Однородные главные и второстепенные члены предложения

Однородные главные и второстепенные члены предложения. Один из  уроков по теме: "Однородные члены предложения" Образовательные: закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения;  тренировать умение находить в тексте ОЧП, в том числе однородные  сказуемые  (простые  глагольные,  составные  глагольные   и составные именные). Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, разбирая предложения с ОЧ. Воспитательные: воспитывать бережность отношения к языку, сп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Однородные главные и второстепенные члены предложения.

Цели:

Образовательные: закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения; тренировать умение находить в тексте ОЧП, в том числе однородные сказуемые (простые глагольные, составные глагольные и

составные именные).

Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, разбирая предложения с ОЧ.

Воспитательные: воспитывать бережность отношения к языку, способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Мотивация и целеполагание.

Мы с вами продолжим изучение ОЧП и сегодня наша задача обобщить и закрепить знания об ОЧП.

III Проверка д.з.

Чтение учащимися текстов или предложение с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления.

Указать, какую синтаксическую роль выполняют однородные члены?

IV Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

2. Коллективная работа.

а) Интервью с однородными ЧП (Импровизация).

Вывод: в каждой шутке есть доля правды.

б) Фронтальный опрос.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Могут ли ОЧП быть выражены разными частями речи?

- Какую синтаксическую роль могут выполнять ОЧП?

- Какие знаки препинания ставятся между ОЧП, не соединенными союзами?

- Соединенными одиночными союзами?

V Работа над темой урока.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

Составьте предложение, выполнив следующие действия.

- Возьмите подлежащее из предложения Хорошая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь. ( Книга).
- Из предложения Добрая книга добру учит возьмите определение, поставьте его в форму м.р. ед.ч. им.п. (Добрый).
- Из предложения За вину умный винит себя выпишите подлежащее (Умный).
- Добавьте прилагательное честный.
- Из предложения Старый друг лучше новых двух выпишите подлежащее (друг).

(Книга - добрый, умный и честный друг).

2. Работа по дифференцированным заданиям.

- Подчеркните ОЧП, постройте схему предложения.
- Подчеркните ОЧП, постройте схему предложения, выполните синтаксический разбор предложения.
- Составьте схему, выполните синтаксический разбор, придумайте небольшое рассуждение на эту тему.

3. Работа с текстом.

Особенно красив и печален русский лес ранней осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие раскрашенные клены и осины. С берез медленно падают кружатся засохшие листья. Деревья кусты соединены серебристыми нитями липкой паутины.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Поздние подосиновики, белые, подберезовики прячутся в опавшей листве.

Что-то грустное и прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Прозрачен и чист воздух осенью. Долго не хочется выходить из леса, прощаться с его золотым убранством.

- Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите основную мысль.

- Работа по вариантам.

I Выписать предложения с однородными сказуемыми. ОЧ подчеркнуть, составить схемы.

- Определить: какие сказуемые выступают в роли однородных?

- Какие части составных сказуемых являются однородными?

II Выписать предложения с однородными подлежащими

-Найти одиночные и распространенные ОЧП.

-Ребята, еще раз внимательно прочитайте текст и найдите предложения, в которых 2 ряда ОЧ. Сделайте вывод о том, сколько рядов ОЧ может быть в предложении.

Н. Работа с учебником с. 57-58

- Какие дополнения являются прямыми? Какие - косвенными?

Тренировочное упр.64 (7,8)

- В каких предложениях нет ОЧ и почему?

- Спишите остальные предложения. Выделите в них ОЧ, составьте схемы.

- Какими частями речи выражены ОЧ?

Вывод: ОЧ могут быть выражены разными частями речи.

VI Итог урока.

Составление опорной схемы.

VII Д/з. Параграф 33 с.57-58; повторить прямые и косвенные дополнения. Упр. 65. Выпишите ОЧ вместе с определяемым словом, поставьте вопрос.

© 2010-2022