-

Задание 2. (выполняет вся группа)

А) Восстановите первое слово синквейна, тема: типы текста:

Яркое, образное.

Помогает, уточняет, изображает.

Изображает явление действительности.

Кадр.

Б) Восстановите первое слово синквейна,

тема: типы текста:



Событийное, действенное.

Происходит, случается, развивается.

Есть завязка, кульминация, развязка.

Действие.

Оценка работы группы экспертом:

Задание 3. ( Творческое опережающее домашнее задание: создать эскиз экслибриса для своих книг). Оценивает эксперт.

ЭКСЛИБРИС.

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

1-

2-

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

3-

4-

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

5-

6-

Самооценка:

Итоговая оценка эксперта:

Итоговая оценка:

Группа II Маршрутный лист.

Руководитель: Докладчик:

Эксперт: Оформитель:

Первая пара. Ф.И.

Вторая пара. Ф.И.

Третья пара. Ф.И.

1

3

5

2

4

6

ПОВТОРЕНИЕ:

Задание 1.

Выполните морфологический разбор слова «рассуждать».

Задание 1.

Составьте тезис со словом «рассуждать».

Задание 1.

Перечислите известные вам типы речи и стили речи. Запишите в тетрадь.

  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

1-

2-


  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

3-

4-


  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

5-

6-

Задание 2. (выполняет вся группа)

А) Восстановите первое слово синквейна.

Яркое, образное.

Помогает, уточняет, изображает.

Изображает явление действительности.

Кадр.

Б) Восстановите первое слово синквейна.

Событийное, действенное.

Происходит, случается, развивается.

Есть завязка, кульминация, развязка.

Действие.

Оценка работы группы экспертом:

Задание 3. (Творческое опережающее домашнее задание: создать эскиз экслибриса для своих книг). Оценивает эксперт.

ЭКСЛИБРИС.

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

1-

2-

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

3-

4-

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

5-

6-

Самооценка:

Итоговая оценка эксперта:

Итоговая оценка:

Группа III Маршрутный лист.

Руководитель: Докладчик:

Эксперт: Оформитель:

Первая пара

Вторая пара

Третья пара

1

3

5

2

4

6

ПОВТОРЕНИЕ:

Задание 1.

Подберите к слову «рассуждать» синонимы, пользуясь словарём синонимов.

Задание 1.

Составьте словосочетания со словом «рассуждать».

Задание 1.

Составьте 2 или 3 предложения со словом «рассуждать».

  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

1-

2-

  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

3-

4-

  • Проверьте работу товарища.

Что получилось?

Что не удалось?

Оценка:

5-

6-

Задание 2. (выполняет вся группа)

А) Восстановите первое слово синквейна.

Яркое, образное.

Помогает, уточняет, изображает.

Изображает явление действительности.

Кадр.

Б) Восстановите первое слово синквейна.

Событийное, действенное.

Происходит, случается, развивается.

Есть завязка, кульминация, развязка.

Действие.

Оценка работы группы экспертом:

Задание 3. (Творческое опережающее домашнее задание: создать эскиз экслибриса для своих книг). Оценивает эксперт.

ЭКСЛИБРИС.

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

1-

2-

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

3-

4-

  • Проверьте работу товарища.

Есть ли в экслибрисе указание на владельца книги?

Удалась ли композиция эмблемы?

Оценка:

5-

6-

Самооценка:

Итоговая оценка эксперта:

Итоговая оценка:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (для домашнего задания)

  1. Лексико-орфографическая работа.

Чтобы не было в сочинении повторов, обратите внимание на слова в приложении, которое приготовлено для домашней работы.

«Называние автора - мастер слова, писатель, классик детской литературы;

Действие автора - описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;

Называние книги - книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;

Оценка какого-либо эпизода - интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;

Вообще выражение оценки - понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…

  1. Доказательство «от противного»

Аргументация может начинаться словами:

допустим, что…, предположим, что…, представим, что…, если бы…, не будь в нашей жизни…

Предположим (допустим, представим), что книг в нашей жизни не было бы…

  • Как бедна была бы наша жизнь…

  • Мы не знали бы…

  • Никто не помог бы нам правильно оценивать характеры и поступки людей…

  • Какой бесцветной была бы наша речь…

Речевые формулы, которые можно использовать при аргументации:

  • Во-первых, во-вторых, в-третьих…

  • Следовательно, таким образом, итак, значит и т.п.

  • Обратимся к словам … о…; возьмём в качестве примера…; ярким (убедительным, лежащим на поверхности, общеизвестным…) примером могут служить…; часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда… и т.п.



  1. Написать черновик сочинения.

Важно:

  • определить основную мысль,

  • подобрать доказательства и определить их последовательность,

  • сформулировать вывод.

22


© 2010-2022