Любовь в произведениях А. И. Куприна «Олеся» и «Суламифь»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Саитова М.К.

Любовь в произведениях А.И. Куприна «Олеся» и «Суламифь».


Щербиновка

2011г.

Введение

В современном литературоведении выявление авторского взгляда на изображенное является одной из актуальных проблем. Подтверждением этому является прошедшая, в мае 1997 году на филологической конференции «Литературоведение на пороге 21 века», обозначившая данную проблему как одну из ключевых.

Сам термин «автор» в современном литературоведении имеет несколько толкований:

1. автор биографический (творческая личность). 2. автор в его внутритекстовом, художественном воплощении.

Во введении курсовой работы я попытаюсь рассмотреть основные элементы проблемы автора в литературоведении, а также цель моего исследования -определить способы выражения авторского сознания в художественных произведениях А.И. Куприна. Соответственно этой цели были поставлены задачи:

1. определить функции пейзажа и портрета в художественных произведениях А.И.Куприна;

2. раскрыть идейно-тематическое содержание повести «Молох»;

3. осмыслить концепцию «естественного человека» в повести «Олеся».

Первые отдельные элементы проблемы автора можно встретить у Аристотеля в его теории «Поэтических родов». В переводе с латинского языка «автор» переводится как «виновник, основатель, сочинитель», - это одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания.

Гегель в «Лекциях по эстетике» обосновал мысль о единстве субъективного и объективного начал в художественном произведении. В любом реалистичном произведении заложено противоречие, стремление достоверно представить действительность и желание выразить собственное видение мира.

«С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные отношения с другими авторами, с литературными критиками, с книгоиздателями и книготорговцами. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп, кружков, литературных обществ», - писал В.В.Прозоров. (Прозоров В.В. Введение в литературоведение. Москва, 2002, стр. 11.). Понятие об авторе как лице эмпирико-биографическом и всецело ответственном за сочиненное им произведение укореняется вместе с признанием в истории культуры самоценности творческой фантазии, художественного вымысла. Авторское самосознание достигает апогея в эпоху расцвета романтического искусства, ориентированного на обостренное внимание к неповторимому и индивидуально-ценностному в человеке, в его творческих и нравственных исканиях, на живописании тайных движений, на воплощении мимолетных состояний, трудно выразимых переживаний человеческой души.

М.М. Бахтин утверждал: «Полноценный автор занимает авторитетную позицию вне мира героя и с этой позиции «ненаходимости» (самобытный термин эстетики М.М. Бахтина) восполняет мир героя недоступным ему «избытком видения и знания», составляющими привилегию автора «трансгредиентными» видения и знания, и завершает его как художественный мир, как произведение искусства. (Бахтин М.М. Научные сообщения и публикации. Проблема автора. Москва, 1962, стр. 147)

Наиболее серьезно проблемы биографии и отражения авторского сознания в тексте зазвучали в 20-е годы 20 века в работах Б.В. Томашевского и Г.О. Винокура. Автор в его внутри текстовом бытии рассматривается в широком значении, где автор выступает как устроитель, воплотитель и выразитель эмоционально-смысловой целостности, единства данного художественного текста, как автор - творец. Долгое время в зарубежном и отечественном литературоведении существовал формальный подход к решению проблемы, когда происходило механическое деление на авторские и неавторские. Такая постановка вопроса в корне ошибочна, автор присутствует в тексте, как в целом и понять его отношение по отдельным элементам сложно. М.М. Бахтин писал: «Автор является участником художественного события... Автора нельзя отделять от образов и персонажей, так они входят в состав этих образов как неотъемлемая часть». (Бахтин М.М., стр.148). Автор становится близким герою лишь там, оно одержимо сознанием другого, целостно осознает себя в авторитетном другом. Художественное произведение - как живое художественное событие бытия, - и именно так оно должно быть познано и понято.

