Урок по русской литературе на тему И. С. Тургенев. Роман Накануне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русской литературе (9 класс)

Тема: И. С. Тургенев. Личность писателя. Роман «Накануне».

Цель: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с романом «Накануне».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой романа «Накануне», рассмотреть термины «тургеневская девушка», «тургеневская любовь».

Развивающие:

- научить работать с художественным текстом и постигать его содержание, научить работать над характеристикой литературного героя.

Воспитательные:

- воспитать такое нравственное понятие как сочувствие, сопереживание, воспитание таких ценностных категорий, как любовь, счастье.

Тип урока: урок-лекция.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники, текст романа «Накануне» И. С. Тургенева.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Знакомство с личностью И. С. Тургенева.

4. Работа с текстом.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Знакомство с личностью И. С. Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) (Слайд 1)

Родился 28 октября 1818 года в Орле. (Слайд 2) Мать Тургенева, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из семьи богатых помещиков. Она рано оказалась сиротой; воспитывалась в доме дядюшки, терпев всяческие унижения. Став помещицей, начала «давить» крестьян. Варвара Петровна вышла замуж поздно, за обедневшего дворянина (это был военный человек, вышедший в отставку). Он не любил Варвару Петровну, это был классический брак по расчету. Иван Сергеевич Тургенев же отказался от идеи брака вообще. У Ивана Тургенева было два брата, Николай и Сергей. Последний умер ребенком от эпилепсии. (Слайд 3) Детские годы будущего писателя прошли в имении матери Спасское-Лутовиново во Мценском уезде Орловской губернии. Тургенев получил блестящее образование. Он с детских лет читал и говорил свободно на трех европейских языках - немецком, французском и английском - и приобщался к книжным сокровищам Спасской библиотеки. В Спасском саду, окружавшем дворянский усадебный дом, мальчик познакомился со знатоками и ценителями птичьего пения, людьми с доброй и вольной душой. Отсюда вынес он страстную любовь к русской природе, к охотничьим странствиям. (Слайд 4) 1827 год - семья Тургеневых переезжает в Москву, чтобы дать детям образование. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем был записан пансионером у директора Лазаревского института Краузе. 1833 год - Иван Тургенев поступает на словесное отделение Московского Университета.

В 16-летнем возрасте написал стихотворную драматическую поэму «СтЕно», подражание Байрону. Дальше Тургенев пишет цикл лирических стихотворений. Результаты своего творчества он показал Плетневу, который за поэму пожурил, а за стихотворения похвалил молодого автора. Отобрав два стихотворения, напечатал их в «Современнике».

В 1838, после окончания университета со степенью кандидата, Тургенев решил продолжить философское образование в Берлинском университете, где дружески сошелся со Н. В. Станкевичем, Т. Н. Грановским, Н. Г. Фроловым, М. А. Бакуниным - и слушал лекции по философии из уст ученика Гегеля, молодого профессора К. Вердера.

Конец 1839 года - Тургенев ненадолго возвращается в Россию. 1840 год - путешествие в Италию. Май 1840 - май 1841 года - снова Берлин, после чего Иван Сергеевич возвращается в Россию.

1843 год - Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел, на должность чиновника особых поручений. В этом же году выходит сборник его стихов, подписанный буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов).

Этот же год - выходит поэма И.С. Тургенева «Параша». 1844 г. - первая повесть «Андрей Колосов».

Затем работает над такими произведениями, как «Бретёр», «Три портрета», «Жид», «Петушков», где главной задачей ставит исследование образа человека, тип «лишнего человека». Именно Тургенев вводит этот термин.

(Слайд 5) 1847 год - знакомится и начинает входить в круг издателей «Современника». В 1 номере 1847 года публикуется очерк «Хорь и Калиныч». Затем, с 1847 по 1852 гг. образуется цикл «Записки охотника». (Слайд 6) Новаторством цикла является появление нового автора. Объединяющая цикл фигура - повествователь. Он связывает воедино все сюжеты. Цикл пронизывает любовь к крепостному крестьянину. В 1874 году цикл был продолжен (окончательный вариант включал в себя 25 произведений).

В этом же году умирает Н. В. Гоголь. Его смерть Тургенев воспринимает как гибель первого русского писателя. Он пишет отклик на смерть Николая Васильевича. Отклик был запрещен в Петербурге, но вышел в Москве. Для писателя это закончилось ссылкой под полицейским надзором в село Спасское, где Тургенев прожил до конца 1853 года (там был написан рассказ «Муму»).

