- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Понятие о Библии как памятнике литературы. Нравственное содержание библейских мифов. Основные библейские заповеди»
«Понятие о Библии как памятнике литературы. Нравственное содержание библейских мифов. Основные библейские заповеди»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарь Т.М. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Понятие о Библии как памятнике литературы. Нравственное содержание библейских мифов. Основные библейские заповеди».
Цели урока: продолжить знакомство учащихся с Библией как памятником литературы, с легендами и мифами Ветхого завета, с основными библейскими заповедями, формировать умение находить отличие библейской мифологии от греческой и языческой, определять идейное содержание произведений, аргументировать свои выводы, развивать речь, память, навыки выразительного чтения, художественного рассказывания, закрепить понятия «притча», «мифологема», формировать нравственно-этических позиции учащихся.
Результат обучения:
- учащиеся смогут определять значение слов «притча», «мифологема», заповедь;
-находить подтверждение нравственных уроков Библии в современной жизни;
- различать библейскую, греческую, языческую мифологии;
- использовать в речи мудрые изречения, извлеченные из урока;
- реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения;
-развивать навыки самостоятельной работы с текстом;
-обсудить с одноклассниками свою работу , расширить свои знания, свое понимание;
-управлять процессом собственного понимания;
-рефлексировать по поводу своего понимания информации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, слайды к уроку, тексты по библейской мифологии, разноуровневые задания.
Ход урока
-
Психологический настрой «Эстетическая минутка»
- Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Полюбуемся красивыми деревьями, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните старые обиды, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» - вы откроете глаза. Окружающий вас мир - большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
Звучит музыка (фоном)
-
«Тематическое» деление на группы (карточки)
-
Вызов
« Слово - искра движения сердца»
- Сегодня мы будем работать по цитатному плану. Каждый этап урока будет называться цитатой - информацией для вашего размышления. Ребята, программа 6 класса по русской словесности нацелена на знакомство и изучение мифологии разных народов.
-
С какими мифологиями вы знакомы?
-
Более подробно осветить на этот вопрос нам поможет составление кластера
Каждая группа получает задание:
-
1 гр. - античная мифология
-
2 гр. - славянская мифология
-
3 гр. - библейская мифология.
Выполняют, один выступающий от группы.
- По своим кластерам назовите, пожалуйста, различия между греческой и библейской мифологиями ( в греческой - многобожие, в библейской - один бог, греческий - редко обращали внимание на людей, в библейской - бог всегда рядом с человеком)
(Учитель оценивает ответы учащихся , выставляя плюсы)
4. «Ум - дар, мудрость - приобретение»
-
Какое библейское духовное завещание вам знакомо?
-
Как называются эти правила жизни? (Индивидуальное сообщение учащегося «Библейские заповеди», слайд)
-
Давайте сделаем вывод - античная мифология повествует, а библейская - поучает, в этом их яркое отличие.
5. «Утром не встал - день потерял, в детстве не учился - жизнь потерял»
-
Художественное рассказывание притч и легенд Ветхого завета.
-
Начиная со школьной скамьи вы должны усвоить, впитать те моральные поучения, которые помогут вам достойно жить, находить правильные решения проблем, сформировать ту жизненную позицию, которая постепенно будет вести вас к вершинам совершенства человеческой личности.
Задания группам: художественное рассказывание притчей, определение заповедей к этим притчам, размышление, анализ, вывод.
1 группа - Притча «Адам и Ева» (слайды) какой урок вы должны извлечь, подобрать заповеди, объяснить
2 группа - Притча «Авель и Каин»
3 группа - Притча «Вавилонская башня»
Выступление групп
Взаимооценивание по критериям - доступность, манера выступления.
-
«Велико лишь то, что долговечно, долговечно лишь то, что справедливо»
Библейские сюжеты оказали большое влияние на развитие мировой литературы.
Многие писатели и поэты использовали мотивы библейских сюжетов в своих произведениях.
- Как вы считаете, с какой целью?
Работа с понятием «мифологема», «библейский мотив».
Мифологе́ма (от др.-греч. μῦθος - сказание, предание и др.-греч. λόγος - мысль, причина) - термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Примеры: мифологема первочеловека, мифологема Мирового дерева, мифологема Потопа и т. д
В современной литературе слово «мифологема» часто используется для обозначения сознательно заимствованных мифологических мотивов и перенесения их в мир современной художественной культуры.
Стихотворение А. Ахматовой «Лотова жена»
Задание группам - кто быстрее сравнит (таблица) библейский сюжет и стихотворение, выявив отличия двух текстов.
-
«Из всех творений - самое прекрасное - человек»
Рефлексия
Синквейн: Библия, заповедь, праведник
-
«Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени»
- Все великие мысли великих людей - это повторение знакомых каждому образованному человеку библейских заповедей. Не теряйте времени, читать дома легенды Нового завета, анализировать их.