Печать односторонности лежит на концепции « исчезнувшего автора». Сторонники этой теории игнорировали реальную личность автора и не учитывали его роль в создании произведения. В. Кристева в статье «Бахтин, слова, диалог и роман» пишет: «...автор помещается в «лоно автономности, ноля», становится воплощением анонимности, зиянием, пробелом»: «он - ничто и никто». (Кристева В. Бахтин, слова, диалог и роман. Москва, 1989, стр 13)

С другой стороны, у Р. Барта подход к проблеме «автора»-«читателя», и отстаивания продуктивности тезиса о пропасти между автором в жизни и «автором» в творчестве выразилось в крайне одностороннем концептуальном решении. Именно эту пропасть между двумя авторскими ликами - в творчестве и в жизни - исследователь обозначил как «смерть автора». «Барт явно не учитывает факт существования индивидуального речевого стиля, воплощенного повествовательной речи «автора» и тем самым являющегося к примеру в концепциях В.В. Виноградова эмпирическим, «материальным» доказательством существования последнего», - пишет А.Ю. Большакова. (Большакова А.Ю. Теория автора в современном литературоведении. Известия АН, серия литературы и языка. Москва, 1998, том 57, №5, стр.16)

Авторское сознание и сам автор, создавший текст, объективно теряет над ним власть, он уже не волен влиять на судьбу своего произведения, на его реальную жизнь в читающем мире. Следы творческой личности хранит произведение как художественный мир, им скомпонованный, им организованный, как некая поэтическая структура с её особым фонографическим осуществлением.

Отношение автора отражается в трудно поддающихся исчерпывающему описанию представлениях об авторской роли, замысле, идее.

Литературоведы внимательно исследуют образ автора в художественной литературе и обнаруживают различные формы присутствия автора в тексте. Очень часто автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, такой способ повествования сочетается с субъективными формами, с введением рассказчиков, с передачей речи, точки зрения разных героев. Иногда рассказчик ведет повествование от первого лица, использующего роль личного повествования («Записки охотника» И.С. Тургенев) и собственно рассказчик («Олеся» А.И. Куприн).

В любом случае, объединяющим началом текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на всё составляющее художественного текста. «...Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни - есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету», - писал Л.Н. Толстой. (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90-та томах. Москва, 1951, т. 30, стр. 19).

Цель данной работы - осветить специфику раскрытия темы любви в ранних произведениях А.И. Куприна. Этот материал можно использовать при работе на уроках литературы , во внеклассной работе с учащимися, а также в научно - исследовательской работе учащихся.

Глава 1. Любовь в произведениях А.И. Куприна «Олеся» и «Суламифь» как двойники в творчестве писателя

В книгах Куприна, как во всяком искусстве, главные темы - жизнь, смерть, любовь. С ними непосредственно связана, из них вытекает тема творчества.

Говорить о преломлении темы любви в произведениях Куприна можно бесконечно много, потому что он писал о ней на протяжении всей жизни и потому еще, что это для него важно и по-настоящему интересно.

"Сильнее смерти" - это психологическая новелла, написанная в духе новелл о любви Чехова, или рассказов Бунина из цикла «Темные аллеи». Кажущаяся банальной история разрыва трехлетней любовной связи, наскучившей мужчине и составлявшей смысл бытия женщины, обрывается на трагической ноте ее самоубийства. Почти магическая любовь брошенной возлюбленной претво­рилось в очищенное от суеты высокое чувство сверхестественной силы. Любовь погибшей женщины возродила остывшие чувства мужчины, поначалу напоминавшего героя вполне оконченного пошлого романа.

«Сильнее смерти» - не единственное произведение Куприна о закате любви. Писателю нравилось отыскивать непохожие друг па друга концы любви. Так, вскоре после новеллы «Сильнее смерти» он написал цикл из двух рассказов с подзаголовком «Из женских писем». «Сентиментальный роман» посвящен трогательному прощанию смертельно больной женщины с любовью, на которой было сосредоточено все ее чувство жизни. «Осенние цветы» - грустная повесть о невозвратности прошедшего и радостный рассказ о том, что это безвозвратно ушедшее и воскрешенное памятью стало единственным богатством последующей жизни.

Куприн нередко прибегал к цитированию любимых поэтов, стихи которых навевали поэтическое настроение его героям, вызывали милые ассоциации. «Осенние цветы» художник сделал красивым парафразом пушкинского стихотворения «Цветы последние». Были утра, дни, вечера и ночи пьяные без вина, одной любовью; в ней воплощалось молодое счастье существования. Умерло прежнее чувство. Пришла трезвая зрелость, и чувства двух как бы умерших для любви людей обрели печальный и трогательный колорит прекрасной осени, когда, повторяя пушкинские слова, «разлуки час» стал «живее самого свиданья...».