Середина 50-х гг. - переломное время для Тургенева. Иван Сергеевич чувствует необходимость выхода из внутреннего мира в мир всеобщий.

Два жанра будут развиваться в его творчестве параллельно - повесть и роман.

(Слайд 7) 1855 г. - роман «Рудин». Показывает попытку «лишнего человека» стать «не лишним».

В январе 1857 г. в письме Дружинину пишет: «Чувствую в себе пустоту выпотрошенной рыбы…». Это время - пик кризиса Тургенева. Он не верит в то, что он - писатель. Л. Толстой, в 1857 году посетив Тургенева, пишет, что Тургенев болен и душевно, и физически.

В сентябре 1858 выходит из кризиса. Начинается творческий взлет - один за другим создаются три романа: «Накануне» , «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

1867 г. - роман «Дым», 1877 г. - роман «Новь».

Всего у Тургенева 6 романов.

(Слайд 8) Создавал и драматические тексты с 1843 по 1852 г. («Безденежье» 1847 г., «Где тонко, там и рвется» 1848 г., «Нахлебник» 1848 г., «Месяц в деревне» 1848 г.)

В 1860 гг. работает над повестями. В 1883 г. в «Вестнике Европы» появляется цикл стихотворений в прозе, над которыми Тургенев работал с 1877 по 1882 гг. 31 стихотворение было напечатано уже только спустя 50 лет после смерти автора. Объединяет все стихотворения тема смерти. Сам Тургенев панически боялся смерти. В данном цикле четко присутствует русская идея.

Также одной из главных тем в творчестве Тургенева является тема любви. Отличительная черта: его любовь никогда не заканчивается браком. Любовь у Тургенева окрашена в трагические тона.

Сам Тургенев испытал подобное чувство к Полине Виардо (европейской певице). (Слайд 9) Полина была замужем за директором оперы. С гастролями она приехала в Петербург, где Тургенев в нее и влюбился. Иван Сергеевич отправился за ней в Европу. Эта страсть была пронесена через всю жизнь. Умер Иван Сергеевич 22 августа 1883 года в имении Полины Виардо под Парижем.

(Слайд 10) Иван Сергеевич Тургенев - человек противоречивый: его мировоззрение противоречит художественному дару. В 1864 году он пишет: «Я не христианин в Вашем смысле, да, пожалуй, ни в каком». Между тем, русская идея пронизывает его творчество. А позже, в очередном письме мы все же прочитаем: «Знайте, что без веры, без глубокой веры плохо жить. Гадко жить.»

Он - единственный своеобразный образец борьбы между мировоззрением и художественным даром.

4. Работа с текстом.

Давайте вспомним, что с Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки» - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой. Писатель избирает цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа. В эти мгновения женское существо прекрасно тем, что оно превосходит свою смертную природу. Излучается такой переизбыток жизненных сил, какой не может получить земного воплощения, но остается заманчивым обещанием чего-то бесконечного, более высокого и совершенного, чем материальный мир, залогом вечности. «Человек на земле - существо переходное, находящееся в состоянии общегенетического роста», - утверждает Достоевский. Тургенев молчит, но напряженным вниманием к необыкновенным взлетам человеческой души он подтверждает истину этой мысли.

Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя образ «тургеневской любви». Как правило, это первая любовь. Она решительно разрушает будни повседневного существования. Все герои Тургенева проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимно-личных, но и в общественных своих возможностях и убеждениях. В любящем человеке отчетливо выявляются сильные и слабые стороны всей полноты его человеческого существа.

Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе оказывается у Тургенева трагическая развязка и - падение. Вспомните, мы говорили в начале знакомства с Тургеневым, что любовь у него неизменно трагична. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Никому не дано предугадать, когда она, как вихрь, налетит и подхватит человека на своих могучих крыльях и когда она эти крылья сложит. Любовь трагична еще и потому, что идеальная мечта, окрыляющая душу влюбленного человека, не осуществима в пределах земного, природного круга. Любовь - яркое подтверждение богатых и еще не реализованных возможностей человека на пути духовного совершенствования. Тургенев так чутко присматривается к духовному существу первой любви, чистой, обещающей человеку торжество над смертью, сливающей временное с вечным, невозможном в супружеской жизни и семейной любви.

