Урок русского языка Разделы науки о русском языке. Повторение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОКУ «Вознесеновская средняя школа им. И. В. Гермашева»








Урок русского языка

для учащихся 8 класса



Подготовила и провела:

учитель

русского языка и литературы

Долинская И. Ю.





























2014 год

Тема: Разделы науки о русском языке. Повторение.


Цели:

  1. повторить отдельные понятия в разделах науки о русском языке;

  2. способствовать развитию речи и познавательных интересов учащихся;

  3. приобщать к культуре народа и воспитывать ценностное отношение

к богатству родного языка;

  1. тренировать быстроту реакции, находчивость;

  2. прививать умение работать в команде.


Оборудование: карточки, компьютер с мультимедийным проектором.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

2014 год в Российской Федерации объявлен годом культуры.

- Что включает в себя понятие «культура?»

2007 год был годом русского языка, но состояние современного языкового общения продолжает вызывать большую тревогу. Рушатся языковые нормы, всё чаще мы слышим не правильную речь, жаргонные словечки.

Я думаю, что все мы будем стремиться к тому, чтобы речь наша соответствовала нормам русского литературного языка, была понятной, красивой и грамотной.

Отправимся же в путешествие по страницам учебника «Русский язык».

Тема нашего урока «Разделы науки о русском языке. Повторение».

помогут нам в этом знания, полученные на уроках русского языка и литературы.



  1. Представление команд. (объявляют свое название).

- Сегодня на уроке в занимательной форме вспомним отдельные понятия из разделов науки о русском языке.

Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Она состоит из отдельных слов. Дар слова возвышает человека над миром всего живого. Слово - это средство общения между людьми.

Вот как об этом сказал народный поэт Калмыкии Д.Н.Кугультинов в стихотворении «Слово к человеческому слову». Отрывок из него является эпиграфом к нашему уроку.

Ты, Слово человеческое, ты

Опора наша, разума основа, -

К тебе, о Слово, обращаю слово!

Ты движешь человечество вперёд…

Д.Н.Кугультинов

(Раздать листы и ручки).

Один из разделов науки о русском языке называется:

1) Фонетика. Графика. Орфоэпия.

- Выполните задания.

- Какие слова получатся, если прочитать данные слова наоборот? Полученные слова запишите.

1 команда (распечатать карточка1) 2 команда

Ель (лей), ноль (лён), кот (ток), краб (парк).

Поставьте ударение в следующих словах: (карточка 2)

красивее

удобнее

столяр

торты

позвонишь

украинский

туфля

баловать

Следующий раздел науки о языке называется лексика.

2) Лексика.

В разделе «Лексика» изучаем словарный состав языка. (СЛАЙД)

Ответьте на вопросы:

1). -Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус?

(Да, когда это горькая правда и горький опыт).

2). - Может ли свет находиться в жидком состоянии?

(Да, если его пролить на что-нибудь).

(слайд)

1).- Какие два антонима составляют название рассказа Антона Павловича Чехова?

2). -Какой из этих «кулинарных» глаголов является синонимом глаголу «заботиться»?

- Выполните письменное задание.

Карточка 3

Подберите антонимы к данным словам:

1 команда

Добро (зло).

Бедность (богатство).

Небо (земля).

Великан (карлик).

Сильный (слабый).

Правда (ложь).

2 команда

Весёлый (грустный).

Мелкий (глубокий).

Вверх (вниз).

Казнить (миловать).

Вперёд (назад).

Плакать(смеяться).

- Богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова насчитывает 57 тыс. слов, в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля - более 200 тыс. слов, в знаменитом «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова насчитывается более 85 тыс. слов.

Один из разделов науки о языке изучает правила составления словарей. Называется этот раздел - лексикография. (слайд)

- В одном из разделов науки о языке, изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. Называется этот раздел

3) Фразеология.

А) «Переводчики».

Фразеологические обороты, несомненно, делают нашу речь ярче, образнее, они являются украшением любого языка. Массу интересных оборотов можно обнаружить и в иностранных языках, некоторые из них можно переводить не буквально, а с помощью подбора синонимичных фразеологизмов родного языка. Так, французскую поговорку хорошему коту - хорошую крысу можно соотнести с русской большому кораблю - большое плавание. Итак, наш конкурс «Переводчики» предполагает перевод с иностранных языков на русский некоторых фразеологизмов. (СЛАЙД) по 1 щелчку каждый фр. при ответах

Переведите на русский язык пословицы. (каждой команде по 3 фразеологизма)

  1. Жить как петух на откормке (франц.)

  2. Что дома сварено, должно быть дома и съедено (немец.)

  1. Спеши медленно (лат.)

  2. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.)

  1. Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)

  2. Записать за ушами (чеш) .

Ответы:

  • Как сыр в масле кататься, жить как у Христа за пазухой (в довольстве, достатке).

  • Не выносить сор из избы (не разглашать внутренние ссоры).

  • Тише едешь - дальше будешь; поспешишь - людей насмешишь.

  • В семье не без урода; паршивая овца все стадо портит.

  • Когда рак на горе свистнет; после дождичкам в четверг (никогда).