Дважды в своем творчестве Куприн обратился к любви взаимной и счастливой: в повестях «Олеся» (1898) и «Суламифь» (1908).

«Олеся» входит в цикл полесских произведений Куприна и напоминает народную легенду, вставленную в рамки жизни действительной; «Суламифь» является вольной вариацией на библейскую «Песнь песней». В обеих повестях силен элемент сказочности - это мотив счастья, не дающегося обычной жизни. Любовь обеих героинь, однако, приходит к трагическому финалу: при столкновении с жизнью и в соответствии с ее законами Олеся и Иван Тимофеевич теряют друг друга, Суламифь убита из мести посыльным царицы Астис. Катастрофы обоих финалов очистительны; они переплавляют земное, временное и гибельное в вечно прекрасное.

Люди будущего виделись Куприну равными богам античности - всемогущими, великодушными, свободными, способными самозабвенно жить, творить, любить. Куприн не раз писал, что индивидуальность человека выражается «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте... но в любви...». Любовь лесной «колдуньи» Олеси и любовь простой девушки из виноградника Суламифи крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Любовь Олеси делает явной ее чуткую деликатность, особенный врожденный ум, наблюдательность и такт, ее инстинктивные странные знания тайн жизни, которые опередили точную науку на целые столетия; сверх того, ее любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Все сравнения Олеси с окружающими людьми возвышают ее и делают блеклыми окружающих. Колоритные фигуры полесских крестьян становятся тусклыми - нестерпимо косными, духовно порабощенными, беспричинно злобными, бездумно жестокими. В отличие от Олеси эти люди оставались под властью привычек, «привитых веками рабства и насилия». В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца. Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Ти­мофеевича, возлюбленного Олеси, интеллигента, от лица которого ведется повествование. Гадая ему по руке, Олеся характеризует Ивана Тимофеевича как человека «хотя и доброго, но только слабого»; признается, что доброта его «не сердечная». Сердце у него «холодное, ленивое», и тем, кто «будут его любить», принесет он, хотя и невольно, «много зла». Умом понимая их неравенство в любви, Иван Тимофеевич, если бы и хотел, не смог стать вровень с Олесей:

рядом с обыкновенной, даже трогательной любовью Ивана Тимофеевича любовь Олеси - самозабвенная, могучая и прекрасная, как любовь царицы или богини.

Над «Суламифью» Куприн работал с увлечением: «Роюсь в Библии, Ренане, Веселовском и Пыляеве, потому что пишу не то историческую поэму, не то легенду... о любви Соломона и Суламифи»1,- сообщал он литератору В. А. Тихонову. Времени разрушения кумиров, переоценки ценностей, падения идеалов Куприн хотел противопоставить нечто непреходящее - экзотику Древнего Востока, женскую красоту и молодость, яркую страсть. «Семьсот жен было у царя Соломона и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. И всех их очаровывал своей любовью Соломон, ибо Бог дал ему неиссякаемую силу страсти, какой не бывало у обыкновенных людей. Но лишь одну из всех женщин царь любил всем сердцем - Суламифь, девушку из виноградника»2".

Тайна очарования Суламифи - ее горячее сердце, совершенная красота, смелость, щедрость и нежность в любви. И за это судьба одарила ее чувством такой силы, которая бывает один раз в сотни лет и которая навечно остается в людской памяти: «Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит. Тьмы тем людей думают, что они любят, но только двум из них посылает Бог любовь...».3

«Олеся» и «Суламифь» - спутники, двойники в творчестве Куприна. В них похожи друг на друга героини и их судьбы. Олеся и Суламифь - открытые, самоотверженные, глубокие натуры; смысл их жизни составляла любовь. Она поднимала их над уровнем обычных людей, она дарила им счастье, она же делала их беззащитными и вела к гибели. У обеих повестей есть ещё один двойник, связанный с ними не по аналогии, а по контрасту. Это рассказ эмигрантского периода творчества Куприна «Ночная фиалка». Он уступает обеим повестям по силе художественной изобразительности, но тем не менее находится в том же ряду, что и они.

