Урок русского языка по теме: Второстепенный член предложения-дополнение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

06.03.2015г.

Русский язык

Тема урока: Второстепенный член предложения- дополнение.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:

• Дать понятие о второстепенном члене предложения - дополнении; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение; совершенствование орфографических навыков. Развить мышления, творческое умение, умения рассуждать.

Задачи:

1). Учить:

  • Анализировать свою работу;

  • Применять на практике ранее полученные знания;

  • Выполнять разбор словосочетаний по готовому алгоритму;

  • Работать самостоятельно;

2). Развивать:

  • Умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

  • Умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

  • Умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

  • Воспитывать аккуратность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и

самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями

выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):

* Ориентироваться в учебном материале:

определять круг своего незнания;осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

* Работать по заданиям опираясь на алгоритмы и памятки, уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.


Сценарий урока

Этап урока(длительность)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

Дети проверяют свою готовность к уроку.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

-Какое задание было на дом?

-Какие затруднения появились в ходе выполнения домашнего задания?

-Что вам пришлось повторить, для легкости выполнения?

Учащиеся озвучивают домашнее задание, проговаривают тему прошлого урока, комментируют свою работу.

  1. Актуализация знаний.

  1. Запись даты

  2. Чистописание.

Дд вод доп

Послушайте стихотворение и скажите, какой звук заблудился.

Мама с бочками(дочками) пошла

По дороге вдоль села.

На поляне весной

Вырос зуб(дуб)молодой.

Сели в ложку(лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

- Заблудился звук Д. Какой буквой он обозначается на письме?

Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд и соединения с этой буквой

(вод-нижнее,нижнее,доп-нижнее,верхнее).

- Запишите.

Дополните до слова вод-(вода,провод,…)доп(…)

Какое слово ещё можно подобрать вы узнаете изучив новый материал.

  1. Словарно - орфографическая работа.

• Определите и запишите через запятую, что изображено на рисунке, выделим зелёной пастой орфограммы: подснежник(разбор по составу), капель, ручьи, зелень, солнце, месяц. (слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7)

• Месяц. Что вы видите на экране.(месяц)Какое ещё значение у слова месяц?(Двенадцатая часть года,30(31)дней.

-Какой месяц изображён?(март)

• Какое слово объединяет все эти слова? (весна) (слайд 8)


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

• Какое слово лишнее (ручьи)? Почему? (мн. число) На какие три группы можно разделить оставшиеся слова? (род, склонение)

• Составьте предложение, в котором слово ручьи выполняет роль подлежащего, сделайте разбор по членам предложения (слайд 9)

В лесу побежали ручьи.(Ученик у доски)

Определите падежи имён существительных.

-Благодаря какому слову предложение стало полным, красивым? Можно ли сказать, что благодаря слову с гор предложение становится более понытным,красивым, дополненным?

-Каким членом предложения является в лесу?

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, место, явления природы называется дополнением. Дополнение выражается чаще всего именем существительным. Подчеркиваем пунктирной линией.

Сравним свои выводы с формулировкой в учебнике. Стр. 67.

Какое слово можно подобрать к минутке чистописания?

Тема нашего урока Второстепенный член предложения - дополнение. (Слайд №10)

Сегодня на уроке мы будем учиться находить в предложении дополнение.


  1. Физминутка

Выполняют зарядку.


  1. Работа над темой.

4. Первичное закрепление.(Слайд 11)

На экране:

Выглянуло солнышко.

Светит месяц.

Набухли почки. Из- за тучи выглянуло солнышко.

На небе светит месяц.

На деревьях набухли почки.

Прочитайте первые предложения. В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо). Каким членом предложения является из-за тучи? Докажите.

Вторые. В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо).

-Каким членом предложения является на небе? Докажите.

Третьи. В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо). Каким членом предложения является на деревьях?

Докажите.


  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

6.Закрепление изученного.

А теперь мы выполним упр.404.Почитайте задание. Спишите последнее предложение самостоятельно.Прочитайте следующее задание(коллективно разбирают по членам предложения и частям речи).

Прочитайте следующее задание(Подлежащее всегда выражено существительным в именительном падеже,а дополнение в косвенных падежах).

7.Творческое задание.( Слайд 12)

На экране вы видите неполное стихотворение.Его нужно дополнить словами.Я буду читать,а вы хором дополнять.Найдём в этом стихотворении дополнения.Гуляли (с кем?) с ребятами,

увидали(кого?)зайца, увидали ( в чём?) в лесу,рассказал(о ком?)о белке,сыграл(чем?) лапкой,

сыграл (на чём?) на тарелке,дал (кому?) девочкам,дал (кого?что?) корзинку,предложил(кого?что?) малинку,проводил (до чего?) до овражка,пошёл играть(с кем?) с барашком.

Какой частью речи чаще всего выражено дополнение?

На какие вопросы отвечает?

Как подчёркиваем?


  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8.Запись под диктовку.

В марте тает снег. Ледок тронулся на речке.

По ходу записи: как напишите в марте(предлог в,окончание е-2 скл.,П.п.),снег(парная согласная г),ледок(безуд. гл. е-проверочное слово лёд),на речке(предлог на,ЧК-чн пишется без мягкого знака,окончание е- 1скл.)

Попробуйте сами найти и подчеркнуть дополнения.Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.Если есть ошибки,укажите соседу.Кто написал без ошибок?Кто 1 раз ошибся?2раза?

III. Итог урока.

Давайте ещё раз скажем, что такое дополнение.(Слайд 13)


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Тест.

1.О каком члене предложения говорится:

Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, место,явления природы называется:

а)подлежащим в)дополнением

б)сказуемым

2.Какой частью речи выражено дополнение?

а)глаголом в)существительным

б)прилагательным

3. Подчеркни дополнение:

а)Дети играют. в)Идёт дождь.

б)В марте прилетели грачи. г)Дует ветер.

Рисунок вложите в тетрадь.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.




7


© 2010-2022