  • Намотать на ус; зарубить на носу (запомнить надолго).

Б) Игра «Кто быстрее».

Перед вами слово. Вам предлагается подобрать к каждой букве по фразеологизму (СЛАЙД) по 1 щелчку каждый фр. при ответах

  • К

  • О

  • С

  • М

  • О

С

Кануть в лету

  • Обетованная земля

  • Сорвать маску

  • Мозолить глаза

  • От доски до доски

  • Сбросить иго

В) Восстановление фразеологизмов (на слайде задание, выполняют обе команды одновременно).



  • Маланьина коза

  • Дамоклов кафтан

  • Иерихонская грамота

  • Тришкина свадьба

  • Сидоров меч

  • Филькина труба

На Маланьину свадьбу -очень много

  • Как сидорову козу -жестоко наказывать

  • Дамоклов меч -постоянная угроза

  • Тришкин кафтан - плохо сделанная работа

  • Иерихонская труба - громкий голос

  • Филькина грамота - не имеющая значения бумажка.

Многие фразеологизмы возникли из пословиц.

Карточка4

Г) Выполните задание: «соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых в левом столбике, другая - в правом), запишите, вставьте пропущенные буквы. Баллы считаются за знание пословиц и грамотное написание. (9, 5)

«соберите» пословицы и поговорки из двух частей

1 команда

Матушка - рож__

Повинную голову

Хлеб-соль еш__

День да ноч__ -

Что посееш__,

то и пожнёш__.

и меч__ не сечёт.

а правду реж__.

и сутки проч__.

кормит всех сплош__.


«соберите» пословицы и поговорки из двух частей

2 команда

У кого жёлч__ во рту -

Под гору вскач__,

Взялся за гуж__ -

Обожжёш__ся на молоке -

Чем бы дитя ни тешилось -

а на гору - хоть плач__

дуеш__ на воду.

лиш__ бы не плакало.

тому всё горько.

не говори, что не дюж _.

Проверка. (Слайд)

Что посеешь, то и пожнёшь.

У кого желчь во рту - тому всё горько.

Под гору вскачь, а на гору - хоть плачь.

Взялся за гуж - не говори, что не дюж.

Обожжёшься на молоке - дуешь на воду.

Чем бы дитя ни тешилось - лишь бы не плакало.

День да ночь - и сутки прочь.

Матушка-рожь кормит всех сплошь.

Повинную голову и меч не сечёт.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Следующий раздел науки о языке

4) Морфология. (Слайды)

1). -У какого из этих существительных нет формы единственного числа?

2). - Какой частью речи великий русский поэт Пушкин предлагает жечь сердца людей?

1). - Какое из этих слов мужского рода?

2). - Какой из этих глаголов на уроке химии может быть именем существительным?

1). - Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я, мы; ямы).

2). - Какое местоимение требует чистоты? (Мой).

Работаем письменно.

Карточка 5

Определите род существительных.

1 команда

2 команда

Маэстро (м.р).

Бюро (с.р.).

Тюль (м.р.).

Пони (м.р.).

Какао (с.р.).

Фамилия (ж.р.).

Кенгуру (м.р.).

Платье (с.р.).

Лошадь (ж.р.).

Шампунь (м.р.).

Такси (с.р.).

Леди (ж.р.).

Карточка 6

Подберите пары, например, он - козёл, она - коза.


Он

Она

Бобёр

Осёл

Лев

Медведь

Оса

Стрекоза

Ответы:

Бобёр - бобёр.

Осёл - ослица.

Оса - оса.

Стрекоза - стрекоза.

Лев - львица.

Медведь - медведица.

- В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные.

Карточка 7

Задание: вспомните, какие прилагательные включены в названия следующих произведений?


1команда.

2 команда

А.Погорельский «… курица или … жители».

В.Гауф «… Мук».

А.Линдгрен «Пеппи - … чулок».

А.М.Волков «Семь … королей».

М.М.Пришвин «… луг».

Х.К.Андерсен «… королева».

А.И.Куприн «… пудель».

Дж.Даррелл «… сверчок».

А.М.Волков «… туман».

Г.Губарев «Королевство … зеркал».

Х.К.Андерсен «… утёнок».

А.Н.Толстой «… ключик или Приключения Буратино».

Д.Н.Кугультинов, являясь мастером слова, оставил потомкам богатое наследие. Это его литературные труды. Они помогут нам вспомнить ещё один раздел науки о русском языке - синтаксис и пунктуацию.

Прочитайте эпиграф и найдите слова, относящиеся к теме «Обращение».

Итог:

- Какие разделы науки о русском языке мы повторили?

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика.

Фразеология.

Орфография.

Морфология.

Синтаксис и пунктуация.

- Какие задачи они помогают решить нам?

- Научиться общаться друг с другом посредством речи.

Оценки.

Домашнее задание: записать 10 заимствованных слов, пришедших в русский язык из калмыцкого языка и 5 фразеологизмов или пословиц, употребляемых жителями.

Урок русского языка Разделы науки о русском языке. Повторение.

© 2010-2022