Олеся и Агата - обе дикарки - одна из Полесья, другая из Заволжья, обе связаны с нечистой силой. Но Олеся - само солнце, само добро, сама любовь. Агата же - несчастная девушка с двойной судьбой. Дочь обнищавшего мелкого дворянина и его служанки, она рано осталась сиротой и, на свое счастье, попала на воспитание в дом землемера Ильи Трапезникова. Ее жизнь в его семье - «дневная»: Агату любят и ценят, она тиха, молчалива, учтива. Смущают загадочные глаза, радует ее привлекательная улыбка. На беду Агаты, есть у нее и «ночная» жизнь. Не раз она явно оказывалась во власти злых сил, тогда бежала из дому, скиталась то с цыганами, то по монастырям. Ее темная страсть к Максиму Трапезникову напоминает бесовское одержание, разгул нечистой силы народных поверий и волшебных сказок. Олеся если и колдунья, то светлая, Агата же - существо, связанное с дьяволической бездной; Суламифь одержима лучезарной страстью языческих богов. Агата - страстью демонов. Судьба Агаты схожа с таинственной жизнью лесного цветка, прозванного ночной фиалкой. Как бы желая привлечь к себе человека, он благоухает прелестным кадильным ароматом. Сорванный и поставленный в воду, он начинает тяжело пахнуть, выдавать свое родство с сырым ядовитым болотом, произведшим его на свет.

У повести «Суламифь» есть своя, отдельная от других произведений Куприна, пара - повесть «Гранатовый браслет» (1910). «Суламифи», экзотической, пропитанной зноем и страстью, живущей вечностью, противостоит «Гранатовый браслет» - городская повесть о современных, обычных людях, правда из высшего круга,- княгине Вере Николаевне Шейной, жене предводителя дворянства южнорусского приморского города, ее муже князе Василии Львовиче, брате Николае Николаевиче Мирзе-Булат-Ту-гаповском, деде генерале Аносове, об их благополучном доме, устойчивом быте, теплой, заботливой семье. Спокойствие их почти безмятежной жизни было нежданно нарушено «маленьким человеком» - чиновником, попытавшимся скрыть свое имя под буквами «Г.С.Ж.» и приславшим в подарок на именины княгине Вере старинный гранатовый браслет.

Вместе с его посланием в дом князей Шейных вошла бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь: любовь-тайна, любовь-трагедия. Равномерное обыденное течение суетной жизни было нарушено музыкой сфер, гимном бессмертной любви, голосом всеусмиряющей смерти, вознесшими «маленького» Желткова над «большими» Шейными. Весь смысл жизни Желткова был в том, чтобы из глубины души произнести слова хвалы и молитвы, обращенные к любимой: «Да святится имя Твое...».

Александр Иванович Куприн был очень романтическим человеком; во многих его книгах силен романтический элемент. И однако, вполне счастливая любовь отнесена им или ко времени отрочества, или к миру сказки. Одна из очаровательных миниатюр Куприна «Фиалки» (1915) рассказывает не о любви-реальности, а о миге первой любви, о прелюдии любви, которую в дар от жизни, получил кадетик Казаков. Миру казенных обязанностей, иногда приятных, чаще скучных и утомительных, в рассказе противостоит мир случившейся наяву сказки - таинственного парка с тенистыми липами петровских времен, с черной, обжигающей холодом рекой, величавыми и молчаливыми мраморными скульптурами, с нежными благоухающими весенними листами и с фигурой молодой женщины, самый вид которой заставил юного кадета «остановиться в немом восторге, почти в страхе». Ночью, в спальной, Казаков, переполненный счастьем, плачет светлыми слезами: в его жизнь вошла поэзия и повернула ее в повое русло. «И как бы потом ни сложилась его жизнь со всеми падениями и удачами, дружбой и ненавистью, любовью и отвращением,- завершает рассказ автор,- он всегда, даже в старости,- он, позабывший имени и лица любивших его женщин,- благодарно и счастливо улыбнется, вспомнив фиалки, приколотые к груди принцессы из сказки. Потому что на его долю выпало редкое счастье испытать хоть на мгновение ту истинную любовь, в которой заключено все: целомудрие, поэзия, красота и молодость»4.

2.2. Тип продажной любви в произведениях «Поединок» и «Яма».

В список купринских произведений о любви, казалось бы неожиданно, попала одна из самых мрачных, скорбных русских книг - повесть «Яма» (1915). Вся она обращена к проблеме любви, но в ней самой нет любви.

