- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Однородные главные и второстепенные члены предложения
Однородные главные и второстепенные члены предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова С.Ф. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Однородные главные и второстепенные члены предложения.
Цели:
Образовательные: закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения; тренировать умение находить в тексте ОЧП, в том числе однородные сказуемые (простые глагольные, составные глагольные и
составные именные).
Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, разбирая предложения с ОЧ.
Воспитательные: воспитывать бережность отношения к языку, способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Мотивация и целеполагание.
Мы с вами продолжим изучение ОЧП и сегодня наша задача обобщить и закрепить знания об ОЧП.
III Проверка д.з.
Чтение учащимися текстов или предложение с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления.
Указать, какую синтаксическую роль выполняют однородные члены?
IV Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
2. Коллективная работа.
а) Интервью с однородными ЧП (Импровизация).
Вывод: в каждой шутке есть доля правды.
б) Фронтальный опрос.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Могут ли ОЧП быть выражены разными частями речи?
- Какую синтаксическую роль могут выполнять ОЧП?
- Какие знаки препинания ставятся между ОЧП, не соединенными союзами?
- Соединенными одиночными союзами?
V Работа над темой урока.
-
Синтаксическая пятиминутка.
Составьте предложение, выполнив следующие действия.
- Возьмите подлежащее из предложения Хорошая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь. ( Книга).
- Из предложения Добрая книга добру учит возьмите определение, поставьте его в форму м.р. ед.ч. им.п. (Добрый).
- Из предложения За вину умный винит себя выпишите подлежащее (Умный).
- Добавьте прилагательное честный.
- Из предложения Старый друг лучше новых двух выпишите подлежащее (друг).
(Книга - добрый, умный и честный друг).
2. Работа по дифференцированным заданиям.
- Подчеркните ОЧП, постройте схему предложения.
- Подчеркните ОЧП, постройте схему предложения, выполните синтаксический разбор предложения.
- Составьте схему, выполните синтаксический разбор, придумайте небольшое рассуждение на эту тему.
3. Работа с текстом.
Особенно красив и печален русский лес ранней осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие раскрашенные клены и осины. С берез медленно падают кружатся засохшие листья. Деревья кусты соединены серебристыми нитями липкой паутины.
Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Поздние подосиновики, белые, подберезовики прячутся в опавшей листве.
Что-то грустное и прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Прозрачен и чист воздух осенью. Долго не хочется выходить из леса, прощаться с его золотым убранством.
- Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите основную мысль.
- Работа по вариантам.
I Выписать предложения с однородными сказуемыми. ОЧ подчеркнуть, составить схемы.
- Определить: какие сказуемые выступают в роли однородных?
- Какие части составных сказуемых являются однородными?
II Выписать предложения с однородными подлежащими
-Найти одиночные и распространенные ОЧП.
-Ребята, еще раз внимательно прочитайте текст и найдите предложения, в которых 2 ряда ОЧ. Сделайте вывод о том, сколько рядов ОЧ может быть в предложении.
Н. Работа с учебником с. 57-58
- Какие дополнения являются прямыми? Какие - косвенными?
Тренировочное упр.64 (7,8)
- В каких предложениях нет ОЧ и почему?
- Спишите остальные предложения. Выделите в них ОЧ, составьте схемы.
- Какими частями речи выражены ОЧ?
Вывод: ОЧ могут быть выражены разными частями речи.
VI Итог урока.
Составление опорной схемы.
VII Д/з. Параграф 33 с.57-58; повторить прямые и косвенные дополнения. Упр. 65. Выпишите ОЧ вместе с определяемым словом, поставьте вопрос.