- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме: Второстепенный член предложения-дополнение
Урок русского языка по теме: Второстепенный член предложения-дополнение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Краснопевцева Л.О. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
06.03.2015г.
Русский язык
Тема урока: Второстепенный член предложения- дополнение.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель:
• Дать понятие о второстепенном члене предложения - дополнении; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение; совершенствование орфографических навыков. Развить мышления, творческое умение, умения рассуждать.
Задачи:
1). Учить:
-
Анализировать свою работу;
-
Применять на практике ранее полученные знания;
-
Выполнять разбор словосочетаний по готовому алгоритму;
-
Работать самостоятельно;
2). Развивать:
-
Умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
-
Умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
-
Умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
-
Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
* Ориентироваться в учебном материале:
определять круг своего незнания;осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
* Работать по заданиям опираясь на алгоритмы и памятки, уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Сценарий урока
Этап урока(длительность)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Организационный момент.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
Дети проверяют свою готовность к уроку.
-
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
-Какое задание было на дом?
-Какие затруднения появились в ходе выполнения домашнего задания?
-Что вам пришлось повторить, для легкости выполнения?
Учащиеся озвучивают домашнее задание, проговаривают тему прошлого урока, комментируют свою работу.
-
Актуализация знаний.
-
Запись даты
-
Чистописание.
Дд вод доп
Послушайте стихотворение и скажите, какой звук заблудился.
Мама с бочками(дочками) пошла
По дороге вдоль села.
На поляне весной
Вырос зуб(дуб)молодой.
Сели в ложку(лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.
- Заблудился звук Д. Какой буквой он обозначается на письме?
Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд и соединения с этой буквой
(вод-нижнее,нижнее,доп-нижнее,верхнее).
- Запишите.
Дополните до слова вод-(вода,провод,…)доп(…)
Какое слово ещё можно подобрать вы узнаете изучив новый материал.
-
Словарно - орфографическая работа.
• Определите и запишите через запятую, что изображено на рисунке, выделим зелёной пастой орфограммы: подснежник(разбор по составу), капель, ручьи, зелень, солнце, месяц. (слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7)
• Месяц. Что вы видите на экране.(месяц)Какое ещё значение у слова месяц?(Двенадцатая часть года,30(31)дней.
-Какой месяц изображён?(март)
• Какое слово объединяет все эти слова? (весна) (слайд 8)
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
• Какое слово лишнее (ручьи)? Почему? (мн. число) На какие три группы можно разделить оставшиеся слова? (род, склонение)
• Составьте предложение, в котором слово ручьи выполняет роль подлежащего, сделайте разбор по членам предложения (слайд 9)
В лесу побежали ручьи.(Ученик у доски)
Определите падежи имён существительных.
-Благодаря какому слову предложение стало полным, красивым? Можно ли сказать, что благодаря слову с гор предложение становится более понытным,красивым, дополненным?
-Каким членом предложения является в лесу?
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, место, явления природы называется дополнением. Дополнение выражается чаще всего именем существительным. Подчеркиваем пунктирной линией.
Сравним свои выводы с формулировкой в учебнике. Стр. 67.
Какое слово можно подобрать к минутке чистописания?
Тема нашего урока Второстепенный член предложения - дополнение. (Слайд №10)
Сегодня на уроке мы будем учиться находить в предложении дополнение.
-
Физминутка
Выполняют зарядку.
-
Работа над темой.
4. Первичное закрепление.(Слайд 11)
На экране:
Выглянуло солнышко.
Светит месяц.
Набухли почки. Из- за тучи выглянуло солнышко.
На небе светит месяц.
На деревьях набухли почки.
Прочитайте первые предложения. В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо). Каким членом предложения является из-за тучи? Докажите.
Вторые. В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо).
-Каким членом предложения является на небе? Докажите.
Третьи. В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо). Каким членом предложения является на деревьях?
Докажите.
-
Применение знаний и умений в новой ситуации.
6.Закрепление изученного.
А теперь мы выполним упр.404.Почитайте задание. Спишите последнее предложение самостоятельно.Прочитайте следующее задание(коллективно разбирают по членам предложения и частям речи).
Прочитайте следующее задание(Подлежащее всегда выражено существительным в именительном падеже,а дополнение в косвенных падежах).
7.Творческое задание.( Слайд 12)
На экране вы видите неполное стихотворение.Его нужно дополнить словами.Я буду читать,а вы хором дополнять.Найдём в этом стихотворении дополнения.Гуляли (с кем?) с ребятами,
увидали(кого?)зайца, увидали ( в чём?) в лесу,рассказал(о ком?)о белке,сыграл(чем?) лапкой,
сыграл (на чём?) на тарелке,дал (кому?) девочкам,дал (кого?что?) корзинку,предложил(кого?что?) малинку,проводил (до чего?) до овражка,пошёл играть(с кем?) с барашком.
Какой частью речи чаще всего выражено дополнение?
На какие вопросы отвечает?
Как подчёркиваем?
-
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8.Запись под диктовку.
В марте тает снег. Ледок тронулся на речке.
По ходу записи: как напишите в марте(предлог в,окончание е-2 скл.,П.п.),снег(парная согласная г),ледок(безуд. гл. е-проверочное слово лёд),на речке(предлог на,ЧК-чн пишется без мягкого знака,окончание е- 1скл.)
Попробуйте сами найти и подчеркнуть дополнения.Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.Если есть ошибки,укажите соседу.Кто написал без ошибок?Кто 1 раз ошибся?2раза?
III. Итог урока.
Давайте ещё раз скажем, что такое дополнение.(Слайд 13)
-
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Тест.
1.О каком члене предложения говорится:
Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, место,явления природы называется:
а)подлежащим в)дополнением
б)сказуемым
2.Какой частью речи выражено дополнение?
а)глаголом в)существительным
б)прилагательным
3. Подчеркни дополнение:
а)Дети играют. в)Идёт дождь.
б)В марте прилетели грачи. г)Дует ветер.
Рисунок вложите в тетрадь.
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7