Происхождение ее названия объяснено автором на первых страницах: «Яма» - сокращенно от названия «Ямская слобода» - это место на окраине большого города, где жил ремесленный люд, в том числе и ямщики. В шутку его прозвали «Ямками» и «Ямой». Темная слава и сомнительная репутация устроившихся здесь же домов терпимости выработала и переносное значение этого названия: «Яма» - гиблое место в этом большом городе. Сюжетное развитие повести обратило это название в жуткий символ жизненной пагубы. Куприн предполагал, что «Яму» читатели могут найти безнравственной, и тем более он счел возможным и необходимым посвятить се «матерям и юношеству».

Попробуем разобраться в том, почему он это сделал. «Яма» - в первую очередь повесть о женщинах. «Женское сердце,- говорил Куприн,- всегда хочет любви». Бессознательно хотели ее и обитательницы двухрублевого заведения благопристойной Анны Марковны. В длинной галерее образов девиц были умные и глупые, образованные и невежественные, красивые и уродливые, веселые и скучные, и все они мечтали о любви, все «были созданы самим Богом для нежной, страстной, взаимной любви»5, а отдавали свое тело ежедневно и по нескольку раз слюнявым старцам, мальчикам - кадетам и гимназистам, бородатым отцам семейств, влюбленным женихам, почтенным профессорам с громкими именами, ворам, убийцам, беглым каторжникам, передовым писателям, офицерам, социал-демократам, сыщикам и педагогам... И всякий раз должны были имитировать жгучую любовь. И дело было не в том только, что девицы - несчастные создания, брошенные в «яму» каждая в свой срок, а в том, что «всякая другая жизнь, после дома терпимости, казалась этим ленивым, безвольным женщинам пресной и скучной»6.

Вслед за Гаршиным («Надежда Николаевна»), Достоевским («Преступление и наказание»). Толстым («Воскресение»), Чеховым («Припадок»), Л. Андреевым («Тьма») Куприн с почти физической осязаемостью, с замечательным изобразительным талантом показал, как «под грубой похабной профессией» не умирает живая душа, как в самых опустившихся, заезженных, искалеченных, вроде извозчичьих кляч, девках, которых судьба еще в детстве толкнула на проституцию, сохранились жалость, доверчивость и сочувствие к человеческому страданию. Возможность уничтожения института проституции и явления проституции Куприн относил к далекому будущему, ко времени духовного раскрепощения человека, коренного изменения основ общественных отношений, качественного совершенствования природы человека и его личностных свойств. Куприн написал повесть страшной обнаженной правды, без лицемерия и ханжества, с надеждой на будущее, когда люди сумеют стать людьми.

Глава 2. Пейзаж и портрет в повести «Олеся».

2.1. Концепция «естественного человека» в повести «Олеся».

Два года спустя, после выхода «Молоха», Куприн написал новую повесть под названием «Олеся», которая явилась своеобразным дополнением к «Молоху». Это была попытка писателя найти характер истинно прекрасный, чистый, неиспорченный буржуазной цивилизацией. Две эти повести связаны между собой невидимыми нитями. В них разные сюжеты, герои, но есть нечто общее, что объединяет их. Это не бросается сразу в глаза, оно проявляется постепенно: в пейзажах, которые окружают героев и в их поступках. Но есть одна особенность, которая характерна для этих повестей. Это особенность проявляется в том, что в своих произведениях Куприн играет роль собственно рассказчика. Он внутри своих героев, он переживает вместе с ними, при этом тщательно рисует внутренний мир, душевные переживания своих героев. Излюбленными героями писателя стали обитатели глухих углов России, вольные бродяги, люди, близкие к природе, сохранившие вдали от общества душевное здоровье, свежесть и чистоту чувства, нравственную свободу. Для Куприна идеалом в этих произведениях являются- «естественные люди», которые свободны от влияния буржуазного общества и цивилизации. «Естественный человек» независим от общества, он близок не к народу, который живет и работает рядом с ним, а к природе, которая живет с ним в гармонии. Противоречие и противопоставление буржуазно- мещанского мира жизни природы становится одной из главных тем творчества Куприна. Будет им написано много разных вариантов этой темы, но внутренний смысл один и тот же столкновение естественной красоты с безобразием современного мира. В повести «Олеся» Куприн раскрывает красоту и бессилие «естественного человека».