10 января 1860 года на публичном чтении в пользу нуждающихся литераторов и учёных Тургенев произнёс свою программную речь «Гамлет и Дон Кихот».

Гамлет и Дон Кихот - это два типа поведения человека, два типа самовыражения личности. Их существование и противоборство (между мыслью и волею) Тургенев видел не только в жизни общества, но и во внутренней жизни каждого. Более того, человечество вообще он разделяет согласно этим типам: «Нам показалось, что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон Кихота, либо на Гамлета».

Художественное осмысление проблемы деятельного начала в человеке Тургенев осуществил в романе «Накануне» (1859): «В основе моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур - для того, чтобы дело продвинулось вперёд», - писал Тургенев И. С. Аксакову в ноябре 1859 года, сразу же по завершении романа.

В «Накануне» Тургенев рядом с волевым женским характером показал столь же решительного и волевого мужчину. Можно сказать, что в образе Елены Стаховой тип «тургеневской девушки» получил воплощение наиболее полное.

Основной чертой её стало присущее этому типу самопожертвование.

Деятельное добро - идеал Елены, связанный с её пониманием счастья. Однако, Стахова видит счастье в отречении от самой себя, от личностной свободы и от ответственности прежде всего: "Кто отдался весь... весь... весь... тому горя мало, тот уж ни за что не отвечает. Не я хочу: то хочет". Эта очень важная запись в дневнике Елены приоткрывает сущностную черту её натуры. И опасность, какую несут в себе подобные самоотверженные деятели. Отречение от ответственности за свои действия соединяется у подобного типа "борцов" с частой решительностью осуждения людей, даже с безжалостностью к ним. Слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала "во веки веков"; требования её ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять её уважение (а суд произносила она скоро, часто слишком скоро), и уж он переставал существовать для неё".

В романе «Накануне» автор сознательно выбрал главным персонажем болгарина Николая Катранова (среди русских такого героя, по признанию Тургенева, еще не было).

Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, отчасти возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет философский. В самом начале романа возникает спор Шубина и Берсенева о счастье и долге. «Счастье» - не то слово, которое способно объединить людей. Соединяют их другие слова: «родина, наука, справедливость». И любовь, если она не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва». Инсарову и Елене хочется, чтоб в их любви личное сливалось с общим. Однако героям суждено осознать, что в их чувствах счастье близости с любимым человеком преобладает порой над любовью к общему делу и препятствует его осуществлению. «Кто знает, может быть, я его убила», - думает Елена у постели больного Инсарова, который, в свою очередь, задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь послана нам в наказание?».

Инсаров, конечно, вызывает сочувствие к себе: своим бескорыстием и самопожертвованием, своей огненной любовью к родине. Немалое значение имеет и естественная жалость к нему как к смертельно больному человеку. Но он чрезмерно рассудочен и механистичен в своём поведении. Даже кажущаяся простота его нарочита и непроста: Инсаров слишком зависит от собственного стремления к независимости. Писателя привлёк не сам Инсаров, но Дон Кихот в Инсарове. Иных же Дон Кихотов вокруг просто нет.

В «Накануне» Тургенев вновь попытался осмыслить проблему земного счастья. Решение этой проблемы - в судьбе главных героев. Окружающий мир враждебен человеку. Это с жестокой отчетливостью осознала Елена незадолго перед смертью Инсарова. За земное, какое бы оно ни было, счастье человек должен нести наказание. В романе "Накануне" это наказание - смерть Инсарова.

Над Стаховой совершает свой суд автор: "Елена не знала, что счастие каждого человека основано на несчастии другого..."

Но если так, то счастье - слово "разъединяющее". И следовательно, оно невозможно, недостижимо. Так Тургенев ставит важнейшую проблему и отвергает самый смысл её бытия. Счастья нет. Есть только долг. И необходимость следовать ему. Вот итоговая мысль романа.

Существуют ли, однако, в России люди долга, то есть Дон Кихоты, на которых можно возложить все надежды? По крайней мере, будут ли они?

- Будут, - отвечает на этот вопрос некто Увар Иванович, один из второстепенных персонажей романа, человек из породы шутов-мудрецов, но вместо более определённого ответа он лишь загадочно "играет перстами".

Дон Кихот не получился. Герой остается на уровне Гамлета.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание. Читать повести И. С. Тургенева «Вешние воды» и «Первая любовь».



© 2010-2022