2.2.Функции пейзажа и портрета в повести «Олеся».

Основная тема повести - столкновение естественной красоты с современным миром. Схема повести литературно - традиционна: интеллигент, человек обыкновенный встречается в глухом углу Полесья с девушкой, выросшей вне общества и цивилизации.

Романтическое поклонение, рыцарское служение ей противостояло в произведениях Куприна циничному глумлению над чувством, живописанию разврата в обществе, который под видом освобождения от мещанских условностей проповедовали в годы общественной реакции. В целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а их отношение к любимой зачастую поражает одна знаменательная аномалия. «Сильная» сторона любви - женщина, а «слабая» - мужчина. Поменялись ролями энергичная, волевая, полесская колдунья Олеся с «добрым, но только слабым» Иваном Тимофеевичем. Олеся отличается непосредственностью, цельностью, душевным богатством. Она не такая как девушки, окружающие главного героя.

Схема сюжета традиционна: встреча с героем, зарождение и драма «неравной» любви. Куприн вырисовывает свою Олесю, противопоставляя её деревенским девушкам. «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят однообразное, испуганное выражение. Моя незнакомка, высокая брюнетка лет двадцати-двадцати пяти, держалась легко стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посреди брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». С какой проницательностью и любовью он замечает каждый жест Олеси, он любуется ею. Он не посторонний зритель, наблюдающий со стороны за своими героями, он рядом с ними, переживает с ними, плачет, радуется с ними. Все оттенки настроения передает Куприн нам, чтобы мы сблизились с героями. «Она засмеялась, и - как странно, неожиданно изменилось её красивое лицо! Прежней суровости в нем и следа не осталось: оно вдруг сделалось светлым, застенчивым, детским». Куприн стремится показать преимущество «естественного человека», в котором он увидел духовные качества, утраченные в окружающем его мире. «Во всех её движениях, в её словах есть что-то благородное (конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова), какая-то врожденная изящная умеренность». Автор идеализирует героиню, делает её не похожей на других тем, что она «ведьма», окружает её ореолом таинственности. Олеся сама понимает, что она не такая, как все, и это её выделяет из всех. «В её неподвижно остановившихся глазах с расширившимися зрачками отразился какой-то темный ужас, какая-та невольная покорность таинственным силам и сверхъестественным знаниям, осенявшим её душу». Куприн, чтобы сделать свою героиню привлекательнее, часто проводит сравнения или контрасты, где полюбившийся герой или героиня выглядят красивее, добрее, прекраснее, подчеркивая «естественную красоту и грацию». «За ужином я не переставал наблюдать за обеими женщинами, потому что, по моему глубокому убеждению, которое я и до сих пор сохраняю, нигде человек не высказывается так ясно, как во время еды...».

«Не одна красота Олеси меня в ней очаровала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и опутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины». Писатель противопоставляет девушку ее возлюбленному, человеку доброму, нерешительному, бесхарактерному. Несмотря на то, что он главный герой и повествования в повести идет от него, нигде нельзя встретить его точного описания. Все желания и стремления Ивана Тимофеевича разбиваются о действительность и реалии окружающего мира. Его стремление сделать Олесю более цивилизованной, оборачиваются для нее целой трагедией. Стремление сделать ее похожей на всех приводит к тому, что Олеся получает душевную травму, последствия которой останутся в сердце навсегда. Нерешительность главного героя ранит ее, а сердце саднит от предчувствия чего-то необъяснимого и неотвратимого, которое неизбежно приближается к ним, неся с собой разрушения. Олеся натура более решительная, но и в тоже время добрая, она многое прощает своему Ванечке, по-матерински оберегает его даже при расставании. Куприн показывает себя не только мастером, умеющим передавать душевные переживания и волнения, он и тонкий наблюдатель. Он наблюдает за поведением людей, за природой, которая живет в его произведениях своей жизнью, переплетающейся с жизнью и настроением главных героев. В повести мастерски описываются пейзажи Полесья: «Взошел месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох. Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы...» Природа изображена не сама по себе, она как один из героев повести, всегда с главными героями. Все у них хорошо, и природа светла и прекрасна, но вот поблизости беда, и природа как бы мрачнеет от «дурных» предчувствий. Особенно поразительно природная стихия, которую автор описывает перед разлукой главных героев. Природа не молчит, она протестует по-своему против мещанства, косности и ханжества людей. «Гроза, медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий, нестерпимо душный день, разразилась с необыкновенной силой над Перебродом. Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты. Часов около восьми вечера гроза утихла на несколько минут, но только для того, чтобы потом начаться с новым ожесточением...».

В повести прекрасны описания природы сами по себе, она живет полной самостоятельной жизнью. Ее свежесть и красота противопоставляются человеческому обществу.

Олеся - прекрасный, самобытный человек, ей природа и ее обитатели ближе человеческого общества, цивилизация приносит ей одно горе. Она не может противостоять человеческому обществу, которое ее чуть не губит. Противовесом ей в повести стоит Ваня, который должен быть сильным мужчиной, как предопределено природой. Но его характеризует недооценка себя, неверие в свое право на обладание любимой женщиной, на независимость от общества. Судорожное желание замкнуться - это черта дорисовывает купринского героя с хрупкой душой, попавшего в жестокий мир. Главный герой слаб, в нем нет того здорового стержня, энергии, которые поддерживают Олесю, и она не может надеяться на него. Куприн, несмотря на то, что сопереживает своей героине, любуется ею, но финал повести трагичен. Олеся не может жить среди людей, она не «такая» как они, она особенная. Она осознает свое отличие от других. У нее один выход - исчезнуть, пока общество ее не погубило. На память о ней остаются красные коралловые бусы, как символ трагической любви.

«Естественный человек» Куприна не выдерживает насилия общества над душой, и в тоже время не может сопротивляться целому свету. После прочтения повестей остается на душе грусть, почему-то несбывшемуся, неосуществленному, которое затрагивает струны далеко запрятанные в душе каждого человека.

Две повести Куприна, разные по тематике, тем не менее, связаны между собой и перекликаются. В них главные герои - мужчины, которые не всегда остаются на высоте: поступков, мыслей, дел. Не всегда оправдывают наши ожидания инженер Бобров и Иван Тимофеевич, они слабы и подчас любуются своей слабостью, от них не дождешься решительного действия, и своей слабостью они приносят окружающим их людям горе.

Повести «Молох» и «Олеся» останутся в творчестве А.И. Куприна как выдающиеся произведения, которыми писатель вошел в историю русской литературы. Своими произведениями Куприн проповедовал идеалы добра и справедливости. Творчество Куприна - одна из значительных страниц в истории России и русского народа, оно и в настоящее время также интересно для читателей своей красотой и чистотой замыслов.

Заключение

В каждом из этих героев повторяются сходные черты : душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение, соединенное с полнейшей непрактичностью и безволием. Но, пожалуй, яснее всего раскрываются они, освещенные любовным чувством. Все они относятся к женщине с сыновней чистотой и благоговением.

Романтическое, даже мистическое поклонение женщине- вот главный мотив повести «Олеся». Любовь и трагедия всегда рядом. И все же, несмотря на обилие драматических ситуаций , в произведениях Куприна бьют ключом жизненные силы, преобладают светлые, оптимистические тона. А в прекрасном целомудрии купринских героев звучит гимн натуральной красоте и естественности.

Пройдя в еще в детстве через ряд разнообразных жизненных испытаний, принужденный приспособиться к жестокой среде, Куприн сберег в душе неспособность причинять боль, сохранил в чистоте бескомпромиссный гуманизм.

В течение первого десятилетия 900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художествен­ной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нина». В противовес всё сильнее сви­репствовавшему декадансу, талант Куприна остается и в эту пору реалистиче­ским, в высшей степени «земным» художническим даром.

Однако годы реакции не прошли бесследно для писателя. После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах - арцыбашевской «Жизни», символистском «Шиповнике», эклектичных сборниках Московского книгоиздательства писателей «Земля». Если говорить об известности Куприна -писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точ­ки. По существу же, в его творчестве 910-х годов уже заметны тревожные сим­птомы кризиса. Произведения Куприна этих лет отличаются крайней неравно­ценностью. После проникнутого активным гуманизмом «Гамбринуса» и по­этичной «Суламифи» (1908) он выступает с рассказом «Морская болезнь» (1908), вызвавшим протест демократической общественности. Рядом с «Грана­товым браслетом» (1911), где воспевается самоотверженное, святое чувство, он создает блеклую утопию «Королевский парк» (1911), в которой надежда на добровольный отказ правителей от власти звучит особенно фальшиво, так как появилась она вскоре после жестокого подавления революции 1905 -1907 го­дов. Вслед за полнокровно - реалистическим циклом очерков «Листригоны» (1907-1911), проникнутым жизнерадостным чувством и напоенным ароматами Черного моря, появляется фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912).

Литературное наследие позднего Куприна гораздо слабее его дооктябрьского творчества. Однако лучшие произведения писателя , сохраняют свою немалую эстетическую и познавательную ценность. Характерно, что его художественное творчество почти не замутнено тенденциозностью публицистики. Как художник Куприн остается реалистом, верным жизненной правде.

До конца своих дней Куприн остался русским патриотом, которому любовь к родине помогла вернуться в Россию.

Список использованной литературы.

  1. Алданов М. Памяти А.И. Куприна.// Литературное обозрение - 1994 - 37-8 - с.63-66.

  2. Афанасьев В. А. И. Куприн. Критико-биографический очерк - М.: ГИХЛ, 1960-С.23.

  3. Бахтин М.М. Научные сообщения и публикации// Проблема автора.М., 1962

  4. Большакова А.Ю. Теория автора в современном литературоведении.М.:Известия АН, 1998, т.57, №5

  5. Волков А. Творчество А. И. Куприна - М.:«Советский писатель», 1962 -с.18.

  6. Дружников Ю. Александр Куприн: деготь и патока// Смена - 1997 - 33 -с.4-18.

  7. Киселев Б. Рассказы о Куприне. М., «Советский писатель», 1964.

  8. Кристева В. Бахтин, слова, диалог,роман. М., 1989, с.13-16.

  9. Крутикова Л.В. Куприн А.И.- Л.: Просвещение, 1971 - с. 17.

  10. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. Минск, изд-во Министерства высшего, среднего специального и профессионального образования БССР, 1963.

  11. Куприн А.И. Олеся. М.: Худлит, 1984, 70с.

  12. Куприн А.И. Молох. М.:Детлит, 1982, 70с.

  13. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости - М.: «Художественная литература», 1966 - с.119.

  14. Куприн А.И. Портрет человека и писателя.// Литература - 1997 - №15 - с.7.

  15. Ю.Куприн А.И. Сильнее смерти - Спб.: Лениздат, 1993 - с. 476

  16. Куприн А.И. Собрание сочинений - т.1 - М.: Художественная литература, 1970 - с. 14.

  17. Куприн А.И. Яма - М.: Художественная литература, 1978 - с. 13.

  18. Куприн А.И. Повести if рассказы. М.: Советская Россия, 1987. С. 409.

  19. Куприн А.И. Избранные сочинения: В 2 т. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. Т. 1. С. 20.

  20. Кучкина О. Я бродяга и страстно люблю жизнь. Александр Куприн.// Комс. правда - 1996 - 22 дек.

  21. Новиков В. "Певец офицерской чести... "//Моск. Правда. 1995 -27 дек.

  22. Осьминина Е. "Как часто в горестной разлуке..."//Детская литература -1997-№4-с. 14-22.

  23. Паустовский К. Наедине с осенью. Портреты. Воспоминания. Очерки. -М.: Советский писатель, 1967 - с.63.

  24. Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 9 томах - т.7 - М., 1983 - с.492

  25. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 т. М., 1951, т.30. 360 с.

  26. Трофимов А.С. Купринский Арбат // Москва -1998 - №12 - с. 198-199.

  27. Чуковский К. Современники. Портреты и этюды - М.: «Молодая гвардия», 1963 - с.267.

1 Куприн А.И. Собрание сочинений - т.1 - М.: Художественная литература, 1970 - с. 14.

2 Куприн А. И. Собрание сочинений - т.1 - М.: Художественная литература, 1970 - с. 185.

3 Там же, с. 182.

4 Куприн А.И. Сильнее смерти - Спб.: Лениздат,1993 - с. 476.

5 Куприн А.И. Яма - М.: Художественная литература, 1978 - с. 13.

6 Куприн А.И. Яма - М.: Художественная литература, 1978 - с.62.

© 2010-2022